Налоговое законодательство и налогообложение кредитных организаций (Л.Т. Авдеенко, М.А. Быкова, "Аудиторские ведомости", N 9, сентябрь 1998 г.)

Налоговое законодательство и налогообложение
кредитных организаций*


Следует ли банку при открытии у себя корреспондентских счетов своим филиалам требовать от них представления справок из налоговых инспекций, Пенсионного фонда и т.д., требуемых при открытии счетов с аналогичным режимом другим налогоплательщикам?


В соответствии с Порядком применения положений Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 года N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей", утвержденным совместным решением Госналогслужбы России от 13.08.94 г. N ВГ-4-13/94н, Минфина России от 13.08.94 г. N 104, Банка России от 16.08.94 г. N 104, налогоплательщики при открытии валютных, ссудных, депозитных и иных счетов обязаны представлять в банк справку, удостоверяющую факт уведомления налогового органа о намерении открыть в банке соответствующий счет. При открытии банком корреспондентских счетов своим филиалам справки, удостоверяющие факт уведомления налогового органа о намерении налогоплательщика открыть в банке соответствующий счет, представляются в общеустановленном порядке.


Начиная с 1.01.98 г. при расчете налога на прибыль в соответствии с п.5 Указаний Банка России от 25.12.97 г. N 101-У (ред. от 24.07.98 г.) "О введении Инструкции "О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам" и об учете при налогообложении величины резерва на возможные потери по ссудам", согласованной с Госналогслужбой России и Минфином России, отчисления в резерв на возможные потери по ссудной и приравненной к ней задолженности, по ссудам, не имеющим обеспечения, не уменьшают налогооблагаемую базу. Кем при этом определяется критерий необеспеченности ссуды? Что подразумевается под термином "обеспечение"?


В соответствии с подпунктом 2.2 инструкции Банка России от 30.06.97 г. N 62а "О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам" классификация ссуд осуществляется банками самостоятельно или аудиторской организацией (на основании договора). Подпунктами 2.5 и 2.6 названной инструкции определены понятия "обеспеченности" и "необеспеченности".

Под обеспечением понимается залог. Качество обеспечения определяется реальной (рыночной) стоимостью предметов залога и степенью их ликвидности. Реальная (рыночная) стоимость предметов залога определяется на момент оценки риска по конкретной ссуде. При определении рыночной стоимости залога принимаются во внимание фактическое и перспективное состояние конъюнктуры рынка по видам имущества, предоставленного в залог, а также справочные данные об уровне цен (справочные цены) с учетом порядка, изложенного в п.2 письма Банка России от 1.02.96 г. N 234 "О порядке переоценки основных средств по состоянию на 1 января 1996 года в коммерческих банках", включая справки торгующих или снабженческих организаций об уровне цен. По качеству обеспечения выделяются обеспеченные, недостаточно обеспеченные и необеспеченные ссуды.

Обеспеченная ссуда - ссуда, имеющая обеспечение в виде залога в тех случаях, когда залог одновременно отвечает следующим требованиям:

его реальная (рыночная) стоимость достаточна для компенсации банку основной суммы долга по ссуде, всех процентов в соответствии с договором, а также возможных издержек, связанных с реализацией залоговых прав;

вся юридическая документация в отношении залоговых прав банка оформлена таким образом, что время, необходимое для реализации залога, не превышает 150 дней со дня, когда реализация залоговых прав становится для банка необходимой. Необходимость реализации залоговых прав возникает не позднее чем на 30-й день задержки заемщиком очередных платежей банку по основному долгу либо по процентам.

К категории обеспеченных также относятся ссуды, выданные под поручительство Правительства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или под гарантию Банка России, поручительство правительств и гарантии центральных банков стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также векселя, авалированные указанными субъектами.

Недостаточно обеспеченная ссуда - ссуда, имеющая обеспечение в виде залога, не отвечающего хотя бы одному из требований, предъявляемых к залоговому обеспечению по обеспеченной ссуде в соответствии с вышеуказанными требованиями. К категории недостаточно обеспеченных относятся также ссуды, выданные под банковскую гарантию банков стран ОЭСР, и векселя, авалированные этими банками.

Необеспеченная ссуда - ссуда, не имеющая обеспечения или имеющая обеспечение в виде залога, не отвечающего вышеуказанным требованиям.


Относятся ли на расходы банка, учитываемые при налогообложении налогом на прибыль, таможенные сборы за таможенное оформление банкнот долларов США, купленных банком у банка-нерезидента?


Пунктом 1 Положения о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте уполномоченными банками (совместное письмо Банка России от 19.04.93 г. N 13, Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 14.04.93 г. N 01-20/3371) установлено, что наличная иностранная валюта (денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки) и ценные бумаги в иностранной валюте могут быть ввезены в Российскую Федерацию, вывезены из Российской Федерации с соблюдением требований настоящего Положения и правил таможенного оформления и контроля, включая обязательное декларирование таможенным органом Российской Федерации. В соответствии с п.20 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 г. N 490, таможенные пошлины включаются в состав расходов, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль.


Коммерческим банком в 1997 г. передаются основные средства другой организации в качестве вклада в ее уставный капитал. Согласно письму Банка России от 14.10.96 г. N 342 "Об учете отдельных операций" сумма добавочного капитала, возникшего в результате переоценки основных средств, отнесена на доходы банка. Правомерны ли действия банка, исключившего указанную сумму из налогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль?


В соответствии с п.2.4 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 г. N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" при определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия для целей налогообложения учитывается разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции, исчисленный в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (Положение об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и кредитными учреждениями, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации 16.05.94 г. N 490, п.57). По основным фондам, нематериальным активам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам, стоимость которых погашается путем начисления износа, принимается остаточная стоимость этих фондов и имущества. При исчислении налога необходимо также учитывать нормы ст.8 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", согласно п.1 которого сумма налога определяется плательщиками на основании бухгалтерского учета и отчетности самостоятельно в соответствии с указанным Законом.

Таким образом, при определении налогооблагаемой базы при исчислении налога на прибыль по строке 1 Справки о порядке определения данных к расчету налога от фактической прибыли отражается весь остаток по счету доходов, т.е. сформированная прибыль, включающая результат от реализации (выбытия) основных фондов и сумму прироста стоимости имущества при переоценке. Сумма переоценки основных фондов, зачисленная в доход банка при реализации (выбытии) основных средств и предназначенная для использования в банковской деятельности, является доходом банка и включается в состав доходов, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль в соответствии с п.19 раздела 1 Положения N 490. Кроме того, следует иметь в виду, что Изменения и дополнения N 3 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 г. N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", зарегистрированные в Минюсте России 5.06.97 г. N 1320, устанавливают порядок, при котором индекс инфляции для индексации стоимости реализуемого имущества предназначен исключительно для индексации стоимости основных фондов и иного имущества предприятий при их реализации в целях определения налогооблагаемой прибыли.


В каком случае сформированный резерв на возможные потери по межбанковскому кредиту при условии отнесения его к 2-4 группам риска будет уменьшать налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль?


Пунктом 4 Указаний Банка России от 25.12.97 г. N 101-У "О введении Инструкции "О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам" и об учете при налогообложении величины резерва на возможные потери по ссудам" установлено, что резерв на возможные потери по ссудной задолженности и задолженности, приравненной к ссудной, в том числе по межбанковским кредитам (депозитам) для целей налогообложения, принимается в порядке, установленном данным пунктом с учетом ограничений, установленных п.5 названных Указаний. В соответствии с п.5 Указаний ссуды, не имеющие обеспечения (кроме межбанковских кредитов и депозитов), не уменьшают налогооблагаемую базу. На межбанковские кредиты и депозиты ограничения по уменьшению налогооблагаемой базы на величину сумм создаваемых резервов не распространяются.

Сформированный резерв на возможные потери по межбанковским кредитам при условии его отнесения к 2 - 4 группам риска при расчете налога на прибыль уменьшает налогооблагаемую базу.


Следует ли налогоплательщику представлять в банк справку из Государственной налоговой инспекции для открытия счета при пролонгации кредита в случае изменения балансового счета, а также необходима ли справка для открытия каждого счета, если кредиты выдаются на разные сроки и по ним открываются разные балансовые счета?


В соответствии с п.1 Порядка применения положений Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей", утвержденного совместным решением Госналогслужбы России, Минфина России и Банка России от 13.08.94 г. N ВГ4-13/94н, от 13.08.94 г. N 104, от 16.08.94 г. N 104, банки и другие кредитные учреждения открывают валютные, ссудные, депозитные и другие счета налогоплательщикам при предъявлении ими документа (справки), удостоверяющего об уведомлении налогового органа о намерении налогоплательщика открыть в банке соответствующие (кроме расчетного и текущего) счета. Следовательно, для открытия каждого ссудного счета необходима справка об уведомлении налогового органа о намерении открыть счет.

Что касается вопроса об открытии счета при пролонгации кредитов, то с 1.01.98 г. в связи с введением нового Плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях Российской Федерации пролонгация кредита может привести к изменению номера счета. Согласно совместному письму Банка России и Госналогслужбы России от 18.03.97 г. N 427, N ПВ-6-12/214 и в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 г. N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" установлено, что кредитные организации при изменении номеров счетов клиентов, обусловленных внедрением в практику расчетов современных электронных технологий, либо в связи с изменением наименований и номеров счетов в Плане счетов бухгалтерского учета в банках и кредитных учреждениях Российской Федерации обязаны не позднее следующего рабочего дня после дня изменения номера счета извещать налоговые инспекции по месту учета налогоплательщика - владельца счета.


Правомерно ли относить на затраты банка, уменьшающие налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль, представительские расходы, произведенные официальным представителем банка, находящимся в командировке?


Представительские расходы, произведенные в официально зарегистрированном представительстве банка за пределами Российской Федерации, относятся на себестоимость, а расходы, произведенные официальным представителем банка, находящимся в командировке как за пределами Российской Федерации, так и на ее территории, осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении банка. Отнесение расходов по оплате счетов за проживание в гостиницах приехавших для переговоров в основной офис представителей других организаций на затраты банка Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными организациями, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 г. N 490, не предусмотрено.


Подлежит ли восстановлению на доходах отчетного периода прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году?


Согласно п.57 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 г. N 490, с учетом п.22 письма Минфина России и Госналогслужбы России от 21.09.94 г. N 130, от 23.09.94 г. N НП-6-01/362, зарегистрированного в Минюсте России 3.11.94 г. N 719, "О порядке применения отдельных пунктов Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 г. N 490", непосредственно на финансовые результаты деятельности банков относится прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году. При этом следует иметь в виду, что восстановлению на доходах отчетного периода, в котором производится проверка, подлежит сумма заниженной прибыли по бухгалтерскому отчету проверяемого периода.


Следует ли применять в отношении коммерческих банков норму, предусмотренную п.12 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5.08.92 г. N 552 (в ред. от 27.05.98 г. N 661?


В отношении банков и других кредитных учреждений следует применять п.13 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5.08.92 г. N 552 (с учетом дополнений и изменений), в соответствии с которым для целей налогообложения выручка от реализации продукции (работ, услуг) учитывается в зависимости от учетной политики, принятой организацией, и в этом же периоде учитываются затраты, связанные с производством и реализацией этой продукции. Если учетной политикой организации предусмотрен порядок определения финансовых результатов от реализации по мере поступления средств на расчетные счета банков или наличных денег в кассу организации, то, принимая во внимание необходимость соблюдения последовательности выбранного принципа формирования финансовых результатов, для целей налогообложения отгруженная, но неоплаченная продукция не учитывается при определении выручки, полученной в отчетном периоде. И соответственно момент учета затрат по производству и реализации продукции в целях налогообложения прибыли совпадает с моментом учета выручки от реализации этой продукции. Следовательно, коммерческий банк в соответствии с учетной политикой (кассовый метод) относит доходы и расходы на счета по их учету после фактического получения доходов и совершения расходов. При рассмотрении данного вопроса следует руководствоваться п.3 информационного письма президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 14.11.97 г. N 22.


В представленную банком бухгалтерскую отчетность за первое полугодие 1997 г. не были внесены исправления в размере заниженной прибыли, выявленные в результате документальной проверки налоговой инспекцией, как это предусмотрено ст.11 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". При камеральной проверке расчета по налогу на прибыль за первое полугодие 1997 г. налоговая инспекция самостоятельно внесла исправления в расчет и доначислила налог на прибыль. Банк не согласен с решением налогового органа и подал исковое заявление в арбитражный суд о признании недействительным решения по акту документальной проверки. Правомерны ли в данном случае действия налоговой инспекции, доначислившей при камеральной проверке налог на прибыль с суммы заниженной прибыли, выявленной документальной проверкой, если решением суда приняты меры по обеспечению иска на всю сумму предъявленных банку штрафных санкций?


В соответствии с п.2 ст.854 Гражданского кодекса Российской Федерации без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом. Частью второй п.1 ст.13 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с учетом изменений и дополнений) взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке. Конституционный суд Российской Федерации постановлением от 17.12.96 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. "О федеральных органах налоговой полиции" признал не соответствующими Конституции Российской Федерации положения пп.2 и 3 части первой ст.11 Закона Российской Федерации от 24.06.93 г. "О федеральных органах налоговой полиции", предоставляющие федеральным органам налоговой полиции право на основании ст.7 (пп.8 и 9), ст.8 Закона РСФСР от 21.03.91 г. "О Государственной налоговой службе РСФСР" и ст.13 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" производить взыскание с юридических лиц сумм штрафов, а также всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) в бесспорном порядке без их согласия. Определением Конституционного суда Российской Федерации от 6.11.97 г. N 111-О разъяснено, что бесспорный порядок взыскания с юридических лиц налогоплательщиков (далее - налогоплательщики) сумм штрафов, а также всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) без их согласия признан неконституционным вне зависимости от того, каким органом - налоговой полицией или налоговой инспекцией - принимается решение о производстве взыскания.

Согласно п.5 вышеуказанного постановления Конституционного суда Российской Федерации при наличии налогового правонарушения орган налоговой полиции вправе принять решение о взыскании штрафа с юридического лица. Это решение по смыслу ст.46 и 47 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации может быть в установленном порядке обжаловано юридическим лицом в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд. В случае такого обжалования взыскание штрафа не может производиться в бесспорном порядке, а должно быть приостановлено. Таким образом, в случае невнесения налогоплательщиком в установленный в акте (решении) срок сумм штрафов, а также сокрытого или заниженного дохода (прибыли) и необжалования налогоплательщиком акта (решения) налогового органа налоговый орган вправе взыскивать вышеуказанные суммы в бесспорном порядке.


Каким документом следует руководствоваться при включении в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль сумм восстановленных резервов на возможные потери по ссудной и приравненной к ней задолженности?


При определении порядка включения в налогооблагаемую базу сумм восстановленных резервов на возможные потери по ссудной и приравненной к ней задолженности следует руководствоваться инструкцией Госналогслужбы России от 10.08.95 г. N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений). В соответствии с п.3.2 приложения 12 вышеназванной инструкции прибыль для целей налогообложения уменьшается на сумму восстановленной величины ранее созданного резерва на возможные потери по ссудам, если указанный резерв не был заявлен в уменьшение налогооблагаемой базы.


Банк обратился в арбитражный суд с исками о взыскании с клиентов банка дебиторской задолженности по ссудам, при этом банк уплатил госпошлину. Решениями суда определено о взыскании задолженности с клиентов банка (ответчиков), однако в актах судебных исполнителей указано на отсутствие отдельных должников по указанным адресам или отсутствие у должника подлежащего к взысканию имущества. Сумма невостребованной дебиторской задолженности по госпошлине списана на убытки банка как долги, не реальные для взыскания. Какие документы могут служить основанием для признания долга не реальным к взысканию? Являются ли такими документами вышеуказанные акты судебных исполнителей? Если долг признан не реальным к взысканию, то когда сумму долга можно списать на убытки: в момент признания его не реальным к взысканию (по дате составления акта судебного исполнителя) или по истечении срока исковой давности в соответствии с ГК РФ?


Согласно п.15 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5.08.92 г. N 552 (с учетом изменений и дополнений) в состав внереализационных расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, включаются убытки от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, и других долгов, не реальных для взыскания. При этом в соответствии с п.67 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 26.12.94 г. N 170, эта задолженность должна отражаться за балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника. Кроме того, в соответствии с п.58 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 г. N 490, непосредственно на финансовые результаты деятельности банков относятся не компенсированные за счет резерва на возможные потери по ссудам убытки от списания дебиторской задолженности индивидуальных заемщиков, по которым срок исковой давности истек, и других долгов, не реальных для взыскания. Следует иметь в виду, что срок исполнения обязательств клиентов банка по возмещению понесенных банком расходов в ходе разбирательств дел по искам о взыскании с клиентов банка дебиторской задолженности начинается с даты вступления в законную силу решения арбитражного суда по указанным вопросам.

Положения об исковой давности изложены в гл.12 ГК РФ. В соответствии со ст.195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года (ст.196 ГК РФ).

Документами, подтверждающими нереальность долга, являются:

для юридических лиц - справка об исключении из государственного реестра;

для физических лиц - решения суда о признании судом гражданина безвестно отсутствующим или умершим либо свидетельство о смерти.

Акты судебных исполнителей о невозможности взыскания задолженности с клиентов на момент составления данных актов по причинам ненахождения должника по указанному адресу, отсутствия подлежащего взысканию имущества не являются основанием для признания долга нереальным для взыскания.

При списании дебиторской задолженности следует руководствоваться сроком исковой давности и документами, свидетельствующими о нереальности взимания долга.


Облагаются ли налогом на покупку иностранной валюты безналичные операции по обмену (конверсии), в частности когда клиент - физическое лицо дает поручение банку осуществить покупку иностранной валюты за счет средств, находящихся на его рублевом счете, и затем зачислить купленную валюту на его валютный счет?


В соответствии со ст.2 Федерального закона от 21.07.97 г. N 120-ФЗ "О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте" налогооблагаемой базой является сумма в рублях, уплачиваемая при покупке наличной иностранной валюты. Сумма безналичных рублей, списанная с рублевого счета, конвертированная в безналичную иностранную валюту и зачисленная на валютный счет, не является объектом налогообложения.


Владелец пластиковой карты Eieetroh (т.е. в банке, где открыт рублевый карточный счет) при необходимости снимает наличную валюту в банкомате или через обменный пункт на территории другого государства, а также на территории России. При этом банк-эмитент карты на территории России производит обналичивание с рублевого карточного счета владельца на сумму валюты, которая была снята на территории другого государства, а также и в России. Является ли данная операция объектом налогообложения как покупка иностранных денежных знаков за рубли?


В соответствии с п.2 раздела II инструкции Госналогслужбы России от 7.08.97 г. N 45 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте" расчеты в иностранной валюте, осуществляемые владельцем пластиковых карт с рублевых карточных счетов (вклады на которые осуществляются в рублях), за исключением получения наличной иностранной валюты, не являются операциями по покупке наличной иностранной валюты.


Владелец пластиковой карты GOLD, находясь за рубежом, несет расходы свыше суммы вклада иностранной валюты, имеющейся на его счете по кредитной карте в указанном банке на территории России. При этом владелец на образовавшуюся сумму овердрафта делает заявку банку на покупку валюты через биржи, где расчеты осуществляются как наличным, так и безналичным способом. Является ли данная операция объектом налогообложения на сумму покупки валюты гашения овердрафта как покупка денежных знаков за рубли?


Статьей 1 Федерального закона от 21.07.97 г. N 120-ФЗ "О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте" вводится налог на операции по покупке иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте (далее - наличная иностранная валюта). Операции по покупке безналичной иностранной валюты не являются объектом налогообложения. В случае покупки наличной иностранной валюты на образовавшуюся сумму овердрафта на бирже по заявке клиента появляется объект налогообложения.


Владелец пластиковой карты списывает с валютной карточки денежные знаки в рублях, тем самым продавая, а банк покупая эту валюту у владельца. Является ли данная операция объектом налогообложения для банка как покупка денежных знаков за рубли?


В соответствии со ст.2 Федерального закона от 21.07.97 г. N 120-ФЗ "О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте" налогооблагаемой базой является сумма в рублях, уплачиваемая при покупке наличной иностранной валюты. Расчеты при списании денежных средств (иностранной валюты) с валютного карточного счета производятся в безналичной форме. Следовательно, операции по списанию с валютной пластиковой карты не являются объектом обложения налогом на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте.


В каких случаях приобретения иностранной валюты юридические лица выступают в качестве плательщиков налога?


В соответствии со ст.3 Федерального закона от 21.07.97 г. N 120-ФЗ "О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте" плательщиками налога на покупку наличной иностранной валюты являются физические лица, организации, а также филиалы и представительства, в том числе нерезиденты, совершающие операции по покупке иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте. Следовательно, права юридических лиц на приобретение наличной иностранной валюты данным Законом не ограничены.


Должно ли юридическое лицо уплачивать налог при покупке безналичной валюты на цели оплаты командировочных расходов в случае их последующего обналичивания либо приобретения дорожных чеков?


Согласно ст.2 Федерального закона от 21.07.97 г. N 120-ФЗ "О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте" налогооблагаемой базой является сумма в рублях, уплачиваемая при покупке наличной иностранной валюты. Иностранная валюта, используемая на цели, связанные с производственной деятельностью организации и списанная с ее валютного счета, не является объектом налогообложения.


Каков порядок взыскания недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также пени за задержку их уплаты с текущих валютных счетов предприятий, организаций и учреждений в случае отсутствия рублевых средств на их расчетных счетах?


Порядок взыскания недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также пени за задержку их уплаты с текущих валютных счетов предприятий, организаций и учреждений в случае отсутствия рублевых средств на их расчетных, текущих и иных (кроме ссудных и депозитных) счетах определен Указом Президента Российской Федерации от 6.01.98 г. N 10 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" и совместным письмом Госналогслужбы России, Минфина России и Банка России от 3.03.98 г. N АП-4-10/2н, N 13н, N 183-У "О внесении изменений в письмо Государственной налоговой службы Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 13/16 августа 1994 г. N ВГ-4-13/94н/104/104 "Порядок применения положений Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей".


Уменьшают ли с 1.01.98 г. налогооблагаемую прибыль кредитных организаций суммы средств, списываемых на расходы со счета N 61404 "Возмещение разницы между расчетными и созданными резервами на возможные потери по кредитам"?


Введение в действие инструкции Банка России от 30.06.97 г. N 62а "О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам", Указаний Банка России от 25.12.97 г. N 101-У "О введении Инструкции "О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам" и об учете при налогообложении величины резерва на возможные потери по ссудам", а также нового Плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях Российской Федерации, утвержденного приказом Банка России от 18.06.97 г. N 02-263, не меняет порядка определения налогооблагаемой базы при исчислении налога на прибыль, предусмотренного совместной телеграммой Госналогслужбы России от 6.06.95 г. N НП-6-01/315, Минфина России от 25.05.95 г. N 04-01-21 и Банка России от 6.06.95 г. N 73-95, при списании средств на расходы банка с балансового счета N 61404 "Возмещение разницы между расчетными и созданными резервами на возможные потери по кредитам" (бывший балансовый счет N 948 "Возмещение разницы между расчетным и созданным резервом на возможные потери по ссудам в 1994 году").


В соответствии с п.38 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 г. N 490, в уменьшение налогооблагаемой прибыли банка относятся расходы по оплате аудиторских услуг, проведенных в соответствии с требованиями банковского законодательства.

Что включается в понятие "требования банковского законодательства"? Уменьшают ли налогооблагаемую базу расходы по оплате аудиторской проверки отчетов и эмиссии по ценным бумагам?


В соответствии со ст.42 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" деятельность кредитной организации подлежит ежегодной проверке аудиторской организацией, имеющей в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензию на осуществление таких проверок. Аудиторская проверка кредитной организации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аудиторская организация составляет заключение о результатах аудиторской проверки, содержащее сведения о достоверности финансовой отчетности кредитной организации, выполнении ею обязательных нормативов, установленных Банком России, качестве управления кредитной организацией, состоянии внутреннего контроля, определяемые федеральными законами и уставом кредитной организации. Аудиторское заключение направляется в Банк России в трехмесячный срок со дня представления в Банк России годовых отчетов кредитной организации. Новая редакция инструкции Банка России от 11.02.94 г. N 8 "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг коммерческими банками на территории Российской Федерации", утвержденная письмом Банка России от 11.02.94 г. N 75, является ведомственным банковским документом и не регулирует вопросы банковского законодательства.

