Бухгалтеру театрально-концертной организации. Организация бухгалтерского учета (Н.Н. Романцова, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 24, июнь 1999 г.)

Организация бухгалтерского учета


В соответствии с действующим Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель театра. Он обеспечивает соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, утверждает учетную политику организации.

Бухгалтерский учет в театре осуществляется бухгалтерией, являющейся самостоятельным структурным подразделением, возглавляемой главным бухгалтером, который подчиняется непосредственно руководителю театра. В театрах сложилась линейная структура организации бухгалтерии. Все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру. Он обеспечивает ведение бухгалтерского учета, контроль за отражением всех хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, составление отчетности, формирование учетной политики.

В соответствии с Положением об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.95 г. N 609, театры, учредителями которых являются федеральные органы, органы субъектов Российской Федерации и муниципальные органы исполнительной власти, при условии выделения средств на их содержание из соответствующего бюджета, следует считать бюджетными организациями. Такой статус государственных и муниципальных театров подтвержден письмом Министерства финансов Российской Федерации от 17.11.98 г. N 16-00-17-101 "О статусе государственных и муниципальных театров и системе бухгалтерского учета в них".

Бухгалтерский учет в театрально-зрелищных организациях осуществляется по Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкции по его применению, утвержденным приказом Минфина СССР от 1.11.91 г. N 56, и дополнениями и изменениями, внесенными по согласованию с Минфином России письмом Министерства культуры Российской Федерации от 20.05.93 г. N 01-146/16-21 и согласно письму Минфина России от 17.11.98 г. N 16-00-17-101.


Формы бухгалтерского учета


Форму бухгалтерского учета главный бухгалтер выбирает самостоятельно исходя из целесообразности ее применения, квалификации работников и других факторов.

Следует отметить, что мемориально-ордерная форма, с одной стороны, проста и доступна, с другой - трудоемка, приходится многократно дублировать одни и те же записи в различных учетных регистрах. Мемориально-ордерную форму удобнее применять в небольших театрах.

Применение журнально-ордерной формы учета позволяет уменьшить трудоемкость учета за счет того, что в одном регистре совмещаются синтетический и аналитический учет, здесь отсутствует ряд регистров (мемориальные ордера, регистрационный журнал, оборотные ведомости по синтетическим счетам).

Особенностями журнально-ордерной формы учета являются:

объединение в журналах-ордерах синтетического и аналитического учета. Самостоятельный аналитический учет ведется только по тем синтетическим счетам, в дополнение к которым открывается большое количество аналитических счетов (основные средства, сценическо-постановочные средства, материалы и др.);

объединение синтетической и хронологической записей, так как все хозяйственные операции заносятся в журналы-ордера по мере их совершения и документального оформления.


Бухгалтерская отчетность


Бухгалтерская отчетность включает:

1. Бухгалтерский баланс (форма N 1).

2. Отчет о финансовых результатах и их использовании (форма N 2). Составляется по результатам от предпринимательской деятельности.

3. Отчет о движении капитала (форма N 3). Составляется к годовому балансу.

4. Отчет о движении денежных средств (форма N 4).

5. Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5). Составляется к годовому балансу.

6. Отчет о доходах и расходах театров, концертных организаций и музыкальных коллективов (форма N 7-Т3).

7. Отчет о репертуаре (годовая форма N 9-НК).

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, о его изменениях и финансовых результатах деятельности организации.

Бухгалтерская отчетность составляется ежеквартально и в обязательном порядке представляется:

учредителям;

государственной налоговой инспекции;

территориальным органам государственной статистики по месту регистрации театра.

Бухгалтерскую отчетность подписывают руководитель и главный бухгалтер организации.


Основные нормативные документы


1. Федеральный закон от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая.

3. Патентный закон Российской Федерации от 23.09.92 г. N 3517-1.

4. Закон Российской Федерации от 23.09.92 г. N 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных".

5. Закон Российской Федерации от 9.07.93 г. N 5351-1 (ред. от 19.07.95 г.) "Об авторском праве и смежных правах".

6. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29.07.98 г. N 34н).

7. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утв. приказом Минфина России от 20.07.98 г. N 33н).

8. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/98) (утв. приказом Минфина России от 15.06.98 г. N 25н).

9. Инструкция по учету сценично-постановочных средств в театрах системы Министерства культуры СССР (утв. Министерством культуры СССР по согласованию с Министерством финансов СССР 18.05.79 г.).

10. Общероссийский классификатор основных фондов (утв. постановлением Госстандарта России от 26.12.94 г. N 359).

11. Постановление Госкомстата России от 30.10.97 г. N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве".

12. Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/97) (утв. приказом Минфина России от 3.09.97 г. N 65н).

13. Письмо Министерства культуры Российской Федерации от 20.05.93 г. N 01-146/16-21 "О порядке учета капитальных вложений в театрах и концертных организациях".

14. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 25.11.92 г. N 16-6-6 и письмо Министерства экономики Российской Федерации от 25.11.92 г. N АМ-560/12-380 "Об освобождении театров и концертных организаций системы Министерства культуры Российской Федерации от амортизационных отчислений по основным фондам в части, направляемой на полное восстановление".

Бухгалтерский учет основных средств, сценическо-постановочных средств и нематериальных активов должен обеспечивать:

правильное оформление документов, своевременное отражение в учете поступления основных средств и нематериальных активов, их применения и выбытия;

достоверное определение результатов от реализации и прочего выбытия;

контроль за сохранностью;

полное определение затрат, связанных с ремонтом и реконструкцией.

Для выполнения указанных задач должна быть разработана оптимальная система документооборота, определены материально ответственные лица, отвечающие за сохранность средств.

Все хозяйственные операции должны быть оформлены документально. Это первичные учетные документы, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы должны быть составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.


Основные средства


Основные средства - это материально-вещественные ценности, используемые в качестве средств труда со сроком эксплуатации более одного года и стоимостью свыше стократного размера установленного законодательством Российской Федерации минимального размера месячной оплаты труда за единицу.

К основным средствам относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, производственный и хозяйственный инвентарь и др.

Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельно конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, который предназначен для выполнения определенной работы.

Для организации учета и обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому объекту основных средств независимо от того, находится он в эксплуатации или в запасе, присваивается при принятии на баланс инвентарный номер. Он может быть обозначен путем прикрепления металлического жетона, нанесен краской или иным способом.

Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в организации. При списании основных средств их инвентарный номер не присваивают вновь принятым к бухгалтерскому учету объектам в течение пяти лет по окончании года списания.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость - это сумма всех фактических затрат, связанных с приобретением, сооружением и изготовлением с учетом налога на добавленную стоимость.

Все затраты по приобретенным, сооруженным или изготовленным основным средствам отражаются по дебету счета 08 "Капитальные вложения". На основании акта приемки в эксплуатацию основные средства приходуются путем списания затрат с отнесением их в дебет счета 01 "Основные средства".

В случае приобретения, сооружения или изготовления основных средств за счет средств бюджета делаются следующие бухгалтерские записи:

Д-т 51, К-т 96 - поступление средств из бюджета;

Д-т 60, К-т 51 - оплачен счет поставщика;

Д-т 08, К-т 60 - отнесены затраты на капитальные вложения;

Д-т 01, К-т 08 - оприходованы основные средства;

Д-т 96, К-т 88 - формирование фонда театрально-зрелищного предприятия.

При осуществлении капитальных вложений за счет средств фонда развития делаются бухгалтерские записи:

Д-т 60, К-т 51- оплачен счет поставщика;

Д-т 08, К-т 60 - учитываются затраты на капитальные вложения;

Д-т 01, К-т 08 - оприходованы основные средства по балансовой стоимости;

Д-т 88, субсчет фонда ТПСР*, К-т 88, субсчет фонда ТЗП** создание фонда театрально-зрелищного предприятия.

При получении основных средств по договору дарения или в иных случаях безвозмездного получения составляются следующие проводки:

Д-т 01, К-т 76 - оприходованы основные средства;

Д-т 76, К-т 88, субсчет фонда ТЗП - создание фонда ТЗП.

Если объект основных средств получен в хозяйственное ведение или оперативное управление от государственного или муниципального органа, делаются записи:

Д-т 01, К-т 75 - оприходованы основные средства;

Д-т 75, К-т 88, субсчет фонда ТЗП - формирование фонда ТЗП.


Документальное оформление движения основных средств


Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Для оформления основных средств составляется акт приемки-передачи по форме ОС-1. В акте в обязательном порядке должны быть указаны:

наименование объекта;

год выпуска;

характеристика объекта;

первоначальная стоимость;

инвентарный номер, присвоенный основным средствам.

Акт приемки-передачи вместе с технической документацией на основное средство передается в бухгалтерию театра. Бухгалтерия на основании этих документов заводит инвентарные карточки учета основных средств (форма ОС-6).

Инвентарные карточки - основной регистр аналитического учета основных средств. Инвентарные карточки формируются в инвентарную картотеку, построенную с учетом классификационных групп по видам основных средств.

Инвентарные карточки регистрируются в описи инвентарных карточек по учету основных средств (форма ОС-10).

По месту нахождения основных средств ведутся инвентарные списки основных средств (форма ОС-13). Данная форма составляется лицами, ответственными за сохранность основных средств.

Внутреннее перемещение основных средств оформляется накладной (форма ОС-2), списание основных средств - актом (форма ОС-4), списание автотранспортных средств - также актом (форма ОС-4а).

Театры и концертные организации системы Министерства культуры Российской Федерации освобождаются от амортизационных отчислений по основным фондам в части, направляемой на полное восстановление.

Начисление износа по основным средствам театрально-зрелищных предприятий производится ежегодно при составлении годового отчета на забалансовом счете 016.

Выбытие основных средств учитывается на счете 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств".

Списание основных средств оформляется проводками:

Д-т 47, К-т 01 - списание по первоначальной стоимости основного средства;

Д-т 016 - списание начисленного ранее износа;

Д-т 88, субсчет фонда ТЗП, К-т 47 - по первоначальной стоимости основного средства списание с фонда ТЗП.

