О внесении дополнений в статью 2 закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (О.Б.Жукова, "Аудиторские ведомости", N 9, сентябрь 1998 г.)

О внесении дополнений в статью 2 Закона
Российской Федерации "О налоге на прибыль
предприятий и организаций"


Федеральным законом от 31.07.98 г. N 141-ФЗ "О внесении дополнений в статью 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" внесены изменения в пп. 4 и 5 статьи 2 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".


Прежде всего п. 4 ст. 2 дополняется положениями, определяющими механизм формирования прибыли (убытков) от реализации ценных бумаг, фьючерсных и опционных контрактов. Согласно первому абзацу внесенных дополнений прибыль (убытки) от реализации ценных бумаг, фьючерсных и опционных контрактов определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения с учетом оплаты услуг по их приобретению и реализации. Вместе с тем, несмотря на используемую в абзаце формулировку "прибыль (убытки) от реализации ценных бумаг", очевидно, что данный порядок определения прибыли (убытков) не может быть распространен на все виды ценных бумаг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации. В частности, на такие, как вексель, чек и некоторые другие. Это также подтверждается тем, что далее законодатель определяет убытки, относимые на уменьшение доходов, полученные только от реализации отдельной категории ценных бумаг, а именно акций и облигаций, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг.


Одновременно рассматриваемая норма содержит понятие "категория ценных бумаг", которое не определено в действующем законодательстве. Также требует правового урегулирования вопрос о том, что понимать под ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг. Отчасти указанные вопросы могут быть решены путем внесения соответствующих уточнений в нормативные правовые акты Госналогслужбы России.


В настоящее время Госналогслужбой России совместно с Минфином России подготовлены и представлены на регистрацию в Минюст России согласованные изменения и дополнения N 4 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 г. N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций". Значительная часть вопросов, не нашедших разрешения в законодательстве, может быть урегулирована в скором времени указанным нормативным правовым актом. В любом случае законодательное закрепление использованных в Законе специальных терминов, безусловно, необходимо.


Кроме того, Закон предусматривает, что по акциям и облигациям, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, рыночная цена определяется в соответствии с Федеральным законом от 22.04.96 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг". Однако в настоящий момент в этом Законе отсутствует механизм определения рыночной цены.


До принятия соответствующих изменений Федерального закона "О рынке ценных бумаг" под рыночной ценой в соответствии с правилами, установленными Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России), может пониматься средневзвешенная цена одной ценной бумаги по сделкам, совершаемым в течение торгового дня через организатора торговли. В том случае, если сделка с облигациями и акциями, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, совершена без регистрации ее организатором торговли, рыночная цена определяется на основании данных организатора торговли на момент совершения сделки по месту нахождения продавца.


Необходимо отметить, что понесенные участниками рынка ценных бумаг затраты, связанные с приобретением ценных бумаг в зависимости от того, является участник рынка ценных бумаг профессиональным участником или инвестором, относятся на затраты или включаются в стоимость бумаги.


В отличие от предприятий банки при определении состава расходов на оплату услуг по приобретению и реализации ценных бумаг, фьючерсных и опционных контрактов, принимаемых в уменьшение налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль, руководствуются Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 г. N 490. Рассматриваемая норма введена в целях установления единого подхода к учету затрат при налогообложении для всех участников рынка ценных бумаг. Однако в большей степени она ориентирована на предприятия. Если рассматривать норму закона как необходимость ведения раздельного учета биржевых сборов, комиссий брокера (и иных затрат по оплате услуг, связанных с приобретением и реализацией) по всем ценным бумагам в портфеле банка, то очевидно, что она не реализуема на практике.


Это объясняется тем, что банки как ведущие операторы фондового рынка совершают огромное количество операций на биржевом и внебиржевых рынках. При этом ими уплачиваются биржевые, депозитарные сборы, брокерское вознаграждение и т. д., которые невозможно соотнести с конкретной ценной бумагой не только по причине больших оборотов, но и из-за того, что некоторые комиссии уплачиваются, например, за участие в биржевых торгах (а за эти торги банк мог купить или продать значительный объем ценных бумаг). Таким образом, пропорционально разнести сбор по оборотам не представляется возможным.


В соответствии с рассматриваемым дополнением ст. 2 по операциям с биржевыми фьючерсами и опционными контрактами, заключаемыми в целях уменьшения риска изменения рыночной цены предмета сделки (базисного актива) в период торговли этими контрактами, доходы от купли-продажи фьючерсными или опционными контрактами либо осуществления расчетов по ним увеличивают, а убытки уменьшают налогооблагаемую базу по операциям с базисным активом.


Условием признания сделки сделкой, совершаемой в целях уменьшения рисков изменения цены базисного актива, является ее регистрация на бирже в соответствии с требованиями и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти (ФКЦБ России, ГАК), осуществляющим регулирование операций с фьючерсными и опционными контрактами. Убытки от купли-продажи фьючерсных и опционных контрактов, заключенных не в целях уменьшения ценовых рисков, могут быть отнесены на уменьшение прибыли только в пределах доходов от купли-продажи указанных фьючерсных и опционных контрактов.


Изменения, внесенные в п. 5 ст. 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", затрагивают порядок определения для целей налогообложения цены реализации продукции (работ, услуг) по предприятиям, осуществляющим реализацию продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости.


Так, из первого абзаца п. 5 исключены слова "но не ниже фактической себестоимости", что немаловажно для налогоплательщика, у которого нет постоянных покупателей его готовой продукции (работ, услуг).


Аналогично п. 12 ст. 40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, которая в соответствии с вступившим в силу Федеральным законом от 31.07.98 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" вводится в действие с 1 января 1999 г., Законом предусмотрено, что при определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги налоговыми органами и налогоплательщиком используются официальные источники информации о рыночных ценах, биржевых котировках, информационная база органов государственной власти и местного самоуправления. В случае если этого недостаточно, налогоплательщик имеет возможность сам предоставить налоговому органу информацию о рыночных ценах.


В тех случаях, когда налогоплательщик обменивает свою продукцию (работы, услуги) или передает безвозмездно, для целей налогообложения выручка определяется исходя из средней цены реализации такой или аналогичной продукции (работ, услуг), рассчитанной за месяц, в котором осуществлялась указанная сделка. При отсутствии реализации такой или аналогичной продукции (работ, услуг) за месяц при расчете выручки следует исходить из цены последней реализации. При обмене вновь освоенной продукции, ранее не производимой, или продукции, приобретенной для обмена, для целей налогообложения следует принять фактическую рыночную цену на аналогичную продукцию.


Вместе с тем в Законе не предусмотрены случаи, когда рыночная цена может быть ниже цены фактической реализации. Но из самого смысла введенных норм вытекает, что в этом случае для целей налогообложения должна будет приниматься цена фактической реализации. В том случае, если фактическая цена реализации ниже рыночной цены, для целей налогообложения должна приниматься рыночная цена.


Как отмечалось выше, необходимые для целей налогообложения дополнительные уточнения норм Закона будут включены в изменения и дополнения N 4 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 г. N 37.


Материалы рубрики подготовила

О.Б.Жукова,

ведущий специалист Управления налогообложения прибыли (дохода) юридических лиц и методологии бухгалтерского учета для целей налогообложения Госналогслужбы России


Журнал "Аудиторские ведомости"


Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ

Международный еженедельник "Финансовая газета"

Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"

Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.

Свидетельство о регистрации N 015676

Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение