Налогообложение земли в 1998 г. в связи (Р.Г. Габбасов, Н.В. Голубева, "Аудиторские ведомости", N 12, декабрь 1998 г.)

Налогообложение земли в 1998 г. в связи
с отменой индексации ставок земельного налога


В настоящее время исчисление земельного налога юридическим лицам и гражданам, которым предоставлена земля в собственность, владение, пользование или в аренду на территории России, производится в соответствии с Законом Российской Федерации от 11.10.91 г. N 1738-1 "О плате за землю" (с изменениями и дополнениями). Расчет ставок налога для пользователей, владельцев, собственников за земли городов и поселков производится на основе средних ставок согласно приложению 2 (табл. 1, 2, 3 приложения 1) к Закону. Средние размеры земельного налога с одного гектара пашни, установленные согласно приложению 1 к Закону (табл. 1 приложения 1) применяются на местах с увеличениями, принимаемыми некоторыми органами местного самоуправления, которым в соответствии с частью 3 ст. 6 указанного выше Закона предоставлено право повышать ставки в сельской местности, но не более чем в 2 раза.

Базовые ставки земельного налога установлены еще в 1991 г. по землям городов и поселков, а за земли в сельской местности базовые ставки, установленные в 1991 г., законодательно пересмотрены в 1994 г. Одновременно ставки за земли городов и поселков, как и за земли в сельской местности, начиная с 1994 г. ежегодно увеличивались в результате проведения индексации. При этом необходимо отметить, что при внесении изменений и дополнений в данный Закон в 1994 г. законодатель предоставил право проведения ежегодной индексации Правительству Российской Федерации, т.е. исполнительной власти.

Целесообразность принятия решения об индексации ставок в 1998 г. была обусловлена следующими причинами. Несмотря на проводимую в 1994 -1997 гг. индексацию ставок, земельный налог в расчете на единицу площади земельного участка продолжает оставаться очень низким, особенно в сельской местности. Так, на начало 1998 г. ставки по 16 областям для сельскохозяйственных организаций составляли до 5 руб. за 1 га пашни, а в 66 регионах России из 89 не превышали 10 руб. с 1 га пахотных земель.

В связи с тем что для жителей сел и деревень (землевладельцев, землепользователей) и членов садово-огороднических товариществ также применяются эти ставки, взимание земельного налога с них стало убыточным. Так, для жителя деревни в Вологодской области, имеющего приусадебный земельный участок площадью 20 соток, земельный налог в 1997 г., а также в 1998 г. составил 1,2 руб. Для каждого члена садоводческого товарищества, имеющего 6 соток земельного участка в сельской местности Смоленской области, земельный налог составит 34 коп. в год. Принимая во внимание, что местным органам власти предоставлено право с учетом благоприятных условий размещения земельных участков повышать ставки земельного налога в 2 раза, эти налоги составляли соответственно 2,4 и 0,68 руб.

Следует отметить, что ставки земельного налога, применяемые для промышленных организаций, находящихся в центральных частях крупных городов (например, в черте Садового кольца Москвы или на территории Московского вокзала г. Санкт-Петербурга), к началу 1998 г. сложились довольно высокими и оказывали уже заметное влияние на формирование себестоимости, а следовательно, и на цены производимой продукции.

Весьма ощутимыми для бюджета россиян оказались и суммы земельного налога, рассчитанные за земельные участки в небольших городах и рабочих поселках. За 1 кв. м земельного участка, используемого для садоводства, огородничества, жилищного фонда, подсобного хозяйства, для кооперативных и индивидуальных гаражей, сумма земельного налога в каждом из 1997-1998 гг. составляла 6 коп. Это означает, что житель небольшого городка или рабочего поселка, имеющий свой частный дом и приусадебный участок площадью 10 соток, должен платить земельный налог в расчете на год в сумме 60 руб., а каждый из членов садоводческого товарищества за свои 6 соток - 36 руб.

Также относительно высокими сложились ставки для землепользователей Московской и Ленинградской областей, курортных зон Калининградской области, Ставропольского и Краснодарского краев, так как Законом Российской Федерации "О плате за землю" предусмотрено увеличение ставок в этих экономических районах как в зонах отдыха в 2,5 -6,5 раза от базовых.

Учитывая, что ставки земельного налога невысоки, а финансовое состояние федерального и местных бюджетов сложное, к середине 1998 г. назрела необходимость повышения ставок (напомним, что в начале года действующие ставки 1997 г. не были проиндексированы), причем только за последние 4 месяца года - с 1 сентября по 31 декабря включительно.

Однако Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации решение о повышении ставок земельного налога в 1998 г. не приняла. В этих условиях и был принят Указ Президента Российской Федерации от 18.07.98 г. N 854 "Об индексации ставок земельного налога", который предусматривал введение с 1 сентября 1998 г. индексации действующих ставок земельного налога: с коэффициентом 2 для земельных участков в границах городской (поселковой) черты, занимаемых жилищным фондом, индивидуальными и кооперативными гаражами; с коэффициентом 4 - для земельных участков прочих категорий земель. В связи с тем что индексацию ставок земельного налога предусматривалось ввести с 1 сентября 1998 г., двукратное увеличение ставок по землям жилищного фонда, индивидуальных и кооперативных гаражей означало на практике увеличение ставок в расчете в целом за 1998 г. только в 1,33 раза, а четырехкратное повышение ставок по всем остальным категориям земель в расчете в целом на год означало увеличение ставок в 2 раза. Такое же ежегодное повышение ставок происходило в 1995 -1997 гг., и резкого отрицательного отношения в стране оно не вызывало.

Основные возражения законодательных органов, юридических лиц, граждан против увеличения ставок земельного налога в 1998 г. заключались в следующем: право издавать нормативные акты о налогах имеет только законодательная власть; в 1998 г. (в первой половине года) не происходило существенного роста инфляции, а вместе с тем и повышения заработной платы; для ряда земельных участков в городах ставки и без того достаточно высоки; аграрный сектор не работает в полном объеме, и для него налоги должны быть минимальными; пенсионеры и работники бюджетной сферы по 3-4 месяца не получают пенсии, заработную зарплату; если последовать Указу в 1999 г., то ставки земельного налога будут уже в 4 раза выше, чем в 1997 г., или в 2 раза выше, чем в 1998 г.

После принятия Указа N 854 Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации обратилась в Конституционный суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации Указу Президента Российской Федерации "Об индексации ставок земельного налога". Основанием для обращения в суд явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли названный Указ Конституции Российской Федерации. Не дожидаясь решения Конституционного суда, Государственная Дума приняла в сентябре 1998 г. проект Федерального закона "О ставках земельного налога в 1998 году". Данный проект был одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 15 октября 1998 г. и подписан Президентом Российской Федерации. Федеральный закон от 28.10.98 г. N 162-ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 году", в соответствии с которым до 1 января 1999 г. сохраняются размеры ставок земельного налога по всем категориям земель, установленных на 1997 г., вступил в силу с 30 октября 1998 г. Кроме того, вступил в силу с 28 октября 1998 г. Указ Президента Российской Федерации N 1310 "О признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 1998 г. N 854 "Об индексации ставок земельного налога".

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации N 854, учитывая, что Госналогслужба России и ее органы на местах в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, органы исполнительной власти в регионах, а также налоговые органы проделали соответствующую работу. Госналогслужбой России, Минземстроем России и Минфином России были направлены указания об организации взимания земельного налога в 1998 г. по повышенным ставкам, и на местах в связи с этим проводилась работа по начислению и уплате земельного налога. Всеми юридическими лицами были представлены новые расчеты земельного налога, гражданам направлены извещения о новых суммах налога, подлежащих уплате в 1998 г. В связи с тем что первую половину суммы земельного налога плательщики уплачивают не позже 15 сентября, значительная часть причитающегося налога за землю уже была уплачена. А некоторые организации и граждане, имеющие небольшие земельные участки и относительно стабильное финансовое состояние, не стали сумму налога, причитающуюся к уплате, делить на два срока, а уплатили ее целиком к 15 сентября.

После вступления в силу Федерального закона от 28.10.98 г. N 162-ФЗ и отмены Указа Президента Российской Федерации от 18.07.98 г. N 854 Госналогслужба России, Государственный земельный комитет Российской Федерации и Минфин России направили в регионы телеграмму о неприменении индексации ставок земельного налога в 1998 г. Согласно телеграмме перерасчет по плате за землю (возврат или зачет в счет предстоящих платежей) следует производить согласно действующему законодательству.

Суммы излишне поступивших платежей подлежат зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам либо возврату налогоплательщику. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, в чей счет была направлена данная сумма платежа. Однако, чтобы произвести зачет или возврат этих сумм, требуется письменное заявление плательщика. В заявлении налогоплательщик указывает, что делать с излишне уплаченной суммой, т.е. требует возвратить ее ему, зачесть к уплате по другим налогам или зачесть к предстоящей уплате этого же земельного налога.

При отсутствии заявления к концу года налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет данной суммы в счет недоимки по другим налогам. При отсутствии недоимки по другим налогам эта сумма будет перенесена в лицевой счет плательщика на 1999 г. в счет уплаты земельного налога. Если в заявлении указывается требование о возврате (при условии отсутствия недоимки по другим налогам) излишне уплаченной суммы земельного налога, то налоговые органы производят возврат в течение 2 недель со дня подачи такого заявления. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога (если в дальнейшем данное лицо не является плательщиком налога в данный налоговый орган, например в случае переезда в другой регион) может быть подано в течение 3 лет со дня уплаты указанной суммы. Зачет или возврат излишне уплаченной суммы земельного налога производится в валюте Российской Федерации.

По нашим оценкам, массовой переплаты земельного налога не осуществлялось, а, следовательно, работы по возврату или перезачету у налоговых органов не прибавилось. Срок уплаты второй половины причитавшейся суммы земельного налога наступил 15 ноября, когда Закон N 162-ФЗ был уже подписан и налоговые органы предупреждены о неприменении повышенных ставок земельного налога. Если к 15 сентября (первому сроку уплаты) налогоплательщиком была уплачена двукратная сумма налога, причитающаяся к этому сроку, то плательщики не будут вносить плату к 15 ноября, так как они уже уплатили полную годовую сумму налога. Некоторые граждане уплатили всю годовую сумму причитающегося налога до выхода Закона и отмены Указа. Как мы полагаем, 95% плательщиков не подадут заявления о возврате излишне уплаченных сумм, особенно те налогоплательщики, которые имеют земельные участки в сельской местности, в связи с тем что переплата по ним составила от 30 коп. до 5 руб. Если же требования возврата денег исходят от пенсионеров, живущих в своих частных домах в городах и поселках, по которым переплата может составить 30 -50 руб. за их участки, то к таким требованиям налоговые органы должны отнестись с пониманием и без волокиты в определенные Законом сроки возвратить эти деньги.

Налоговым органам предстоит проделать большую работу по пересчету начисленной пени в отношении налогоплательщиков, не уплативших земельный налог в установленный первый срок уплаты - 15 сентября. Начиная с 16 сентября и по 28 октября 1998 г. (вступил в силу Федеральный закон "О ставках земельного налога в 1998 году") пеня не уплатившим земельный налог лицам начислялась из рассчитанной суммы по повышенным (согласно Указу Президента Российской Федерации N 854) ставкам. Начисленные суммы пеней будут скорректированы в сторону уменьшения, следовательно, пени будут уменьшены в 1,3 - 2 раза по сравнению с начисленными за указанный срок.

Учитывая, что земельный налог затрагивает интересы большей части взрослого населения страны, а также то, что (как подсказывает здравый смысл) не должно быть налога, составляющего на гражданина или организацию в общей сумме менее 10 руб., на наш взгляд, следует индексировать ставки земельного налога на 1999 г. примерно в 2 раза по сравнению с уровнем 1997 г. Однако сделать это надо вовремя и в пределах действующего законодательства. При этом органы местного самоуправления в соответствии со ст. 14 Закона Российской Федерации "О плате за землю" имеют полное право предоставлять льготы малоимущим семьям, пенсионерам и другим категориям налогоплательщиков вплоть до полного освобождения их от уплаты земельного налога.


Р.Г. Габбасов,

советник налоговой службы I ранга

Н.В. Голубева,

советник налоговой службы I ранга



Журнал "Аудиторские ведомости"


Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ

Международный еженедельник "Финансовая газета"

Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"

Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.

Свидетельство о регистрации N 015676

Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.