Судебная практика по налоговым вопросам (Г.Г.Титова, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 31, август 1999 г.)

Судебная практика по налоговым вопросам


Как правило, введение в действие нормативных правовых актов вызывает определенные вопросы о порядке их применения. Это относится и к применению первой части Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), введенного в действие с 1 января текущего года, тем более что до введения в действие второй части НК РФ действует "переходный период", в течение которого применяются законодательные акты по конкретным налогам. Большую помощь в правильном понимании и применении нормативных правовых актов оказывает судебная практика по их применению, и в целях выработки единого подхода к решению налоговых вопросов пленум Верховного суда Российской Федерации и пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации приняли совместное постановление от 11.06.99 г. N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление), на некоторые положения которого хотелось бы обратить внимание.

Во-первых, с учетом того что в соответствии со ст.19 НК РФ плательщиками налогов (сборов) признаются только организации (юридические лица), в п.9 Постановления определено, что с 1 января 1999 г. ответственность за исполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство).

Неисполненные на 1 января текущего года налоговые обязательства филиалов (представительств) переходят к юридическим лицам, создавшим их, как это предусмотрено ст.9 Федерального закона от 31.07.98 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (вводный Закон).

В части применения норм НК РФ, касающихся ответственности за налоговые правонарушения, в Постановлении (пп.4, 5) даны рекомендации судам о том, что решение о взыскании налоговой санкции за налоговое правонарушение, допущенное до 1 января 1999 г., не может быть принято судом после вступления в силу НК РФ, если ответственность за соответствующее правонарушение им не установлена, а взыскание ранее наложенных финансовых санкций за такое правонарушение не может быть произведено после 31 декабря 1998 г. В том случае если Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает более мягкую ответственность за конкретное правонарушение, совершенное до 1 января 1999 г., применяется ответственность, установленная НК РФ, а взыскание ранее наложенных финансовых санкций за данное правонарушение после 31 декабря 1998 г. может быть произведено лишь в части, не превышающей максимального размера санкций, предусмотренных НК РФ за такое правонарушение.

Как известно, многие вопросы налогообложения решались в инструкциях Госналогслужбы России, принятых во исполнение законов по конкретным налогам. Учитывая, что в соответствии с НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах, в Постановлении (п.7) при решении вопросов о применении названных выше инструкций рекомендовано исходить из того, что они могут применяться судами при разрешении споров в части, не противоречащей НК РФ, в том числе его ст.4, согласно которой нормативные правовые акты органов исполнительной власти не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Налоговый кодекс Российской Федерации (ст.56) определяет порядок предоставления и использования налогоплательщиком налоговых льгот. Так, в соответствии с п.3 ст.56 налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ. Однако, как определено в Постановлении (п.16), при возникновении споров о том, имел ли место отказ налогоплательщика от использования льготы, следует исходить из того, что факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде (т.е. отказ от использования льготы или приостановлении ее использования должен быть оформлен, например, соответствующим заявлением в налоговый орган).

В отличие от Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в НК РФ установлена ответственность за налоговые правонарушения в виде штрафа. В связи с этим следует обратить внимание на п.18 Постановления, в котором установлено, что освобождение налогоплательщика и налогового агента от ответственности за совершение налогового правонарушения освобождает их только от взыскания штрафов, но не пеней, поскольку последняя не является мерой налоговой ответственности (ст.72 и 75 НК РФ).

Рассматриваемое Постановление решает ряд вопросов и в отношении налоговых агентов. Так, в соответствии со ст.24 НК РФ налоговый агент обязан перечислить в соответствующий бюджет сумму налога, удержанную из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику. В том случае, когда доход, подлежащий налогообложению, получен налогоплательщиком в натуральной форме и денежные выплаты в налоговом периоде налогоплательщику у источника выплаты отсутствовали, налоговый агент не удерживает соответствующий налог, но обязан представить в соответствии с п.п.2 п.3 ст.24 НК РФ в налоговый орган в течение одного месяца письменную информацию о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика (п.10 Постановления).

Пунктом 1 ст.46 НК РФ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента в банках. В соответствии с п.11 Постановления при применении указанной нормы необходимо иметь в виду, что по смыслу данной нормы не перечисленная налоговым агентом-организацией сумма налога, подлежащая удержанию у налогоплательщика, и пени взыскиваются с налогового агента по правилам взыскания недоимки и пени с налогоплательщика, т.е. в бесспорном порядке (за исключениями, установленными п.1 ст.45 НК РФ).

При возникновении споров с налоговыми органами следует иметь в виду и п.2 Постановления, согласно которому при определении налоговой базы и суммы налога по итогам 1998 г. (как в целом, так и за IV квартал или декабрь) и предшествующих периодов налогоплательщики и иные обязанные лица должны были руководствоваться актами налогового законодательства, действовавшими в течение соответствующих налоговых периодов, а не нормами НК РФ (так как согласно ст.8 вводного Закона положения части первой Кодекса применяются к отношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие).


Г.Г. Титова

Минфин России


"Финансовая газета. Региональный выпуск" N 31, август 1999 г.



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.