Уплата налога с продаж субъектами малого предпринимательства
В настоящее время в регионах продолжается работа по реализации Закона Российской Федерации от 31.07.98 г. N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), которым в налоговую систему Российской Федерации введен новый налог - налог с продаж. В соответствии с данным Федеральным законом субъектам Российской Федерации предоставлено право определять ставку налога (в размере до 5%), порядок и сроки уплаты, льготы и форму отчетности по этому налогу, а также дополнительный перечень товаров (работ, услуг), реализация которых освобождается от налога с продаж.
С 1 июля 1999 г. налог с продаж вводится на территории г. Москвы. Московская городская Дума приняла Закон города Москвы от 17.03.99 г. N 14 "О налоге с продаж". Порядок вступления этого Закона в силу определяет Закон города Москвы от 19.05.99 г. N 15 "О введении в действие Закона города Москвы от 17 марта 1999 г. N 14 "О налоге с продаж". Средства, полученные от взимания налога с продаж, полностью зачисляются в доход бюджета г. Москвы. Ставка налога установлена в размере 4%, однако в соответствии с Законом города Москвы от 19.05.99 г. N 15 на период с 1 июля 1999 г. до 1 января 2000 г. всем плательщикам налога предоставляется льгота в размере 0,5 ставки налога.
Одновременно с введением налога с продаж признаны утратившими силу Закон города Москвы от 16.03.94 г. N 7-27 "О сборе на нужды образовательных учреждений, взимаемом с юридических лиц" и решение Малого Совета Московского городского Совета народных депутатов от 28.06.93 г. "Об установлении налога на перепродажу автотранспортных средств".
В соответствии с Законом города Москвы "О налоге с продаж" и на основании Федерального закона плательщиками налога с продаж признаются:
юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения;
иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации;
индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации.
Отметим, что Федеральный закон от 29.12.95 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" предусматривает для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения учета и отчетности, замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период. Однако для индивидуальных предпринимателей применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты только подоходного налога и не распространяется на остальные уплачиваемые ими налоги и сборы. Таким образом, в соответствии с п. 3 ст. 20 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" индивидуальный предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица и применяющий упрощенную систему налогообложения, будет являться плательщиком налога с продаж.
Объектом обложения налогом с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет. К продаже за наличный расчет приравнивается продажа:
с проведением расчетов посредством кредитных и иных платежных карточек;
по расчетным чекам банков;
по перечислениям со счетов в банках по поручениям физических лиц;
передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги).
Следует обратить внимание на то, что Федеральный закон, определяя объект обложения налогом с продаж, приравнивает к наличным расчетам только указанные формы безналичных расчетов и оставляет без налогообложения другие формы (в том числе расчеты по платежным поручениям, по инкассо и др.).
В Федеральном законе не раскрывается термин "передача товара (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги)". Представляется сомнительным, что население, приобретая товар для личного потребления, предпочтет расплатиться не деньгами, а услугами. Поэтому очевидно, что речь идет не о населении в целом, а об отдельных физических лицах, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, т.е. об индивидуальных предпринимателях.
В Федеральном и городском законах также не раскрывается понятие "перечисление ... по поручению физических лиц". Кроме того, не указано, в отношении каких физических лиц оно действует. В соответствии с действующими законодательными и нормативно-правовыми актами термин "физические лица" имеет обобщающее значение и распространяется на всех граждан в целом и, следовательно, должен применяться для любых физических лиц независимо от того, зарегистрированы они как предприниматели или нет.
Следует обратить внимание на то, что в проекте к части второй Налогового кодекса Российской Федерации (ст. 540) объект обложения налогом с продаж определен не как "стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет", а как реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению. Следовательно, при вступлении в силу части второй Налогового кодекса Российской Федерации необходимость в уплате этого налога у продавца будет сохранена только при реализации товаров (работ, услуг) населению.
В соответствии с Законом города Москвы "О налоге с продаж" объектом налогообложения считается стоимость:
подакцизных товаров, дорогостоящей мебели, радиотехники, одежды, деликатесных продуктов питания, автомобилей, мехов, ювелирных изделий, видеопродукции и компакт-дисков;
услуг туристических фирм, связанных с поездками за пределы Российской Федерации (за исключением стран СНГ);
услуг по рекламе;
услуг трех-, четырех- и пятизвездочных гостиниц;
услуг по пассажирским авиаперевозкам в салонах первого и бизнес-классов и пассажирским железнодорожным перевозкам в вагонах классов "люкс" и "СВ".
