Методика проверки расчетов с персоналом по оплате труда и начислений во внебюджетные фонды ("Аудиторские ведомости", N 11, ноябрь 1998 г.)

Методика проверки расчетов с персоналом по оплате
труда и начислений во внебюджетные фонды


Среди документов, подлежащих проверке, выделяют первичные документы, регистры синтетического и аналитического учета и отчетность.

Первичные документы включают:

1. Кассовую книгу.

2. Расходные кассовые ордера.

3. Приказ (распоряжение) о приеме на работу (форма N Т-1); приказ (распоряжение) о переводе на другую работу (форма N Т-5); приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (форма N Т-6); приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (контракта) (форма N Т-8).

4. Личную карточку (форма N Т-2); учетную карточку научного работника (форма N Т-4).

5. Форму N Т-12 "Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы"; форму N Т-13 "Табель учета использования рабочего времени".

6. Ведомость N 8 "Книга учета депонированной заработной платы".

7. Форму N Т-49 "Расчетно-платежная ведомость"; форму N Т-51 "Расчетная ведомость"; форму N Т-53 "Платежная ведомость".

8. Формы N Т-54, Т-54а "Лицевой счет".

Регистры синтетического и аналитического учета включают:

1. Главную книгу.

2. Журнал-ордер N 1.

3. Журнал-ордер N 2.

4. Журнал-ордер N 10.

5. Разработочную таблицу РТ-5 "Сводка начисленной заработной платы по ее составу и категориям работников и сводка данных по расчетам с рабочими и служащими".

6. Разработочную таблицу РТ-2 "Распределение заработной платы".

Отчетность включает:

1. Пояснение к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках: отчет о движении капитала (форма N 3) и отчет о движении денежных средств (форма N 4).

2. Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5, справка N 8 "Социальные показатели").

3. Статистическую отчетность по форме N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников".


Правовое регулирование трудовых отношений


В начале проверки следует обратить внимание на документальное оформление трудовых отношений с работниками организации. Взаимоотношения между работником и организацией регулируются двумя основными нормативными актами: Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) и Кодексом законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ).

В рамках этих документов трудовые отношения могут быть оформлены одним из трех основных способов: трудовым договором (контрактом), коллективным договором или договором гражданско-правового характера.

Трудовой договор (контракт) - соглашение между трудящимся и работодателем, по которому одна сторона обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему распорядку, а другая - выплачивать заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, локальными договорами организации и соглашением сторон. Трудовым договором не могут устанавливаться условия, противоречащие КЗоТ РФ (условия увольнения, установление взысканий, порядок рассмотрения индивидуальных споров, введение материальной ответственности, не предусмотренной ст. 121 КЗоТ РФ). Трудовые отношения с совместителями также оформляются трудовым соглашением. При этом общая продолжительность рабочего времени в месяц не может превышать половины месячной нормы, предусмотренной для соответствующих категорий работников. В процессе проверки необходимо удостовериться по табелю учета рабочего времени в том, что данная норма соблюдается.

Коллективный договор и другие локальные нормативные акты регулируют трудовые отношения наравне с трудовым соглашением (контрактом). К локальным нормативным актам относятся Положение о системе оплаты труда, Положение о премировании и другие, в которых фиксируются все условия оплаты труда, входящие в компетенцию организации.

Договор гражданско-правового характера (ГПХ) заключается с физическими лицами, которые могут быть зарегистрированы в качестве предпринимателей без образования юридического лица. При проверке необходимо выявить суть договора, с тем чтобы отличить трудовой договор от договора ГПХ, что важно при начислении страховых взносов. Если трудовой договор заключается на выполнение обязанностей по конкретной должности и в рамках конкретной специальности, то предметом договоров ГПХ являются определенный результат труда, выполнение фиксированного задания, совершение некоторого действия, которые должны быть четко отражены договором. При этом физическое лицо, заключившее трудовой договор, подпадает под действие трудового законодательства, предоставляющего ему те или иные социальные гарантии, а по договорам ГПХ эти льготы не предоставляются.


Документальное оформление трудовых отношений


При проверке необходимо обратить внимание на наличие трудовых договоров, подписанных сторонами и заверенных печатью организации, а также первичных документов, которыми должны оформляться прием на работу (форма N Т-1), перевод работника из одного структурного подразделения в другое (форма N Т-5), предоставление работнику отпуска (форма N Т-6), увольнение с работы (форма N Т-8). На каждого работника заполняется Личная карточка (форма N Т-2), а для учета научных работников заполняется Учетная карточка научного работника (форма N Т-4).

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции должны отражаться в учете на основании документов, составленных по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. С 1 ноября 1997 г. действуют формы, утвержденные постановлением Госкомстата России от 30.10.97 г. N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве", которые обязательны для применения юридическими лицами всех форм собственности. Организации при необходимости могут вносить в данные формы детализирующие и уточняющие изменения, а также дополняющие реквизиты, но основные реквизиты форм должны быть сохранены без изменений. Применение бланков устаревших и произвольных форм не допускается. Налоговые органы вправе налагать административные штрафы на должностных лиц за указанное нарушение.

При проверке документального оформления договоров ГПХ аудитор должен выборочно проверить наличие договоров, заполненных с соблюдением всех реквизитов, заверенных печатями и подписями сторон, а также смет, доверенностей и актов выполненных работ. Следует иметь в виду, что если договор с предпринимателем на выполнение работ, требующих лицензии (договор перевозки, договор на оказание аудиторских услуг), заключен при ее отсутствии, то он может быть признан ничтожным.


Проверка соответствия данных синтетического
и аналитического учета

В начале проверки расчетов по оплате труда следует установить соответствие данных синтетического и аналитического учета.

Для этого выборочно на одну и ту же дату:

1. Проверяется соответствие сальдо по сч. 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" в Главной книге соответствующим статьям баланса.

2. Сравниваются данные разработочной таблицы РТ-5 "Сводка начисленной заработной платы по ее составу и категориям работников" и "Сводка по расчетам с рабочими и служащими" за каждый месяц и обороты по сч. 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" в Главной книге. В случае когда в организации данные по оплате труда не сводятся в разработочную таблицу РТ-5, для сравнения берутся данные формы N Т-49 "Расчетно-платежная ведомость"; формы N Т-51 "Расчетная ведомость"; формы N Т-53 "Платежная ведомость".

3. Проверяется соответствие данных журнала-ордера (ж/о) N 10 данным разработочной таблицы РТ-5.

4. Проверяется соответствие сумм заработной платы, выданных работникам организации из кассы, путем сличения данных ж/о N 1 и дебетовых оборотов Главной книги по сч. 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" за каждый месяц.

5. Проверяется соответствие данных сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" данным книги учета депонированной заработной платы.

6. Проверяется соответствие сумм начисленной заработной платы за время отпуска, отраженных на сч. 89 "Резервы предстоящих расходов и платежей", данным ж/о N 10. В целях равномерного отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг) затрат на оплату отпусков организациям разрешено создавать резервный фонд. Создание резервного фонда должно быть закреплено в учетной политике организации. Порядок создания и определения размера отчислений в резервный фонд на оплату отпусков регулируется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.95 г. N 49. В конце года по результатам инвентаризации излишне начисленные суммы резерва сторнируются либо доначисляются в обратной ситуации.

7. Проверяется соответствие сумм начисленного пособия по временной нетрудоспособности, отраженных в ж/о N 10, данным разработочной таблицы РТ-5.

8. Проверяется соответствие данных ж/о N 1, разработочной таблицы РТ-5 данным за отчетный период по форме N 4 пояснения к бухгалтерскому балансу "Отчет о движении денежных средств".

Выявленные несоответствия данных показателей необходимо проанализировать и установить причины их возникновения.


Проверка правильности начисления заработной платы
и других выплат


На втором этапе проверки проверяется правильность начисления сумм, отраженных по кредиту сч. 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", на основании первичных документов. Правильность начисления заработной платы необходимо проверить конкретно по нескольким работникам. Здесь следует обратить внимание на то, какие формы оплаты труда приняты в данной организации.

Существуют две основные формы оплаты труда повременная и сдельная.

Повременная форма оплаты труда бывает простой и повременно-премиальной. Если в организации используется повременная оплата труда, то заработок работнику начисляется в зависимости от количества проработанного времени и тарифной ставки (оклада). Для проверки необходимо взять табель учета использования рабочего времени, который является основанием для начисления заработной платы, и посмотреть, сколько часов (дней) отработал конкретный работник в данном месяце. Форма N Т-12 "Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы" и форма N Т-13 "Табель учета использования рабочего времени" являются обязательными к применению первичными учетными документами, форма которых утверждена постановлением Госкомстата России от 30.10.97 г. N 71а.

При повременной форме оплаты труда важно проверить правильность применения тарифной ставки (оклада). Тарифные ставки (оклады) должны быть утверждены руководителем организации и оформлены в виде штатного расписания, которое является важным элементом внутреннего контроля. Штатное расписание утверждается руководителем организации по согласованию с профсоюзным комитетом (если он есть). При отсутствии штатного расписания начисление заработной платы должно основываться на приказе по организации, подписанном первым лицом. Организации, кроме бюджетных, вправе самостоятельно определять тарифы, должностные оклады, премии, надбавки и другие выплаты при условии, что заработная плата не должна быть ниже МРОТ, установленного законодательством (ст. 78 КЗоТ РФ).

Полученные суммы сверяются с суммами, отраженными в "Расчетно-платежной ведомости" (форма N Т-49) или "Расчетной ведомости" (форма N Т-51). "Расчетная ведомость" (форма N Т-51) и "Платежная ведомость" (форма N Т-53) рекомендуются к применению в крупных организациях. При применении расчетной ведомости по форме N Т-51 ведется лицевой счет по форме N Т-54, который служит для отражения сведений о заработной плате за прошлые периоды. На основании данных лицевого счета составляется расчетная ведомость по форме N Т-51.

Сдельная форма оплаты труда бывает прямой сдельной, сдельно-премиальной, аккордной, сдельно-прогрессивной, косвенной. Если в организации используется сдельная форма оплаты труда, то заработная плата работника начисляется на основании нарядов или других документов на выполненные в течение месяца работы в соответствии с утвержденными нормами выработки и расценками. В этом случае проверяется наличие нарядов, подписанных должностными лицами, которые назначаются приказом (распоряжением) руководителя организации. Полученные суммы сверяются с суммами, отраженными в "Расчетно-платежной ведомости" (форма N Т-49) или "Расчетной ведомости" (форма N Т-51).

Отдельные организации используют оплату труда по конечному результату (в процентах от полученных дохода или прибыли).

Труд работников, с которыми заключены договоры ГПХ, оплачивается на условиях, предусмотренных этими договорами и сметами, приложенными к ним. Работы, выполненные по договорам ГПХ, оплачиваются на основании актов приема выполненных работ. Здесь проверяется соответствие начисленных сумм договорной стоимости работ (услуг).

При проверке начисленной заработной платы по нескольким конкретным сотрудникам следует обратить внимание на то, в какой сфере работает данный сотрудник: в производственной или непроизводственной. Если сотрудник работает в непроизводственной сфере, то его заработная плата относится на соответствующие источники финансирования. Заработная плата, начисленная работникам производственной сферы и связанная с определенными видами работ, относится на соответствующие счета учета затрат по этим видам работ:


Виды работ, за которые
начислена заработная плата
К-т сч. 70,
Д-т счетов
Погрузка, выгрузка,
перемещение оборудования,
требующего монтажа
07
Капитальное строительство;
приобретение, доставка,
монтаж основных средств;
реконструкция, модернизация
основных средств; создание
нематериальных активов
08
Приобретение, погрузка,
выгрузка, перемещение
производственных запасов
10, 11, 12
Изготовление запасных
частей, малоценных предметов
10, 12
Исправление брака 28
Работы по выбытию основных
средств:
 
демонтаж основных средств;
вывоз мусора от ликвидации
основных средств
47
Работы по выбытию
нематериальных и прочих
активов
48
Ликвидация последствий
чрезвычайных ситуаций
(стихийных бедствий и т.п.)
80
Работы, финансируемые за
счет целевого финансирования
96

На следующем этапе проверки выборочно по нескольким сотрудникам проверяется обоснованность и правильность начисления остальных выплат.

Все выплаты, производимые организацией своим работникам, можно разделить на две группы: основные выплаты и дополнительные выплаты.

Основные выплаты - собственно оплата труда, начисленная на основании сдельных расценок, тарифных ставок, окладов, а также оплата труда в повышенном или пониженном размере в случаях, предусмотренных КЗоТ РФ.

Дополнительные выплаты - выплаты за фактически неотработанное время, которое подлежит оплате по законодательству (отпускные, больничные, различные компенсации, пособия) или по инициативе руководства организации (материальная помощь, премии).

При проверке начисления премий следует иметь в виду, что они могут быть двух видов. Премии, обусловленные действующей в организации системой оплаты труда, которые выплачиваются за достижение высоких количественных и качественных результатов труда и носят регулярный характер, включая премии за выполнение особо важных заданий и выплаты по итогам года, относятся на себестоимость выпускаемой продукции. В каждой организации должно быть разработано положение о премировании. Механизм вознаграждения по итогам работы за год, а также вознаграждения за выслугу лет организация устанавливает в разрабатываемых локальных нормативных актах, которыми предусматриваются порядок, размеры и условия выплаты. Премии, носящие единовременный характер, выплачиваются за счет чистой прибыли организации, за счет фонда потребления или за счет специальных источников.

Если при проверке расчетов по оплате труда встретились случаи начисления дополнительных выплат, т.е. оплаты непроработанного времени, согласно трудовому законодательству, то особое внимание следует уделить проверке правильности исчисления среднего заработка, который лежит в основе расчета таких выплат. Порядок исчисления среднего заработка утвержден постановлением Минтруда России от 16.01.98 г. N 1 "О порядке исчисления среднего заработка в 1998 году" (аналогичные постановления применялись и в предыдущие годы) и распространяется на следующие случаи:

оплата очередного отпуска;

оплата дополнительного отпуска, включая учебный;

выплата компенсации за неиспользованный отпуск;

выплата выходного пособия при увольнении;

плата за выполнение государственных или общественных обязанностей;

плата при переводе на более легкую работу;

плата при направлении на повышение квалификации с отрывом от производства;

плата при нахождении в медицинском учреждении на обследовании, а также сдаче крови;

выплата за вынужденный прогул.

Иные правила подсчета среднего заработка установлены при назначении пенсий, определении размеров возмещения ущерба, причиненного здоровью работника, пособий по государственному социальному страхованию и по безработице.

Если в проверяемом периоде имело место начисление пособий по временной нетрудоспособности (Д-т сч. 69, субсчет "Расчеты по социальному страхованию", К-т сч. 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда"), то рекомендуется выборочно, по нескольким работникам, проверить правильность его исчисления. Основанием для начисления пособия по временной нетрудоспособности является больничный лист, выданный медицинским учреждением.

Пособие по временной нетрудоспособности исчисляется в соответствии с Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденным постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 г. N 13-6 (с последующими изменениями и дополнениями). Пособие исчисляется из расчета среднедневного заработка за два календарных месяца, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности. Размеры пособия при общем заболевании зависят от количества дней болезни и непрерывного стажа работы работника:


Непрерывный
стаж работы, лет
Размер пособия,
%
До 5 60
5 -8 80
Свыше 8 100

Пособия вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидам ВОВ, работникам, имеющим 3 и более детей в возрасте до 18 лет, а также в других случаях, предусмотренных законодательством, выдаются в размере 100% заработка независимо от непрерывного стажа работы. При наступлении временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья (травмы, ожога, обморожения и т. п.) пособие назначается при наличии акта о несчастном случае на производстве. Здесь следует отметить, что если трудовое увечье было нанесено работнику по вине администрации, то пособие выплачивается не за счет средств социального страхования, а за счет средств организации.

В фактический заработок для исчисления пособия включаются все виды заработной платы, все виды денежных премий, предусмотренные системой оплаты труда, надбавки и доплаты к заработной плате, вознаграждения по итогам работы за год и выплаты за выслугу лет.

В сумму заработка, из которого исчисляется пособие, не включаются:

заработная плата за работу в сверхурочное время, включая доплату за часы сверхурочной работы;

плата за работу по совместительству как в другой организации, так и по месту основной работы;

доплата за работу, не входящую в обязанности работника по основной работе;

заработная плата за дни простоя, за время очередного и дополнительного отпусков, за время сборов, выполнения государственных или общественных обязанностей;

заработная плата за работу в праздничные и выходные дни;

единовременные премии, не связанные с производственной деятельностью (к юбилейным датам, дням рождения и т.п.);

разного рода выплаты компенсационного характера (за неиспользованный отпуск, выходное пособие и др.).

В рабочие дни, на которые делится заработок, не включаются дни временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, очередного и дополнительного отпусков, а также освобождение от работы в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Размер пособия по временной нетрудоспособности не должен превышать двойной суммы дневного заработка, рассчитанного на основе тарифной ставки (оклада), но и не может быть меньше 90% от МРОТ.


Удержание подоходного налога


На юридических лиц, производящих выплату доходов физическим лицам, в соответствии с Законом Российской Федерации от 7.12.91 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (с изменениями и дополнениями) возлагаются обязанности налогового и фискального агента по исчислению, удержанию и перечислению сумм подоходного налога в бюджет. Правильность исчисления подоходного налога должна быть проверена в выборочном порядке по налоговым карточкам физических лиц (приложение N 7 к инструкции Госналогслужбы России от 29.06.95 г. N 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" (с изменениями и дополнениями). Налогообложение доходов штатных и нештатных работников организации осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 7.12.91 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (с изменениями и дополнениями) (далее - Закон), в порядке, предусмотренном инструкцией Госналогслужбы России от 29.06.95 г. N 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" (с изменениями и дополнениями) (далее Инструкция). Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году, как в денежной форме (в валюте Российской Федерации или иностранной валюте), так и в натуральной форме, в том числе в виде материальной выгоды и социальных благ. Размер облагаемого совокупного годового дохода определяется в порядке и на условиях, установленных Законом.

