Перерегистрация и налогообложение крестьянских (фермерских) хозяйств (Л.К. Волкова, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 28, июль 1999 г.)

Перерегистрация и налогообложение крестьянских (фермерских) хозяйств


В настоящее время возникает много вопросов, связанных с налогообложением крестьянских (фермерских) хозяйств, так как законодательно не решен вопрос о правовом статусе хозяйств, зарегистрированных до введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Государственные налоговые инспекции по субъектам Российской Федерации требуют перерегистрации крестьянских (фермерских) хозяйств до 1 июля 1999 г., ссылаясь на п. 5 ст. 6 Федерального закона от 30.11.94 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Министерство юстиции Российской Федерации совместно с Министерством Российской Федерации по налогам и сборам (письмо от 30.04.99 г. N 3422-СЮ) рассмотрело вопрос о перерегистрации крестьянских (фермерских) хозяйств и разъясняет следующее.

В соответствии с п. 5 ст. 6 Закона N 52-ФЗ преобразованию в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы либо ликвидации до 1 июля 1999 г. подлежат индивидуальные (семейные) частные предприятия, а также предприятия, созданные хозяйственными товариществами и обществами, общественными и религиозными организациями, объединениями, благотворительными фондами, и другие не находящиеся в государственной или муниципальной собственности предприятия, основанные на праве полного хозяйственного ведения. К крестьянским (фермерским) хозяйствам, созданным до введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации в соответствии с положениями Закона РСФСР от 22.11.90 г. N 348-1 (в ред. от 24.12.93 г. по состоянию на 1.04.94 г.) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (с изменениями и дополнениями), это требование не относится.

Положениями Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены две формы существования крестьянских (фермерских) хозяйств со дня введения в действие главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 23 ГК РФ глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Порядок государственной регистрации определен Законом РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

В соответствии со ст. 259 ГК РФ на базе имущества крестьянского (фермерского) хозяйства может быть создано хозяйственное товарищество или производственный кооператив. При этом правовой статус крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных до введения в действие главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежит приведению в соответствие с указанными нормами.

Однако ни Федеральным законом N 52-ФЗ, ни иными федеральными законами не установлены предельные сроки для приведения правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств в соответствие с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации. До приведения своей организационно-правовой формы в соответствие с Гражданским Кодексом Российской Федерации крестьянское (фермерское) хозяйство остается юридическим лицом и подлежит налогообложению как юридическое лицо.

До 1 января 1995 г. государственные налоговые инспекции в работе по постановке на учет крестьянских (фермерских) хозяйств руководствовались нормами Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". В соответствии со ст. 1 этого Закона крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющих производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании земельных участков.

Крестьянское (фермерское) хозяйство регистрируется органом местного самоуправления после выдачи государственного акта на право пожизненного наследуемого владения, собственности на земельный участок или подписания договора на его аренду.

Органы местного самоуправления ведут на каждое крестьянское (фермерское) хозяйство регистрационную карточку и вносят его в похозяйственную книгу.

При постановке на учет в государственных налоговых инспекциях сведения о крестьянском (фермерском) хозяйстве заносились в Государственный реестр предприятий, утвержденный Госналогслужбой России по согласованию с Минфином России 12.04.93 г. N ЮУ-4-12/65Н (зарегистрирован в Минюсте России 14.05.93 г. N 250).

Действующим налоговым законодательством крестьянским (фермерским) хозяйствам с правами юридического лица предоставлены значительные льготы по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет. Так, крестьянские (фермерские) хозяйства согласно закону Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями) не являются плательщиками налога на прибыль от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной в данном хозяйстве собственной сельскохозяйственной продукции. Прибыль же, полученная ими от других видов деятельности, подлежит налогообложению в общеустановленном порядке. В первые два года работы они не уплачивают налог на прибыль как малые предприятия, осуществляющие производство и одновременно переработку сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных товаров, товаров народного потребления при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации ими продукции (работ, услуг). Эти малые предприятия на третий и четвертый годы работы уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50% от основной ставки, если выручка от перечисленных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации ими продукции (работ, услуг).

В соответствии с Законом Российской Федерации от 13.12.91 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" крестьянские (фермерские) хозяйства освобождены от уплаты налога на имущество как предприятия по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). При этом достаточным условием для пользования этой льготой является ведение предприятием одного из указанных видов деятельности.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.91 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) крестьянские (фермерские) хозяйства, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет 70% и более, освобождаются от уплаты налогов в дорожные фонды.

При реализации сельскохозяйственной продукции потребителям крестьянские (фермерские) хозяйства применяют ставку налога на добавленную стоимость в размере 10%, а не 20%, как по другой продукции. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.05.99 г. N 569 утвержден перечень продовольственных товаров, по которым с 1 июля 1999 г. применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10%. В него вошли: скот и птица в живом весе; молоко и молокопродукты (за исключением мороженого); масло растительное, маргарин; соль; комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы; маслосемена и продукты их переработки; хлеб и хлебобулочные изделия, включая сдобные, сухарные и бараночные); крупа, мука, макаронные изделия; продукты детского и диабетического питания; овощи и продукты их переработки; картофель и картофелепродукты.

Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные крестьянскими (фермерскими) хозяйствами при приобретении основных средств и нематериальных активов, в соответствии с Законом Российской Федерации от 6.12.91 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) принимаются к вычету из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в полном объеме на момент принятия их на учет. Вычитаются суммы данного налога также по приобретенным товарам, использованным на непроизводственные нужды этих хозяйств, независимо от размеров дохода, полученного от сельскохозяйственной деятельности.

От налога на добавленную стоимость освобождается продукция собственного производства, реализуемая в счет натуральной оплаты труда, натуральных выдач для оплаты труда, а также для общественного питания работников, привлекаемых к сельскохозяйственным работам. Налог на добавленную стоимость, уплаченный за материальные ценности, использованные для производства этой продукции, относится на издержки производства и включается в цену сельскохозяйственной продукции, предназначенной для натуральной оплаты труда.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 11.10.91 г. N 1738-1 "О плате за землю" (с изменениями и дополнениями) крестьянские (фермерские) хозяйства в течение пяти лет с момента предоставления им земельного участка освобождаются от уплаты земельного налога.

Согласно Закону Российской Федерации от 7.12.91 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (с изменениями и дополнениями) в течение пяти лет начиная с года образования хозяйства не подлежат налогообложению доходы членов крестьянского хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от сельскохозяйственной деятельности. Такая льгота предоставляется вне зависимости от того, какой статус имеет крестьянское (фермерское) хозяйство: статус юридического лица в соответствии с Законом РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" либо статус предпринимателя без образования юридического лица согласно ст. 23 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.

Доходы, полученные членами крестьянского (фермерского) хозяйства от несельскохозяйственной деятельности, облагаются налогом в общеустановленном порядке.

В том случае если в крестьянском (фермерском) хозяйстве не ведется раздельного учета личных доходов членов хозяйства, полученных от сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельности, то разделение общего дохода каждого члена хозяйства для целей налогообложения производится по проценту, исчисленному как соотношение общего дохода крестьянского (фермерского) хозяйства к доходу от несельскохозяйственной деятельности.

Указанная льгота предоставляется членам крестьянских (фермерских) хозяйств по доходам от сельскохозяйственной деятельности, полученным от такого хозяйства, которое действует как самостоятельный хозяйствующий субъект, и не распространяется на доходы, полученные от ассоциаций, кооперативов и других предприятий, учреждений и организаций.

В соответствии с Федеральным законом от 4.01.99 г. N 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" крестьянские (фермерские) хозяйства, зарегистрированные в органах юстиции как юридические лица и осуществляющие наем работников, т.е. выступающие в качестве организаций-работодателей, уплачивают страховые взносы в государственные внебюджетные социальные фонды с выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования.

Крестьянские (фермерские) хозяйства, нанимая работников и выплачивая им, а также членам хозяйства за работу вознаграждения, становятся по отношению к ним работодателями, которые обязаны страховать своих работников, тем самым обеспечивая им социальную защиту (выплату пенсий, социальное и медицинское страхование, а также защиту в области занятости). Освобождение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды хозяйства законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Крестьянские (фермерские) хозяйства исчисляют страховые платежи с дохода, определяемого как разность между совокупным годовым доходом, полученным в целом по хозяйству от всех видов деятельности, и документально подтвержденными плательщиком расходами, связанными с извлечением этого дохода.

Если членами крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица до 1 января 1995 г., принято решение осуществлять в дальнейшем деятельность в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, то регистрация главы крестьянского (фермерского) хозяйства производится в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 7.12.91 г. N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" и Указом Президента Российской Федерации от 8.07.94 г. N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации".

Постановка на учет главы крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется в налоговой инспекции по месту его жительства в соответствии с приказом Госналогслужбы России от 27.11.98 г. N ГБ-3-12/309 "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц".

Факт постановки на учет в государственной налоговой инспекции подтверждается информационным письмом, выданным государственной налоговой инспекцией, о присвоении идентификационного номера налогоплательщика (ИНН).

Государственные налоговые инспекции по субъектам Российской Федерации работают во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти по субъектам Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими государственную регистрацию согласно действующему законодательству.

При перерегистрации главы крестьянского (фермерского) хозяйства в предпринимателя без образования юридического лица он платит налоги как физическое лицо, т.е. уплачивает подоходный налог с совокупного годового дохода в порядке и в сроки, установленные для физических лиц-предпринимателей, но в соответствии с действующим налоговым законодательством при налогообложении имеется ряд особенностей. Так, доходы, полученные физическим лицом и членами хозяйства от сельскохозяйственной деятельности, не подлежат налогообложению в течение пяти лет начиная с года образования хозяйства. Доходы, полученные от несельскохозяйственной деятельности, облагаются налогом в общеустановленном порядке.

Глава хозяйства освобождается от уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента предоставления ему земельного участка. Как физическое лицо глава крестьянского (фермерского) хозяйства не является плательщиком транспортного налога, налога на пользователей автомобильных дорог, а также налогов с владельцев автотранспортных средств и на приобретение автотранспортных средств при условии, что удельный вес дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции в общей сумме доходов составляет 70% и более.

Кроме того, в соответствии с Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) граждане, приобретающие легковые автомобили в личное пользование, освобождены от уплаты налога на приобретение автотранспортных средств.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющий деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, приобретая в личное пользование легковые автомобили, не является плательщиком налога на приобретение автотранспортных средств при условии, что в заявлении при регистрации будет указано, что эти автотранспортные средства будут использоваться только для личного пользования (п. 1.13 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26.11.96 г. N 624 (в ред. от 7.07.98 г.).

Физическое лицо с момента его государственной регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица не является плательщиком налога на добавленную стоимость. При этом оплата приобретаемых им товарно-материальных ценностей производится с учетом сумм налога на добавленную стоимость, которые относятся на издержки производства (обращения) и возмещению из бюджета не подлежат.

При отгрузке товаров, оказании услуг, выполнении работ с момента государственной регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица расчетные документы, реестры, приходные кассовые ордера и первичные учетные документы выписываются без выделения в них сумм налога на добавленную стоимость.

Невозмещенные суммы налога на добавленную стоимость на 1 число месяца, в котором произведена перерегистрация учредительных документов, а также суммы налога, уплаченные по приобретенным товарно-материальным ценностям после этой даты, подлежат отнесению на издержки производства (обращения), а по основным средствам - на увеличение их балансовой стоимости (с последующим списанием на себестоимость через суммы износа (амортизации) в установленном порядке). Задолженность перед бюджетом, имеющаяся по налогу на добавленную стоимость, взыскивается, а числящаяся по лицевому счету переплата - засчитывается в погашение задолженности по другим видам платежей. При отсутствии такой задолженности сумма переплат по налогу на добавленную стоимость возвращается бывшему крестьянскому (фермерскому) хозяйству.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 9.12.91 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (с изменениями и дополнениями) глава крестьянского (фермерского) хозяйства уплачивает налог на имущество физических лиц.

Главы крестьянских (фермерских) хозяйств, зарегистрированные в качестве предпринимателей без образования юридического лица и осуществляющие прием на работу по трудовому договору или выплачивающие вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования с выплат, начисленных в пользу работников в денежной и (или) натуральной форме, по всем основаниям независимо от источников финансирования, в Фонд социального страхования Российской Федерации - с выплат, начисленных в пользу работников в денежной и (или) натуральной форме, по всем основаниям независимо от источников финансирования только по трудовым договорам.

Кроме того, в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 11.10.93 г. N 1020 и от 6.10.94 г. N 1139 крестьянские (фермерские) хозяйства уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации и Государственный фонд занятости населения Российской Федерации с дохода, полученного от предпринимательской либо иной деятельности, за вычетом расходов, связанных с его извлечением. При этом в расходы включаются оплата труда лиц, работающих по договору, и суммы уплаченных страховых взносов на государственное обязательное страхование.

Следует отметить, что при замене правового статуса главы крестьянского (фермерского) хозяйства на статус индивидуального предпринимателя без образования юридического лица в соответствии со ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации происходит передача имущества из собственности крестьянского (фермерского) хозяйства (юридического лица) в собственность индивидуального предпринимателя физического лица. Поскольку эта передача имущества не влечет за собой смены собственника, то передача основных средств не является операцией по реализации товарно-материальных ценностей и не облагается налогом на добавленную стоимость.

Крестьянские (фермерские) хозяйства при составлении бухгалтерской отчетности с 1992 г. руководствовались Рекомендациями по ведению учета производственной деятельности в крестьянском (фермерском) хозяйстве, разработанными Фондом поддержки и развития крестьянских (фермерских) хозяйств "Российский фермер" и согласованными с Госкомстатом СССР.

Основными учетными регистрами, рекомендуемыми для ведения в крестьянском (фермерском) хозяйстве, являются книга учета имущества крестьянского (фермерского) хозяйства (форма N 1-кх); книга учета продукции и материалов (форма N 2-кх); книга учета труда (форма N 3-кх); журнал учета хозяйственных операций (форма N 4-кх) и ведомость финансовых результатов (форма N 5-кх).

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. Согласно ст. 13 этого Закона все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.

Бухгалтерская отчетность организаций состоит из бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту; пояснительной записки.

В соответствии с п. 31 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29.07.98 г. N 34н) формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации; другие органы, которым федеральными законами предусмотрено право регулирования бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным правовым актам Министерства финансов Российской Федерации.

АККОР и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации до настоящего времени не разработали и не утвердили в установленном порядке упрощенные формы бухгалтерской отчетности для крестьянских (фермерских) хозяйств. Особенностей в составлении бухгалтерской отчетности для крестьянских (фермерских) хозяйств в приказах Минфина России о годовой бухгалтерской отчетности и в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации нет.

Отсутствие специализированных форм бухгалтерской отчетности осложняет работу крестьянских (фермерских) хозяйств по составлению отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, что в свою очередь затрудняет проверку их налоговыми органами и не дает возможности оказывать им своевременную помощь по соблюдению действующего налогового законодательства.


Л.К. Волкова,

советник налоговой службы I ранга



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.