Не является объектом налогообложения по налогу с продаж стоимость:
хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, круп, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания;
детской одежды и обуви;
лекарств, протезно-ортопедических изделий;
жилищно-коммунальных услуг, а также услуг по сдаче в наем населению государственных или муниципальных жилых помещений, а также по предоставлению жилья в общежитиях;
услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и организациями культуры и искусства (театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, клубные учреждения, включая сельские, библиотеки, цирки, лектории, планетарии, парки культуры и отдыха, ботанические сады, зоопарки) при проведении театрально-зрелищных, культурно- просветительских мероприятий, в том числе стоимость входных билетов и абонементов;
зданий, сооружений, земельных участков и иных объектов, относящихся к недвижимому имуществу, и ценных бумаг;
услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу за больными и престарелыми;
услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования муниципального образования (за исключением такси), а также услуг по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом;
услуг, предоставляемых кредитными организациями, страховщиками, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, оказываемых в рамках их деятельности, подлежащей лицензированию, а также услуг, предоставляемых коллегией адвокатов;
ритуальных услуг похоронных бюро, кладбищ и крематориев: проведения обрядов и церемоний религиозными организациями;
услуг, оказываемых уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления, за которые взимаются соответствующие виды пошлин и сборов;
товаров (работ, услуг), связанных с учебным, учебно-производственным, научным или воспитательным процессом и производимых государственными и муниципальными образовательными учреждениями;
путевок (курсовок) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, реализуемых для инвалидов.
Кроме того, Законом города Москвы "О налоге с продаж" установлен дополнительный перечень товаров (работ, услуг), стоимость которых не является объектом налогообложения по налогу с продаж:
капуста белокочанная свежая и квашеная, морковь, свекла, лук репчатый и зеленый, чеснок;
мука и макаронные изделия;
яйцо;
услуги по пошиву ортопедической обуви;
периодические печатные издания и книжная продукция;
спички;
технические средства и услуги по реабилитации инвалидов;
чай;
стиральный порошок, мыло хозяйственное и туалетное, зубная паста отечественного производства.
Законом города Москвы "О налоге с продаж" установлена обязательность ведения налогоплательщиком отдельного учета реализации товаров (работ, услуг), стоимость которых не является объектом обложения налогом с продаж.
При определении налоговой базы в стоимость товаров (работ, услуг) включаются налог на добавленную стоимость и акцизы для подакцизных товаров. Сумма налога определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены товара без учета налога с продаж и включается налогоплательщиком в цену товара, предъявляемую к оплате покупателю (заказчику). Сумма налога определяется плательщиками на основании бухгалтерского учета и отчетности самостоятельно.
В том случае, если субъект малого предпринимательства продавец товара реализует товары оптом другим предприятиям, в договорах, а также во всех сопроводительных документах (счета, счета-фактуры, накладные) следует указывать стоимость товара без учета налога с продаж, так как товары, отгруженные оптом, могут быть оплачены как наличными средствами, так и по безналичному расчету. При этом в договорах в обязательном порядке должно быть зафиксировано условие, согласно которому при оплате покупателями отгруженных товаров наличными денежными средствами стоимость товаров, указанная в договоре и сопроводительных документах, подлежит увеличению на сумму налога с продаж. При несоблюдении данного требования предприятие-продавец в дальнейшем не будет иметь никаких оснований, чтобы требовать от покупателей, осуществляющих оплату наличными, уплатить помимо цены, указанной в договоре, сумму налога с продаж.
Плательщики - юридические лица не позднее 15 числа каждого месяца производят авансовые взносы налога, размер которых рассчитывается на основании данных бухгалтерского учета и отчетности об объеме реализации продукции (работ, услуг) за предшествующий месяц и ставки налога. Кроме того, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, они представляют налоговым органам по месту своего нахождения расчеты сумм налога, подлежащего уплате в бюджет. При этом, если сумма налога согласно представленному расчету превысила сумму ранее внесенных авансовых платежей, то в 5-дневный срок со дня, установленного для представления отчета, производится уплата в бюджет причитающихся сумм налога.
Индивидуальные предприниматели представляют в налоговый орган по месту их регистрации расчет налога с продаж в сроки, установленные для подачи налоговой декларации. При этом расчет авансовых платежей производится исходя из предполагаемой выручки от реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом с продаж. По истечении отчетного года производится перерасчет суммы налога, подлежащей взносу в бюджет исходя из фактически полученной выручки от реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом с продаж, с учетом ранее начисленных авансовых платежей. В случае необходимости производится доначисление или возврат сумм налога с продаж в порядке и сроки, установленные для подоходного налога.
В.В. Николаев, А.В. Костров
Департамент поддержки и развития малого предпринимательства
правительства Москвы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71
http://fingazeta.ru/