В случае реализации основных средств делают следующие записи:

Д-т 47, К-т 01 - списание по первоначальной стоимости основных средств;

Д-т 016 - списание начисленного ранее износа;

Д-т 60, К-т 47 - выставлен счет покупателю;

Д-т 47, К-т 68 - начислен НДС;

Д-т 88, субсчет фонда ТЗП, К-т 88, субсчет фонда ТПСР - на сумму полученного дохода от реализации основных средств;

Д-т 88, субсчет фонда ТЗП, К-т 47 - разница между балансовой и продажной стоимостью основных средств.

Все доходы, полученные от реализации основных средств, поступают в фонд творческо-производственного и социального развития. Следует отметить, что театр не является собственником имущества. Все имущество, подаренное или пожертвованное театрам, переданное театру по завещанию, приобретенное за счет средств фонда ТПСР или на иных условиях находятся в оперативном управлении театра. Порядок использования имущества определяется договором между учредителем (учредителями) и театром. И, как правило, при списании, продаже или ином выбытии основных средств требуется разрешение или согласование собственника имущества.

Инвентаризация основных средств проводится не реже одного раза в три года. До начала инвентаризации необходимо проверить наличие и состояние инвентарных карточек и других регистров аналитического учета и технической документации. Далее комиссия производит осмотр объектов, заносит их полное наименование, инвентарные номера, основные технические данные в описи. Данные инвентаризации сверяются с данными бухгалтерского учета, отмечаются все выявленные нарушения.

Излишки основных средств приходуются по дебету счета 01 и кредиту счета 88, субсчет фонда ТЗП.

При обнаружении недостачи первоначальная стоимость основных средств списывается с кредита счета 01 в дебет счета 47, а с кредита счета 47 - в дебет счета 88, субсчет фонда ТЗП в сумме начисленного износа, при этом списывается начисленный ранее износ с дебета забалансового счета 016. Остаточная стоимость основных средств с кредита счета 47 списывается в дебет счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей". Если установлено конкретное виновное лицо, то возмещение ущерба от недостачи основных средств относят на виновника. При этом недостающие основные средства оцениваются по рыночным ценам и списываются с кредита счета 84 в дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям". Одновременно делается запись: Д-т 88, субсчет фонда ТЗП, К-т 88, субсчет фонда ТПСР - по остаточной стоимости основного средства. Разница между рыночной и остаточной стоимостью основного средства отражается по дебету счета 84 и кредиту счета 83 "Доходы будущих периодов". По мере погашения задолженности с дебета счета 83 списывается в кредит счета 88, субсчет фонда ТПСР.

Если виновное лицо не обнаружено, недостачу основных средств списывают с кредита счета 84 в дебет счета 88, субсчет фонда ТЗП.


Нематериальные активы


Под нематериальными активами понимают объекты долгосрочного использования (свыше 12 месяцев), не имеющие материально-вещественной формы, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход.

К нематериальным активам относятся:

права на программы для ЭВМ, базы данных;

различные права использования, авторские права;

новые технологии;

товарные знаки, символика и др.

Учитываются нематериальные активы на счете 04 по первоначальной стоимости. Она определяется как сумма всех производственных затрат по их приобретению или созданию, включая налог на добавленную стоимость.

Первоначальная стоимость нематериальных активов, полученных безвозмездно, определяется либо экспертным путем, либо по стоимости, указанной в документах о передаче.

Аналитический учет по счету 04 ведется по видам и отдельным объектам нематериальных активов. Все расходы по приобретению и созданию нематериальных активов отражаются по дебету счета 08. Учет выбытия нематериальных активов ведется на счете 48 "Реализация прочих активов".

Корреспонденция счетов по операциям с нематериальными активами аналогична корреспонденции счетов по операциям движения основных средств.

По нематериальным активам, приобретенным с использованием бюджетных ассигнований и иных аналогичных средств, полученных безвозмездно, а также по нематериальным активам бюджетных организаций амортизация не начисляется.

Нематериальные активы отражаются в балансе по первоначальной стоимости.


Сценическо-постановочные средства


Сценическо-постановочные средства (СПС) представляют собой совокупность предметов материального оформления спектаклей, концертных и цирковых программ, действующих в неизменно натуральной форме в течение длительного периода (свыше 12 месяцев).

Типовой классификацией основных фондов сценическо-постановочные средства отнесены в состав основных фондов, но в связи со спецификой финансирования затрат на их приобретение, изготовление и ликвидацию они выделены в таблице баланса из состава основных фондов и отражены отдельной строкой (сценическо-постановочные средства учитываются на активном счете 01-2, а в балансе отражаются по строке 150 - прочие внеоборотные активы).

К сценическо-постановочным средствам относятся декорации; мебель, реквизит, бутафория; костюмы, обувь, головные уборы; парики; куклы; электроприборы, радиооформление, кинооформление.

Не относятся к таким средствам и учитываются в составе основных средств инвентарная одежда сцены, электроосветительное оборудование сцены, радио- и звукооборудование сцены, не вмонтированное в оформление спектакля.

