Исчисление налога на добавленную стоимость при производстве и реализации медицинской продукции (И.Е. Муравьева, "Аудиторские ведомости", N 1, январь 1999 г.)

Исчисление налога на добавленную стоимость
при производстве и реализации медицинской продукции


Согласно ст. 3 и 4 Закона Российской Федерации от 6.12.91 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с учетом последующих изменений и дополнений) налог на добавленную стоимость исчисляется по реализованным товарам, выполненным работам, оказанным услугам, а также любым денежным средствам, получение которых связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг). Исключение из этого порядка составляют товары (работы, услуги), перечисленные в п. 1 ст. 5 этого Закона.

Подпунктами " и "щ" п. 1 ст. 5 указанного Закона (в редакциях Законов Российской Федерации от 22.05.92 г. N 2813-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О налоге на добавленную стоимость" и от 16.07.92 г. N 3317-1 "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России") предусмотрено освобождение от налога на добавленную стоимость лекарственных средств, изделий медицинского назначения, протезно-ортопедических изделий, медицинской техники и технических средств, включая автомототранспорт, которые не могут быть использованы иначе как для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, реализуемых на территории России, а также ввозимых на территорию России.

Кроме того, при ввозе на территорию России в момент таможенного оформления от налога на добавленную стоимость освобождаются сырье и комплектующие изделия для производства лекарственных средств, изделий медицинского назначения, протезно-ортопедических изделий и медицинской техники, а также технических средств. включая автомототранспорт, которые не могут быть использованы иначе как для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов. При реализации на территории Российской Федерации указанного сырья и комплектующих, не использованных при производстве перечисленной медицинской продукции, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в бюджет в общеустановленном порядке.

Вместе с тем реализация на территории России сырья для производства лекарственных препаратов (рыбной муки, рыбы и морепродуктов) облагается налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 10% (на основании п. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость").

Порядок предоставления налогового освобождения при реализации на территории России указанной выше медицинской продукции предусмотрен в п.п. "у" п. 12 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с учетом изменений и дополнений) и нормативном письме Госналогслужбы России и Минфина России от 10.04.96 г. N BЗ-4-03/31н, 04-03-07, зарегистрированном в Минюсте России 7.05.96 г. N 1081 и опубликованном в "Российских вестях" N 113 от 20 июня 1996 г. Порядок освобождения от НДС перечисленной выше медицинской продукции при ввозе на территорию Российской Федерации в момент таможенного оформления приведен в инструкции Государственного таможенного комитета Российской Федерации и Госналогслужбы России "О применении налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Российской Федерации", утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 6.08.97 г. N 478.

Таким образом, льготный налоговый режим распространяется на лекарственные средства, изделия медицинского назначения, протезно-ортопедические изделия и медицинскую технику как отечественного, так и зарубежного производства при их реализации на территории Российской Федерации и действует начиная со стадии реализации данной медицинской продукции производителем-собственником до окончательной реализации этой продукции населению независимо от источника и формы оплаты. При этом услуги торговозакупочных и посреднических организаций по реализации вышеназванных изделий, включая изделия зарубежного производства, налогом на добавленную стоимость не облагаются.

С момента введения в действие с 20 июня 1996 г. инструктивного письма Госналогслужбы России и Минфина России от 10.04.96 г. N ВЗ-4-03/31н, 04-03-07 "О порядке освобождения от налога на добавленную стоимость медицинской продукции" реализация с 20 июня 1996 г. по настоящее время лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медтехники отечественного производства, в том числе перечисленных в классах 2423000 и 3311000 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (ОКДП), освобождается от налога на добавленную стоимость по перечню, приведенному в указанном выше нормативном письме, и при наличии у предприятий (организаций), осуществляющих их реализацию, соответствующих лицензий на производство или распространение лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медтехники.

При реализации для использования в ветеринарии указанных выше отечественных и зарубежных лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники при наличии у предприятий, осуществляющих эту реализацию, соответствующих лицензий налог на добавленную стоимость не начисляется. Реализация с 20 июня 1996 г. указанной выше льготируемой (на стадии производства) медицинской продукции через торгующие организации (предприятия), включая снабженческо-сбытовые организации, в случае отсутствия у них упомянутой лицензии (разрешения) подлежит обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 20% к цене реализации на основании Федерального закона от 25.04.95 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".

Согласно п.п. "у" п. 12 указанной инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 г. N 39 (и ранее действовавшему письму Госналогслужбы России и Минфина России от 13.07.92 г. N ВЗ-6-05/217 и 54 "О льготах по налогу на добавленную стоимость для предприятий медицинского назначения") с 1 апреля 1992 г. налогом на добавленную стоимость не облагаются внутриаптечное изготовление лекарственных средств, ремонт и изготовление очковой оптики (линзы и оправа для очков, кроме солнцезащитных), ремонт слуховых аппаратов, протезно-ортопедических изделий. Вместе с тем в соответствии с вышеуказанным пунктом инструкции Госналогслужбы России N 39 (и ранее действовавшего письма Госналогслужбы России и Минфина России) порядок освобождения от налога на добавленную стоимость лекарственных средств, изделий медицинского назначения, протезно-ортопедических изделий и медицинской техники не распространяется на комплектующие изделия, запасные части, ремонт, монтаж медицинской техники и медицинского оборудования.

Наряду с этим согласно ст. 4 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" обложению налогом на добавленную стоимость подлежат услуги по изготовлению из давальческого сырья лекарственных средств, изделий медицинского назначения, протезно-ортопедических изделий и медицинской техники. Реализация предприятиями или организациями (не являющимися изготовителями указанной выше медицинской продукции) упаковочных материалов для этой продукции, в частности для одноразовых шприцов, таблеток, презервативов, лечебной карамели, гигиенических тампонов, хирургических перчаток и т.д. предприятиям-заказчикам, производящим эту медицинскую продукцию, является самостоятельной хозяйственно-финансовой операцией, которая в соответствии со ст. 3 закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" подлежит обложению этим налогом, так как на нее не распространяется льготный налоговый режим, предусмотренный п.п. "у" п. 1 ст. 5 этого Закона.

К освобожденным от налога на добавленную стоимость отечественным техническим средствам, включая автомототранспорт, которые не могут быть использованы иначе как для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, в соответствии с п.п. "у" п. 12 инструкции Госналогслужбы России N 39 (а также п. 26.5 ранее действовавших изменений и дополнений N 1 инструкции Госналогслужбы России от 9.12.91 г. N 1 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость") относятся те, которые перечислены в приложении N 5 к инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 г. N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", с учетом внесенных изменений и дополнений (а также в приложении N 11 к ранее действовавшей инструкции Госналогслужбы России от 6.03.92 г. N 4 с учетом вносимых изменений и дополнений).


Конкретный перечень освобождаемых
от налога на добавленную стоимость лекарственных средств


От налога на добавленную стоимость освобождаются реализуемые на территории Российской Федерации предприятиями (организациями) всех форм собственности при наличии выданных соответствующих лицензий лекарственные средства, включая лекарства-субстанции зарубежного производства, перечисленные в главах 1 (лекарственные препараты и субстанции зарубежных стран), 2 (поливитамины), 5 (лечебно-диагностические средства, используемые in N iN o, изотопные, диагностические и рентгеноконтрастные средства), 6 (лечебно-профилактические дезинфицирующие и инсектицидные средства, за исключением репеллентов) части 1 Государственного реестра лекарственных средств (изданный Минздравмедпромом России в 1995 г. с учетом последующих изменений и дополнений к Реестру) и лекарственные средства отечественного производства, перечисленные в главах 1 (лекарственные препараты и субстанции), 2 (лекарственные растения), 3 (медицинские иммунобиологические препараты), 4 (лечебно-диагностические средства, используемые in N iN o, изотопные и рентгеноконтрастные средства), 5 (образцы и субстанции лекарственных препаратов), 6 (лечебно-профилактические дезинфицирующие, инсектицидные, дератизирующие средства, за исключением репеллентов) и 7 (вспомогательные вещества) части 2 этого Реестра.

Для определения перечня лекарственных средств, подлежащих освобождению от налога на добавленную стоимость и зарегистрированных Минздравом России (бывшим Минздравмедпромом России), после 1995 г. можно использовать Государственный реестр лекарственных средств, изданный бывшим Минздравмедпромом России по состоянию на 1 августа 1996 г., а также последующие издания этого Реестра в части, не противоречащей Государственному реестру лекарственных средств издания 1995 г. и порядку, предусмотренному в нормативном письме Госналогслужбы России и Минфина России от 10.04.96 г. N ВЗ-4-03/31н, 04-03-07 "О порядке освобождения от налога на добавленную стоимость медицинской продукции".

Поэтому репелленты, бытовые дезинфекционные средства, лечебно-профилактические изделия (пищевые добавки, средства питания, биологически активные пищевые добавки, иная лечебно-профилактическая продукция пищевой промышленности, косметические и стоматологические средства) подлежат обложению налогом на добавленную стоимость независимо от того, в какую главу Государственного реестра лекарственных средств издания 1996 г. и последующих изданий они включены.

Вместе с тем под льготный налоговый режим подпадает реализация спирта этилового ректифицированного, имеющего фармакопейную статью и прошедшего соответствующую регистрацию и лицензирование в Минздраве России, помещенного в качестве лекарственного средства в соответствующую главу упомянутого выше Реестра. На основании вышеуказанного порядка реализация аптеками (и внутриаптечное изготовление) спиртосодержащих лекарственных средств, перечисленных в соответствующих главах Государственного реестра лекарственных средств (изданного Минздравмедпромом России в 1995 г. с учетом последующих изменений и дополнений к этому Реестру), при наличии лицензии на фармацевтическую деятельность, также не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.

Гомеопатические лекарственные препараты, включенные в Государственный реестр лекарственных средств (изданный Минздравмедпромом России в 1996 г. с учетом последующих изменений и дополнений) и реализуемые предприятиями (организациями), при наличии соответствующих лицензий налогом на добавленную стоимость не облагаются. Данный льготный налоговый режим распространялся после 20 июня 1996 г. на реализацию гомеопатических лекарственных препаратов, перечисленных в классе 93 0000 "Медикаменты, химикофармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения" Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (ОКП), и до их включения в Государственный реестр лекарственных средств, изданный Минздравпромом России в 1995 г. (при наличии соответствующей лицензии у организации, осуществляющей их реализацию).


Не подлежащие освобождению от налога на добавленную
стоимость лекарственные средства отечественного
и зарубежного производства


От налога не освобождаются лекарственные средства, не включенные в Государственный реестр лекарственных средств, а только перечисленные в Общероссийских классификаторах продукции ОК 005-93 (ОКП) и видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (ОКДП).

Кроме того, от налога не освобождаются перечисленные в главах 2 -4, 6 части 1 и главе 6 части 2 вышеуказанного Государственного реестра лекарственных средств: репелленты, лечебно-профилактические пищевые добавки и средства питания, иная продукция пищевой промышленности, моющие, чистящие средства, включая мыло и шампуни, дезинсекционные средства для уничтожения в помещениях нелетающих и летающих, в том числе синантропных насекомых, а также для обработки мест посадки мух, косметические и стоматологические средства и тому подобная продукция.


Конкретный перечень освобождаемых от налога на добавленную стоимость
изделий медицинского назначения отечественного производства


От налога на добавленную стоимость освобождаются изделия, реализуемые на территории Российской Федерации предприятиями (организациями) всех форм собственности при наличии выданных соответствующих лицензий и перечисленные под кодовыми обозначениями 93 8000 "Препараты биологические", 93 9000 "Материалы, средства медицинские и продукция медицинского назначения" (в том числе горчичники код ОКП 93 6275) раздела 93 0000 "Медикаменты, химикофармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения", а также продукция только медицинского назначения, указанная в других разделах (группах, подгруппах) Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (ОКП). В частности:

из раздела 25 0000 "Резинотехническая продукция" к изделиям только медицинского назначения относятся: изделия медицинские из латекса и клеев (код ОКП 25 1460): перчатки хирургические (25 1464), соски-пустышки (25 1467), соски молочные (25 1468), изделия медицинские, прочие (25 1490), перчатки анатомические (25 1565), средства предохранения, в том числе презервативы, контрацептивы внутриматочные, барьерные (25 1566) медицинские санитарно-гигиенические и предметы ухода за больными формовые, в том числе кружки Эсмарха (25 3700), грелки и пузыри для льда (25 3720), жгуты кровоостанавливающие, клеенка подкладная и компрессная (25 4500), кало- и мочеприемники (25 4520), подкладные круги и судна (25 4522);

из раздела 54 0000 "Изделия из бумаги и картона" - изделия медицинского назначения разового пользования (54 6358), бумага и изделия медицинского назначения разового пользования (54 6350), пакеты гигиенические женские (54 6357);

из раздела 81 0000 "Продукция текстильной промышленности": изделия медицинские, в том числе нити хирургические, изделия медицинские штучные и метражные, повязки (81 5800), бинты, тампоны хирургические, салфетки, средства перевязочные из нетканых материалов для ожоговых и других поражений (81 5820), марля медицинская (81 9140), вата медицинская гигроскопическая (81 9510), вата медицинская компрессная (81 9520);

из раздела 84 0000 "Продукция трикотажной промышленности" - чулки и получулки эластичные медицинские (84 3870), изделия медицинские, в том числе белье, одежда, бинты медицинские эластичные, гипсовые, фиксирующие повязки (84 6000).


Не подлежащие освобождению от налога на добавленную стоимость изделия
медицинского назначения отечественного и зарубежного производства


Не освобождаются от налога перечисленные в Общероссийском классификаторе продукции ОК 005-93 (ОКП), в том числе в подгруппах, предусматривающих "Изделия медицинские прочие":

репелленты;

лечебно-профилактические пищевые добавки;

иная продукция пищевой промышленности, средства энтерального питания, детское, лечебно-профилактическое питание, заменитель женского молока, продукты прикорма для детей;

биологически активные добавки к пище;

другие виды витаминизированной и лечебно-профилактической продукции пищевой, мясной, молочной, рыбной и мукомольно-крупяной промышленности;

моющие, чистящие средства, включая мыло и шампуни;

дезинсекционные средства для уничтожения в помещениях нелетающих и летающих, в том числе синантропных насекомых, а также для обработки мест посадки мух;

косметические и стоматологические средства, в том числе зубная лечебно-профилактическая паста, зубные щетки, синтетические волокна для зубных щеток, зубочисток, ершиков, зубных нитей (флоссов), полоскания для полости рта, лак для покрытия зубов, красящие таблетки для окрашивания зубного налета, шампуни, кремы и другие парфюмерно-косметические средства для ухода за кожей лица, тела, рук, ног, волосами, ногтями;

декоративная косметика, дезодоранты;

иная парафармацевтическая продукция;

подгузники детские (подгузники бумажные в соответствии с Перечнем товаров для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.98 г. N 788 и ранее действовавшим постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.92 г. N 888), облагаются по ставке налога в размере 10%);

ветеринарная продукция (к продукции ветеринарного назначения относятся корма, кормовые добавки для животных, зоогигиенические средства, атрибуты зооветеринарного назначения и другая продукция, производимая и реализуемая на основании выданных лицензий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3.04.96 г. N 393 "Об утверждении Положения о лицензировании ветеринарной деятельности в Российской Федерации").


Конкретный перечень освобождаемой от налога на добавленную стоимость
медицинской техники отечественного производства


От налога освобождается медицинская техника, реализуемая на территории Российской Федерации предприятиями (организациями) всех форм собственности при наличии выданных соответствующих лицензий и перечисленная под кодовыми обозначениями 94 0000 "Медицинская техника" (в том числе оправы очковые медицинские код ОКП 94 4260 "Очки" и 94 4265 "Оправы очковые" отраслевого классификатора А-ОКП, действующего в системе бывшего Минздравмедпрома России; гидромассажные ванны, внесенные в группировку 94 4446 "Устройства для механического, гидравлического и пневманического массажа"; водофильтрационные фильтры, внесенные в группировку 94 5242 "Оборудование лабораторное и аптечное для разделения и фильтрования"; бутылки для детского питания, предусмотренные в группировке 94 6100), а также продукция только медицинского назначения, указанная в других разделах (группах, подгруппах) Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (ОКП), в частности в разделе 49 0000 "Санитарно-техническое оборудование" - ванны медицинские (код ОКП 49 7110).


Не подлежащая освобождению от налога на добавленную стоимость
реализуемая медицинская техника отечественного и зарубежного
производства


От налога на добавленную стоимость не освобождается продукция, в том числе перечисленная в классе 94 0000 "Медицинская техника" Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (ОКП) и являющаяся запасными частями, комплектующими изделиями, тарой и упаковкой.


Освобождаемые от налога импортные изделия медицинского назначения
и медицинская техника


При реализации на территории Российской Федерации импортных изделий медицинского назначения и импортной медицинской техники освобождение от налога на добавленную стоимость осуществляется в соответствии с перечнем, предусмотренным для отечественных изделий медицинского назначения и медицинской техники (который выше приведен) и при наличии у российских предприятий регистрационных удостоверений (или копий этих удостоверений), выданных Минздравом России (а также бывшим Минздравмедпромом России), т.е. в порядке, предусмотренном абзацем 6 нормативного письма Госналогслужбы России и Минфина России от 10.04.96 г. N ВЗ-4-03/31н, 04-03-07 "О порядке освобождения от налога на добавленную стоимость медицинской продукции".


Освобождаемые от НДС протезно-ортопедические изделия


Налогом на добавленную стоимость не облагаются реализуемые на территории Российской Федерации предприятиями (организациями) всех форм собственности протезно-ортопедические изделия (включая изделия-полуфабрикаты) отечественного производства, перечисленные в группах 93 9000 "Материалы, средства медицинские и продукция медицинского назначения" и 94 0000 "Медицинская техника", а также обувь ортопедическая, изготавливаемая по индивидуальным заказам на ортопедических колодках, указанные в Общероссийском классификаторе продукции ОК 005-93 (ОКП). Данный порядок освобождения от налога на добавленную стоимость распространяется на протезно-ортопедические изделия зарубежного производства по перечню, предусмотренному для отечественных протезно-ортопедических изделий при наличии у предприятий (организаций) письменных подтверждений бывшего Министерства социальной защиты населения Российской Федерации о соответствии кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) кодам Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (ОКП) на каждый конкретный вид данной продукции. На базе упраздненного Министерства социальной защиты населения Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.08.96 г. N 1177 (с изменениями и дополнениями) образовано Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

Основанием для применения льготы по вышеуказанным лекарственным средствам, изделиям медицинского назначения, протезно-ортопедическим изделиям и медицинской техники при их реализации на территории Российской Федерации до введения в действие с 20 июня 1996 г. вышеупомянутого письма Госналогслужбы России и Минфина России от 10.04.96 г. N ВЗ-4-03/31н и 04-03-07 являлся перечень лекарственных средств, изделий медицинского назначения, протезно-ортопедических изделий и медицинской техники, приведенный в классах 93 0000 "Медикаменты, химико-фармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения" и 94 0000 "Медицинская техника" Общесоюзного классификатора промышленной и сельскохозяйственной продукции (издательство "Стандарты", 1985 г.), и в этих же классах Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (ОКП), введенного в действие с 1 июля 1994 г. в связи с отменой Общесоюзного классификатора. По медицинским, санитарно-гигиеническим изделиям и предметам ухода за больными, выпускаемым предприятиями текстильной промышленности, основанием для применения льготы являлось отнесение этих изделий к группам изделий медицинского назначения, перечисленным в классе 81 0000 "Продукция текстильной промышленности" Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (ОКП) или ранее действовавшего Общесоюзного классификатора промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Порядок освобождения от налога на добавленную стоимость медицинской продукции распространялся также на лекарственные средства, изделия медицинского назначения, протезно-ортопедические изделия и медицинскую технику отечественного производства, включенные в соответствующие классы, виды, подклассы, группы, подгруппы Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК-004-93 (ОКДП).

Вместе с тем льгота по налогу на добавленную стоимость распространялась на зарубежные лекарственные средства, перечисленные в главах 1 и 3 части 1 Государственного реестра лекарственных средств и изделий медицинского назначения (изданного Минздравмедпромом России в 1994 г.), и на отечественные лекарственные средства и изделия медицинского назначения, перечисленные в главах 1, 2, 3, 4, 6, 7 части 2 этого Реестра. При этом требование о наличии соответствующей лицензии у предприятий (организаций), осуществлявших производство и реализацию медицинской продукции до 20 июня 1996 г., не было связано с порядком предоставления льгот по налогу на добавленную стоимость.


Не облагаемые налогом технические средства,
включая автомототранспорт, которые не могут быть использованы
иначе как для профилактики и реабилитации инвалидов


От налога на добавленную стоимость освобождаются технические средства, включая автомототранспорт отечественного производства, перечисленные в приложении N 5 к инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 г. N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций":

1. Тележки различного назначения для обслуживания инвалидов и престарелых, проживающих в домах-интернатах, и на дому (для белья, раздачи пищи, сбора посуды и т. д.).

2. Тележки-каталки всех видов для транспортировки лежачих больных.

3. Приспособления для обслуживания тяжелых больных (подъемники, умывальники передвижные, кровати функциональные, матрацы противопролежные и т. д.).

4. Ходунки различных модификаций, опоры для передвижения и опорные приспособления (костыли, трости, поручни и т. п.).

5. Бытовые приспособления, используемые инвалидами для одевания одежды, обуви, открывания дверей, пользования ключами и т. д., а также для самообслуживания на кухне (для чистки и резки продуктов).

6. Специализированные тренажеры, тредмилы и велоэргометры, используемые для реабилитации инвалидов.

7. Прогулочные (дорожные) и комнатные вело- и креслоколяски для инвалидов.

8. Мотоколяски для инвалидов.

9. Автомобили с ручным управлением для инвалидов.

10. Протезно-ортопедические изделия.

11. Полуфабрикаты к протезно-ортопедическим изделиям, нестандартное оборудование и инструмент для специализированных протезно-ортопедических предприятий и организаций.

12. Слуховые аппараты и сопутствующие изделия для их эксплуатации (ушные вкладыши, элементы питания, зарядные устройства, адаптеры для подключения к бытовой аппаратуре и учебному оборудованию и т. п.).

13. Будильники для глухих, световые и вибрационные сигнализаторы звуковых сигналов (входных и телефонных звонков, плача ребенка, сигналов опасности и т. д.).

14. Телефонные аппараты для тугоухих и глухих (аппараты с усилителями, с "бегущей строкой", "телеавтографы", телефонные усилительные насадки и т. п.).

15. Декодеры "телетекста" для приема телевизионных передач со скрытыми субтитрами для глухих.

16. Кино- и видеофильмы с субтитрами для глухих.

17. Звукоусиливающая аппаратура индивидуального и коллективного пользования для обучения глухих и слабослышащих.

18. Слухоречевые тренажеры для глухих и слабослышащих.

19. Приборы "видимой речи" и другие индикаторы звуков речи для глухих.

20. Вибротактильные устройства для глухих.

21. Специальные телескопические и микроскопические очки для коррекции слабовидения и средства для их подбора.

22. Технические средства реабилитации, выпускаемые для школ слепых и слабовидящих (учебная тифлотехника).

23. Технические средства для ориентирования незрячих в пространстве.

24. Приборы и грифели для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля.

25. Технические средства реабилитации слепоглухих.

26. Игры для незрячих.

27. Технические средства, применяемые незрячими в быту.

28. Электронно-оптические технические средства для корректировки слабовидения.

29. Технические средства, позволяющие незрячим работать на ПЭВМ.

30. Технические средства для записи и воспроизведения "говорящих книг" для незрячих, "говорящая книга", записанная на катушке или компакт-кассете.

31. Литература, издаваемая рельефно-точечным шрифтом Брайля, а также с укрупненным шрифтом (для лиц с ослабленным зрением).

32. Зонды логопедические.

33. Специализированные приспособления для оборудования рабочих мест инвалидов.

34. Лечебно-профилактические комплексы "Галокамера", "Галокабинет", "Аэрофитокабинет", "Аэрофитоустановки" и "Галогенераторы".

35. Ингалятории и ингаляторы различных видов и типов.

36. Дыхательные вибраторы.

37. Тренажеры легких.

38. Линзы очковые.

39. Протезы клапанов сердца и комплектующие к ним.

40. Бронежилеты, бронешлемы, бронекомплекты по разминированию, защитные костюмы, фартуки и накидки от ионизирующих излучений, поставляемые по государственным заказам для оснащения личного состава Минобороны России, МВД России и других государственных организаций и учреждений России.

41. Глазные протезы.

Технические средства зарубежного производства, включая автотранспорт, которые не могут быть использованы иначе как для профилактики и реабилитации инвалидов, освобождаемые от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Российской Федерации в момент таможенного оформления, в соответствии с п.п. "щ" п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" освобождаются от этого налога при их дальнейшей реализации на территории Российской Федерации в случае их использования исключительно для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов.

Предприятия (организации), осуществляющие производство и реализацию (или дальнейшую реализацию) освобожденной от налога на добавленную стоимость медицинской продукции, а также технических средств (включая автомототранспорт), которые не могут быть использованы иначе как для профилактики и реабилитации инвалидов, по перечню, приведенному выше, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам материальных ресурсов производственного назначения, согласно порядку исчисления и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость относят на издержки производства и обращения, так как зачету (возмещению из бюджета) эти суммы налога не подлежат.

Согласно письму Минфина России и Госналогслужбы России от 14.04.93 г. N 47 и ВЗ-4-05/55н (опубликованному в "Российских вестях" N 86 от 6 мая 1993 г.) расчеты российских предприятий (учреждений, организаций) за реализуемые товары (работы, услуги) хозяйствующим субъектам государств - участников СНГ производятся с учетом налога на добавленную стоимость независимо от того, что в соответствии с российским законодательством по отдельным товарам (работам, услугам) предусмотрены пониженные ставки налога или полное освобождение от его уплаты. Поэтому при реализации российскими предприятиями (организациями) хозяйствующим субъектам государств - участников СНГ медицинской продукции и технических средств, включая автомототранспорт, которые не могут быть использованы иначе как для профилактики и реабилитации инвалидов, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в бюджет в общеустановленном для облагаемых этим налогом товаров порядке.

При осуществления предприятиями (организациями) реализации товаров, как освобождаемых от налога на добавленную стоимость, так и облагаемых этим налогом, право на получение льгот по налогу на добавленную стоимость в этих случаях возникает у предприятий (организаций), обеспечивающих в общеустановленном порядке раздельный учет затрат по производству и реализации облагаемых и не облагаемых этим налогом товаров. Данный порядок предусмотрен п. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" и определяется на основании отраслевых рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции, которыми может быть предусмотрено распределение накладных расходов, в частности пропорционально фонду оплаты труда или прямым затратам. Выбор базы, относительно которой распределяются накладные расходы, осуществляется в установленном порядке с оформлением организационно-распорядительного документа руководителя учреждения согласно приказу Минфина России от 28.07.94 г. N 100 "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия".


И.Е. Муравьева,

советник налоговой службы II ранга


Журнал "Аудиторские ведомости"


Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ

Международный еженедельник "Финансовая газета"

Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"

Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.

Свидетельство о регистрации N 015676

Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.