Удержанный подоходный налог (Д-т сч. 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", К-т сч. 68 "Расчеты с бюджетом") подлежит перечислению в бюджет (Д-т сч. 68 "Расчеты с бюджетом", К-т сч. 51 "Расчетный счет") не позднее дня фактического получения в банке наличных средств на оплату труда либо перечисления денежных средств по поручению работников. В случае оплаты труда работников из выручки от реализации продукции (работ, услуг) подоходный налог должен быть перечислен не позднее дня, следующего за днем выплаты. Если организация нарушила сроки перечисления в бюджет подоходного налога, то она уплачивает пеню в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. Данный размер пени введен в действие с 1 января 1998 г. в соответствии с Федеральным законом от 31.12.97 г. N 159-ФЗ. Источником уплаты пени является чистая прибыль организации (Д-т сч. 81 "Использование прибыли", К-т сч. 68 "Расчеты с бюджетом"; Д-т сч. 68 "Расчеты с бюджетом", К-т сч. 51 "Расчетный счет"). Удержанные не полностью или не перечисленные в бюджет суммы взыскиваются у организации с одновременной уплатой штрафа в размере 10% указанных сумм. Объектом налогообложения является полученный работником с начала года доход, уменьшенный на суммы, предусмотренные в п. 2 -6 ст. 3 и ст. 6 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц", с зачетом ранее удержанной суммы.

С введением в действие Федерального закона от 31.12.97 г. N 159-ФЗ с 1 января 1998 г. датой получения дохода в календарном году является дата выплаты дохода (включая авансовые выплаты) физическому лицу, либо дата перечисления дохода физическому лицу, либо дата передачи физическому лицу дохода в натуральной форме. Ставка налога носит прогрессивный характер. Размеры ставки, приведенные ниже, применяются с 1 января 1998 г.:


Размер облагаемого
совокупного дохода, полу-
ченного в календарном году
Сумма налога
До 20 000 руб. 12%
20 001 - 40 000 руб. 2400 руб. + 15% с суммы,
превышающей 20 000 руб.
40 001 - 60 000 руб. 5400 руб. + 20% с суммы,
превышающей 40 000 руб.
60 001 - 80 000 руб. 9400 руб. + 25% с суммы,
превышающей 80 000 руб.
80 001 - 100 000 руб. 14 400 руб. + 30% с суммы,
превышающей 100 000 руб.
Свыше 100 001 руб. 20 400 руб. + 35% с суммы,
превышающей 100 000 руб.

При проверке правильности удержания подоходного налога следует обратить внимание на случаи приобретения какой-либо продукции (работ, услуг), в том числе в рамках договоров ГПХ, у физического лица, не имеющего постоянного места жительства в Российской Федерации. В этом случае налог уплачивается в бюджет организацией по ставке 20% выплачиваемой данному физическому лицу суммы. Также особое внимание следует уделить удержанию подоходного налога с физических лиц - резидентов, не зарегистрированных в качестве предпринимателей без образования юридического лица, при выплатах им сумм вознаграждений по договорам ГПХ. С физическими лицами, не являющимися предпринимателями, могут быть заключены только определенные договоры: аренды, подряда, купли-продажи.

Подоходный налог не удерживается с граждан, зарегистрированных в качестве предпринимателей без образования юридического лица.

Организации и иные работодатели обязаны представлять в налоговые органы сведения о выплаченных ими физическим лицам доходах, начисленных и удержанных с этих доходов суммах подоходного налога в соответствии с требованиями к форматам и структуре информации, устанавливаемыми Госналогслужбой России:

не реже одного раза в квартал - сведения о доходах, выплаченных физическим лицам не по месту основной работы (службы, учебы), и о исчисленных и удержанных суммах налога с указанием адресов постоянного местожительства получателей дохода, а также ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, - сведения о доходах, выплаченных ими физическим лицам по месту основной работы (службы, учебы) по форме, приведенной в приложении N 3 к Инструкции;

ежеквартально - отчет об итоговых суммах доходов и удержанных суммах налога по форме, приведенной в приложении N 8 к Инструкции N 35.


Удержания из оплаты труда


Следующим этапом проверки расчетов с персоналом по оплате труда является проверка правильности исчисления сумм удержаний из заработной платы сотрудников данной организации (Д-т сч. 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда"). После того как из заработной платы удержан подоходный налог и 1% в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) производятся остальные виды удержаний. Сумма удержаний не должна превышать 50% месячного дохода, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Проверка делается также выборочно, по конкретным сотрудникам, желательно по тем, у которых общая сумма удержаний состоит из нескольких видов. При этом проверяются наличие первичных документов, своевременность и правильность отражения удерживаемых сумм в регистрах бухгалтерского учета.

Удержания подразделяются на обязательные и по инициативе организации:

Виды удержаний Кредит счета
Обязательные удержания
ПФР 69
Подоходный налог 68
По исполнительным листам и
надписям нотариальных
контор в пользу юридических
и физических лиц
76
По инициативе организаций
За причиненный организации
материальный ущерб
73
Своевременно невозвращенные
суммы, полученные под отчет
71
За товары, проданные в
кредит
76
За допущенный брак 28
Погашение беспроцентных
ссуд и т.п.
73

Отчетность по труду


Государственную статистическую отчетность организации представляют по формам, утвержденным Госкомстатом России. При проверке отчетности следует обратить внимание на то, что с введением в действие постановления Госкомстата России от 16.09.97 г. N 63 "Об утверждении унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения" с 1 января 1998 г. изменились формы статистической отчетности по труду. Состав и методология исчисления показателей статистической отчетности, адреса, сроки и способы ее представления обязательны для всех отчитывающихся организаций. Постановлением Госкомстата России от 14.08.92 г. N 130 утверждено Положение о порядке представления государственной статистической отчетности в Российской Федерации. Основным показателем, необходимым для заполнения данных форм, а также приложения к бухгалтерскому балансу формы 5, является среднесписочная численность (ССЧ), которую все организации определяют в порядке, установленном Инструкцией по статистике численности и заработной платы рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Госкомстатом СССР от 17.09.87 г. N 17-10-0370. В основе расчета ССЧ лежит показатель списочного состава работников, поэтому необходимо знать, кого включать в списочный состав. В списочный состав включают всех работников организации, которые приняты на постоянную, сезонную или временную работу (в том числе по совместительству, договорам ГПХ) на срок 1 день и более. В списочном составе работников за каждый календарный месяц учитывают как фактически работающих, так и отсутствующих по какой-либо причине (отпуск, командировка, выполнение гособязанностей и др.). В списочный состав при определении ССЧ не включают женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам, женщин, находящихся в дополнительном отпуске по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, а также некоторых других работников.


Отчисления в государственные внебюджетные
социальные фонды


Расчеты организации с государственными внебюджетными социальными фондами учитываются на сч. 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению". Плательщиками в указанные фонды являются все организации. Федеральным законом от 5.02.97 г. N 26-ФЗ (ст. 3) установлено, что от уплаты страховых взносов в ПФ освобождаются общественные организации инвалидов и пенсионеров, а также предприятия, учреждения и организации, образованные ими, при соблюдении следующих условий:

если уставный капитал указанных организаций полностью (100%) состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и пенсионеров;

если численность работающих инвалидов в указанных организациях составляет не менее 50% общей численности работающих;

если численность работающих инвалидов менее 50%, освобождение от уплаты взносов в ПФ применяется в части выплат, начисленных в пользу инвалидов и пенсионеров, независимо от источника финансирования;

полностью от уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования (п. 2.2 инструкции ФСС), фонды обязательного медицинского страхования (п. 3 инструкции ФОМС) и Фонд занятости населения освобождаются общественные организации инвалидов, а также находящиеся в их собственности общественные организации, созданные для осуществления уставных целей.

Плательщики регистрируются как страхователи в указанных фондах в течение 30 дней с момента регистрации организации в Регистрационной палате Российской Федерации. Если срок нарушен, то взимается штраф - 10% причитающихся к уплате страховых взносов. Размер страховых тарифов следующий:


ФСС
субсчет 69-1
ПФ
субсчет 69-2
ФОМС
субсчет 69-3
ФЗН
субсчет 69-4
5,4% 28% 3,6% 1,5%

Проверка правильности начисления взносов
во внебюджетные социальные фонды


Основные задачи при проведении проверки:

определение по первичным бухгалтерским документам в соответствии с действующим законодательством видов оплаты труда, на которые следует начислять страховые взносы;

сравнение видов оплаты труда, на которые фактически были начислены страховые взносы, с видами оплаты труда, на которые они должны быть начислены в соответствии с действующим законодательством;

проверка правильности определения видов выплат, на которые страховые взносы не должны начисляться.

В начале проверки начисления платежей во внебюджетные фонды следует проанализировать сумму оборотов, отраженную в проверяемом отчетном периоде по кредиту сч. 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда". Из всех первичных документов для этой цели более всего применима разработочная таблица РТ 5 "Сводка начисленной заработной платы по ее составу и категориям работников и сводка данных по расчетам с рабочими и служащими". Если в организации данный документ не ведется, то используются расчетно-платежные или расчетные ведомости. Данный анализ ставит перед собой целью рассмотрение суммы, отраженной по кредиту сч. 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" по составу начислений. Из общей суммы, отраженной по кредиту сч. 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", вычитаются суммы некоторых видов оплаты труда, пособий по временной нетрудоспособности, других пособий за счет средств социальных фондов и выплат (в том числе премий, материальной помощи), на которые не начисляются взносы в тот или иной внебюджетный фонд.

Выплата заработной платы под видом материальной помощи является одним из самых распространенных способов занижения платежей в государственные внебюджетные фонды. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо проверить правильность оформления материальной помощи. Например, если материальная помощь оказывается регулярно одной и той же группе лиц, ее размеры связаны с трудовым вкладом (материальная помощь выдается в размере оклада или в процентах от оклада), отсутствуют заявления работников на оказание материальной помощи с обоснованием причин, в формулировке приказа выплата увязывается с результатами труда, то в этом случае имеются основания считать такую материальную помощь премиальными выплатами, на которые соответственно должны начисляться страховые взносы. Так как не все выплаты (в том числе компенсационные), а также стоимость социальных благ, на которые начисляются платежи в тот или иной внебюджетный фонд, отражаются по кредиту сч. 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", то на следующем этапе проверки анализируются первичные документы и регистры бухгалтерского учета, из которых можно извлечь нужную информацию. К ним относятся: книга приказов и распоряжений организации, договоры ГПХ, журналы-ордера, кассовая книга. Особое внимание следует уделить анализу выплат, производимых за счет средств организации, а также сверхнормативных компенсационных выплат, так как в этом случае начисление взносов во внебюджетные фонды производится за счет тех же источников, что и начисление данных выплат.

При суммировании результатов, полученных на первом и втором этапах проверки, получается облагаемая база для начисления взносов в тот или иной фонд. Облагаемая база умножается на страховой тариф (в процентах), и полученная сумма сравнивается с суммой, отраженной в регистрах бухгалтерского учета по кредиту соответствующего субсчета сч. 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению". При выявлении расхождений следует определить, на какие виды выплат должны начисляться взносы в соответствии с действующим законодательством, но не начисляются в данной организации. Также рассматривается и обратная ситуация.

Выплаты, на которые начисляются (+) или не начисляются (-) страховые платежи во внебюджетные социальные фонды (по состоянию на 1 января 1998 г.) представлены ниже.


Виды выплат ФСС ПФ ФОМС ФЗН
Оплата труда        
За фактически выполненную работу:        
по всем основаниям штатным,
нештатным, сезонным, временным
работникам, по совместительству
независимо от источника финансирования
+ + + +
выплаты по районным коэффициентам,
оплата отпусков
+ + + +
оплата простоев, выполнения
государственных обязанностей, ночной
работы, сверхурочных, плата за
совмещение профессий, премии за
производственные результаты,
вознаграждение за выслугу лет и по
итогам работы за год, за экономию
материала, сбор металлолома
+ + + +
За рационализаторские предложения и
содействие их внедрению
- + + +
Компенсация за отпуск, выходное
пособие при увольнении
- - - -
Сохраняемый средний заработок на
период трудоустройства работникам,
уволенным по сокращению или в связи с
реорганизацией (ликвидацией)
организации
- - - -
Виды выплат по договорам гражданско-
правового характера
       
Подряда, поручения, смешанный (с
элементами подряда и поручения)
- + + +
Авторским за произведение литературы
и искусства
- + - -
За авторские изобретения - - - -
Лицензионным с патентообладателем на
право пользования изобретением
- - - -
Аренды - - - -
Перевозки - + - -
Возмездного оказания услуг - + + +
Компенсационные выплаты сверх норм,
предусмотренных законодательством
       
Суточные при командировках - + + +
Квартирные при командировках (при
отсутствии подтверждающих документов)
- + - -
За использование личного транспорта в
служебных целях
- + - -
Выплаты социального характера (за
счет чистой прибыли организации),
взносы по которым покрываются за счет
того же источника
       
Дотации на обеды (размер которых не
зависит от фонда оплаты труда)
- + - -
Стоимость путевок на санаторно-
курортное лечение и в дома отдыха;
стоимость лечения сотрудников
- + - -
Материальная помощь, выплачиваемая
работнику на покрытие потерь в
результате пожара, хищения имущества,
увечья, на погребение работника или
его близких родственников
- - - -
Материальная помощь по другим
обстоятельствам (к юбилейным датам,
дням рождения, за долголетнюю и
безупречную работу и в других
аналогичных случаях, премии, подарки)
- + - -
Безвозвратные ссуды (на приобретение
жилья, строительство садовых домиков,
обзаведение домашним хозяйством и др.)
- + - -
Суммы, выданные на погашение
возвратных ссуд и кредитов
- + - -
Единовременные премии:        
при выходе на пенсию - - - -
не связанные с производственными
результатами
- + - -
Оплата подписки на газеты и журналы,
квартплата и оплата коммунальных
услуг, оплата проездных билетов,
путевок, питания сотрудников,
содержания детей в детских дошкольных
учреждениях, обучения
- + - -
Выплаты за счет средств внебюджетных
социальных фондов
       
По больничным листам, пособия по
беременности и родам, на детей,
ритуальное и другие, предусмотренные
законодательством
- - - -
Другие выплаты        
Стоимость рациона бесплатного
коллективного питания,
предоставляемого в случаях,
предусмотренных законодательством
- - - -
Суммы, выплачиваемые в соответствии с
законодательством Российской
Федерации, в возмещение вреда
здоровью или ущерба имуществу в связи
с исполнением служебных обязанностей
или вследствие чрезвычайных
обстоятельств
- - - -
Возмещение расходов на проезд
работников к месту отдыха и обратно в
соответствии с законодательством
Российской Федерации
- - - -
Стоимость бесплатно предоставленных
некоторым категориям работников
квартир, коммунальных услуг, топлива,
проездных билетов или стоимость их
возмещения
- - - -
Оплата проезда к месту работы
общественным транспортом:
       
в качестве льгот по проезду,
предоставляемых отдельным категориям
работников законодательством
Российской Федерации
- - - -
в остальных случаях - + - -
Суммы страховых платежей:        
выплачиваемые организацией по
договорам добровольного медицинского
страхования работников, заключаемым
на срок не менее одного года,
договорам добровольного личного
страхования, заключаемым
исключительно на случай наступления
смерти застрахованного или утраты
застрахованным трудоспособности в
связи с исполнением им трудовых
обязанностей, при условии отсутствия
у работодателя задолженности по
платежам в ПФР и если указанные
договоры не предусматривают страховых
выплат застрахованным без наступления
страхового случая
- - - -
в остальных случаях - + - -
Стипендии работникам, состоящим в
списочном составе и направленным
организацией на обучение
- - - -
Полевое и котловое довольствие:        
в пределах норм - - - -
сверх норм - + + +
Суммы денежной компенсации взамен
стоимости продовольственного пайка
+ + - -
Суммы, израсходованные подотчетными
лицами без оправдательных документов
- + - -
Включение в счет гостиницы (при
командировках), кроме платы за
проживание других услуг (питание,
сауна и т.п.)
- + - -

При определении видов выплат, на которые не начисляются платежи в тот или иной фонд, следует руководствоваться следующими нормативными документами.

По Пенсионному фонду Российской Федерации:

постановлением Правительства Российской Федерации от 7.05.97 г. N 546 "О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации".

По Фонду социального страхования Российской Федерации:

постановлением Госкомтруда СССР N 358 и Секретариата ВЦСПС N 16-28 от 3.09.90 г.

По фондам обязательного медицинского страхования:

Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.93 г. N 1018 (п. 9 данной инструкции).

По Государственному фонду занятости населения Российской Федерации:

п. 9 инструкции от 11.10.93 г. N 1018, что вытекает из абзаца 5 письма Госналогслужбы России N СШ-6-07/244а и Минтруда России N 1441-ММ от 27.03.97 г. "О порядке осуществления функций контроля налоговыми органами по платежам в Фонд занятости".


Перечень нормативных документов


1. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (постановление Правительства Российской Федерации от 5.08.92 г. N 552 (с изменениями и дополнениями).

2. План счетов бухгалтерского учета финансовохозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению (приказ Минфина СССР от 1.11.91 г. N 56 (с изменениями и дополнениями).

3. Закон Российской Федерации от 7.12.91 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (с изменениями и дополнениями).

4. Инструкция Госналогслужбы России от 29.06.95 г. N 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" (с изменениями и дополнениями).

5. Инструкция Госкомстата России от 10.07.95 г. N 89 "О составе фонда заработной платы и выплат социального характера".

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 7.05.97 г. N 546 "О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации".

7. Инструкция Госкомстата СССР от 17.09.87 г. N 17-10-0370 "По статистике численности и заработной платы рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях" (с изменениями и дополнениями).

8. Постановление Минтруда России от 16.01.98 г. N 1 "О порядке исчисления среднего заработка в 1998 году".

9. Постановление Госкомстата России от 30.10.97 г. N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве".

10. Федеральный закон от 8.01.98 г. N 9-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год".

11. Постановление Президиума ВЦСПС от 12.11.84 г. N 13-6 "Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию".

12. Письмо Фонда социального страхования Российской Федерации от 22.10.97 г. N 054/844-97 "Об ограничении фактического заработка при исчислении пособий по временной нетрудоспособности".

13. Основные условия обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию (утверждены постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 23.02.84 г. N 191).


Материал подготовлен специалистами аудиторской фирмы "Гориславцев и Ко. Аудит" (г. Санкт-Петербург)


"Аудиторские ведомости", N 11, ноябрь 1998 г.


Журнал "Аудиторские ведомости"


Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ

Международный еженедельник "Финансовая газета"

Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"

Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.

Свидетельство о регистрации N 015676

Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение