Правовое регулирование обращения наличных денежных средств (В.Е. Пчелинцев, "Аудиторские ведомости", N 5, май 1998 г.)

Правовое регулирование обращения
наличных денежных средств


1. Обязанность юридических лиц хранить
денежные средства в банках


Юридические лица, включая их обособленные подразделения, имеющие соответствующие счета в банках, обязаны производить расчеты по своим обязательствам с другими юридическими лицами в безналичном порядке через кредитные организации, за исключением случаев, прямо установленных нормативными актами Российской Федерации. Они также вправе использовать другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствии с законодательством РФ (п. 2 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением совета директоров Банка России 22.09.93 г. N 40 (далее по тексту Порядок N 40).


Юридические лица и их обособленные структурные единицы обязаны хранить свободные денежные средства в кредитных организациях на соответствующих счетах, а также сдавать в кредитные организации все наличные денежные средства сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе (п. 2.1, п. 2.6 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 5.01.98 г. N 14-П (далее по тексту - Положение 14-П, п. 1 Порядка N 40, п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 14.06.92 г. N 622 "О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения").


2. Хранение наличных денег в кассе


Для осуществления расчетов наличными деньгами юридические лица и их обособленные подразделения должны иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме, при этом прием наличных денег при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин (п. 3 Порядка N 40).


Хранение наличных денег в кассах сверх установленных лимитов допускается только для выдачи заработной платы, выплат социального характера и стипендий. При этом срок хранения средств на эти цели не должен превышать 3 рабочих дней, а для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - 5 дней, включая день получения денег в банке. По истечении этого срока не использованные по назначению суммы наличных денег сдаются в банки и в последующем выдаются в очередности, установленной правовыми актами Российской Федерации и разрабатываемыми в соответствии с ними банковскими правилами (п. 2.6 Положения 14-П, п. 9 Порядка N 40).


Юридические лица, имеющие постоянную денежную выручку и осуществляющие ее расходование на закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения, не имеют права задерживать в своих кассах наличные денежные средства до наступления сроков выплат (п. 2 Указа Президента РФ от 14.06.92 г. N 622, письмо ЦБ РФ от 2.08.93 г. N 14-4/260).


Юридические лица и их структурные подразделения обязаны сдавать в банк все наличные денежные средства сверх установленных лимитов остатка наличных средств в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками. Наличные денежные средства могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам и в их объединенные кассы для последующей сдачи в банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров (п. 6 Порядка N 40, п.2.2 Положения 14-П).


В зависимости от условий работы юридического лица (его обособленного структурного подразделения) и его территориальной близости к обслуживающему банку последний может установить следующие сроки сдачи наличных денег первому:


ежедневно, для предприятий, расположенных в одном населенном пункте с банком и предприятиями Госкомсвязи России;


на следующий день, при отсутствии вечерней инкассации, вечерней кассы банка и в силу специфики деятельности предприятий и режима их работы;


один раз в несколько дней юридическим лицам, находящимся на отдаленном расстоянии от банка или предприятий Госкомсвязи России (п. 2.4 Положения 14-П).


3. Лимит остатка наличных денег
в кассе юридического лица


Лимит остатка наличных денег в кассе юридического лица, включая его структурные подразделения, не имеющих отдельных счетов в банке, согласовывается с банком, осуществляющим его расчетно-кассовое обслуживание путем представления в последний расчета по форме N 0408020 (приложение 1 к Положению 14-П). Установленный лимит остатка наличных денег в кассе доводится до сведения каждого юридического лица (его структурного подразделения) в письменной форме обслуживающим банком, для чего могут использоваться вторые экземпляры представленных по установленной форме расчетов.


Структурным подразделениям юридического лица, расположенным вне места его нахождения, составляющим отдельный баланс и имеющим соответствующие счета в банках, лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается банком, обслуживающим счета этих структурных подразделений.


При наличии у головного предприятия юридического лица, без учета его обособленных структурных подразделений, нескольких счетов в различных банках оно согласовывает лимит остатка наличных денег в кассе с любым из обслуживающих его счета банком с последующим уведомлением остальных банков о согласованном лимите.


В письме ЦБ РФ от 9.10.95 г. N 14-4/401 указано, что юридические лица, имеющие расчетные счета в различных банках, представляют заявки-расчеты для установления лимитов остатков кассы в те банки, через которые осуществляются операции в наличных деньгах.


