О лицензировании отдельных видов деятельности (Т.В. Белокурова, "Аудиторские ведомости", N 12, декабрь 1998 г.)

О лицензировании отдельных видов деятельности


Статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Федеральным законом от 25.09.98 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", введенным в действие с 3 октября 1998 г., установлен подробный перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, предусматривающая более 200 наименований. Однако следует иметь в виду, что этот перечень не всеобъемлющий, так как лицензирование отдельных видов деятельности, введенное ранее на уровне иных федеральных законов, принятых до вступления в силу настоящего Закона, осуществляется в порядке, установленном этими законами.

В связи с поступающими запросами, какими конкретно законодательными актами регулируется лицензирование отдельных видов деятельности, хотелось бы кратко остановиться на некоторых из них.

Так, в ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.93 г. N 4462-1 и постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 4463-1 "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" предусмотрено, что нотариальной деятельностью вправе заниматься гражданин Российской Федерации, получивший лицензию на право этой деятельности (кроме должностных лиц органов исполнительной власти и должностных лиц консульских учреждений, уполномоченных на совершение этих действий).

Порядок выдачи лицензий устанавливается Министерством юстиции Российской Федерации. По данному вопросу действует Порядок уплаты сбора за выдачу лицензий на право нотариальной деятельности, утвержденный постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.07.93 г. N 703. Кроме того, Министерством юстиции Российской Федерации в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате разработан и приказом от 26.10.98 г. N 150 утвержден Порядок выдачи лицензий на право нотариальной деятельности (зарегистрирован в Минюсте России 10.11.98 г. N 1642), в котором определен орган, на который возложены обязанности по выдаче лицензии, лицензионные требования и условия при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности, порядок сдачи квалификационного экзамена, а также порядок ведения реестра выданных лицензий.

Федеральным законом от 13.01.96 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (с учетом внесенных изменений и дополнений) предусмотрено, что право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается государственным органом управления образованием или органом местного самоуправления, наделенным соответствующими полномочиями законодательством субъекта Российской Федерации, на основании заключения экспертной комиссии. Лицензии на право ведения образовательной деятельности образовательным учреждениям религиозных организаций (объединений) выдаются по представлению руководства соответствующей конфессии. В лицензии, выдаваемой образовательному учреждению, фиксируются контрольные нормативы, предельная численность контингента обучающихся, воспитанников и срок действия этой лицензии.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.92 г. N 3266-1 "Об образовании" Минобразованием России разработано и приказом от 17.11.94 г. N 442 утверждено положение о порядке лицензирования образовательных учреждений (зарегистрировано в Минюсте России 6.12.94 г. N 734), в котором установлен порядок лицензирования образовательных учреждений независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм. (При этом следует иметь в виду, что лицензирование учреждений среднего, высшего, послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования осуществляется в порядке, устанавливаемом Госкомвузом России (приказ от 7.02.94 г. N 108). Под образовательными учреждениями в настоящем Положении понимаются: дошкольные, общеобразовательные, начального профессионального образования, специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, образовательные подразделения предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих профессиональную подготовку, негосударственные образовательные учреждения, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в соответствии с Законом Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".

Лицензия выдается на срок до 5 лет в зависимости от реализуемых образовательных программ.

Законом Российской Федерации от 11.03.92 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" определено, что частная детективная и охранная деятельность - это оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов (инструкция о порядке лицензирования и осуществления органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью утверждена приказом МВД России от 22.08.92 г. N 292 и зарегистрирована в Минюсте России 31.08.92 г. N 47). Выдача лицензий на частную сыскную деятельность на определенной территории Российской Федерации производится при представлении гражданином в соответствующий орган внутренних дел анкеты, фотографии, медицинской справки о состоянии здоровья; документов, подтверждающих его гражданство, наличие юридического образования или прохождение специальной подготовки для работы в качестве частного сыщика, либо стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее трех лет; сведения о потребности в специальных средствах, средствах связи и иных технических средствах и намерении их использовать. Органы внутренних дел вправе устанавливать достоверность сведений, изложенных в представленных документах, необходимых для принятия решения о выдаче лицензии, в том числе путем собеседования с гражданином, претендующим на ее получение.

Орган внутренних дел, выдавший лицензию, вправе ее аннулировать в случаях:

нарушения или неисполнения частным детективом (предприятием, объединением) требований, предусмотренных настоящим Законом, положений других законов и иных правовых актов Российской Федерации;

неисполнения налоговых и иных финансовых обязательств.

Принятию решения об аннулировании лицензии должно предшествовать предварительное письменное предупреждение, в котором должно быть указано, какие именно правовые нормы и правила нарушены или не исполнены надлежащим образом.

Порядок и размеры платежей при выдаче лицензий определены письмом Минфина России от 23.10.92 г. N 99 "O порядке и размерах платежей при выдаче лицензий на осуществление частной детективной и охранной деятельности" и приказом Минфина России от 10.01.95 г. N 2 "О внесении изменения в письмо Министерства финансов Российской Федерации от 23 октября 1992 г. N 99 "O порядке и размерах платежей при выдаче лицензий на осуществление частной детективной и охранной деятельности" (зарегистрирован в Минюсте России 17.01.95 г. N 776). Особенностью данного вида деятельности является то, что средства, поступающие за выдачу лицензий, перечисляются в Государственный фонд борьбы с преступностью, как это определено Положением о Государственном фонде борьбы с преступностью, утвержденным постановлением Правительства России от 17.11.94 г. N 1272.

Федеральным законом от 29.07.98 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" введено лицензирование оценочной деятельности. К объектам оценки относятся отдельные материальные объекты (вещи); совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое, недвижимое, в том числе предприятия); право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества; права требования, обязательства (долги); работы, услуги, информация; иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

Законом предъявлены следующие требования к лицензированию оценочной деятельности для физических лиц:

государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя;

наличие документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с согласованными с уполномоченным органом образовательными программами;

уплата сбора за выдачу лицензии на осуществление оценочной деятельности.

Требования к лицензированию оценочной деятельности для юридических лиц следующие:

государственная регистрация в качестве юридического лица;

наличие в штате юридического лица не менее одного работника, имеющего документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности;

уплата сбора за выдачу лицензии на осуществление оценочной деятельности.

Подробный порядок лицензирования оценочной деятельности будет утвержден Правительством Российской Федерации.

В целях обеспечения безопасности дорожного движения Федеральным законом от 10.12.95 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (ст. 7) введено лицензирование следующих видов деятельности:

перевозка пассажиров и грузов;

транспортно-экспедиционное обслуживание юридических и физических лиц;

ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств, осуществляемых на коммерческой основе;

проектирование, строительство, реконструкция, ремонт и содержание дорог и дорожных сооружений на них;

подготовка, переподготовка и повышение квалификации водителей транспортных средств, руководителей и специалистов предприятий транспорта, непосредственно связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, в порядке, предусмотренном для лицензирования образовательной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

изготовление, установка и эксплуатация технических средств и систем регулирования дорожного движения;

проведение инструментальной проверки технического состояния транспортных средств;

изготовление бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков на транспортные средства, справок-отчетов и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении;

торговля транспортными средствами и номерными агрегатами.

В Федеральном законе от 13.12.96 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (ст. 9) предусмотрено, что производство оружия, торговля им, его приобретение, коллекционирование или экспонирование на территории Российской Федерации подлежат лицензированию, за исключением производства и приобретения оружия государственными военизированными организациями. Лицензии на торговлю оружием, его приобретение, коллекционирование или экспонирование выдаются органами внутренних дел, а лицензия на производство оружия - органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, на основании заявления гражданина Российской Федерации. Срок действия лицензии на производство оружия, торговлю им, его коллекционирование и экспонирование - три года со дня выдачи лицензий, а лицензии на приобретение оружия - шесть месяцев со дня ее выдачи.

Заявление о выдаче лицензии рассматривается указанными органами в течение одного месяца со дня его подачи. В заявлении указываются сведения о видах оружия, планируемых к производству, торговле, приобретению, коллекционированию или экспонированию, и мерах, принятых для обеспечения безопасности производства, учета и сохранности оружия. Заявитель также обязан представить учредительные и регистрационные документы юридического лица либо документы, удостоверяющие личность гражданина и другие документы, предусмотренные настоящим Законом.

Срок действия лицензии на вышеуказанные виды деятельности может быть продлен на пять лет по заявлению владельца соответствующей лицензии.

Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 23 данного Закона Правительство Российской Федерации постановлением от 8.06.98 г. N 574 "О размерах единовременных сборов, взимаемых за выдачу лицензий, разрешений и сертификатов, предусмотренных Федеральным законом "Об оружии", а также за продление срока их действия" утвердило размеры единовременных сборов, взимаемых с юридических лиц и граждан за выдачу лицензий на торговлю гражданским и служебным оружием, его приобретение, разрешений на хранение или хранение и ношение, транспортирование, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с нее и патронов к нему, а также за продление срока их действия. Настоящим постановлением Правительства Российской Федерации установлено, что выдача лицензий на указанные выше виды деятельности, а также продление срока действия выданных лицензий и разрешений осуществляется органами внутренних дел Российской Федерации и средства, полученные за выдачу лицензий, определено направлять в размере 50% на формирование Государственного фонда борьбы с преступностью (постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.94 г. N 1272) и 50% - на текущий счет МВД России (ст. 23 Федерального закона "Об оружии"). Выдача лицензий на производство гражданского и служебного оружия, патронов к нему осуществляется Министерством экономики Российской Федерации, а средства, получаемые за их выдачу, предусмотрено направлять в федеральный бюджет.

Статьей 34 Федерального закона от 26.05.96 г. N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации" введено лицензирование деятельности музеев в Российской Федерации. Музеи в Российской Федерации могут осуществлять свою деятельность только на основании лицензии при следующих условиях:

наличие музейных предметов и музейных коллекций, количество и историко-культурная ценность которых позволяют организовать их публичный показ в форме музейной экспозиции;

наличие помещений, пригодных для хранения и публичного показа музейных предметов и музейных коллекций;

наличие постоянных источников финансирования деятельности создаваемых музеев.

Лицензирование деятельности музеев в Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры, в настоящее время таким органом является Министерство культуры Российской Федерации. Лицензии, выданные Министерством культуры Российской Федерации, действительны на всей территории Российской Федерации. Решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче принимается Минкультуры России в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. В случае принятия решения об отказе в выдаче лицензии плата, внесенная заявителем за рассмотрение заявления, возврату не подлежит. Срок действия лицензии устанавливается для государственных музеев бессрочно, для негосударственных не менее 3 лет. Контроль за соблюдением владельцем лицензии условий лицензируемой деятельности осуществляется Минкультуры России, которое также ведет регистрацию заявлений о выдаче лицензий и реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий.

Перечень законов Российской Федерации, в которых излагаются особенности выдачи лицензии, может быть продолжен, но общим действующим порядком является то, что оплата лицензионного сбора производится в безналичном порядке через учреждения банков Российской Федерации в доход соответствующего бюджета, если законодательным актом, которым введено лицензирование определенного вида деятельности, не установлено иное зачисление этих сборов.

Федеральным законом от 15.08.96 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" предусмотрен код 1020403 "Прочие лицензионные и регистрационные сборы" для зачисления в бюджет сумм лицензионных сборов (ранее зачисление производилось на раздел 12, параграф 88 "Лицензирование отдельных видов деятельности" классификации доходов и расходов Российской Федерации").

Расходы по лицензированию за право осуществления отдельных видов деятельности подлежат отражению предприятиями в бухгалтерском учете по дебету счета 04 "Нематериальные активы" в корреспонденции с кредитом счета 51 "Расчетный счет". В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5.08.92 г. N 552 (с учетом внесенных дополнений и изменений) износ нематериальных активов включается в себестоимость продукции (работ, услуг). Настоящее разъяснение письмом Минфина России и Госналогслужбы России от 1.11.93 г. N 119; НП-4-04/172н направлено в адрес налоговых и финансовых органов субъектов Российской Федерации.

Следует иметь в виду, что ст. 173 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность юридических лиц за работу без лицензии: сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в его учредительных документах, либо юридическим лицом, не имеющим лицензию на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица. При предъявлении исков о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам также следует учитывать требования ст. 169 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что ничтожной признается сделка, совершенная с целью заведомо противной основам правопорядка или нравственности. При наличии у одной либо у обеих сторон такой сделки умысла происходит взыскание всего полученного в доход Российской Федерации.

Кроме того, в связи с вступлением в силу с 1 января 1997 г. нового Уголовного кодекса Российской Федерации осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупных размерах, считается уголовно наказуемым деянием (ст. 171 УК РФ). Предусмотрено также наложение штрафа в размере от 300 до 500 минимальных размеров оплаты труда и другие меры (при последующих нарушениях размер штрафа увеличивается).

Примечание. В ст. 171 и 172 настоящего Кодекса доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает 200 минимальных размеров оплаты труда, доходом в особо крупном размере - доход, сумма которого превышает 500 минимальных размеров оплаты труда.


Т.В. Белокурова,

советник налоговой службы I ранга



Журнал "Аудиторские ведомости"


Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ

Международный еженедельник "Финансовая газета"

Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"

Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.

Свидетельство о регистрации N 015676

Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.