Водопользование (О.Л.Скрябина, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 32-33, август 1999 г.)

Водный налог


Плата за использование водных ресурсов существовала в России еще в 20-30-х годах. Она взималась с единицы орошаемой поверхности для возмещения расходов по эксплуатации водохозяйственных систем. Плательщиками являлись юридические и физические лица, а налогооблагаемой базой - сельскохозяйственный доход. С завершением коллективизации водный сбор был отменен.

С 1949 по 1956 г. в СССР платили за воду, подаваемую оросительными системами. Размер платы определялся пропорционально эксплуатационным расходам управлений оросительных систем.

С 1982 по 1998 г. существовала плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем.

Государственной Думой был принят Федеральный закон от 6.05.98 г. N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" (далее - Закон N 71-ФЗ). Рассмотрим некоторые вопросы, возникшие у предприятий-водопользователей в связи с выходом Закона N 71-ФЗ.


Плательщики


Согласно ст.1 Закона N 71-ФЗ объектом платы признается пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащее лицензированию в порядке, установленном законодательством.

Согласно ст.1, 7, 8, 17 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.95 г. N 167-ФЗ (далее - Водный кодекс) к водным объектам относятся и подземные воды. Таким образом, пользование подземными водами регулируется не только Водным кодексом, но и Законом Российской Федерации "О недрах" (в редакции Федерального закона от 3.03.95 г. N 27-ФЗ с изм. от 10.02.99 г.) (далее - Закон "О недрах"). Преамбула Закона "О недрах", а также ст.42 содержат указание на необходимость осуществлять налоговые платежи и лицензирование в соответствии с законодательством о недропользовании.

В отличие от Водного кодекса, не делающего исключения для подземных вод, в Законе N 71-ФЗ устранено их двойное налогообложение. Статья 1 гласит, что плата за пользование водными объектами в целях осуществления забора (добычи) воды из подземных источников осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах. К сожалению, вопросы разграничения системы платежей, лицензирования и осуществления государственного контроля за право пользования подземными водами между водным законодательством и законодательством, регулирующим недропользование, остались нерешенными.

Закон N 71-ФЗ определил виды пользования водными объектами в целях налогообложения. Ими являются:

забор воды из поверхностных водных объектов, территориального моря и внутренних морских вод для ее использования в производственном, технологическом процессе и для собственных нужд, хозяйственно-бытовых и питьевых нужд;

удовлетворение потребности гидроэнергетики в воде;

использование акватории водных объектов для лесосплава, осуществляемого без применения судовой тяги (в плотах и кошелях), а также для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, для проведения буровых, строительных и иных работ;

сброс сточных вод в водные объекты от результата производственной и иной деятельности: дренажных, шахтных, карьерных вод (при концентрации вредных веществ в них выше, чем в водоприемнике), хозяйственно-бытовых стоков; сточных вод после использования забранной воды в технологическом процессе и для собственных нужд. При сбросе дренажных, шахтных и карьерных вод в том случае, если концентрация вредных веществ в них превышает концентрацию таких веществ в водоприемнике, плата взимается в общеустановленном порядке.

По нашему мнению, это положение не отвечает требованиям Закона N 71-ФЗ, так как объектом налогообложения является объем воды, сбрасываемой в водный объект. Закон N 71-ФЗ не предусматривает взимания платы за пользование водными объектами в зависимости от количества содержащихся в сточных водах загрязнений. Плата за концентрацию вредных веществ, содержащихся в сточных водах, взимается в соответствии с Законом РСФСР от 19.12.91 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды". Таким образом, не наблюдается причинной связи между концентрацией вредных веществ в сточных водах и плате за пользование водными объектами, определяемой по объему сброшенных сточных вод.

Интересно, что бюджетные организации не освобождены от платы за пользование водными объектами. При этом может возникнуть следующая ситуация: если предприятие финансируется за счет средств субъекта Российской Федерации или местного бюджета, то при уплате налога 40% общей суммы платы за пользование водными объектами должны пойти в федеральный бюджет.

Не взимается плата за пользование водными объектами в целях:

забора воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

забора воды сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для орошения земель сельскохозяйственного назначения, централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, а также садоводческих и огороднических объединений граждан;

забора воды для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей природной среды от вредного воздействия вод, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;

проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, осуществляемого Министерством природных ресурсов Российской Федерации (далее - МПР России) совместно с органами по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.97 г. N 307 "Об утверждении Положения о ведении государственного мониторинга водных объектов", государственных научных исследований, геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

осуществления спортивной охоты и любительского рыболовства, рекреации без применения сооружений;

осуществления организованной рекреации лечебными и оздоровительными учреждениями, находящимися в государственной и муниципальной собственности;

осуществления организованной рекреации учреждениями и организациями, предназначенными для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей, финансируемыми за счет средств соответствующих бюджетов или профсоюзов;

забора воды для санитарных, экологических и судоходных попусков;

проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

использования водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, водно-транспортного, водопроводного и канализационного назначения;

строительства (реконструкции) осушительных систем на участках низовых болот;

сброса дренажных, шахтных и карьерных вод, если концентрация вредных веществ в них не превышает концентрации таких веществ в водоприемнике.

В Законе N 71-ФЗ приведен перечень видов пользования, являющихся и не являющихся объектом платы. По нашему мнению, это может быть причиной возникновения недоразумений. Исходя из общего принципа построения налоговых законов можно сделать вывод, что достаточно точного определения либо налогооблагаемой базы, либо видов деятельности, не являющихся объектом налогообложения. Например, объектом платы является размещение плавательных средств, т.е. использование акватории водных объектов только под отстой судов, и не рассматривается как объект платы использование водного объекта для целей транспортировки, хотя он подпадает под определение, приведенное в ст.2 Закона N 71-ФЗ и является одним из наиболее существенных пользователей и загрязнителей вод. Не вносят плату за пользование водными объектами пользователи обособленных водных объектов (замкнутых водоемов). Парадоксально, но и это положение не вошло в перечень видов пользования, не признаваемых объектами платы в соответствии с Законом N 71-ФЗ.

Таким образом, вопрос о платности того или иного вида пользования водным объектом и определении объемов пользования необходимо решать на стадии оформления лицензии.


Лицензирование водопользования и виды водопользования


Общий порядок получения лицензий на водопользование регулируется Правилами предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.97 г. N 383 (далее - Правила).

Согласно Правилам использование водных объектов может осуществляться в виде общего и особого (специального) водопользования.

В соответствии со ст.20 Водного кодекса к водным объектам общего пользования относятся водные объекты, находящиеся в общедоступном, открытом пользовании. На практике это лишь означает, что данный водный объект не находится в особом пользовании. Водные объекты могут находиться и в смешанном пользовании, т.е. и в общем пользовании, и в особом - ограниченным кругом лиц (например, такими водными объектами могут быть крупные реки и озера).

К водным объектам особого пользования относятся такие, которыми на основании лицензии и договора пользования водным объектом пользуется ограниченный круг лиц. К особому пользованию относится предоставление водных объектов для обеспечения нужд:

обороны;

федеральных энергетических систем, транспорта;

сохранения, воспроизводства и добычи рыбных и других водных биоресурсов, сохранения водных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение;

для других государственных и муниципальных нужд.

От особого водопользования следует отличать специальное водопользование. К нему относится пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств и устройств для:

питьевых и бытовых нужд населения;

удовлетворения потребностей в воде сельского хозяйства, промышленности, энергетики, водного транспорта, лесосплава;

добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля со дна водных объектов;

строительства зданий, причалов, портовых и других сооружений (кроме сооружений для защиты от вредного воздействия вод и улучшения качества вод);

сброса сточных вод;

иных государственных и общественных надобностей.

К сожалению, Водный кодекс не отвечает на вопрос, является ли специальное водопользование составным элементом или разновидностью особого пользования. По нашему мнению, предоставление водного объекта в особое пользование связано с необходимостью осуществления пользователем на этом водном объекте таких видов работ, при которых несанкционированный доступ посторонних лиц может привести к возникновению негативных последствий. Поэтому получение лицензии на специальное водопользование невозможно без предоставления данного водного объекта в особое пользование. В настоящее время практика выдачи лицензий не связана с реализацией прав на особое или специальное пользование тем или иным водным объектом. Более того, взимание налоговыми органами платы за пользование водными объектами предполагает наличие лицензии у водопользователя. Вопрос о предоставлении водного объекта в пользование должен решаться органами исполнительной власти субъектов Федерации для водных объектов, находящихся в собственности субъектов Федерации, и Правительством Российской Федерации - для объектов, находящихся в федеральной собственности.

Перечень видов специального водопользования утверждается Министерством природных ресурсов Российской Федерации. К специальному водопользованию относят пользование поверхностными водными объектами с целью:

забора воды;

сброса в поверхностные водные объекты промышленных, коммунально-бытовых, коллекторно-дренажных, ливневых и других сточных вод, а также вод, откачиваемых из шахт, карьеров, разрезов;

эксплуатации водорегулирующих сооружений, электростанций, платформ и искусственных островов, мелиоративных систем, спецплавтехники при выполнении строительно-монтажных, изыскательских, дноуглубительных, разгрузочно-погрузочных работ;

строительства и эксплуатации сооружений, подводных коммуникаций;

прокладки кабелей, строительства мостов, подводных газопроводов, продуктопроводов и др.;

добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля со дна водных объектов;

сплава леса в плотах и кошелях;

использования водных объектов в транспортных целях.

Для получения решения о предоставлении водного объекта в особое пользование юридическое лицо-заявитель представляет в территориальный орган МПР России заявление с указанием местоположения объекта, цели, основных условий и срока водопользования. Дополнительно требуются:

заключения органов, осуществляющих государственный санитарный надзор, охрану водных биоресурсов;

согласование условий дальнейшего водопользования с

предприятиями, пользующимися данным водным объектом;

план и основные гидрологические данные водного объекта;

техническая характеристика предприятия, сооружения или другого объекта, расположенного или строящегося на данном водном объекте;

справка территориального органа Министерства природных ресурсов Российской Федерации об отсутствии на выбранном водном объекте полезных ископаемых, а при их наличии - разрешение органов Федерального горного и промышленного надзора России.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации рассматривает подготовленное предложение, организует при необходимости дополнительную экспертизу и вносит проект соответствующего решения в Правительство Российской Федерации.

Рассмотрим один и тот же водный объект с точки зрения водного и земельного права. В соответствии со ст.7 Водного кодекса поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект.

Согласно ст.95 Земельного кодекса от 25.04.91 г. (с изм. от 28.04.93 г.) (далее - Земельный кодекс) к землям водного фонда относятся земли, занятые водоемами, ледниками, болотами, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода (по берегам) водоемов.

Очевидно, что в обеих статьях сформулировано юридическое единство воды и занимаемого ею рельефа местности, т.е. с точки зрения земельного законодательства право пользования соответствующим земельным участком распространяется и на покрывающую его воду, а с точки зрения водного - право пользования водным объектом подразумевает распространение этого права на землю, на которой эта вода сосредоточилась.

Ни земельное, ни водное законодательство не определяют границ земель, сопряженных с водными объектами, которые следует рассматривать как единое целое.

В Водном кодексе сделана попытка дать общее понятие о территориях, которые могут быть отнесены к землям, сопряженным с водным объектом, но не всегда рассматриваемым как единое целое. К таким территориям относятся водоохранные зоны, санитарные зоны.

Водоохранной зоной является территория, примыкающая к акватории водного объекта, на которой устанавливается специальный режим использования и охраны природных ресурсов и осуществления хозяйственной деятельности. Целью установления водоохранных зон является предотвращение засорения, заиления и истощения водных объектов. Границы водоохранных зон утверждаются органами использования и охраны водного фонда МПР России.

Для водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, а также содержащих природные лечебные ресурсы, устанавливаются зоны санитарной охраны, которые являются особо охраняемой территорией. Местная администрация должна оповещать население о границах зоны санитарной охраны и ее режиме.

После решения вопроса о предоставлении данного водного объекта в особое пользование и выхода соответствующего нормативного документа (решения Правительства Российской Федерации или исполнительного органа субъекта Российской Федерации) этот водный объект будет рассматриваться местным комитетом по земельным ресурсам и землепользованию как земля водного фонда (на основании положений ст.95 Земельного кодекса), переданная в пользование данному лицу. Поэтому земельным комитетом должен быть выдан документ о праве пользования землей, что согласно разъяснениям Государственного комитета по земельной реформе РСФСР от 13.01.92 г. N 3-14/60 является основанием для взимания земельного налога в соответствии со ст.10, 15 Закона Российской Федерации от 11.10.91 г. N 1738-1 "О плате за землю" (с изм. и доп.) (далее - Закон "О плате за землю").

Формально в данной ситуации существует два объекта налогообложения: пользование участком земли, покрытым водой, и пользование водным объектом. Но, по нашему мнению, эту ситуацию можно отнести к "скрытому" двойному налогообложению, так как причина кроется в разностороннем подходе к одному и тому же физическому (природному) объекту.

Аналогичная ситуация складывается и при добыче полезных ископаемых со дна водных объектов. В ст.39 Закона "О недрах" содержится положение о том, что пользователи недр уплачивают налоги, сборы и производят другие платежи, предусмотренные законодательством, включая плату за землю или за акваторию и участок дна территориального моря. При этом платежи за пользование акваторией и участками морского дна взимаются с пользователей недр дна территориального моря, осуществляющих поиски, разведку, добычу полезных ископаемых и пользование недрами в иных целях.

Таким образом, объектом налогообложения является площадь используемой акватории (согласно Закону N 71-ФЗ) и объем добытого минерального сырья, полезных ископаемых (в соответствии с Законом "О недрах" и Федеральным законом от 30.12.95 г. N 224-ФЗ "О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы").

Вопросы двойного налогообложения оказались более или менее удачно решенными для обособленных водных объектов благодаря их особому статусу, установленному Водным кодексом. В ст.1 Водного кодекса дается определение обособленного водного объекта. Это небольшой по площади непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. В соответствии со ст.11 Водного кодекса обособленные водные объекты являются составной частью земельного участка, а по ст.40 их предельные размеры должны определяться земельным законодательством. Согласно ст.122 Водного кодекса плата за обособленные водные объекты взимается в порядке, определенном Законом "О плате за землю". Таким образом, можно сделать вывод о том, что если пользователь земельного участка имеет право на льготы, предусмотренные Законом "О плате за землю", то они должны распространяться и на обособленные водные объекты, расположенные на этом участке. Иначе говоря, положения водного законодательства распространяются на обособленные водные объекты в минимальном размере и такие водные объекты не следует рассматривать как водные объекты, определяемые Водным кодексом.

Не требуется получения лицензии при осуществлении:

а) общего водопользования;

б) использования водных объектов для плавания на маломерных судах;

в) разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

г) водопользования для пожарных нужд;

д) забора воды из одиночных скважин и колодцев с применением бытовых насосов, обустроенных собственниками и пользователями земельных участков;

е) пользования обособленными водными объектами, так как оно осуществляется на основании гражданского и земельного законодательства Российской Федерации.

Лицензирование водопользования осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации или его территориальными органами.

Для получения лицензии на водопользование в орган лицензирования необходимо представить следующие документы:

1) заявление о выдаче лицензии с указанием:

для юридических лиц - наименования и организационно-правовой формы, юридического адреса, банковских реквизитов;

для физических лиц - фамилии, имени, отчества, паспортных данных;

наименования и границ водного объекта;

вида водопользования и его особенностей;

2) копии учредительных документов;

3) копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

4) перечень видов хозяйственной деятельности;

5) справку налогового органа о постановке на учет или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа;

6) документ о согласовании вопроса о выделении земельного участка, необходимого для осуществления водопользования;

7) предложения по условиям пользования водным объектом, в том числе по улучшению состояния водного объекта и его охране;

8) данные об организационных возможностях и материально-техническом оснащении системы контроля качества вод.

Для получения лицензии на водопользование, связанное с использованием водных объектов для забора воды, дополнительно представляются:

сведения о водопотребителях и их потребности в воде;

сведения о наличии средств учета забора воды и контроля за качеством забираемых вод;

утвержденная в установленном порядке документация по эксплуатируемому водозабору;

сведения о рыбозащитных и рыбопропускных сооружениях;

разрешение на специальное водопользование или предпроектная документация на строительство планируемого водозабора.

Для получения лицензии на водопользование, связанное с использованием водных объектов для целей гидроэнергетики, дополнительно представляются:

данные об установленной мощности гидроэлектростанции;

данные о размерах затопления земель и ущерба от этого затопления;

технические сведения о пропускной способности сооружений;

технические сведения о рыбозащитных и рыбопропускных сооружениях;

технические сведения о наличии средств контроля за показателями водного режима и качества воды;

технические сведения об использовании водных ресурсов на нужды гидроэнергетики.

Для получения лицензии на водопользование, связанное с использованием поверхностных водных объектов без изъятия воды, дополнительно представляются:

технические данные о плавательных средствах;

разрешение на эксплуатацию плавательных средств;

данные об обеспеченности устройствами для приема сточных вод, отходов и отбросов, образующихся на плавательных средствах;

сведения о наличии средств контроля за качеством воды на участке акватории при эксплуатации объектов и производстве работ, которые оказывают или могут оказать негативное влияние на состояние водного объекта.

Для получения лицензии на водопользование, связанное с использованием водных объектов для сброса сточных, дренажных вод, дополнительно представляются:

сведения о наличии технических средств учета объемов сброса и контроля за качеством сбрасываемых дренажных вод;

обоснование заявленного объема водоотведения и сведения о показателях качества отводимых вод.

Для получения лицензии на водопользование, связанное с использованием поверхностных водных объектов для добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля, буровых и иных работ, связанных с недропользованием, необходимо предъявить лицензию на право пользование недрами.

Продление срока действия лицензии на водопользование осуществляется в порядке, установленном для ее получения.

Размер сбора за выдачу лицензий на водопользование определяется исходя из расходов на экспертизу представленных заявителями документов и материалов на получение лицензий, организационных и иных расходов, связанных с выдачей лицензий, и утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению соответствующих органов лицензирования. Сбор за выдачу лицензий на водопользование взимается органами лицензирования.

Передача права пользования водным объектом от одного лица к другому в случаях, предусмотренных Водным кодексом, осуществляется на основании распорядительной лицензии.

В лицензии определяются цели и способы использования водного объекта, лимиты водопользования.


СХЕМА (ПРИЛ. К МАТЕРИАЛУ ФИНАНСОВОЙ ГАЗЕТЫ  N 32-33 ОТ 08.1999)

"цели и способы использования водного объекта"


Важно для получения лицензии установить лимит водопользования, т.е. предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса вод нормативного качества в водные объекты в течение определенного периода времени. Лимиты могут устанавливаться как годовые, так и помесячные. При этом обычно исходят из следующего:

если предприятие осуществляет водопользование в течение года равномерно, то территориальный орган управления водным фондом утверждает годовой лимит (например, забор воды в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения, выработка электроэнергии на ГЭС);

если предприятие имеет сезонный характер работы или водопользование не может осуществляться круглогодично в связи с климатическими условиями или по какой-либо другой причине, то лимиты устанавливаются помесячные.

Для предприятий-водопользователей, осуществляющих круглогодичное водопользование, естественные изменения уровня (степени) водопользования, связанные с миграцией населения или внутригодичными колебаниями объемов производства, не рассматриваются как требующие помесячного установления лимитов, поэтому для них всегда должен устанавливаться годовой лимит.

Лимиты водопользования устанавливаются на основании заявленных водопользователями потребностей с учетом экологического и санитарно-эпидемиологического состояния водных объектов и фиксируются в лицензиях на водопользование.

Если водопользование осуществляется на территории одного субъекта Российской Федерации, то лицензию выдает соответствующий территориальный орган управления водным фондом; если требуется предоставление водных объектов (или их частей), расположенных на территории двух или нескольких субъектов Российской Федерации, то лицензия выдается бассейновым водохозяйственным управлением.

Водопользователям, получившим водный объект в особое пользование по решению Правительства Российской Федерации, лицензии на водопользование выдаются центральным аппаратом МПР России.

Приказом МПР России от 14.10.98 г. N 226 "О разграничении полномочий по объектам лицензирования" утверждены виды пользования, по которым оформление лицензии производится:

1. Министерством природных ресурсов Российской Федерации:

а) забор морской воды для нужд атомной энергетики с последующим сбросом использованного ресурса в морской водный объект;

б) использование морских акваторий в целях:

рекреации и здравоохранения в соответствии с федеральными целевыми или международными программами;

строительства, реконструкции и эксплуатации портов и портовых сооружений федерального значения;

проведения дноуглубительных работ для формирования подходных каналов на акватории портов федерального значения;

строительства и эксплуатации искусственных сооружений в море;

прокладки магистральных трубопроводов по дну моря или под морским дном;

разведки, обустройства и эксплуатации месторождений полезных ископаемых морского дна;

в) использование акваторий внутренних морских вод и территориального моря, относящихся к особо охраняемым водным объектам федерального или международного значения;

г) передача акваторий внутренних морских вод и территориального моря в особое пользование.

2. Территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации:

а) забор и сброс морской воды для нужд промышленности, энергетики (кроме атомной), транспорта, сельского хозяйства;

б) сброс сточных вод в морские водные объекты;

в) использование морских акваторий и морских лечебных ресурсов в целях рекреации, здравоохранения и спорта;

г) использование морских акваторий в следующих целях:

содержания, эксплуатации и обслуживания маломерных судов;

строительства и эксплуатации берегозащитных, берегоукрепительных и других гидротехнических сооружений, кроме портовых;

проведения дноуглубительных работ (кроме акваторий портов) и захоронения вынутых грунтов;

прокладки кабелей по дну моря или под морским дном;

для нужд рыбного хозяйства;

проведения различных морских исследований с плавсредств.


Платность водопользования


Основным принципом экономического регулирования пользования водными объектами, определенным ст.121 Водного кодекса, является платность водопользования, т.е. предусматривается создание систем:

платежей за пользование водными объектами;

финансирования восстановления и охраны водных объектов;

экономического стимулирования рационального пользования водными объектами.

Однако, по нашему мнению, статья не учитывает еще одну немаловажную составляющую платы за пользование водными объектами плату за выдачу лицензии на водопользование. В других налоговых законах платность лицензирования природопользования предусмотрена как одна из форм платы за пользование природным ресурсом. Например, ст.39 Закона "О недрах" включает в систему платежей при пользовании недрами сбор за участие в конкурсе, аукционе и выдачу лицензии.

Согласно Водному кодексу система платежей, связанных с пользованием водными объектами, состоит из платы за пользование водными объектами (водный налог), т.е. платы за ресурс; платы, направляемой на восстановление и охрану водных объектов.

По мнению авторов Водного кодекса, водный налог должен был взиматься в форме федерального налога, а плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, являлась бы источником образования специализированного фонда восстановления и охраны водных объектов. При этом Водным кодексом предусматривалось распределение средств между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации: 40% суммы водного налога и платы на восстановление и охрану водных объектов должно было поступать в доход федерального бюджета, 60% - в бюджет субъекта Федерации. Средства, поступающие от платы за пользование водными объектами, служили бы источником формирования федерального целевого бюджетного фонда восстановления и охраны водных объектов и аналогичных ему территориальных фондов. Подразумевалось, что эти средства будут использоваться для реализации федеральных и территориальных государственных программ использования, восстановления и охраны водных объектов; финансирования мероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов; защиты от вредного воздействия вод; осуществления научно-исследовательских и проектных работ, а также для иных целей, связанных с рациональным использованием, восстановлением и охраной водных объектов.

Однако Закон N 71-ФЗ установил единую ставку платы, ограничив лишь верхние и нижние пределы:

1) для плательщиков, осуществляющих забор воды:

из поверхностных водных объектов в пределах установленных лимитов - 30,0 - 176,0 руб. за одну тысячу кубических метров воды;

из территориального моря и внутренних морских вод в пределах установленных лимитов - 0,8 - 3,3 руб. за одну тысячу кубических метров воды;

2) для плательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлектростанций, - 0,5 - 5,0 руб. за одну тысячу киловатт-часов вырабатываемой электроэнергии;

3) для плательщиков, осуществляющих сплав леса без применения судовой тяги (в плотах и кошелях), - 320,0 - 665,0 руб. за одну тысячу кубических метров древесины, сплавляемой на каждые 100 км;

4) для плательщиков, осуществляющих добычу полезных ископаемых, размещение объектов организованной рекреации, плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, а также проведение буровых, строительных и иных работ, - 1,3 - 7,3 тыс. руб. в год за один квадратный километр площади использования акватории водных объектов;

5) для плательщиков, осуществляющих сброс сточных вод в водные объекты в пределах установленных лимитов, - 3,2 - 27,0 руб. за одну тысячу кубических метров сточных вод.

В соответствии с п.2 ст.3 Закона N 71-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.98 г. N 818 утверждены минимальные и максимальные ставки платы по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам.

Ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения устанавливаются законодательными органами субъектов Российской Федерации. До утверждения ими ставок платы по категориям плательщиков применяются минимальные ставки платы, установленные Правительством Российской Федерации.

В Законе N 71-ФЗ пересмотрены и доли средств, направляемые на финансирование специальных фондов восстановления и охраны водных объектов. Согласно ч.1 ст.8 Закона N 71-ФЗ суммы платы должны направляться на осуществление мероприятий по восстановлению и охране водных объектов в размере не менее 50% против полностью целевого использования средств, предусмотренного Водным кодексом. На текущий год коррективы внесены Законом "О федеральном бюджете на 1999 год". В нем предусмотрено формирование целевого бюджетного федерального фонда восстановления и охраны водных объектов за счет 29% платы, поступившей в доход федерального бюджета.


Объект налогообложения


Статьей 3 Закона N 71-ФЗ установлено, что налогооблагаемая база определяется в зависимости от вида пользования водным объектом, т.е. как:

объем воды, забранной из водного объекта;

объем продукции (работ, услуг), произведенной (выполненной, оказанной) при пользовании водным объектом без забора воды (выработано электроэнергии, сплавлено древесины);

площадь акватории используемых водных объектов;

объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.

Интересно, что ст.125 Водного кодекса, устанавливающая объект налогообложения и направления целевого использования поступающих средств от платы на восстановление и охрану водных объектов, не содержит четкого определения сумм платы в зависимости от качественной и количественной составляющих сбрасываемых сточных вод. Законом N 71-ФЗ предусмотрено взимание платы только за объемную составляющую.

Законом N 71-ФЗ предоставлены налоговые льготы для определенных видов водопользования:

ставки платы за забор воды для водоснабжения населения устанавливаются по минимальным ставкам по экономическим районам и бассейнам, но не более 30 руб. за одну тысячу кубических метров воды, за забор воды для технологических нужд и сброса сточных вод - в пределах лимитов;

плательщикам, осуществляющим эксплуатацию объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения и добычу драгоценных металлов, ставки платы устанавливаются в размере 30% от ставок платы, действующей на территории данного субъекта Российской Федерации;

не является объектом платы забор воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий. К этой категории можно отнести и забор воды в целях пожаротушения. Статьей 146 Водного кодекса установлено, что забор воды для обеспечения пожарной безопасности допускается из любых водных объектов и производится без особого на то разрешения, бесплатно и в количестве, необходимом для ликвидации пожара. Статьей 22 Федерального закона от 21.12.94 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определено, что тушение пожаров производится Государственной противопожарной службой на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Поэтому водопользователи, передающие забранную воду для нужд пожаротушения, могут в этой части претендовать на льготу.

Кроме того, в соответствии со ст.5 Закона N 71-ФЗ законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе устанавливать льготы по плате для отдельных категорий плательщиков в пределах суммы платы, поступающей в бюджет соответствующего субъекта Федерации. Согласно ст.128 Водного кодекса приоритет по установлению льгот имеют государственные организации, осуществляющие свою деятельность в социальной сфере, и водопользователи, использующие водные объекты для сельского хозяйства.

При заборе или сбросе воды сверх установленных лимитов (месячных или годовых) ставки платы в части превышения увеличиваются в пять раз. При пользовании водными объектами без лицензии весь объем водопользования считается безлицензионным и ставки платы также увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии.


Бассейновое соглашение


Закон N 71-ФЗ содержит особые положения, касающиеся платы за пользование водными объектами, расположенными на территории двух или более субъектов Российской Федерации. Согласно этим положениям суммы платы должны вноситься в бюджет субъекта Федерации по месту регистрации плательщика с последующим их распределением между бюджетами тех субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся такие водные объекты. При этом доля поступлений сумм платы в бюджет соответствующего субъекта Федерации определяется бассейновым соглашением.

Поскольку налоговые отношения объединяют и финансовые, и юридические аспекты и значительные полномочия по определению налоговых ставок и льгот предоставлены субъектам Федерации, то, по нашему мнению, заключение бассейнового соглашения целесообразно не только в этом случае, но и тогда, когда водные объекты расположены на территории одного субъекта Федерации, а использование водных ресурсов этих объектов происходит на территории другого субъекта Федерации.

В ст.120 Водного кодекса дано определение бассейнового соглашения и сформулированы основные цели его заключения. Итак, бассейновое соглашение о восстановлении и охране водных объектов предназначено для координации и объединения деятельности субъектов Федерации, местных органов власти, территориальных органов управления использованием и охраной водного фонда и водопользователей (юридических и физических лиц), направленной на восстановление и охрану водных объектов. Бассейновое соглашение заключается между государственным органом управления использованием и охраной водного фонда и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, расположенных в пределах бассейна водного объекта. В рамках бассейнового соглашения может создаваться бассейновый совет.

Для реализации целей и задач бассейнового соглашения может быть создан специализированный фонд, средства которого предназначаются для осуществления мероприятий по восстановлению и охране водных объектов.

Подготовка бассейнового соглашения осуществляется на основе водохозяйственных балансов, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, государственных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов и иных научных и проектных разработок, а также предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Предметом соглашения является программа по достижению в бассейне оптимальных показателей качества воды и необходимого объема водных ресурсов при устойчивом и экологически безопасном развитии водохозяйственной системы бассейна.

Общие принципы построения бассейнового соглашения следующие:

основная часть, где сформулированы цели заключения данного соглашения, определены юридические, экономические, налоговые отношения, принципы составления и реализации мероприятий по восстановлению и охране водных объектов, функции и состав бассейнового совета, порядок разрешения споров и конфликтов;

дополнительная часть, включающая договор пользования водным объектом (при заключении бассейнового соглашения договор пользования водным объектом заключается со всеми органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации) и перечень приложений, где раскрыты пути реализации соглашения. Важно при подготовке дополнительной части составить перечень мероприятий по улучшению экологического состояния водных объектов с определением источника финансирования работ.

На основе бассейнового соглашения для каждого водопользователя составляется план инженерно-технических и экологических мероприятий.


Учет и отчетность


Постановлением Правительства Российской Федерации от 5.09.98 г. N 1048 "О внесении изменений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" определен порядок учета в себестоимости платы за пользование водными объектами. На себестоимость производства продукции (работ, услуг) относится только плата в пределах установленных лимитов. Плата за превышение установленных лимитов водопользования должна относиться на прибыль предприятия.

Если для предприятия установлен помесячный лимит, то он и отражается в пунктах налоговой декларации за соответствующий месяц, предназначенных для записи лимита, если же годовой, то на протяжении года налогоплательщик указывает годовой лимит и лишь по итогам календарного года можно делать выводы о наличии сверхлимитного водопользования. Разделение установленного органами управления и охраны водного фонда годового лимита в целях налогообложения на месячные показатели проводиться не должно.

Как уже говорилось, до введения платы за пользование водными объектами существовала плата за забор воды из водохозяйственных систем. Министерство финансов Российской Федерации приказом от 1.11.98 г. N 49н установило, что письмо Минфина России от 27.05.91 г. N 16/111 "Об исчислении и внесении в бюджет платы за воду", которым и был установлен прейскурант N 03-03 за забор воды из водохозяйственных систем, не применяется, если органы законодательной (исполнительной) власти субъекта Российской Федерации утвердили конкретные ставки платы за пользование водными объектами. Однако соответствующие изменения в Закон Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" внесены только в июне 1999 г. Таким образом, в течение II квартала 1999 г. налоговые инспекции формально могли требовать с налогоплательщиков две платы: за забор воды из водохозяйственных систем (отменена Федеральным законом от 17.06.99 г. N 112-ФЗ "О внесении изменений в статьи 19 и 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации") и за пользование водными объектами (Федеральным законом от 30.03.99 г. N 54-ФЗ в Закон N 71-ФЗ внесены изменения, обязывающие для расчета платы применять минимальные ставки платы, установленные Правительством Российской Федерации до утверждения законодательными органами субъектов Российской Федерации ставок платы по категориям плательщиков).

Сумма платы за пользование водными объектами, подлежащая внесению в бюджет, определяется плательщиком ежемесячно самостоятельно путем перемножения соответствующих ставок платы на фактический объем водопользования.

Организации, являющиеся первичными водопользователями и осуществляющие передачу воды органам противопожарной охраны для тушения пожаров, могут претендовать на исключение этих объемов из налогооблагаемой базы. Если невозможно организовать раздельный учет, рекомендуется согласовывать с органами противопожарной охраны и налоговой инспекцией объемы воды, переданной на цели пожаротушения. В остальных случаях первичный водопользователь включает суммы платы за пользование водными объектами в пределах установленных лимитов в себестоимость продукции (работ, услуг).


Особенностью водопользования, отличной от всех других видов природопользования, является установленная Водным кодексом необходимость заключения договора на пользование водным объектом.

Согласно ст. 57 Водного кодекса в договоре должны быть определены все условия, указанные в лицензии на водопользование, установлены размер и порядок внесения платежей, определены порядок продления или досрочного прекращения права пользования водным объектом и ответственность сторон за неисполнение требований договора.

По нашему мнению, вряд ли существует очень большая необходимость в заключении такого договора, так как:

основные условия водопользования уже определены в лицензии и контроль за соблюдением этих условий возложен на соответствующие территориальные органы МПР России;

плата за пользование водным объектом и виды пользования, подлежащие налогообложению, определены Законом N 71-ФЗ. Контроль за правильностью и своевременностью взимания платежей возложен на налоговые органы;

вопросы собственности на водные объекты еще до конца не решены, поэтому в ряде случаев затруднительно определить, кто же будет являться второй стороной договора. При этом согласно ст. 58 Водного кодекса необходимо обязательно заключить договор после получения лицензии на водопользование, а ст. 61 определено, что расторжение договора пользования водным объектом является основанием для рассмотрения вопроса об аннулировании лицензии на водопользование.

Следует учитывать некоторые особенности, следующие из основ гражданского и водного законодательства. Например, организация может являться водопользователем и заключать договор на пользование водным объектом, но не иметь лицензии на водопользование и не являться налогоплательщиком. В частности, предприятие - юридическое лицо осуществляет эксплуатацию искусственного водохранилища, т. е. водного объекта. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 3.04.97 г. N 383 не требуется получения лицензии на осуществление общего водопользования. Не возникает и объекта налогообложения. Другое юридическое лицо осуществляет забор воды, но не непосредственно из этого водного объекта, а из канала, связанного с водохранилищем. Таким образом, лицензия на водопользование будет выдаваться предприятию, осуществляющему забор воды, и оно же будет являться налогоплательщиком. По нашему мнению, в данном случае для организации-налогоплательщика нет предмета для заключения договора пользования водным объектом. В то же время ст. 58 Водного кодекса предписывает обязательное заключение договора пользования водным объектом после получения лицензии.

Инструкция Госналогслужбы России от 12.08.98 г. N 46 "О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами" рекомендует налоговым органам вести лицевые счета по месту регистрации и месту пользования водным объектом. Такая рекомендация представляется актуальной только в случаях, когда место государственной регистрации налогоплательщика (где он вносит плату за пользование водными объектами согласно ст. 8 Закона N 71-ФЗ) и место возникновения объекта налогообложения находятся в разных субъектах Федерации (именно место возникновения объекта налогообложения, так как сам факт водопользования не всегда является источником возникновения объекта налогообложения - об этом говорилось выше). На наш взгляд, технически это возможно осуществить только после заключения бассейнового соглашения, устанавливающего распределение платы между бюджетами субъектов Федерации.


Контроль за соблюдением водного законодательства, виды ответственности


Контроль за использованием и охраной водных объектов, в пределах своей компетенции, могут осуществлять: Министерство природных ресурсов (по поверхностным водным объектам); Министерство мелиорации и водного хозяйства (по водным объектам, предназначенным для орошения); Министерство морского флота (по морским водам); Министерство геологии (по подземным водам).

Остановимся более подробно на функциях Министерства природных ресурсов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.97 г. N 716 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов" указанные функции возложены на органы государственного контроля за использованием и охраной водных объектов МПР России. Они уполномочены осуществлять контроль за:

соблюдением требований водного законодательства Российской Федерации, стандартов, нормативов, правил и иных правовых актов, имеющих обязательную силу для всех пользователей водными объектами при проведении ими всех видов работ, связанных с использованием и охраной водных объектов, в том числе внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации;

соблюдением установленных лимитов водопотребления и водоотведения;

соблюдением порядка предоставления лицензий на пользование водными объектами и заключения договоров пользования водными объектами, своевременной и правильной государственной регистрацией лицензий и договоров на пользование водными объектами;

осуществлением учета поверхностных и подземных вод в части их использования и охраны;

соблюдением порядка ведения водопользователями и водопотребителями первичного учета использования вод по количественным и качественным показателям;

наличием и состоянием контрольно-измерительного оборудования и аппаратуры по определению количественных и качественных характеристик сточных вод;

реализацией мероприятий по использованию, восстановлению и охране водных объектов;

осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия вод;

соблюдением порядка установления границ прибрежных защитных полос, водоохранных зон водных объектов, прибрежных полос внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, а также режима использования их территорий;

состоянием особо охраняемых водных объектов, в том числе источников питьевого водоснабжения;

предотвращением загрязнения водных объектов сбросами сточных вод и отходов с очистных сооружений;

наличием водоохранных сооружений на промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и других объектах;

недопущением самовольного использования водных объектов.

Государственные инспекторы по контролю за использованием и охраной водных объектов при его осуществлении имеют право:

посещать без предварительного уведомления при предъявлении служебного удостоверения организации и объекты независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, являющиеся водопользователями и водопотребителями, а также при необходимости - военные, оборонные и другие специальные объекты с учетом установленного режима их посещения;

давать обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных в ходе проверок нарушений и контролировать их исполнение;

составлять по результатам проверок заключения (акты);

осматривать в установленном порядке и при необходимости задерживать суда и другие плавучие средства, допустившие незаконный сброс загрязняющих веществ;

предъявлять организациям независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности и физическим лицам требования по проведению соответствующих мероприятий по улучшению состояния, использования и охраны водных объектов и по организации контроля за сточными водами и их влиянием на водные объекты;

рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания на лиц, виновных в нарушении водного законодательства Российской Федерации;

проверять исполнение установленного порядка согласования мест строительства (размещения) хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов;

участвовать в работе государственных комиссий по приемке в эксплуатацию производственных, сельскохозяйственных, коммунальных и других объектов;

привлекать в установленном порядке научно-исследовательские, проектно-изыскательские учреждения, лаборатории и другие организации к проведению соответствующих анализов и выдаче заключений при аварийных ситуациях;

получать безвозмездно от органов исполнительной власти и всех водопользователей информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач.

Кодексом РСФСР об административных правонарушениях от 20.06.84 г. предусмотрено наложение взысканий за следующие нарушения:

самовольный захват водных объектов, самовольное водопользование, переуступка права водопользования, совершение других сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право государственной собственности на воды (влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере одной второй минимального размера оплаты труда и на должностных лиц - одного минимального размера оплаты труда (ст. 47);

забор воды с нарушением планов водопользования, самовольное производство гидротехнических работ, бесхозяйственное использование воды (добытой или отведенной из водных объектов), нарушение правил ведения первичного учета количества забираемых из водных объектов и сбрасываемых в них вод и определения качества сбрасываемых вод (влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере одного минимального размера оплаты труда (ст. 49).

Статьей 257 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.96 г. N 63-ФЗ предусмотрена ответственность за лесосплав, строительство мостов, дамб, транспортировку древесины и другой лесной продукции с лесосек, осуществление взрывных и иных работ, эксплуатацию водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны рыбных запасов, если эти деяния повлекли за собой массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия. Такие нарушения наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу, наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет (ст. 358 УК РФ).

МПР России с марта 1999 г. установлена возможность осуществлять водный контроль внештатными инспекторами по государственному водному контролю (письмо МПР России от 1.03.99 г. N АН-61/998). Внештатными инспекторами могут быть работники органов государственного управления государственным водным фондом, а также государственных водохозяйственных предприятий.

В полномочия внештатного инспектора входят:

проверка работ по использованию и охране водных объектов;

проверка производственно-технической, финансовой и проектно-сметной документации;

составление актов проверок предприятий, протоколов по выявленным правонарушениям как на предприятия, так и на должностных лиц по установленным формам.


О.Л. Скрябина, к.э.н.



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.