Согласование лимита остатка денег в кассе может быть предусмотрено в договорах на расчетно-кассовое обслуживание клиентов, а также закреплено в иных документах.


В случае непредставления юридическим лицом расчета на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в один из обслуживающих банков лимит кассы считается нулевым, а несданная денежная наличность - сверхлимитной (п. 2.5 Положения 14-П).


Лимит остатка кассы определяется обслуживающим банком исходя из объемов налично-денежного оборота его клиента, учета особенностей режима его работы, согласованных сроков сдачи наличных денежных средств, а также обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей:


для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России ежедневно в конце рабочего дня, - в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы предприятий с утра следующего дня;


для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России на следующий день, - в пределах среднедневной выручки наличными деньгами;


для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России не ежедневно, - в зависимости от установленных сроков сдачи и суммы денежной выручки;


для предприятий, не имеющих денежной выручки, - в пределах среднедневного расхода наличных денег (кроме расходов на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии) (п. 2.5 Положения 14-П).


В течение года по обоснованной просьбе юридического лица или его обособленного структурного подразделения (изменение объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и др.), а также в соответствии с договором банковского счета лимит остатка кассы может быть пересмотрен (п. 2.5 Положения 14-П).


4. Расходование денежной выручки из кассы


Юридические лица, имеющие постоянную денежную выручку и не имеющие задолженности по платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать поступающую в их кассу выручку на заработную плату и выплаты социального характера, закупку сельскохозяйственной продукции у населения, скупку тары и вещей у населения, а также на командировочные расходы, покупку канцелярских принадлежностей и хозяйственного инвентаря, оплату срочных ремонтных работ и горюче-смазочных материалов, выплату возмещений убытков по договорам страхования физических лиц (п. 7 Порядка N 40, п. 3 Указаний Центрального банка Российской Федерации от 12.11.96 г. N 360 "О первоочередных мерах по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" (в ред. писем ЦБ РФ от 14.04.97 г. N 02-14-4/173, от 30.05.97 г. N 02-14-4/259 (далее по тексту - Указания N 360).


Состав фонда заработной платы и выплат социального характера определяется в соответствии с Инструкцией о составе заработной платы и выплат социального характера, утвержденной постановлением Госкомстата России от 10.07.95 г. N 89 (п. 4 Указаний N 360).


Выдача денег из выручки одних предприятий, имеющих постоянную денежную выручку, на нужды других допускается в отдаленных местностях, где нет банков, на основе договора между предприятиями по согласованию с банками, обслуживающими эти предприятия (п. 8 Порядка N 40).


Расходование денежной выручки из касс структурных подразделений юридических лиц, имеющих счета в банках, также допускается только по согласованию с обслуживающим их банком (п. 2.7 Положения 14-П).


Решение о расходовании денежной выручки из кассы как юридического лица, так и из кассы его структурного подразделения, имеющего счет, принимается обслуживающими их банками ежегодно. Для этого они должны представить в соответствующие банки письменные заявления и расчет по форме N 0408020. При согласовании этого вопроса должны учитываться соблюдение юридическими лицами и их структурными подразделениями, имеющими счета в банках, порядка работы с денежной наличностью, состояния расчетов с бюджетами всех уровней, государственными внебюджетными фондами, поставщиками сырья, материалов и услуг, а также с учреждениями банков по ссудам.


Решение о расходовании поступающей в кассу денежной выручки при наличии у юридического лица нескольких счетов в различных учреждениях банков принимается в порядке, аналогичном установлению лимита остатка наличных денег в кассе такого лица (п. 2.7 Положения 14-П).


5. Выдача наличных денежных средств


Наличные денежные средства выдаются юридическим лицам (их структурным подразделениям) только банками, в которых у них открыты соответствующие счета и только на цели, установленные действующими нормативными актами (п. 2.8 Положения 14-П).


Расчетно-кассовые центры и кредитные организации осуществляют выдачу наличных денег юридическим лицам только с расчетного (текущего) и (или) бюджетного счетов (п. 4 Указаний N 360).


При согласовании конкретных сроков выдачи наличных средств на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии банками должно обеспечиваться беспрепятственное удовлетворение обоснованных требований юридических лиц в наличных деньгах (п. 2.9 Положения 14-П).


