Авторские и смежные права
Конструкция авторского права (АП) и смежных прав (СП) позволяет ввести на рынок нематериальные объекты в сфере науки и искусства. В сфере сценических искусств предметом обмена выступают права на использование произведения и исполнения. Хочется подчеркнуть, что в обмене, в акте купли-продажи, т.е. на рынке, участвует не само произведение и не само исполнение, а права на их использование. Основными нормативными актами, регламентирующими возникающие при этом отношения, являются Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) и Закон Российской Федерации от 9.07.93 г. N 5351-1 (в ред. от 19.07.95 г.) "Об авторском праве и смежных правах" (далее - Закон).
Способы перехода имущественных АП и СП условно можно разделить на два вида: в результате волевого действия автора и помимо его воли. Под волевым действием автора понимается в данном случае сделка передача имущественных прав по договору. Переход права помимо воли включает несколько случаев, в частности наследование, презумпцию передачи прав на служебные произведения и презумпцию передачи прав на аудиовизуальные произведения.
В отношении перехода рассматриваемых категорий прав по наследству действуют общие положения гражданского законодательства о наследстве, поэтому мы не будем их рассматривать. Отметим лишь отличительные черты АП и СП, которые необходимо учитывать. Во-первых, ограниченность действия этих прав во времени - продолжительность жизни автора плюс 50 лет и 50 лет после первого исполнения соответственно. Во-вторых, при отсутствии и законных наследников, и завещания авторские права прекращаются. В отношении наследования смежных прав отдельных положений не установлено, но можно предположить, что в случае возникновения споров суды будут придерживаться аналогии с АП. Конечно же, на практике вопросы наследования как авторских, так и смежных прав имеют целый ряд особенностей, преимущественно юридического свойства.
Особый интерес для организаций в сфере сценических искусств представляет режим служебных произведений, поскольку в штат этих организаций входят работники, трудовая функция (или служебные обязанности) которых и состоит в творческой деятельности - в создании произведения или его исполнении. На практике этот вопрос наиболее актуален в отношении штатных театральных художников и композиторов. Режим служебных произведений является привлекательным для работодателя, поскольку согласно Закону имущественные права на служебные произведения принадлежат ему, если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное. Кроме того, работодатель наделяется неимущественным правом, а именно правом указывать свое наименование при любом использовании, что немаловажно.
Необходимо также учитывать тот факт, что Закон запрещает передачу прав на использование будущих произведений, а на трудовой договор это положение не распространяется. Достаточным основанием для осуществления этой презумпции является заключение обычного трудового договора. Однако содержащаяся в Законе норма об установлении в договоре между автором и работодателем размера авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядка его выплаты вызывает споры у юристов по поводу обязательности такого рода выплат. Во избежание в будущем конфликтов представляется целесообразным оговаривать вопросы использования авторских прав со штатными авторами. Можно включить авторско-правовые положения в трудовое соглашение (как индивидуальное, так и коллективное) либо заключить с работником и авторский, и трудовой договоры. Теоретически возможно, но практически почти не бывает случаев заключения авторского договора с элементами трудового. Однако всегда необходимо четко понимать, что служебным произведение становится только тогда, когда оно создано в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания. Например, заключение с художником трудового договора на создание сценографии к одному конкретному спектаклю не будет признано таковым, и созданное произведение вряд ли признают служебным.
Итак, речь идет о двух составляющих оплаты труда штатного автора: заработной платы и авторского вознаграждения за различные виды использования произведения. В крупных театрах работу художников-постановщиков обычно оплачивают на уровне 14-18 разрядов согласно Единой тарифной сетке; они получают также за каждое публичное исполнение спектакля с их сценографией авторское вознаграждение по минимальным ставкам, предусмотренным Положением о минимальных ставках авторского вознаграждения 1994 г. Нередко театры предпочитают выплачивать авторское вознаграждение даже своим штатным работникам через Российское авторское общество (далее - РАО). Это связано с начислениями в фонд оплаты труда. В соответствии с законодательством на авторское вознаграждение, выплачиваемое работнику, организация начисляет страховые взносы в Пенсионный фонд, т.е. 28%.
В отношении исполнителей особый режим служебного исполнения в Законе не установлен. Когда речь идет о публичном исполнении, мы говорим только об АП. Исполнитель не наделен правом на публичное исполнение, поскольку это было бы нонсенсом - "живое" выступление исполнителя физически не может состояться без присутствия последнего. А его присутствие, очевидно, обусловлено соблюдением его интересов, и в данном случае не имеет значения, получает ли он гонорар за каждый концерт (спектакль) или ежемесячно заработную плату через кассу. Вне зависимости от того, штатный он работник или нет, здесь не происходит отчуждения исполнения от исполнителя, а значит, нечего использовать без него. В этом его отличие от автора, результаты творческой деятельности которого могут существовать независимо от своего создателя. Это же относится и к передаче "живого" исполнения в эфир или по кабелю.
Что касается записи, ее воспроизведения и проката, то здесь у исполнителя возникают отношения с изготовителями фонограммы или аудиовизуального произведения (это могут быть как частные продюсеры, так и организации, взявшие на себя инициативу и ответственность за первую запись или за изготовление аудиовизуального произведения). В последнем случае существует презумпция передачи прав изготовителю.
Рассмотрим случай со съемкой фильма при участии штатного театрального танцора. Если съемки организует третья сторона (студия или продюсер) и танцует он другую программу, не ту, которую в театре, то вопрос о взаимоотношениях студии (или продюсера) с театром не возникает. Если же в фильме используется та же программа, что и в театре, то отношения между студией и театром проявляются только через авторские права композитора и хореографа, от которых театр уже получил разрешения.
Правомерно оговаривать в контрактах с исполнителями их участие в съемках, гастролях с другими коллективами и т. д., однако если в соглашении это не указано, то по Закону зависимости исполнителя от театрально-концертной организации не возникает. Эти вопросы представляют большой интерес и требуют детальной проработки, в том числе и для театров, филармоний, концертных организаций, цирков и т.д.
В отношении публичного исполнения исключение из всего ряда исполнителей представляет режиссер-постановщик любого спектакля (включая концертную, цирковую или эстрадную программу), поскольку результаты его творческого труда могут существовать вне зависимости от их создателя. Законодательно для режиссеров не предусмотрена обязательная оплата спектакля, аналогичная минимальным ставкам авторского вознаграждения. Однако правомерно заключить гражданско-правовой договор, по которому режиссер будет получать вознаграждение за публичное исполнение его спектакля. Обычно ставка не превышает 10% от сбора или является фиксированной. Отстаивать эти дополнительные условия удается только известным режиссерам.
В отношении аудиовизуальных произведений (речь идет о фильмах, телепрограммах, телеспектаклях и т. д.) установлена презумпция передачи как АП, так и СП изготовителю этого произведения. Как уже отмечалось, таким лицом, по сути, является продюсер вне зависимости от того, один это человек или организация. Непосредственного отношения к театрам, филармониям, концертным организациям, циркам и т.д. эти положения не имеют, но в перспективе работа с этими правами представляется интересной и небесполезной для организаций сценических искусств.
Переход прав по договору (передачу прав) следует рассмотреть для авторских прав и для смежных прав отдельно.
Передача имущественных прав является основным способом реализации экономического потенциала интеллектуальной собственности. Осуществляется она на основании авторского договора. Закон довольно обстоятельно регламентирует его форму и содержание. Несмотря на свое название, такой договор заключается не только с автором, но и с его наследниками и другими правообладателями исключительных авторских прав, в частности работодателями, о которых речь шла выше.
Важно помнить, что кроме авторов, специально создающих свое произведение для этой постановки, концертной или другой программы, существуют авторы уже созданных произведений. Это чаще всего автор пьесы или литературной основы, переводчик, композитор, либреттист. С ними также необходимо заключить авторский договор.
В сфере сценических искусств авторский договор должен обязательно заключаться в письменной форме и содержать пять основных условий: характер передаваемых прав (исключительные или неисключительные), их состав, территорию и срок, на которые передаются права, а также авторское вознаграждение.
1. Если в авторском договоре прямо не указан характер передаваемых прав, считается, что передаются неисключительные права. По договору часть прав может передаваться как исключительная, часть как неисключительная. Исключительный характер передаваемых прав означает, что только их получатель может использовать произведение оговоренным способом и запрещать подобное использование другим лицам. Лично автору также дана возможность запрещать неправомерное использование, если сам правообладатель не осуществляет защиту своих прав. Что касается передачи АП третьим лицам, то, если автор в договоре прямо это не разрешил, такая передача запрещена. Таким образом, в авторском договоре целесообразно оговаривать с автором вопросы о последующей передаче прав. На практике в этой связи нередко встречаются пункты о необходимости дополнительного согласования с автором. Передача исключительных прав означает, что и автор также не имеет права использовать произведение оговоренным способом. В договор могут быть включены пункты, разрешающие автору использовать его произведение в ряде случаев, которые не мешают, а зачастую способствуют более успешному продвижению на рынке сценического продукта. В основном это касается композиторов и участия их произведений в юбилейных концертах, конкурсах и фестивалях, а также художников и представления их сценографии или костюмов на конкурсах и выставках. При передаче неисключительных прав автор сохраняет за собой право использовать произведение самостоятельно и разрешать такое использование другим лицам.
2. В авторском договоре должен быть четко определен круг передаваемых прав либо простым их перечнем, либо ссылкой на ст. 16 Закона. По Закону автор наделен следующими исключительными правами на использование произведения: на воспроизведение, на распространение (включая сдачу в прокат), на импорт, на публичный показ, на публичное исполнение, на передачу в эфир и/или на сообщение для всеобщего сведения по кабелю, правом на перевод и правом на переработку. В сфере сценических искусств наиболее важным является право на публичное исполнение произведения. Появление этого исключительного авторского права является новым для нашего законодательства, раньше автор обладал таким правом только в отношении неопубликованного произведения. Что означает это нововведение на практике? Вне зависимости от того, каким образом пьеса попала в театр - увидели ли ее, напечатанную в журнале, или автор принес свою рукопись, необходимо получить разрешение автора на постановку его произведения. Именно здесь и появляется авторский договор, по которому, к примеру, драматург передает театру исключительное право на публичное исполнение его пьесы. Однако если пользователь планирует в дальнейшем более широкое использование постановки, а именно показ телеверсии, распространение на видеокассетах, необходимо получить и эти права. При изготовлении печатной продукции (афиш, буклетов, программок и т. д.) затрагиваются права различных авторов на воспроизведение и распространение, а именно: художника, фотографа, авторов помещенных в издании текстов. Если это не штатные работники, от них также должно быть получено разрешение.
3. Авторский договор должен содержать указание, на какой территории передаются права: на территории Российской Федерации, Европейского союза, какой-либо одной страны, по всему миру и т.д. Если в договоре отсутствует это указание, права считаются переданными на территории Российской Федерации. Проработка этого пункта важна с точки зрения гастролей и участия в фестивалях.
4. Если в авторском договоре не указано, на какой срок передаются права, то автор имеет возможность расторгнуть этот договор через 5 лет, письменно известив об этом пользователя за 6 месяцев до истечения пятилетнего срока. Срок может быть обозначен как некоторый временной промежуток (месяцы, годы) или весь срок действия авторских прав, а может зависеть от выполнения пользователем определенных условий. В зависимость от срока может быть поставлен характер передаваемых прав. Например, в течение 2 лет театр обязан поставить пьесу и на этот срок он получает исключительное право на публичное исполнение. На последующие 10 лет (или весь срок действия АП) театр получает неисключительные права на публичное исполнение. В том случае, если за эти 2 года пьеса не будет поставлена, автор может расторгнуть договор. Такие положения правомерны и нередко встречаются на практике.
5. Согласно Закону в авторском договоре должны быть указаны размер вознаграждения и (или) порядок его определения за каждый способ использования произведения, а также порядок и сроки его выплаты. Вознаграждение может быть выражено в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения или в виде фиксированной суммы. Для издания или иного воспроизведения Законом установлена норма, что при определении вознаграждения в виде фиксированной суммы должен быть установлен максимальный тираж произведения. Представляется, что в отношении фиксированной суммы за публичное исполнение в случае разногласия сторон будет действовать та же аналогия. Таким образом, если автору по договору за публичное исполнение его пьесы, оперы и т.д. единожды выплачена некоторая сумма, то целесообразно указать в авторском договоре и количество постановок, которое автор разрешает сыграть.
РАО придерживается мнения, что авторское вознаграждение состоит из двух частей: авторского вознаграждения за само разрешение использовать произведение определенным образом и авторское вознаграждение непосредственно за использование. Это находит отражение на практике. Обычно в авторском договоре используется смешанный вариант оплаты труда автора. В виде фиксированной суммы устанавливается оплата разрешения, а также процент за каждое использование либо указываются ставки авторского вознаграждения, определенные постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.94 г. N 218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства". Постановлением утверждены: Положение о минимальных ставках авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений (согласно приложению 1) (далее - Положение), Положение о минимальных ставках авторского вознаграждения за воспроизведение произведений путем звукозаписи, за сдачу экземпляров звукозаписей и аудиовизуальных произведений (видеофильмов) в прокат (согласно приложению 2), Положение о минимальных ставках авторского вознаграждения за воспроизведение произведений изобразительного искусства и тиражирование в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства (согласно приложению 3). В основном эти ставки применяются не в индивидуальных договорах, а в лицензионных соглашениях, заключаемых пользователем и организацией, осуществляющей коллективное управление авторскими правами, - РАО. Порядок вычисления авторского вознаграждения по Положению достаточно дифференцирован. Согласно приложению 1, которое непосредственно касается сценической деятельности, дифференциация произведений проводится по следующим критериям:
одноактные или многоактные;
оригинальные драматические, инсценировки, переводные драматические или музыкально-драматические произведения.
Среди них производится разделение на произведения в прозе или в стихах; для взрослых или для детей; с охраняемой авторским правом литературной основой или неохраняемой.
Музыкально-драматические произведения делятся на оперу, балет, оперетту (музыкальную комедию, мюзикл) и музыку, сопровождающую драматические произведения. Кроме того, выделены использование произведений в концертных, эстрадных, цирковых и танцевальных программах, а также в общественных местах с платным и бесплатным входом и в передачах телерадиовещания. Для этих категорий предусмотрено по одной ставке - общей для авторов всех используемых произведений. Здесь ставки от вида программы или использования колеблются от 0,5 до 10% за всю программу или от общей суммы доходов.
В отношении других видов использования произведений в приложении 1 Положения обращает на себя внимание значительное расширение списка авторов, которым причитается вознаграждение за публичное исполнение их произведений. Сюда включены следующие лица: автор пьесы, художник-сценограф, художник по костюмам, автор инсценировки, переводчик, переводчик инсценировки, автор литературного произведения, автор промежуточного перевода (литературного произведения, пьесы, либретто), композитор, автор либретто, хореограф, переводчик либретто. Общая ставка всех авторских вознаграждений, взимаемых с представления, варьирует для многоактных произведений от 6% валового сбора с инсценировки, у которой литературное произведение и его перевод не охраняются авторским правом, до 19,5% валового сбора, полученного с оперы с охраняемыми либретто, его конечным и промежуточным переводами.
Размеры вознаграждения, причитающегося авторам непосредственно, также значительно различаются в зависимости от вида произведения и его использования. Автору пьесы полагается 4-11% от сумм валового сбора, художнику-сценографу и художнику по костюмам вместе - 3%, за исключением кукольного спектакля, где ставка их вознаграждения составляет 7%, причем художнику по костюмам причитается не менее 1/3 ставки. Композитор получает 5 или 8% за спектакль, а при сопровождении драматических произведений 1% за каждый акт. Автору инсценировки причитается 3% валового сбора, переводчику - 4-6%, автору литературного произведения - 2 или 3%, автору промежуточного перевода 1,5%, либреттисту - 2 или 4%, хореографу - от 1 до 5% и переводчику либретто - 2%. За использование одноактных произведений ставки меньше, лишь для художников ставка та же.
Общую логику положений по взиманию авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений можно сформулировать следующим образом: плательщиком является лицо, аккумулирующее у себя денежные средства, связанные с использованием произведения. При платном входе речь идет о владельце помещения (площадки), при бесплатном - о лице, которое выплачивает вознаграждение исполнителям, причем сумма, выплачиваемая исполнителям по договору, приравнивается к валовому сбору. Если сбор от продажи билетов не поступает в кассу владельца помещения (площадки), в договоре аренды должны содержаться положения, по которым начисленная по ставкам сумма авторского вознаграждения оставалась бы в распоряжении владельца помещения (площадки). Филармония, как и объединения музыкальных ансамблей и концертно-эстрадные объединения, уплачивает авторское вознаграждение централизованно.
Минимальные ставки применяются в том случае, если в договоре между пользователем и автором не предусмотрено иное и размер вознаграждения не является предметом спора между заинтересованными лицами.
В Положении содержатся достаточно подробные разъяснения о применении ставок.
Авторы могут потребовать установления большего процента за использование их произведений. Обычно эти ставки больше минимальных на 1-2 пункта. Например, если автору многоактной пьесы в прозе по Положению причитается 8%, в договорах может встретиться ставка в 10% валового сбора. Ставка может ставиться в зависимость от количества использований: в течение первого года она минимальная, а при условии, что за этот срок прошло более такого-то числа исполнений, ставка возрастает. Однако на практике такое встречается редко.
В отношении фиксированных сумм никаких нормативных указаний или рекомендаций не существует - все оставлено на усмотрение сторон. Хотелось бы сделать несколько замечаний о методиках определения размера авторского вознаграждения. Очевидно, что успех того или иного произведения не связан непосредственно с количеством времени, потраченного на его создание. Поэтому используются другие способы. Некоторые авторы и пользователи основываются на среднем уровне гонораров. Однако это очень расплывчатое понятие, которое не учитывает специфики каждого конкретного случая и произведения. Кроме того, этот уровень никто специально не выявлял. Наиболее приемлемый способ установление цены исходя из рыночной, конкурентной ситуации, учитывающей спрос и предложение, выявляющей альтернативные возможности как для автора, так и для пользователя, например для театра. Существуют ли предложения других театров этому же автору? Насколько для театра важно использовать произведение именно этого автора или существует некий выбор? Есть и другие важные критерии для определения цены договора, среди них - планируемый уровень дохода. Большое значение имеет личность автора, его известность, а также характеристики самого произведения. Принимаются во внимание условия авторского договора: обычно исключительные права оцениваются выше, чем неисключительные, важны и состав передаваемых прав, и срок, и территория, и, конечно же, важно, предусмотрена ли отдельно оплата за использование в виде процента от сбора. Встречается определение авторского вознаграждения, которое исходит из общего уровня издержек по данной постановке, обычно оно не превышает 10-15% ее стоимости. Никаких законодательно установленных ограничений не существует. На практике уровень оплаты труда авторов очень разный.
Хочется еще раз подчеркнуть, что авторский договор необходимо заключить до постановки. Если автор запросит неоправданно большую сумму и договор не будет подписан, то это будет означать, что разрешение не выдано и исполнять произведение нельзя. Вне зависимости от того, завершены ли постановочные работы и есть ли уже убытки у пользователя, невозможно правовыми методами заставить автора пойти на уступки по размеру авторского вознаграждения и выдать разрешение.
Возможна безвозмездная передача авторских прав. Однако она тоже должна быть оформлена авторским договором. Существуют два варианта безвозмездной передачи АП. Первый адекватен акту дарения. Второй не предусматривает денежной оплаты авторского труда, но устанавливает определенные неденежные обязательства пользователя по отношению к автору. Например, в авторском договоре могут быть сформулированы положения по проведению активной кампании по продвижению сценического продукта с акцентом на автора: обязательства по участию в фестивалях, организация публикаций в СМИ и т.д.
Авторский договор согласно Закону должен содержать и другие условия, которые стороны сочтут существенными. Сюда могут входить обязательства пользователя учитывать мнение автора по ряду вопросов, в частности выбору исполнителей, режиссера, утверждению сценографии, предоставлению некоторого количества билетов и т.д. В процессе работы над постановкой или исполнением может потребоваться некоторая переделка произведения, это тоже целесообразно урегулировать в договоре, внеся пункт об обязательстве автора по переделке с указанием сроков.
Особым видом договора является авторский договор заказа. Предмет этого договора - права на использование произведения, которое еще только будет создано. Уже упоминалось, что существует норма Закона, запрещающая передачу прав на использование произведений, которые автор может создать в будущем. Чтобы заключаемое соглашение не подпадало под действие этой нормы, необходимо максимально идентифицировать заказываемое произведение. В авторском договоре заказа должны быть указаны конкретные характеристики произведения, например рабочее название, жанр, примерный объем, сюжет и т. д., а также срок создания и процедура приемки с возможностью доработки в установленные сроки. Дополнительное положение - обязанность заказчика выплатить аванс в счет установленного авторского вознаграждения. Аванс может быть как одноразовым, так и многократным. В авторском договоре заказа может быть предусмотрен возврат аванса в случае невыполнения автором своих обязательств, а может быть оговорен и невозвратный аванс. В отношении заказного произведения заказчик становится обладателем только тех прав, которые ему прямо переданы автором по договору. В данном случае Законом не предусмотрена презумпция передачи прав, как для служебных произведений.
Законом определен ряд случаев свободного использования произведений. Их можно разделить на две группы:
а) использование произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения;
б) использование произведения без согласия автора, но с выплатой ему вознаграждения.
Можно попытаться выделить основные критерии, которыми руководствовался законодатель при установлении ограничений исключительных имущественных прав авторов. Использование произведения (или определенных его видов) без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения допускается, когда осуществляется цитирование (в объеме, оправданном целью цитирования), когда использование носит учебный или информационный характер (в объеме, оправданном указанным характером) либо преследует официальные, религиозные или судебные цели (в объеме, оправданном указанными целями). Особые положения введены для библиотек, организаций эфирного вещания, программ для ЭВМ и баз данных. Допускается свободное использование произведений, постоянно расположенных в местах, открытых для свободного посещения, при условии, что изображение произведения не является основным объектом такого использования и не преследует коммерческих целей. Одним из важных сопутствующих критериев отнесения использования произведения к некоторым видам свободного использования является бесплатный характер мероприятия, т.е. бесплатный вход для зрителей и бесплатное исполнение для артистов.
Без согласия автора, но с выплатой ему вознаграждения допускается воспроизведение аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения исключительно в личных целях. Это положение распространяется не только на авторов, но и на артистов-исполнителей и производителей фонограмм, однако это непосредственным образом не связано с деятельностью в сфере сценических искусств.
В отношении передачи прав исполнителями Закон не предусматривает какого-либо специального, "исполнительского", договора. Исполнитель наделен следующими исключительными правами на использование своего исполнения: правом передачи в эфир (по кабелю) "живого" исполнения, правом на запись, на воспроизведение записи, правом передачи в эфир (по кабелю) некоммерческой записи, правом проката фонограммы с записью исполнения. Хотя Закон предусматривает возможность передачи имущественных исполнительских прав по договору, но существенные изъятия из права исполнителя на воспроизведение и презумпция передачи прав исполнителя изготовителю аудиовизуального произведения, т.е. продюсеру фильма, в значительной мере ограничивают распоряжение исполнителя своими правами по договору. Наиболее важным с точки зрения сценических искусств является, конечно же, публичное исполнение, и как уже отмечалось, исполнительские права на этом этапе не возникают, отношения, возникающие при "живом" исполнении, регулируются трудовым законодательством.
Какова процедура покупки авторских прав на уже созданное произведение? В первую очередь необходимо связаться с правообладателем. Если он известен и с ним есть контакт, удостоверившись в том, что он действительно обладает интересующими правами, нужно заключить авторский договор. Если точно неизвестно, кто обладает правами на использование произведения, эту информацию можно получить через РАО. После переговоров с этим лицом напрямую или через РАО также происходит подписание авторского договора. Права, полученные по этому договору или по презумпции передачи прав, например на служебные произведения, пользователь также может реализовывать через РАО.
В своей практической деятельности РАО разделяет права на "большие" и "малые". Юридически это разделение не закреплено, но оправданно, поскольку, например, при использовании фонограмм многих произведений разных авторов в одной программе невозможно связаться с каждым из них и получить разрешение на такое использование - временные (людские) и материальные затраты будут слишком высоки и неокупаемы. Поэтому в случае "малых" прав (обычно это связано с использованием фонограмм) РАО лишь собирает вознаграждение по минимальным ставкам, заключая с пользователями лицензионные соглашения. На получении разрешения непосредственно от автора настаивают лишь в случае "больших" прав. Можно предположить, что кроме чисто экономических соображений учитывается такой фактор, как значимость для автора подобного использования, т.е. может ли оно оказать какое-либо влияние на репутацию автора и т.п. В основном все же в сфере сценических искусств речь идет об исключительном авторском праве на публичное исполнение, т.е. о необходимости получения разрешения, а не о механической выплате минимального авторского вознаграждения.
Чем рискует пользователь, нарушивший АП и СП в сфере сценических искусств? Через суд обладатели исключительных авторских или смежных прав могут потребовать от него признания прав (в отношении неимущественных прав); прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению; возмещения убытков, включая упущенную выгоду, взыскания неправомерно полученного дохода или выплаты компенсации в сумме от 10 до 50000 минимальных размеров оплаты труда (по усмотрению суда). Кроме того, взыскивается штраф в размере 10% от суммы, присужденной в пользу истца. Нарушение сторонами договорных обязательств регулируется общим гражданским законодательством.
Кроме имущественных прав авторам и исполнителям в отношении их произведений и исполнений принадлежат неимущественные права, которые не передаются и являются бессрочными. Эти права не могут использоваться авторами и исполнителями с целью получения коммерческой выгоды, однако являются достаточно мощным инструментом по защите их прав. Как при договорном, так и при бездоговорном использовании произведений и исполнений соблюдение неимущественных прав чрезвычайно важно, а их нарушение может повлечь за собой экономические санкции, например в виде возмещения морального ущерба и др.
В заключение хотелось бы отметить, что создание нематериального объекта в виде исполнения или постановки - непосредственная задача организации, концерт или спектакль - это ее основной продукт, товар. Но, как и любая другая, сценическая деятельность имеет (или может иметь) ряд нематериальных характеристик, таких, как наименование организации, программы, логотип и т.д. Они так же, как авторские и смежные права, товарные знаки, фирменные наименования, указания мест происхождения товаров, относятся к исключительным правам. Этот вид исключительных прав называют средствами индивидуализации товаров и производителей. На практике нежелательно ограничиваться только использованием системы авторских и смежных прав, которые зачастую отражаются лишь в расходных статьях, гораздо эффективнее работать со всей системой исключительных прав. Именно это комплексное использование нематериальных объектов увеличивает эффект от каждого из них по отдельности.
М.С. Андрейкина,
старший преподаватель РАТИ (ГИТИС)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71
http://fingazeta.ru/