В состав СПС не включаются предметы материального оформления, имеющие незначительный срок службы (балетные туфли, колготы, трико и т.д.).

Амортизация по сценическо-постановочным средствам не начисляется. Они также не подлежат переоценке.

Учет СПС ведется в разрезе материально ответственных лиц в соответствии со структурой обслуживающих сцену подразделений сценическо-постановочной части театра:

декорации (машинно-декорационный цех);

мебель, бутафория и реквизит (мебельно-реквизиторский цех);

костюмы, обувь, головные уборы (костюмерный цех);

парики (гримерный цех);

электроприборы (электроосветительный цех);

радио- и кинооформление (радиоцех).

Кроме того, учет СПС ведется с разделением на средства, обслуживающие текущий репертуар, и средства, находящиеся в запасе. В первом случае учет ведется по каждому спектаклю.

СПС, обслуживающие текущий репертуар, отражаются в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости. Она равна сумме всех фактических затрат на приобретение и изготовление с учетом налога на добавленную стоимость.

Первоначальной стоимостью СПС, полученных безвозмездно, признается их рыночная стоимость на дату оприходования либо стоимость по данным бухгалтерского учета передающей стороны, указываемая в документах о передаче. При определении рыночной стоимости могут быть использованы данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей, или экспертные заключения о стоимости безвозмездно полученных СПС. Затраты по доставке принятых безвозмездно сценическо-постановочных средств относятся на эксплуатационные расходы и не увеличивают стоимость СПС.

СПС, находящиеся в запасе, отражаются в бухгалтерском учете по фактической стоимости, определяемой комиссией с учетом фактического износа средств при передаче их из текущего репертуара в запас.

СПС учитываются только в рублях, без копеек.

Единицей учета сценическо-постановочных средств является отдельный объект. Для организации учета и обеспечения сохранности СПС каждому объекту присваивается инвентарный номер. Нумерация строится по порядково-серийной системе. Инвентарные номера - шестизначные. Первые две цифры присваиваются названию спектакля, а остальные четыре последовательно объекту сценическо-постановочных средств данного спектакля. Инвентарный номер, присвоенный объекту СПС, сохраняется за ним на весь период нахождения его в театре. Инвентарные номера выбывших СПС не присваиваются вновь прибывшим СПС.

Приобретенные и изготовленные объекты сценическо-постановочных средств принимаются на учет на основании актов приемки-передачи или наряд-заказа.

Аналитический учет СПС осуществляется в книге по учету и инвентаризации сценическо-постановочных средств по форме ОС-20тз. В книге дается характеристика объекта, указываются дата приобретения или изготовления, балансовая стоимость, отражаются сведения о выбытии, данные инвентаризации.

Книги по учету и инвентаризации сценическо-постановочных средств ведутся в двух экземплярах, один находится в бухгалтерии, второй - у материально ответственных лиц.

Перемещение сценическо-постановочных средств (из спектакля в спектакль, из текущего репертуара в запасник и обратно) оформляется накладной на внутреннее перемещение СПС (форма ОС-18тз), соответственно делается запись в книгах учета о перемещении СПС.

Списание сценическо-постановочных средств оформляется актом на списание по форме ОС-19тз.

Затраты по ремонту СПС учитываются на субсчете "Затраты на пополнение, содержание и текущий ремонт материального оформления текущего репертуара" счета 20. Затраты на ремонт СПС не увеличивают их первоначальную стоимость. Затраты на ремонт сценическо-постановочных средств при капитальном возобновлении спектакля относятся на субсчет "Затраты на новые и капитально возобновляемые постановки" счета 20.

На каждый объект СПС, идущий на капитальный ремонт, выписывается наряд-заказ. Отпуск материалов для ремонта и для изготовления сценическо-постановочных средств производится на основании наряд-заказа. Израсходованные материалы с материально ответственных лиц списываются бухгалтерией на основании закрытого наряд-заказа. Для осуществления мелкого и текущего ремонта составлять наряд-заказ не требуется.

Выбытие сценическо-постановочных средств происходит в результате реализации, ликвидации по ветхости и износу, недостачи или порчи. Для определения непригодности СПС к дальнейшему использованию, а также для оформления необходимой документации на списание СПС с баланса театра создается постоянно действующая комиссия в составе

главного художника (председатель комиссии), заведующего художественно-постановочной частью, представителя трудового

коллектива, представителя бухгалтерии, материально ответственных лиц, на хранении у которых находятся СПС.

Комиссия производит осмотр СПС, устанавливает его непригодность к дальнейшей эксплуатации, определяет возможность использования, степень износа, причины выбытия, а в случае необходимости - виновных лиц. Затем комиссия составляет акт на списание СПС. В акте дается характеристика объекта, указываются наименование спектакля, инвентарный номер, дата приобретения, балансовая стоимость, физический износ и т.д.

Бухгалтерия производит списание СПС только на основании акта, утвержденного руководителем театра. Выбытие СПС отражается в бухгалтерском учете с одновременным уменьшением фонда сценическо-постановочных средств.

Исключение спектакля из текущего репертуара производится на основании приказа или распоряжения руководителя театра. Затем комиссия производит осмотр всего материально-вещественного оформления спектакля и принимает решение либо о списании СПС либо о переводе их в запас, либо об использовании в других спектаклях текущего репертуара. При переводе СПС в запас устанавливается процент физического износа, исходя из чего бухгалтерия определяет фактическую стоимость СПС, по которой они будут отражаться в бухгалтерском учете.

Инвентаризация СПС производится не реже одного раза в три года.


Корреспонденция счетов по операциям движения сценическо-постановочных средств


1. Приобретение, изготовление СПС за счет бюджета либо внебюджетных целевых средств (например, за счет спонсорских средств):

Д-т 51, К-т 96 - поступление денежных средств;

Д-т 60, К-т 51 - оплачен счет поставщикам;

Д-т 20, К-т 60 - получены СПС;

Д-т 20, К-т 10, 70, 69 и др. - изготовлены СПС;

Д-т 01-2, К-т 88, субсчет фонда СПС - оприходованы СПС на баланс;

Д-т 96, К-т 20 - закрытие расходов на приобретение, изготовление СПС.

В случае приобретения или изготовления СПС за счет средств фонда творческо-производственного и социального развития производятся те же записи, только расходы закрываются за счет фонда ТПСР (Д-т 88, субсчет фонда ТПСР, К-т 20).

Затраты на приобретение, изготовление СПС учитываются на счете 20. Затраты целесообразно группировать по видам расходов, применяя субсчета. Расходы необходимо делить следующим образом: расходы на новые и капитально-возобновляемые постановки, а также на содержание, пополнение материального оформления спектаклей текущего репертуара.

2. При переводе СПС в запас делаются следующие записи:

Д-т 88, субсчет фонда СПС, К-т 01-2 - выбытие СПС из текущего репертуара по первоначальной стоимости;

Д-т 01-2, К-т 88, субсчет фонда СПС - поступление СПС в запас по фактической стоимости.

3. Выбытие в случае физического износа:

Д-т 88, субсчет фонда СПС, К-т 01-2 - списание по первоначальной стоимости.

4. Выбытие в случае реализации:

Д-т 48, К-т 01-2 - списание СПС по первоначальной стоимости;

Д-т 60, Д-т 48 - выставлен счет покупателю;

Д-т 50, 51, К-т 60 - получены средства от покупателя;

Д-т 88, субсчет фонда СПС, К-т 88, субсчет фонда ТПСР - на сумму балансовой стоимости СПС;

Д-т 48, К-т 88, субсчет фонда ТПСР - положительная разница между балансовой и продажной стоимостью СПС;

Д-т 88, субсчет фонда ТПСР, К-т 48 - отрицательная разница между балансовой и продажной стоимостью СПС.


Финансовые вложения


К финансовым вложениям относятся инвестиции организации в ценные бумаги, в уставные капиталы других предприятий, предоставление займов другим организациям, размещение средств на банковских депозитах.

Согласно ст. 47 Основ законодательства Российской Федерации о культуре осуществление финансовых вложений организациями культуры относится к их предпринимательской деятельности.

Финансовые вложения принимаются к учету в сумме фактических затрат.

По долговым ценным бумагам разница между покупной и номинальной стоимостью в течение срока их обращения равномерно по мере начисления причитающегося по ним дохода подлежит либо списанию, либо доначислению. К моменту погашения ценных бумаг балансовая стоимость ценных бумаг должна соответствовать их номинальной стоимости.

Долгосрочные финансовые вложения (на срок более 12 месяцев) учитываются на счете 06. Краткосрочные финансовые вложения (на срок до 12 месяцев) учитываются на счете 58.

Произведенные финансовые вложения отражаются по дебету счетов 06, 58 с кредита счетов 51, 52, 50.

Если покупная цена выше номинальной стоимости ценных бумаг делается запись: Д-т 80, К-т 06 - на разницу между покупной и номинальной стоимостью; если покупная цена ниже номинальной стоимости, делается запись: Д-т 06, К-т 80 - на разницу между покупной и номинальной стоимостью.

Доход по финансовым вложениям отражается следующей проводкой: Д-т 76, К-т 80; выкуп ценных бумаг, погашение финансовых вложений Д-т 50, 51, 52, К-т 06, 58.

Счет 80 закрывается путем списания прибыли (убытка) на счет 88, субсчет фонда ТПСР:

Д-т 80, К-т 88 - на сумму прибыли;

Д-т 88, К-т 80 - на сумму убытка.


Учет производственных запасов


Основная нормативная база по учету производственных запасов:

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 г. N 34н;

Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/98) от 15.06.98 г. N 25н.

Производственные запасы - это часть имущества, используемого в качестве предметов труда при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.

К производственным запасам относятся сырье, материалы, полуфабрикаты, готовая продукция, товары, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.


Учет материалов


К бухгалтерскому учету материалы принимаются по фактической себестоимости - сумме фактических затрат на приобретение с учетом налога на добавленную стоимость.

Материалы, как правило, поступают от поставщиков или от подотчетных лиц. С поставщиками заключается договор на поставку продукции, поставщик оформляет счет на ее оплату. На основании данных документов бухгалтерия производит оплату за материалы. По мере поступления средств на счет поставщика выдается доверенность работнику организации на получение товарно-материальных ценностей.

Поставщик выписывает товарно-транспортную накладную, которая служит для получателя основанием для оприходования материалов и применяется в качестве приходного документа.

Документами, подтверждающими стоимость приобретенных подотчетными лицами материалов, являются товарный и кассовый чеки.

Приобретенные материалы поступают на склад. Поступление на склад оформляется накладной в трех экземплярах (один остается у материально ответственного лица, сдавшего материалы; второй экземпляр поступает на склад и служит приходным документом; третий экземпляр передается в бухгалтерию).

Отпуск материалов со склада оформляется накладными-требованиями на отпуск материалов, которые выписываются начальниками цехов и структурных подразделений в трех экземплярах.

Материально ответственные лица ежемесячно отчитываются перед бухгалтерией о расходовании материалов. Списание материалов из подотчета оформляется материальным отчетом (форма 3-тз). Материальный отчет утверждается руководителем организации.

Учет материалов на складе осуществляет заведующий складом. Учет их движения ведется в карточках складского учета материалов.

Единицей учета материалов является номенклатурный номер. Материалы подразделяются на виды, сорта, марки, размеры. Каждому наименованию (виду, сорту и т.д) присваивают краткое числовое обозначение (номенклатурный номер).

Все первичные документы по движению материалов поступают в бухгалтерию. Существует несколько вариантов учета материалов в бухгалтерии. Наиболее распространенный и удобный - оперативно-бухгалтерский (сальдовый) метод учета материалов. При этом бухгалтерия в качестве регистров аналитического учета использует карточки складского учета материалов.

Раз в неделю работник бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках складского учета и подтверждает их своей подписью на самих карточках. В конце месяца работник бухгалтерии переносит данные об остатках на первое число месяца по каждому номенклатурному номеру материалов из карточек в ведомость учета остатков материалов на складе.

Синтетический учет материалов осуществляется на счете 10.

При отпуске материалов их оценка производится по себестоимости каждой единицы или по средней себестоимости.


Учет малоценных и быстро-изнашивающихся предметов


К малоценным и быстроизнашивающимся предметам (МБП) относится часть имущества организации, используемая в качестве средств труда в течение не более 12 месяцев независимо от их стоимости. Это предметы стоимостью на дату приобретения не более стократного установленного законом размера минимальной заработной платы. К МБП относятся спецодежда и форменная одежда независимо от срока службы и стоимости.

МБП учитываются в бухгалтерском учете по фактической себестоимости (сумма всех фактических затрат на приобретение с учетом налога на добавленную стоимость).

Поступление МБП и учет их на складе ведутся аналогично учету материалов. Со склада МБП передают в цехи, отделы, подразделения по накладным-требованиям. МБП в подотчете учитываются в карточках учета МБП. Учет МБП ведется в разрезе материально ответственных лиц. Спецодежда и форменная одежда учитываются в личных карточках учета спецодежды, открываемых на каждого работника.

Списание МБП оформляют актом на списание (форма МБ-8).

Износ МБП начисляется процентным способом: 50% от фактической себестоимости начисляется при вводе в эксплуатацию, а оставшиеся 50% при выбытии. Возможно стопроцентное начисление износа при вводе МБП в эксплуатацию. МБП стоимостью в размере 1/20 установленного лимита за единицу могут списываться сразу без начисления износа.

Корреспонденция счетов по учету производственных запасов:

Д-т 10, 12, К-т 60, 76, 71 - оприходованы производственные запасы;

Д-т 10-2, 12-2, К-т 10, 12 - переданы производственные запасы в эксплуатацию;

Д-т 20, К-т 13 - начислен износ МБП при вводе в эксплуатацию и доначислен износ по списанным МБП;

Д-т 20, К-т 10-2 - списаны материалы;

Д-т 13, К-т 12-2 - списаны МБП.

МБП отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости.


Учет билетного хозяйства


Учет билетного хозяйства осуществляется согласно Инструкции по ведению билетного хозяйства в театрально-зрелищных предприятиях системы Министерства культуры СССР от 19.12.84 г. N 14-277-1 с учетом изменений и дополнений, внесенных Минкультуры России от 1.03.94 г. N 1-40/16-21, согласованных письмом Министерства финансов Российской Федерации от 10.12.93 г. N 12-6-6.

Все билеты и абонементы на посещение театров, концертов изготовляются типографским способом.

Обязательным для всех видов билетов, абонементов является обозначение типографским способом серии, номера билетов и билетного комплекта. Серия билетов обозначается двумя буквами, номера - пяти- , шестизначными цифрами. Серия и номер, присвоенные данному комплекту, при изготовлении проставляются на его обложке и на каждом отдельном билете. Серия и тираж устанавливаются заказчиком при сдаче заказа типографии.

Как правило, стационарные театры изготовляют билеты в виде комплектов в соответствии с числом мест в зрительном зале.

При изготовлении билетов отдельными купюрами на них ставят порядковый номер в пределах тиража, установленного для данной серии.

На билете типографским способом проставляется: "Цена договорная". Номинальная стоимость билета проставляется в обязательном порядке методом штамповки. Для осуществления работ по штамповке создается специальная комиссия. Председатель комиссии - руководитель предприятия или его заместитель, заместитель - главный бухгалтер. Комиссия при каждой штамповке составляет акт о количестве билетов с указанием их серии и номеров, на которых проставлены цены. Акт о штамповке хранится в бухгалтерии. Цены на билеты устанавливаются театрами самостоятельно и оформляются приказом или распоряжением руководителя театра.

Билеты приходуются согласно накладной, полученной от типографии. При приемке билетов составляется акт с указанием количества билетных комплектов. При приемке билетов производится полная проверка всего количества билетных комплектов и выборочно количества билетов в книжках.

Билетные комплекты хранятся либо в специальной кладовой, либо в сейфе под замком.

На складе ведется книга учета билетов и абонементов, в которой отражаются дата поступления на склад и выдачи со склада и номера приходно-расходных документов, серия и номер билетного комплекта, количество полученных и выданных билетов. На складе билеты и абонементы учитываются на счете 10-1 "Сырье и материалы" и одновременно как бланки строгой отчетности - на забалансовом счете 006 по стоимости изготовления.

К счету 006 "Бланки строгой отчетности" введены следующие субсчета:

по цене изготовления

006-1 "Билеты и абонементы на складе;

006-2 "Билеты и абонементы в заготовке";

по номинальной стоимости

006-3 "Билеты и абонементы у подотчетных лиц";

006-4 "Билеты и абонементы, оставшиеся

нереализованными и подлежащие уничтожению".

Аналитический учет билетов, абонементов по забалансовому счету 006 ведется по материально ответственным и подотчетным лицам.

Получение билетов со склада оформляется требованием, в котором указываются количество билетных комплектов, серии и номера комплектов, их стоимость. В требовании на отпуск билетов со склада указывается, на какой период выписываются билеты (месяц, декада, конкретное число или конкретный спектакль).

Готовые к продаже билеты проверяются бухгалтерией и регистрируются в журнале регистрации билетов, где отражаются серия и номер билетного комплекта, дата спектакля или концерта, указываются время проведения спектакля, его название, число билетов, сумма по номиналу, кому и куда передан билетный комплект, расписка в получении билетов лица, ответственного за реализацию.

Выдача билетов на реализацию уполномоченным производится на основании накладной на выдачу билетов. В накладной указываются фамилия, имя и отчество уполномоченного, дата спектакля, название, время начала, вид билетов, количество, цена и сумма.

Выдача билетов нештатным уполномоченным по реализации билетов может производиться только при наличии договора подряда, заключенного театром с уполномоченными, и договора о полной материальной ответственности.

Нереализованные билеты сдаются в билетную кассу театра согласно накладной на возврат билетов, где указываются те же сведения, что и в накладной на выдачу билетов.

Билетная касса сдает в бухгалтерию отчет о продаже билетов по каждому спектаклю не позднее следующего дня после спектакля. К отчету прилагаются корешки билетов, непроданные билеты, погашенные специальным штампом "погашено".

Уничтожение непроданных билетов производится, как правило, по окончании театрального сезона. Об уничтожении билетов составляется акт, где указывается каждый билетный комплект, подлежащий уничтожению (дата, время начала спектакля, его название, количество нереализованных билетов, сумма).

Инвентаризация билетов на складе производится не реже одного раза в три года, у подотчетных лиц - не реже одного раза в месяц.


Отражение операций, связанных с ведением билетного хозяйства


Д-т 10-1, К-т 60

Д-т 006-1

- получение билетов от типографии;

Д-т 10-2, К-т 10-1

Д-т 006-2

К-т 006-1

- выдача билетов со склада для штамповки;

Д-т 20, К-т 10-2

К-т 006-2

- выдача проштампованных билетов для реализации по стоимости изготовления.

Одновременно по дебету счета 006-3 отражается номинальная стоимость билетов.

Д-т 006-4

К-т 006-3

- возврат нереализованных билетов;

Д-т 50, 51, К-т 83

К-т 006-3

- сдана выручка от реализации билетов;

Д-т 83, К-т 46

- отнесен на доходы сбор от прошедшего спектакля;

Д-т 62, К-т 46

К-т 006-3

- зачислена разница между проданными билетами отчетного месяца и суммой сданной выручки за тот же период на счет дебиторов;

К-т 006-4

- уничтожение непроданных билетов.


Порядок исчисления и уплаты налогов


Прежде чем перейти к вопросам налогообложения, следует четко разграничить виды деятельности театра.


Основные виды деятельности:


создание и показ спектаклей, организация гастролей, концертов, проведение творческих вечеров, фестивалей и конкурсов, реализация билетов на указанные мероприятия;

подготовка спектаклей, концертов, представлений по договорам с другими юридическими и физическими лицами для показа на их собственных сценических площадках, по телевидению, для трансляции по радио, для съемок на кино-, видео- и иные материальные носители;

организация других мероприятий художественно-творческого характера, проводимых собственными силами или силами приглашенных коллективов, приглашенными исполнителями;

проведение стажировок ведущими мастерами и деятелями театра;

предоставление другим организациям по договорам с ними постановочных услуг, сценических постановочных средств для проведения спектаклей и концертов;

изготовление по заказам и договорам с другими юридическими и физическими лицами предметов художественного оформления спектаклей, концертов, представлений;

предоставление сцен-площадок для проведения гастрольных и выездных мероприятий других театров, для осуществления совместных проектов и программ в соответствии с заключенными договорами;

подготовка, тиражирование и реализация информационно-справочных изданий, копий видеоматериалов и фонограмм, связанных с художественно-творческой деятельностью театра;

прокат и реализация костюмов, обуви, оборудования, реквизитов, бутафории, гримерных, постижерных и иных принадлежностей;

реализация сопутствующих услуг, предоставляемых зрителям театра.

Виды предпринимательской деятельности:

реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества театра (за исключением имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, имущества, приобретенного в управление, и имущества, приобретенного за счет средств, выделенных по смете) для целей, не связанных с культурной деятельностью;

оказание посреднических услуг;

долевое участие в деятельности коммерческих организаций;

приобретение акций, облигаций и иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

осуществление приносящей доходы не предусмотренной уставом деятельности (работ, услуг), соответствующей целям создания театра.

Данная классификация видов деятельности определена Федеральным законом от 9.10.92г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (ст.47) и Положением о театре в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.99г. N 329 "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации".

Согласно ст. 47 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", Положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.95г. N 609, деятельность некоммерческих организаций культуры по реализации предусмотренных уставом производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не инвестируется непосредственно в данной организации на нужды обеспечения, развития и совершенствования основной уставной деятельности.

Платные формы культурной деятельности культурно-просветительных учреждений, театров, филармоний не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью идет на развитие, совершенствование основной уставной деятельности.


Налог на добавленную стоимость


Документы: Закон Российской Федерации от 6.12.91 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость"; инструкция Госналогслужбы России от 11.10.95 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость".

Особенности. Согласно п.п. "в" п. 2 ст. 7 Закона N 1992-1 суммы налога, уплаченные по основным средствам и нематериальным активам, приобретаемым за счет бюджетных ассигнований, относятся на увеличение их балансовой стоимости. В связи с тем что услуги от основной деятельности театров освобождены от НДС, суммы НДС, уплаченные при приобретении товарно-материальных ценностей, работ, услуг, относятся на увеличение их стоимости, НДС, полученный при реализации услуг, товаров, работ в ходе осуществления предпринимательской деятельности, целиком зачисляется в бюджет.

Льготы. В соответствии с п.п. "н" п. 1 ст.5 Закона N 1992-1 от налога на добавленную стоимость освобождаются услуги учреждений культуры и искусства, театрально-зрелищные, культурно-просветительные, развлекательные мероприятия.


Налог на прибыль


Документы. Закон Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций"; инструкция Госналогслужбы России от 10.08.95 г. N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций".

Особенности. Согласно п. 10 ст. 2 Закона N 2116-1 бюджетные учреждения и другие некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.

Льготы. В соответствии с п. 6 ст. 6 Закона N 2116-1 не подлежит налогообложению прибыль государственных и муниципальных театров, полученная от их основной деятельности.

На основании п. 2 ст. 8 Закона N 2116-1 освобождены от уплаты авансовых платежей в бюджет бюджетные организации.

Согласно п.п. "в" п. 1 ст. 6 Закона N 2116-1 при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы взносов на благотворительные цели государственным учреждениям и организациям культуры и искусства не более 5% облагаемой налогом прибыли.


Налог на пользователей автомобильных дорог


Документы. Закон Российской Федерации от 18.10.91 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации"; инструкция Госналогслужбы России от 15.05.95 г. N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды".

Льготы. Плательщиками данного налога являются юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Следовательно, в том случае, если все полученные доходы инвестируются в основную уставную деятельность, театры плательщиками данного налога не являются.


Налог на имущество


Документ. Закон Российской Федерации от 13.12.91 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий".

Льготы. Налогом не облагается имущество бюджетных учреждений и организаций, а также имущество, используемое исключительно для нужд образования и культуры (ст. 4).


Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы


Документы. Закон города Москвы от 16.03.94 г. N 5-25 "О налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы"; инструкция ГНИ по г. Москве от 31.03.94 г. N 4 "О порядке исчисления и уплаты налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

Плательщиками налога являются юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Льготы. От уплаты налога освобождаются предприятия, организации и учреждения, получающие дотацию на покрытие убытков от основной деятельности из бюджета города Москвы (ст. 4 инструкции).


Н.Н. Романцова,

доцент кафедры менеджмента

и сценических искусств РАТИ (ГИТИС)


------------------------------------------------------------

*Фонд творческо-производственного и социального развития.

**Фонд театрально-зрелищного предприятия.



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.