Выдачи наличных денег и иных средств на указанные цели по срокам, приходящимся на пятницу, субботу и воскресенье, могут производиться банками начиная с четверга, по срокам, приходящимся на праздничные дни, - не ранее чем за три дня до их наступления, а по предприятиям, выходные дни которых не совпадают с общеустановленными, - накануне выходных дней этих предприятий (п. 2.9 Положения 14-П).


Когда выдачи наличных денег на заработную плату производятся не через кассу банка, поручения на перечисления или перевод указанных сумм принимаются с таким расчетом, чтобы денежные средства поступили в соответствующие банки или предприятия Госкомсвязи России в установленные для этих юридических лиц сроки выплаты заработной платы (п. 2.9 Положения 14-П).


Выдачи наличных денег для расчетов с увольняемыми и уходящими в отпуск работниками, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, производятся независимо от установленных предприятию сроков выплаты заработной платы (п. 2.9 Положения 14-П).


Кредитные учреждения вправе выдавать наличные денежные средства на покупку ценных бумаг финансовым компаниям, инвестиционным фондам и частным предпринимателям, которые покупают ценные бумаги у юридических и физических лиц. В п. 2 письма ЦБ РФ от 16.03.95 г. N 14-4/95 не содержат ограничений на получении наличных денег в банках на эти цели, однако расходование их осуществляется с учетом требований постановления письма Центрального банка Российской Федерации от 29.09.97 г. N 525 "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами".


6. Ограничения выплат наличных денег


Пунктом 9 Указа Президента РФ от 18.08.96 г. N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" (в ред. Указа Президента РФ от 28.02.97 г. N 139 (далее - Указ N 1212) юридическим лицам запрещено вносить наличные денежные средства на счета других лиц - владельцев счетов (в том числе физических лиц), минуя свой расчетный счет. За несоблюдение этого порядка налоговым органам и (или) федеральным органам налоговой полиции предоставлено право налагать штраф в 2 кратном размере суммы произведенного взноса. При этом Указ N 1212 не содержит запрета юридическим лицам снимать наличные деньги со своего расчетного (текущего) счета в банке в целях последующего внесения на счет другого юридического лица в пределах максимального размера расчета наличными деньгами.


В Указе N 1212 содержится запрещение предприятиям и банкам производить операции, связанные с прямой выплатой наличных денежных средств физическим лицам и предприятиям (без зачисления их на соответствующий банковский счет) по операциям с векселями, либо в целях возврата платежей, поступивших в виде предоплаты или иной аналогичной предварительной выплаты по контракту, выполнение которого было прекращено. Такие денежные средства в обязательном порядке должны быть предварительно перечислены на банковский счет предприятия или физического лица.


Внесение наличных денег одним юридическим лицом в кассу другого юридического лица без зачисления их на свой счет должно осуществляться в соответствии с п. 8 Порядка N 40, который допускает выдачу денег из выручки одних предприятий, имеющих постоянную денежную выручку, на нужды других, в отдаленных местностях, где нет банков, на основе договора между такими юридическими лицами по согласованию с обслуживающими их банками.


На предприятие или банк, допустивших нарушение правил совершения операций, связанных с выплатой наличных денежных средств физическим и юридическим лицам, без зачисления их на соответствующий банковский счет, налоговым органом и/или федеральным органом налоговой полиции налагаются штрафы в размере суммы наличных денежных средств, выданных без предварительного зачисления на соответствующий банковский счет (п. 10 Указа N 1212).


Центральный банк Российской Федерации разъяснил применение п. 10 Указа N 1212. Согласно п. 7 Указаний N 360 только кредитным организациям запрещается прямая выплата (без зачисления на банковский счет) наличных денежных средств юридическим лицам по операциям с векселями либо в целях возврата платежей, поступивших в виде предоплаты (иной аналогичной предварительной выплаты) по контракту, выполнение которого было прекращено. Указанные денежные средства в обязательном порядке должны быть предварительно перечислены на банковский счет юридического лица.


7. Счет недоимщика


При открытии юридическим лицам счета недоимщика действие ранее выданных разрешений на расходование предприятиями поступающей в их кассы денежной выручки приостанавливается до полного расчета с бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами.


В этом случае банки направляют юридическим лицам не позднее следующего дня после получения извещения об открытии счета недоимщика уведомления о прекращении использования поступающей в их кассы денежной выручки на время действия этого счета.


Условие приостановления выданных разрешений на расходование поступающей в кассы юридических лиц недоимщиков денежной выручки должно быть предусмотрено при заключении дополнительного договора банковского счета или впоследствии внесено в него. Это предусмотрено п. 2.7 Положения 14-П и в Указаниях N 360. Кредитным организациям и расчетно-кассовым центрам запрещено давать разрешения предприятиям-недоимщикам расходовать поступающую в их кассу выручку. Кроме того, предприятие-недоимщик обязано сдавать в банк всю имеющуюся у него в кассе наличность для зачисления на его расчетный (текущий) счет (п. 2 Указаний N 360).


8. Проверка соблюдения порядка ведения кассовых

операций и работы с денежной наличностью


Банки не реже одного раза в два года должны проверять соблюдение определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью (рекомендации по проверке - приложение 7 к Положению 14-П). Материалы проверок должны оформляться справкой по форме N 0408026 (приложение 8 Положения 14-П). При необходимости копии справок направляются в соответствующие органы Государственной налоговой службы Российской Федерации для принятия к предприятиям мер финансовой и административной ответственности за несоблюдение порядка работы с денежной наличностью в соответствии с предоставленными им правами (п. 2.14 Положения 14-П).


На вопрос о целесообразности проведения проверок юридических лиц по соблюдению Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации и об объеме полномочий банков при проведении таких проверок и их периодичности Банк России указал в письме от 17.02.94 г. N 14-4/35 "О разъяснениях по применению "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" (в ред. письма ЦБ РФ от 28.01.97 г. N 14-4/50). Банки должны осуществлять превентивный и последующий контроль за выполнением юридическими лицами всех требований Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации. При этом периодичность проверок конкретного предприятия устанавливается банками самостоятельно в зависимости от соблюдения вышеуказанного Порядка.


Однако, поскольку в соответствии с действующим законодательством отношения между банком и клиентами носят договорный характер, а также во избежание конфликтных ситуаций в ходе осуществления контроля по данному вопросу, учреждениям банков в договорах на расчетно-кассовое обслуживание следует предусматривать проведение таких проверок.


9. Предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами


Письмом Банка России от 29.09.97 г. N 525 "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами" определен предельный размер расчетов в Российской Федерации наличными деньгами по одному платежу:


между юридическими лицами - в сумме 3 млн руб.;


для предприятий потребительской кооперации за приобретаемые у юридических лиц товары, сельскохозяйственные продукты, сырье - в сумме 5 млн руб.;


для предприятий и организаций торговли Главного управления исполнения наказаний Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУИН МВД России) при закупке товаров у юридических лиц - в сумме 5 млн руб.


Указанный предельный размер расчетов наличными денежными средствами вступил в силу с даты опубликования письма - 8.10.97 г. ("Вестник Банка России" N 64).


До этого в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.11.94 г. N 1258 "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами" максимальный размер этих расчетов по одному платежу наличными деньгами не мог превышать 2 млн руб., а для предприятий потребкооперации для осуществления расчетов наличными деньгами по одному платежу при закупках у юридических лиц товаров, сельскохозяйственных продуктов и сырья - 5 млн руб. Эти суммы расчетов также были подтверждены письмом ЦБ РФ от 25.11.94 г. N 203-94.


Следует отметить, что ни Указ Президента РФ, ни Указания ЦБ РФ не затрагивают полномочия органов исполнительной власти краев, областей, автономных образований, предоставляющие им право в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 30.07.92 г. N 1379-р в период массовой заготовки сельскохозяйственных продуктов и сырья снимать ограничения с организаций и предприятий потребительской кооперации в расходовании наличных денежных средств.


Сохраняют свое действие положения п. 8 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, допускающие внесение наличных денег одним юридическим лицом в кассу другого юридического лица без зачисления их на свой счет в отдаленных местностях, где нет банков, на основе договора между такими юридическими лицами по согласованию с обслуживающими их банками.


В.Е. Пчелинцев,

юрист


Журнал "Аудиторские ведомости"


Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ

Международный еженедельник "Финансовая газета"

Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"

Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.

Свидетельство о регистрации N 015676

Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.