Следовательно, расходы по оплате аудиторской проверки, связанной с эмиссией ценных бумаг, не уменьшают налогооблагаемую прибыль.


Возможно ли оценку недвижимости кредитозаемщика, оказываемую аудиторской фирмой, считать маркетинговой услугой?


Целью маркетинга в банковской сфере являются изучение рынка кредитных ресурсов, анализ финансового состояния клиентов и прогнозирование на этой базе возможностей привлечения вкладов в банки. Таким образом, банковский маркетинг можно определить как поиск и использование банком наиболее выгодных рынков банковских продуктов с учетом реальных потребностей клиентуры. Что касается услуг по оценке недвижимости кредитозаемщика, оказываемой аудиторской фирмой, то они не являются маркетинговыми и отнесение данных расходов на затраты банка неправомерно.


В соответствии со ст.859 ГК РФ договор банковского счета может быть расторгнут в любое время по заявлению клиента. Расторжение договора банковского счета является основанием для закрытия счета клиента. Означает ли вышеизложенное, что банки имеют право возврата без исполнения инкассовых поручений, предъявленных к расчетным счетам налогоплательщиков государственными налоговыми инспекциями?


Действующим законодательством не предусмотрен возврат банками и другими кредитными учреждениями неисполненных инкассовых поручений о взыскании недоимок, пеней и штрафных санкций. Налоговые органы сообщают о фактах возврата кредитными учреждениями неисполненных инкассовых поручений в главные территориальные управления Банка России по месту расчетно-кассового обслуживания кредитного учреждения. Последние направляют в Банк России соответствующие материалы для рассмотрения в порядке надзора вплоть до отзыва лицензии на проведение банковских операций. Кроме того, п.280 Правил безналичных расчетов в народном хозяйстве, утвержденных инструкцией Государственного банка СССР от 30.09.87 г. N 2, предусмотрено, что ответственность за правильность взыскания, а также ссылки на основание для бесспорного взыскания несет взыскатель. Приостановление или отмена взыскания допускается лишь по распоряжениям взыскателей или их вышестоящих органов, а также по постановлениям арбитражных или судебных органов. Согласно ст.875 ГК РФ исполняющий банк вправе возвратить инкассовое поручение без исполнения только при несоответствии платежных документов по внешним признакам инкассовому поручению. При отсутствии решения налогового органа либо суда о приостановлении взыскания по акту (решению) банк (кредитное учреждение) обязан исполнить инкассовые поручения в очередности, установленной ст.17 Федерального закона от 26.03.98 г. N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год". При этом следует иметь в виду, что сам факт обращения налогоплательщика с жалобой на действия налогового органа по акту проверки (при отсутствии решения о приостановлении взыскания по акту) не является для банка основанием для приостановления взыскания по инкассовому поручению государственной налоговой инспекции.


Правомерно ли арендную плату при долгосрочной аренде специального автотранспортного средства с правом выкупа относить на расходы банка, уменьшающие налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль, или эти платежи должны рассматриваться как затраты капитального характера и производиться за счет чистой прибыли банка?


Согласно п.34 раздела II Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 г. N 490, расходы банка по аренде автомобильного транспорта для инкассации выручки и специального автомобильного транспорта для перевозки банковских документов и ценностей относятся к расходам, включаемым в себестоимость оказываемых банками услуг. Данная норма не устанавливает ограничение по включению вышеуказанных расходов в себестоимость оказываемых банками услуг в зависимости от вида аренды. Следовательно, расходы банка по долгосрочной аренде с правом выкупа автотранспортного средства для инкассации выручки и специального автомобильного транспорта для перевозки банковских документов и ценностей относятся к расходам, включаемым в себестоимость оказываемых банками услуг.


Л.Т. Авдеенко,

советник налоговой службы I ранга


М.А. БЫКОВА,

советник налоговой службы I ранга



------------------------------

* Нормативные документы по состоянию на 1.07.98 г.


Журнал "Аудиторские ведомости"


Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ

Международный еженедельник "Финансовая газета"

Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"

Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.

Свидетельство о регистрации N 015676

Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение