Лицензионная деятельность предприятия (О.Л.Скрябина, "Аудиторские ведомости", N 3, март 1999 г.)

Лицензионная деятельность предприятия


Первое упоминание о необходимости получения специального разрешения для осуществления отдельных видов деятельности содержится в п.4 ст.21 Закона РСФСР от 25.12.90 г. N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Перечень этих видов деятельности и порядок получения лицензий определялись Советом Министров РСФСР и Советами Министров республик или уполномоченными ими органами. Ранее лицензированию подлежали только определенные Законом или постановлением Российской Федерации или субъекта Федерации виды деятельности. Перечень видов деятельности, для осуществления которых требовалось специальное разрешение, постоянно расширялся, изменялись требования центров лицензирования к предъявляемым документам.

С принятием Федерального закона от 25.09.98 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" некоторые общие проблемы, возникающие при работе с лицензионными органами, получили законодательное разрешение.


Нормативная база


Основными документами, устанавливающими обязательность получения лицензий для субъектов предпринимательской деятельности, являются:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). В соответствии с ч.3 ст.49 право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или с указанного в ней срока и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иным правовым актом. При отсутствии лицензии деятельность юридического лица может быть признана судом незаконной и оно может быть ликвидировано (ч.2 ст.61 ГК РФ). Сделка, совершенная юридическим лицом, не имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной, но только в том случае, если другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности (ст.173 ГК РФ). Иначе говоря, отсутствие у одной из сторон лицензии при совершении сделки еще не означает, что она обязательно будет признана судом недействительной.

2. Закон N 158-ФЗ, который содержит 207 наименований видов деятельности, подлежащих лицензированию. Около 60 Федеральных законов предусматривают получение лицензий по соответствующим сферам деятельности.

Согласно Закону лицензия не требуется при осуществлении следующих видов деятельности:

разработка, создание и эксплуатация информационных систем, систем связи и передачи данных, средств защиты информации органами Федеральной службы безопасности (Федеральный закон от 3.04.95 г. N 40-ФЗ "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации");

предпринимательская деятельность в особой экономической зоне Калининградской области, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации (для иностранных банков, страховщиков) (Федеральный закон от 22.01.96 г. N 13-ФЗ) "Об особой экономической зоне в Калининградской области";

строительство и эксплуатация энергетических установок, использующих сертифицированное оборудование до определенного уровня мощности (Федеральный закон от 3.04.96 г. N 28 "Об энергосбережении");

создание федеральными органами государственной охраны организаций и хозяйственных подразделений, приобретение и использование ими средств вооружения и оснащения (Федеральный закон от 27.05.96 г. N 57-ФЗ "О государственной охране").


Основные принципы лицензирования


В существующей системе лицензирования можно выделить два уровня федеральный и уровень субъекта Российской Федерации.

На федеральном уровне подлежат лицензированию виды деятельности, осуществление которых связано с безопасностью государства или затрагивает его экономические и иные интересы. Если лицензия выдана федеральными органами, то заявленные в ней виды деятельности могут осуществляться на всей территории Российской Федерации.

На уровне субъекта Федерации лицензируется предпринимательская деятельность, способная оказать влияние на экономические, социальные и иные интересы данного субъекта Федерации. Лицензии подразделяют на предпринимательские и профессиональные. Предпринимательская лицензия - это разрешение, выдаваемое юридическому или физическому лицу, осуществляющему свою деятельность без образования юридического лица, на право осуществления предпринимательской деятельности. Профессиональная лицензия - разрешение, выдаваемое физическому лицу, имеющему намерение заниматься индивидуальной трудовой деятельностью в области, требующей определенной квалификации (медицина, юриспруденция, архитектура, строительство и т.д.), по авторским договорам и другим договорам гражданско-правового характера.


Порядок оформления лицензий


Предполагается, что предприятия, осуществляющие подлежащие лицензированию виды деятельности, должны самостоятельно обращаться в соответствующие лицензионные органы (центры лицензирования) с заявлением о выдаче лицензий.

Выдача лицензии происходит по заявительному и разрешительному принципам.

Примером разрешения (лицензии), полученного по заявительному принципу, являлись лицензии на использование наименований "Россия", "Российская Федерация", "Москва" в названии предприятия; изображений и наименований архитектурных и исторических памятников (распоряжение мэра Москвы от 26.11.97 г. N 925-РМ "Об использовании московской символики в наименованиях и реквизитах юридических лиц").

При получении лицензии по заявительному принципу в центры лицензирования, комитеты и другие уполномоченные органы необходимо предъявить следующие документы:

1) заявление о выдаче лицензии с указанием:

наименования и организационно-правовой формы предприятия, юридического адреса, банковских реквизитов (для юридических лиц) или фамилии, имени, отчества, паспортных данных (для физических лиц);

вида осуществляемой деятельности;

срока действия лицензии;

2) копии учредительных документов, заверенных нотариально или с предъявлением подлинников;

3) копию свидетельства о государственной регистрации предприятия;

4) документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления;

5) справку налогового органа о постановке на учет, для физического лица - свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа.

Примерами лицензии, получаемой по разрешительному принципу, могут являться проведение и организация биржевой торговли, деятельность частных детективов, оказание услуг связи и т.д. При получении лицензии по разрешительному принципу могут потребоваться дополнительные документы, перечень которых приводится в положении о лицензировании данного вида деятельности. Например,

перечень территориально обособленных объектов, на которых будет осуществляться заявленная деятельность с представлением соответствующих документов: положений о филиале или представительстве, свидетельств о их регистрации, справки из налоговой инспекции и т.п.;

заявка на получение копий лицензий для каждого территориально обособленного объекта по установленной форме;

справка государственных органов контроля о соответствии качества выполнения работ требованиям, установленным этими органами;

заключение специально аккредитованных при лицензионных центрах или комитетах экспертных центров о технической готовности к выполнению соответствующих работ. При наличии территориально обособленных объектов такие заключения необходимо представлять по каждому территориально обособленному объекту;

квалификационные сертификаты, выданные специально аккредитованными учебными и учебно-экспертными центрами, подтверждающими профессиональную пригодность персонала;

дополнительные документы, установленные нормативными актами министерств и ведомств.

По разъяснению Московской лицензионной палаты под территориально обособленным объектом в целях получения лицензии понимается объект постоянного осуществления работ, находящийся на балансе лицензиата или обслуживаемый по договорам с заказчиками, срок действия которых не менее одного года. На наш взгляд, лицензия должна быть оформлена на юридическое лицо, копии лицензий должны быть оформлены на филиалы, представительства и подразделения, не являющиеся самостоятельными юридическими лицами и выполняющие свои функции на основании положения. Однако возникает вопрос, могут ли выступать объектами лицензирования структурные подразделения, территориально разбросанные в силу особенностей технологического процесса. Несмотря на то что эти объекты являются территориально обособленными, вряд ли целесообразно получение копий лицензий на такие подразделения. Тем не менее такие проблемы возникают, и решать их надо в процессе оформления лицензии.

При расширении количества территориально обособленных объектов, на которых осуществляется лицензируемая деятельность, изменении их местоположения, лицензиат должен письменно уведомить орган, выдавший лицензию, в сроки, определенные Положением о лицензировании данного вида деятельности. На вновь введенные объекты и на объекты, изменившие свое местоположение, должны быть оформлены новые копии лицензий. Для их оформления лицензиат представляет в лицензионный орган копии документов, подтверждающих произошедшие изменения, соответствующие заключения и оплачивает сбор за оформление копий лицензий.

Заключения о соответствии соискателя лицензии и объекта лицензирования установленным требованиям, а также о квалификационной подготовке выдаются государственными контрольными органами (Госсанэпиднадзор, Госпожнадзор, Госкомприрода, Госстандарт и т.п.) и другими государственными органами в соответствии с условиями лицензирования вида деятельности.

При установлении фактов невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений нормативных, законодательных или иных актов, а также при оформлении лицензии на определенные виды работ лицензионный орган может направить соискателя лицензии на экспертизу в соответствующий уполномоченный орган. Правом проведения экспертизы обладают специально аккредитованные экспертные центры, экспертные комиссии и независимые юридические лица, в том числе имеющие соответствующую аккредитацию общественные и профессиональные организации, и физические лица.

Экспертиза является самостоятельной, не связанной с процессом получения лицензии, работой. Целью проведения экспертизы является получение заключения о технической готовности предприятия выполнять те или иные работы.

Как правило, в экспертном заключении анализируются:

соблюдение заявителем требований, установленных нормативно-методическими документами и материалами, касающимися проведения лицензируемых видов работ;

применение современных технологий и программных средств, обеспечивающих необходимое качество работ.

В заключении о технической готовности предприятия большое внимание уделяется определению соответствия ответственных исполнителей выполняемым работам и профессиональной подготовке персонала. Выявление этого соответствия производится по наличию у ответственных исполнителей высшего (среднего) специального образования или высшего (среднетехнического) образования и стажа работы в данной области, соответствующего требованиям Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей.

В случае выполнения работ на объектах лицензиата сторонними организациями экспертиза может проверить соответствие лицензий подрядных и субподрядных предприятий осуществляемым ими работам и в качестве одного из условий выдачи лицензии предприятию-лицензиату обязать его не заключать договоры с теми подрядчиками, лицензии которых не соответствуют видам выполняемых работ. При подготовке экспертного заключения лицензиату может быть рекомендовано получение лицензий на другие виды работ, если его деятельность связана с выполнением этих работ.

Эксперты могут давать рекомендации по улучшению и совершенствованию материально-технической базы предприятия, качества выпускаемой продукции, выполняемых работ, услуг; выдвигать в качестве лицензионных условий определенные требования по осуществлению уставной деятельности предприятия, квалификационному составу персонала и т.д.

В ряде случаев лицензионным органом может быть принято решение о проведении дополнительной, в том числе независимой, экспертизы. Дополнительная экспертиза может быть проведена и по письменной просьбе заявителя. Такое решение принимается в случаях, когда:

в экспертном заключении имеются рекомендации по проведению дополнительной экспертизы отдельных направлений другими специалистами;

во время действия предыдущей лицензии на данном объекте были выявлены нарушения;

заявитель не согласен с выводами экспертного заключения и лицензионного органа.

Все документы, представленные для получения лицензии, должны регистрироваться в день их подачи. На основании принятых документов заявителю выписывается расчет лицензионного сбора. При изменении организационно-правовой формы, наименования, юридического адреса, банковских или иных реквизитов лицензиата, не связанных с изменением условий осуществления данного вида деятельности, лицензиат должен письменно уведомить орган, выдавший лицензию.

Лицензия не подлежит передаче другому лицу и ее действие не распространяется на других лиц, осуществляющих деятельность совместно с лицензиатом.


Лицензионные условия


Лицензионные условия - это совокупность установленных норм и правил, выполнение которых обязательно для получения и дальнейшего владения лицензией на осуществление лицензируемого вида деятельности.

Перечень лицензионных условий по каждому конкретному виду деятельности определяется положением о лицензировании этого вида деятельности.

Лицензионные условия состоят из общих требований и требований, содержание которых определяется видом лицензируемой деятельности.

В качестве других требований могут указываться, например:

максимальная величина и режим отбора пресных вод, допустимое понижение уровня подземных вод при эксплуатации, места и условия сброса вод после их использования, состав и сроки мероприятий, проводимых для компенсации негативного воздействия водоотбора на условиях водопользования (в лицензии на пользование недрами в целях добычи подземных вод);

пункты о квалификационных требованиях по видам деятельности, требующим специальных знаний.


Ограничение, приостановление действия, аннулирование лицензии


Основные принципы приостановления или аннулирования лицензии изложены в ст.13 Закона N 158-ФЗ. Ограничение действия лицензии - лишение лицензиата права выполнять некоторые из указанных в лицензии видов деятельности. Приостановление действия лицензии - временное изъятие лицензии, лишающее лицензиата права осуществлять деятельность в течение определенного периода, но не более чем на 3 месяца или же до выполнения условий, указанных в акте проверки. Приостановление действия лицензии обычно сопровождается применением экономических санкций к юридическому или физическому лицу через органы налоговой инспекции. При этом по ранее заключенным договорам лицензиат выполняет принятые обязательства до истечения срока их действия, но не имеет права продлевать старые или заключать новые договоры. Действие лицензии ограничивается или приостанавливается со дня доведения письменного решения до лицензиата либо со дня опубликования решения в печати. При устранении выявленных нарушений решение о возобновлении действия лицензии публикуется в печати, письменно доводится до лицензиата и сообщается в вышестоящие органы лицензиата.

Основания для приостановления или аннулирования лицензии делятся на общие и дополнительные.

К общим относятся:

нарушение законодательства Российской Федерации или субъекта Федерации;

нарушение условий лицензирования;

выявление недостоверности данных в документах;

решение суда;

изменение видов деятельности без перерегистрации в лицензионном органе;

представление владельцем лицензии заявления о приостановлении или аннулировании ее действия.

К дополнительным основаниям относятся:

неустранение в сроки нарушений лицензионных условий;

допущение к работе специалистов, лицензионные карточки которых аннулированы;

выявление факта выполнения работ на объектах лицензиата без соответствующих квалификационных сертификатов;

невыполнение предписаний надзорных органов по фактам нарушения законодательства.

Общие основания для приостановления или аннулирования действия лицензии являются едиными на территории всей Российской Федерации, дополнительные указываются в положении о лицензировании данного вида деятельности.

Аннулирование (лишение, отзыв) лицензии - лишение лицензиата права заниматься подлежащей лицензированию деятельностью - налагается после совершения повторного в течение года нарушения либо однократного грубого нарушения.

Поводом для рассмотрения вопроса о приостановлении или аннулировании лицензии может являться:

письменное представление органов государственного контроля о нарушении лицензионных условий (налоговой, финансовой и торговой инспекций, санитарного, пожарного, экологического контроля, управления ценовой политики, антимонопольного комитета, счетной палаты, внутренних дел и др.);

представление местных органов власти;

представление лицензионной палаты на основе проведенных проверок или обобщений и анализа сведений контролирующих органов о выявленных ими нарушениях.

Вопрос о приостановлении, ограничении действия лицензии или аннулировании лицензии относится к компетенции органа лицензирования, выдавшего лицензию. Приостановление, ограничение или аннулирование действия лицензии оформляется решением органа лицензирования на основании акта, в котором отражаются выявленные нарушения с указанием сроков их устранения. Владелец лицензии извещается о приостановлении, ограничении действия или аннулировании действия лицензии в письменном виде. При этом у него изымается соответствующая лицензия с составлением акта об изъятии. При отказе лицензиата подписать акт или сдать лицензию в акте делается соответствующая запись, при этом представитель лицензионного органа может внести свои объяснения по мотивам отказа от подписи. Отказ от подписи акта не является основанием для прекращения дела о приостановлении действия лицензии.

Решение о приостановлении действия или аннулировании лицензии может быть обжаловано лицензиатом в вышестоящем лицензионном органе, а при принятии отрицательного решения - в установленном законодательством порядке. Подача жалобы на решение о приостановлении, ограничении или аннулировании лицензии не приостанавливает исполнения решения на время ее рассмотрения. В случае если приостановление действия или аннулирование лицензии будут признаны неправомерными в судебном порядке, убытки, понесенные субъектом лицензирования, возмещаются за счет органа, принявшего решение.


Организация контроля за осуществлением юридическими лицами
и гражданами деятельности, подлежащей лицензированию


Контроль за деятельностью юридических лиц и граждан на наличие лицензии, а также на соблюдение лицензионных условий осуществляют:

контрольные управления и контрольные подразделения органов лицензирования;

государственные и территориальные контролирующие органы в пределах прав, предоставленных им законодательством.

Контрольные органы в пределах своей компетенции имеют право:

проверять выполнение лицензионных условий и требований законодательных и нормативных актов, регламентирующих подлежащую лицензированию деятельность;

запрашивать и получать от лицензиатов необходимые объяснения и справки по вопросам, возникающим при проведении проверки;

выносить предупреждения лицензиату для устранения выявленных нарушений;

обращаться с инициативой в орган лицензирования о приостановлении, лишении или аннулировании выданной лицензии.

При проведении проверки руководство предприятия обязано обеспечить беспрепятственный доступ в занимаемые помещения, предоставить требуемые документы, касающиеся деятельности, подлежащей лицензированию, и создать нормальные условия для работы представителей контрольного органа. Необходимо отметить, что требования контрольного органа в пределах его компетенции обязательны для исполнения лицензиатом.

Контрольные органы по результатам проверки лицензиата составляют акт в двух экземплярах, который подписывается проверяющими и руководителем предприятия-лицензиата. В случае отказа от подписания акта в нем делается соответствующая запись и прикладывается объяснение руководителя предприятия. Один экземпляр акта направляется руководителю предприятия-лицензиата. Надзорные, контролирующие, налоговые, правоохранительные органы при выявлении нарушений лицензионных условий имеют право сообщать (в ряде субъектов Федерации - обязаны) в лицензионные органы о выявленных нарушениях и принятых мерах. Должностные лица контрольных органов несут ответственность за необъективное исследование обстоятельств дела, а также за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну проверяемых предприятий.

Лицензионные палаты информируют налоговые, контролирующие, надзорные, правоохранительные органы, органы местного самоуправления, регистрационную палату о видах деятельности (работах, услугах), для занятия которыми необходимо специальное разрешение (лицензия), сообщают им сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, у которых приостановлено действие или аннулирована лицензия, предоставляют сведения из реестра выданных лицензий. Налоговые, контролирующие, надзорные, правоохранительные органы информируют лицензионную палату о фактах осуществления подлежащих лицензированию видов деятельности без лицензии или с нарушением лицензионных условий. Налоговые, контролирующие, надзорные, правоохранительные и другие уполномоченные органы при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей требуют предъявления оригиналов лицензии (копии лицензии на территориально обособленные объекты) или нотариально заверенных копий.

Административно-технические инспекции, инспекции Госархстройнадзора, Госсанэпиднадзора, Госпожнадзора и другие уполномоченные органы при обращении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за получением согласований и разрешений на строительство, реконструкцию, оформление землеотводных документов и другие аналогичные работы требуют предъявления оригиналов лицензий (копий лицензий на территориально обособленные объекты) или нотариально заверенных их копий. В случае непредъявления лицензий (копий лицензий) указанные документы могут не выдаваться.


Ответственность юридических и физических лиц
за нарушение лицензионных условий и порядка выдачи


В соответствии с ч.2 ст.206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность банков и иных кредитных учреждений в виде отзыва лицензии на осуществление банковских операций за неоднократное неисполнение судебных актов арбитражных судов.

Уголовный кодекс Российской Федерации среди уголовно наказуемых деяний рассматривает:

1) для лицензионных органов - воспрепятствование занятиям законной предпринимательской деятельностью в виде неправомерного отказа в выдаче лицензии или уклонения от регистрации имеющейся лицензии; ограничения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности (ст.169);

2) для субъектов предпринимательской деятельности - незаконное предпринимательство, в том числе банковскую деятельность, занятие частной медицинской или фармацевтической деятельностью (ст.171, 172, 235). Под незаконным предпринимательством понимается осуществление предпринимательской деятельности без лицензии или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере;

3) для служащих частных охранных или детективных служб - превышение предоставленных лицензией полномочий с применением насилия или угрозой его применения (ст.203).

Административное взыскание может быть наложено за:

незаконную выдачу лицензии (ст.56.1, 219.1, 219.2, 220 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях - КоАП РСФСР);

произвольное изменение условий выданной лицензии на осуществление деятельности на континентальном шельфе Российской Федерации (ст.56.2 КоАП РСФСР)*;

нарушение правил вывода подводных кабелей или трубопроводов на территорию Российской Федерации, которое может привести к порче месторождений полезных ископаемых, причинить вред жизни или здоровью людей, нанести ущерб живым ресурсам, морской флоре или фауне (ст.56.2);

осуществление деятельности в области связи, на транспорте без лицензии либо с нарушением условий лицензии (ст.139.6, 157.3 КоАП РСФСР);

нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нормативных документов по обеспечению единства измерений, а также нарушение должностными лицами или гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, правил поверки средств измерений, методик выполнения измерений, требований к состоянию эталонов, установленных единиц величин или метрологических правил и норм в торговле и др. (ст.170 КоАП РСФСР).

Административное взыскание имеют право накладывать:

органы Российской транспортной инспекции (ст.2092 КоАП РСФСР);

органы государственного горного надзора (ст.211 КоАП РСФСР);

федеральный орган по геологии и использованию недр (ст.2191 КоАП РСФСР);

федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов (ст.2192 КоАП РСФСР);

органы рыбоохраны (ст.220 КоАП РСФСР).


Определение размера платы за рассмотрение и выдачу лицензии


По нашему мнению, все платежи, связанные с получением лицензий, можно разделить на 12 основных групп:

плата за рассмотрение заявления о выдаче лицензии;

плата за выдачу лицензии;

плата за выдачу копий лицензий на территориально обособленные объекты;

плата за выдачу карточек ответственных исполнителей;

плата за проведение экспертного заключения;

плата за выдачу сертификатов соответствия для ответственных исполнителей;

плата при получении дубликата лицензии или дубликата копии лицензии;

плата за переоформление лицензии в связи с реорганизацией предприятия, изменением организационно-правовой формы, наименования, юридического адреса и других реквизитов, изменения паспортных данных индивидуального предпринимателя;

плата за регистрацию лицензии, выданной органом лицензирования иного субъекта Федерации;

лицензионный сбор для некоторых видов деятельности (роялти);

лицензионный сбор за право участия в конкурсе или аукционе;

в ряде случаев - за проведение уполномоченным органом исполнительной власти ежегодных обследований организаций на соответствие условиям, необходимым для осуществления деятельности.

Лицензионные платежи взимаются в фиксированных размерах по отношению к минимальной месячной оплате труда и определяются положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При обращении с заявлением на право получения лицензии или выдачи дубликата заявитель вносит плату. Как правило, размер платы за рассмотрение заявления составляет 1/10 от установленного законодательством Российской Федерации минимального размера месячной оплаты труда (МРОТ).

Размер платы за оформление лицензии определяется положением о лицензировании данного вида деятельности и зависит от множества факторов, таких, как:

вид лицензируемой деятельности;

объект лицензирования;

срок действия лицензии;

количество лицензируемых видов работ;

местоположение объекта лицензирования.

При плате за получение лицензии может быть предоставлено понижение размера лицензионного сбора:

1) для отдельных категорий лицензиатов:

льготы по плате за выдачу лицензии (см., например, перечень предприятий, объектов и субъектов лицензирования, которым устанавливаются льготы при оплате лицензионного сбора, утвержденный постановлением правительства Москвы от 5.04.94 г. N 285 "Об упорядочении лицензирования отдельных видов деятельности на территории Москвы");

льготы при лицензировании деятельности благотворительных организаций и субъектов малого предпринимательства в г. Москве, согласно распоряжению мэра Москвы от 20.01.98 г. N 41-РМ "О предоставлении льгот в процессе лицензирования благотворительным организациям и субъектам малого предпринимательства";

льготы субъектам малого предпринимательства в виде: установления упрощенной процедуры продления сроков действия лицензий, снижения размеров платы за рассмотрение заявления и платы за выдачу лицензии, предоставления преимущественного права на определенные виды деятельности, включая резервирование для субъектов малого предпринимательства определенного числа лицензий на те виды деятельности, по которым число выдаваемых лицензий может быть ограничено в соответствии с Законом г. Москвы от 28.06.95 г. N 14 "Об основах малого предпринимательства в Москве";

снижение платы за приобретение лицензии на право владения оружием для определенной категории граждан (п.3 письма Минфина России "О внесении изменений и дополнений в письмо Минфина России от 2.06.94 г. N 73 "О порядке взимания и размерах платы за выдачу лицензий на право продажи служебного и гражданского оружия". Письмом Минфина России от 28.12.94 г. N 175 установлено, что для граждан, имеющих охотничьи билеты, плата за выдачу лицензий на приобретение гражданского оружия уменьшается на 50%);

2) для получающих краткосрочную лицензию (на несколько месяцев).

Например, необходимо определить плату за выдачу лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом на срок 3 месяца для гражданина, имеющего охотничий билет. Согласно п.3 письма Минфина России N 73 плата за выдачу лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом гражданином на срок 6 месяцев эквивалентна 5-кратному размеру МРОТ. Следовательно, на срок 3 месяца сумма сбора должна составлять 2,5-кратный размер МРОТ.

Размер лицензионного сбора в этом случае составит:


83,49 х 2,5 х 0,5 = 104,36 руб.;


3) в случае приобретения лицензиатом более двух лицензий по смежным видам деятельности.

Положение о лицензировании может освобождать от платы за выдачу лицензий физических лиц, если подлежащее лицензированию владение предметом или осуществление вида деятельности неразрывно связано с выполнением этим физическим лицом своих должностных обязанностей. Например, вышеуказанное письмо Минфина России N 175 освобождает от платы за выдачу лицензий на приобретение служебного и гражданского оружия физических лиц, в функции которых входит охрана государственного охотничьего фонда.

Сумма платы за получение лицензионной карточки ответственного исполнителя работ зависит от установленного законом минимального размера месячной оплаты труда и количества лицензионных карточек, получаемых лицензиатом. Например, при расчете сумму платы за выдачу лицензионных карточек на 4 ответственных исполнителей, подлежащий уплате сбор равен 83,49 х 4 = 333,96 руб.

Кроме того, величина платы может зависеть от количества лицензируемых видов работ. Так, приказом Минстроя России от 19.09.96 г. N 17-128 "Об утверждении Порядка проведения дополнительной экспертизы при принятии решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии на осуществление строительной деятельности" предусмотрено, что плата за выдачу лицензии и проведение экспертизы устанавливается в зависимости от количества видов и объемов работ, страны первоначальной регистрации субъекта лицензирования и территории действия лицензии.

Для субъектов лицензирования Российской Федерации, осуществляющих строительную деятельность на территории Российской Федерации, базовой является плата за один вид работ, равная 5-кратному размеру МРОТ. Размер платы за заявляемые виды работ определяется как произведение базовой платы и количества заявленных к лицензированию видов строительной деятельности. Для субъектов лицензирования из стран СНГ, осуществляющих строительную деятельность на территории Российской Федерации, размер платы увеличивается в 2 раза. Для субъектов лицензирования с иностранными инвестициями, осуществляющих строительную деятельность на территории Российской Федерации, размер платы увеличивается в 2,5 раза.

При определении размера платы в зависимости от области действия лицензии может вводиться увеличивающий коэффициент, например, при осуществлении строительной деятельности:

для территорий субъектов Российской Федерации - 1,0;

для отдельных регионов Российской Федерации - 1,2;

для всей территории Российской Федерации - 1,4.

Например, необходимо определить плату за выдачу лицензии для российской строительной фирмы на осуществление на территории всей Российской Федерации следующих видов строительной деятельности:

архитектурной;

проектных работ.

При выполнении проектных работ будут осуществляться следующие виды работ:

1) строительное проектирование и конструирование зданий и сооружений;

техническое обследование зданий и сооружений.

На основании Порядка оплаты за проведение экспертизы (дополнительной экспертизы) при принятии решения о выдаче или отказе в выдаче лицензий на осуществление строительной деятельности, утвержденного приказом Минстроя России N 17-128, для субъектов лицензирования Российской Федерации, базовой является плата за один вид работ вне зависимости от вида строительной деятельности, она равна 5-кратному размеру МРОТ. Таким образом, количество заявляемых видов работ в данном случае равно 3.

Размер платы определяется следующим образом:


83,49 х 5 х 3 х 1,4 = 1753,29 руб.


Величина платы зависит и от объекта лицензирования (лицензиата). Например, письмом Минфина России от 23.10.92 г. N 99 "О порядке и размерах платежей при выдаче лицензий на осуществление частной детективной и охранной деятельности" установлена ставка сбора для лиц, осуществляющих розыскную деятельность, в размере, кратном минимальной месячной оплате труда:

для частных детективов и охранников - 35;

для объединений частных детективных предприятий - 70;

для филиалов объединений частных детективных предприятий - 70;

для частных охранных предприятий - 90.

Для таких видов деятельности, как риэлтерская, лизинговая, биржевая торговля, биржевое посредничество при совершении фьючерсных и опционных сделок на товарных биржах, международный туризм, проведение местных лотерей, содержание тотализаторов и игорных заведений, негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, ломбардов, устанавливаются фиксированные размеры лицензионных платежей:

за рассмотрение заявления - в 3-кратном размере МРОТ;

за выдачу лицензии или ее копии - в 100-кратном размере МРОТ.

В случае проведения независимой экспертизы расходы, связанные с оплатой труда экспертов, а также другие дополнительные расходы не включаются в фиксированную лицензионную плату, устанавливаются договором, заключаемым предприятием-лицензиатом с экспертным центром, и уплачиваются отдельно. По просьбе субъекта лицензирования допускаются проведение экспертизы и выдача лицензии до установленного нормативного срока с соответствующим увеличением размера платы по согласованию сторон.

Следует различать, на наш взгляд, плату за выдачу лицензии и лицензионный сбор. Плата за выдачу лицензии вносится лицензиатом один раз за весь период действия лицензии, а лицензионный сбор - ежегодно. В качестве примера можно привести лицензионные сборы, установленные Федеральным законом от 8.01.98 г. N 5-ФЗ "О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции". Статьей 4 Закона определено, что сбор уплачивается плательщиком один раз за каждый год действия лицензии. Организациями, подавшими заявления в соответствующие органы на получение лицензии, за первый год действия лицензии уплата сбора осуществляется до подачи заявления, а организациями, получившими лицензии, - не позднее даты введения ее в действие за каждый последующий год действия. При осуществлении лицензионной деятельности на нескольких территориально обособленных объектах сбор вносится отдельно за право осуществления деятельности на каждом объекте. Размер лицензионных сборов устанавливается законом или постановлением.

Положением о лицензировании конкретного вида деятельности определяется размер платежей за:

выдачу копий лицензий на территориально обособленные объекты;

выдачу карточек ответственных исполнителей; плата за выдачу сертификатов соответствия для ответственных исполнителей;

получение дубликата лицензии или дубликата копии лицензии;

переоформление лицензии в связи с реорганизацией предприятия, изменением организационно-правовой формы, наименования, юридического адреса и других реквизитов, изменения паспортных данных индивидуального предпринимателя;

регистрацию лицензии, выданной органом лицензирования иного субъекта Федерации;

лицензионный сбор для некоторых видов деятельности;

право участия в конкурсе или аукционе;

проведение уполномоченным органом исполнительной власти ежегодных обследований организаций на соответствие условиям, необходимым для осуществления деятельности.


Отказ в выдаче лицензии


Причины отказа в выдаче лицензии определяются конкретным положением о лицензировании данного вида деятельности. Можно выделить общие случаи отказа в выдаче лицензии, например:

1) соискатель лицензии представил документы, содержащие недостоверные сведения;

2) соискатель не соответствует предъявляемым к лицензиату квалификационным или иным требованиям и не может представить доказательств того, что он обладает необходимыми организационно-техническими, финансовыми возможностями и материально-техническими средствами для выполнения лицензируемой деятельности;

3) соискатель не представил (в необходимых случаях) заключения органов государственной экологической экспертизы;

4) соискатель в лице руководителя имеет непогашенную судимость за корыстное преступление;

5) не истек установленный срок после лишения заявителя предыдущей лицензии.

Отсутствие в уставе организации записи, предусматривающей осуществление определенных видов деятельности, не может служить основанием для отказа в выдаче лицензии, за исключением случаев, когда это предусмотрено Федеральным законом. Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в течение 30 календарных дней с момента подачи заявки и всех необходимых документов. Лицензирующий орган может продлить срок рассмотрения заявлений на 30 дней, о чем заявителю направляется уведомление. Уведомление об отказе в выдаче лицензии должно быть направлено заявителю в письменной форме в течение 3 рабочих дней с момента принятия такого решения. В случае принятия решения об отказе в выдаче лицензии внесенная плата не возвращается.


Регистрация лицензий, выданных органами исполнительной власти
иных субъектов Российской Федерации


Согласно ч.2 ст.7 Закона N 158-ФЗ деятельность, на осуществление которой получена лицензия в лицензионном органе одного субъекта Федерации, может осуществляться и на территории другого субъекта, но при условии уведомления соответствующих лицензионных органов. Порядок такого уведомления однозначно для всей территории России не определен. Распоряжением мэра Москвы от 4.11.97 г. N 861-РМ "Об утверждении Временного положения о порядке регистрации на территории города Москвы лицензий, выданных органами исполнительной власти иных субъектов Российской Федерации" утвержден свой порядок регистрации лицензий. Согласно п.2 Временного положения для регистрации лицензии необходимо представить такие же документы, как и для ее выдачи. Осуществление деятельности без регистрации лицензии приравнивается к работе без лицензии.

При этом наименования работ (услуг), осуществляемые заявителем, должны соответствовать наименованиям, установленным нормативными правовыми актами субъекта Федерации, на территории которого производится регистрация лицензии. Список видов работ и услуг, включенных в заявление, не может быть шире списка, указанного в лицензии. Заявление о регистрации лицензии может быть подано филиалом, представительством или иным обособленным подразделением юридического лица. В этом случае заявление подписывается руководителем указанного обособленного подразделения и заверяется его печатью. Дополнительно представляется доверенность, выданная юридическим лицом своему обособленному подразделению, подтверждающая его полномочия в отношении регистрации лицензии. Все представленные документы регистрируются лицензионным органом в день их подачи. Регистрация проводится в течение 30 дней с момента подачи заявления. Этот срок может быть продлен в порядке, установленном положением о лицензировании заявляемого вида деятельности. Регистрация производится на срок до даты окончания действия лицензии.

Лицензионный орган может принять решение об отказе в регистрации по основаниям, предусмотренным для отказа в выдаче лицензии в соответствии с положением о лицензировании, а также в случае поступления информации о том, что действие представленной лицензии приостановлено или ограничено либо указанная лицензия аннулирована. При наличии обстоятельств, ограничивающих возможность осуществления лицензиатом деятельности на подведомственной территории, а также по заявлению лицензиата лицензионный орган может принять решение об ограничении срока регистрации.

В случае принятия решения о регистрации лицензионный орган делает в оригинале лицензии отметку о регистрации и внесении лицензии в реестр. Указанная отметка выполняется только на оригинале лицензии, подлежащей регистрации. Одновременно лицензиату выдаются копии лицензии на каждый территориально обособленный объект, на котором будет осуществляться заявленный вид деятельности. В копиях указываются реквизиты прошедшей регистрацию лицензии, на основании которой выдана копия.

Размер платы за рассмотрение заявления о регистрации обычно устанавливается равным размеру платы за рассмотрение заявления о выдаче лицензии, за регистрацию - равным размеру платы за выдачу лицензии. Размер платы за выдачу копий лицензии и лицензионных карточек устанавливается положением о лицензировании соответствующего вида деятельности. В случае проведения в процессе регистрации дополнительной (в том числе независимой) экспертизы расходы по оплате труда экспертов, а также другие расходы, непосредственно связанные с проведением экспертизы, не входят в плату за рассмотрение заявления и регистрацию и оплачиваются отдельно.

Лицензионный орган, осуществивший регистрацию, имеет право принять решение о приостановлении действия или аннулировании регистрации по основаниям и в порядке, предусмотренным в положении о лицензировании соответствующего вида деятельности. Решения и действия лицензионного органа, связанные с регистрацией лицензий, могут быть обжалованы в установленном порядке в Лицензионную палату, Экспертно-апелляционный совет и в судебные органы.

При регистрации лицензий возникает вопрос, что кроме регистрации предприятия или постановки его на учет в налоговой инспекции может служить критерием осуществления заявителем деятельности на подведомственной территории. По мнению автора, таким критерием может выступать наличие землеотвода на подведомственной территории, если на нем расположены здания или сооружения.


Переоформление лицензии и выдача дубликата


В случае реорганизации, изменения наименования или местонахождения юридического лица, изменения паспортных данных физического лица или утраты лицензии лицензиат обязан подать заявление о переоформлении лицензии. Переоформление лицензии производится в порядке, установленном для ее получения. До переоформления лицензии лицензиат осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии, в случае утраты лицензии - на основании временного разрешения, выдаваемого органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности. Решение о переоформлении лицензии принимается на основе правопреемства. Во всех случаях преобразований и реорганизаций юридических лиц документами, позволяющими решать вопросы, связанные с правопреемством, являются передаточный акт или разделительный баланс, которые должны включать положения о правопреемстве.

Для переоформления лицензии одновременно подаются заявления:

от владельца лицензии, в котором он дает согласие на переоформление лицензии и указывает юридическое лицо, на которое предполагается переоформить лицензию;

от юридического лица, претендующего на получение лицензии, в котором содержится просьба о переоформлении лицензии с указанием основания для переоформления. К заявлению юридического лица, претендующего на получение лицензии, прилагаются данные о его регистрации и устав или учредительный договор.

Если предприятие имеет несколько лицензий, то переоформление каждой лицензии осуществляется отдельно. В случае когда предприятие выступает учредителем нового юридического лица, специально создаваемого для продолжения деятельности в соответствии с условиями лицензии, то лицензия может быть переоформлена при условии, что прежнему лицензиату будет принадлежать доля в уставном капитале этого юридического лица. Если это предусмотрено положением о лицензировании, то в случае утраты лицензии по письменному заявлению владельца и с предоставлением копий лицензионных документов может быть выдан дубликат лицензии с сохранением регистрационного номера и индекса и проставлением штампа "дубликат". В других случаях необходимо получить новую лицензию в порядке, предусмотренном для выдачи лицензий.


Ведение бухгалтерского учета


Подход к ведению бухгалтерского учета полученных лицензий для коммерческих организаций, организаций, состоящих на бюджете и индивидуальных предпринимателей практически одинаков.

Следует отметить, что в ч.1 ст.1 Закона РСФСР от 26.06.91 г. N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" лицензии определяются, в том числе и на товарные знаки, как инвестиции. Вероятно, это явилось одной из причин осуществления бухгалтерского учета лицензий через сч.08, а не напрямую со сч.51 на сч.04.

Статьей 138 ГК РФ установлено, что использование результатов интеллектуальной деятельности, на которые признано исключительное право гражданина или юридического лица, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя. По нашему мнению, право пользования может быть оформлено гражданско-правовым договором (авторским: о передаче прав на готовые произведения, о разрешении их использования определенным способом; коммерческой концессии: об использовании товарного знака, знака обслуживания), получением патента или лицензии в соответствии со ст.13 Патентного закона Российской Федерации от 23.09.92 г. N 3517-1 или со ст.26 Закона РФ от 23.09.92 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров".

Пунктом 44 Инструкции по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете (приложение к приказу Минфина России от 03.11.93 г. N 122) установлено, что на субсчете 019 "Прочие основные средства" учитываются нематериальные активы.

Права пользования. Согласно п.55 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98г. N 34н, к нематериальным активам, используемым в хозяйственной деятельности в течение периода, превышающего 12 месяцев, и приносящим доход, относятся права, возникающие:

из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав; на программы для ЭВМ, базы данных и др.;

из патентов на изобретения, промышленные образцы, коллекционные достижения; из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование;

из прав на ноу-хау и др.

Кроме того, к нематериальным активам могут относиться организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами вкладом участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал), а также деловая репутация организации.

Согласно п.10 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5.08.92 г. N 552 с учетом дополнений и изменений, стоимость нематериальных активов как расходов, обусловливающих технологию производства, товарный вид выпускаемой продукции или само право осуществления этих работ, относится на затраты по производству и реализации продукции (работ, услуг) путем начисления амортизации.

По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы переноса стоимости устанавливаются в расчете на десять лет (но не более срока деятельности организации). Амортизация нематериальных активов, используемых в сфере основного производства, учитывается и отражается в отчетности отдельно путем составления проводки:

Д-т 20 (26, 44), К-т 05;

в непроизводственной сфере:

Д-т 88, К-т 05.

Пунктом 3.2 Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности (приложение 2 к приказу Минфина России от 12.11.96 г. N 97) уточнен способ отнесения стоимости нематериальных активов на затраты по производству и реализации продукции (работ, услуг) в случае, если лицензионным договором не определена фиксированная стоимость лицензии на право пользования патентом, ноу-хау или на другие права пользования. В этом случае стоимость лицензии может быть установлена в форме периодических лицензионных платежей (роялти), производимых и уплачиваемых в порядке и сроки, предусмотренные договором. В качестве примера таких прав пользования можно привести права, полученные согласно Патентному закону Российской Федерации от 23.09.93 г. N 3517-1 и Закону N 3520-1. Периодические лицензионные платежи по такому договору относятся пользователем лицензии на затраты производства или издержки обращения, а стоимостная оценка права пользования патентом, ноу-хау и других аналогичных прав отражается на отдельном забалансовом счете, и начисление амортизации по таким нематериальным активам в общеустановленном порядке не производится.

Лицензии на осуществление вида деятельности. По нашему мнению, вышеизложенный порядок может быть распространен не только на права пользования, но и на другие виды лицензий, в том числе и на осуществление вида деятельности, так как в нормативных документах специальных указаний по ведению бухгалтерского учета лицензий на осуществление вида деятельности не содержится. Подтверждением этому служит письмо Минфина России N 119 и Госналогслужбы России N НП-4-04/172н от 1.11.93 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности", в соответствии с которым расходы по лицензированию на право осуществления отдельных видов деятельности подлежат отражению предприятиями в бухгалтерском учете по дебету сч.04 "Нематериальные активы". Согласно Положению о составе затрат износ нематериальных активов включается в себестоимость продукции. Нематериальные активы отражаются в учете и отчетности по сумме затрат на приобретение и изготовление и расходов по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию.

Представляется, что под затратами на приобретение здесь можно понимать все расходы, связанные с получением лицензии, а именно плату:

за рассмотрение заявления о выдаче лицензии;

за выдачу лицензии;

за выдачу копий лицензий на территориально обособленные объекты;

за выдачу карточек ответственных исполнителей;

за проведение экспертного заключения и другие аналогичные расходы.

Затраты на приобретение нематериальных активов отражаются на субсчете 6 "Приобретение нематериальных активов" сч.08 "Капитальные вложения". На основании акта приемки происходит зачисление нематериального актива на сч.04:

К-т 08, Д-т 04.

В случае аннулирования лицензии непогашенную часть стоимости следует отнести на убытки предприятия.

Согласно письму Госналогслужбы России N НП-6-04/407 и Минфина России N 141 от 7.12.93 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" сборы за выдачу лицензий освобождены от НДС. Как свидетельствует практика, к сборам за выдачу лицензий относятся и другие обязательные платежи, связанные с оформлением лицензии и также не облагаемые налогом на добавленную стоимость, а именно плата:

за выдачу копий лицензий на территориально обособленные объекты;

за выдачу карточек ответственных исполнителей;

за выдачу сертификатов соответствия для ответственных исполнителей;

при получении дубликата лицензии или дубликата копии лицензии;

за переоформление лицензии в связи с реорганизацией предприятия, изменением организационно-правовой формы, наименования, юридического адреса и других реквизитов, паспортных данных индивидуального предпринимателя;

за регистрацию лицензии, выданной органом лицензирования иного субъекта Федерации.

Исключение может составлять лишь договор на проведение экспертизы. На наш взгляд, предъявление к зачету НДС, указанного в договоре на проведение экспертизы, нецелесообразно. С практической точки зрения более рациональным является начисление амортизации на сумму договора на оказание экспертных услуг, включая НДС.

Приобретение лицензий предприятием оформляется следующими записями:

Д-т 08, К-т 60, 71, 76 - акцептован счет лицензионного органа,

Д-т 60, 71, 76, К-т 51 - произведена оплата лицензий,

Д-т 04, К-т 08 - лицензии приняты к учету.

Выбытие лицензий может быть осуществлено в виде вклада в уставный капитал другой организации, реализации, безвозмездной передачи, списания.

Передача в уставный капитал отражается проводками:

Д-т 06, К-т 48 - оценка вклада в уставный капитал, установленная учредительными документами,

Д-т 48, К-т 04 - списание стоимости лицензии,

Д-т 05, К-т 48 - списание начисленной амортизации,

Д-т 48, К-т 88 - отражение прибыли или

Д-т 88, К-т 48 - отражение убытка.

При этом у принимающей стороны оформляется проводка:

Д-т 04, К-т 75 - по оценке, согласованной в учредительных документах.

Реализация лицензий оформляется проводками:

Д-т 62, К-т 48 - реализация,

Д-т 48, К-т 68 - начисление НДС,

Д-т 48, К-т 04 - списание стоимости лицензии,

Д-т 05, К-т 48 - списание начисленной амортизации,

Д-т 48, К-т 26, 44, 76 - списание затрат по реализации,

Д-т 48, К-т 88 - отражение прибыли или

Д-т 88, К-т 48 - отражение убытка.

Безвозмездная передача лицензий оформляется следующими проводками:

Д-т 48, К-т 04 - списание стоимости лицензии,

Д-т 05, К-т 48 - списание начисленной амортизации,

Д-т 48, К-т 68 - начисление НДС,

Д-т 88, К-т 48 - отражение убытка.

У принимающей стороны оформляется проводка:

Д-т 04, К-т 87 - по стоимости, согласно акту передачи.

Однако в практической работе иногда приходится сталкиваться с тем, что организации ведут бухгалтерский учет лицензий на сч.31 "Расходы будущих периодов". По нашему мнению, это может относиться только к лицензиям сроком действия менее года (принимая во внимание п.55 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности). В этом случае расходы на приобретение лицензий равномерно списываются на сч.26 "Общехозяйственные расходы" в продолжение всего срока действия лицензии. Недостатки такого способа ведения учета:

ни один нормативный документ или разъяснения Госналогслужбы России, Минфина России не содержат указания на допустимость такого способа ведения учета;

предприятие не имеет возможности образовать источник для приобретения новой лицензии (продления действующей), так как не начисляется амортизация.

Лицензии в капитальном строительстве. При постановке нематериального актива на баланс должна быть заполнена карточка учета нематериальных активов по форме НМА-1, утвержденная постановлением Госкомстата России от 30.10.97 г. N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве". Карточка заводится на каждый объект. Форма заполняется в одном экземпляре на основании документа на оприходование, приемки-передачи (перемещения) нематериальных активов и другой документации. В разделе "Краткая характеристика объекта нематериальных активов" записываются только основные показатели объекта, исключая дублирование данных имеющейся в организации технической документации на данный объект. До утверждения соответствующих отраслевых нормативных документов такой порядок может быть рекомендован и для других отраслей народного хозяйства.

Лицензии в производстве спиртосодержащих растворов. Для предприятий, производящих спиртосодержащие растворы и алкогольную продукцию, порядок отражения в бухгалтерском учете лицензионного сбора установлен письмом Госналогслужбы России от 06.06.95 г. N 16-00-17-74. При получении ликероводочными заводами спирта от спиртозаводов лицензионный сбор, входящий в цену сырья, отражается по дебету сч.10 "Сырье и материалы" на субсчете "Лицензионный сбор, уплаченный в цене сырья" в корреспонденции со счетами расчетов с поставщиками.

По мере реализации изготовленных из спирта ликероводочных и других изделий приходящаяся доля лицензионного сбора на данный объем готовой продукции относится в дебет сч.46 "Реализация продукции (работ, услуг)", субсчет "Лицензионный сбор, уплаченный в цене сырья" в корреспонденции с кредитом сч.10 "Сырье и материалы", субсчет "Лицензионный сбор, уплаченный в цене сырья". При продаже ликероводочных и других изделий полученный лицензионный сбор по своей деятельности в виде надбавки к отпускной цене готовой продукции предприятие относит с дебета сч.46 "Реализация продукции (работ, услуг)", субсчет "Лицензионный сбор, уплаченный по своей деятельности" в кредит сч.68 "Расчеты с бюджетом".

Лицензии для индивидуальных предпринимателей. Для индивидуальных предпринимателей расходы на получение лицензии (под лицензией здесь понимаются: патенты на изобретения и промышленные образцы; свидетельства на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания; договоры на использование объектов авторских и смежных прав, в том числе программы для ЭВМ и базы данных; лицензионные договоры на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей, товарных знаков; договоры ноу-хау и другие аналогичные права пользования) учитываются при определении налогооблагаемого дохода. Совместным письмом Минфина России от 2.08.95 г. N 83 и Госналогслужбы России от 1.08.95 г. N ЮБ-6-03/422 "Об инструкции Госналогслужбы России от 29 июня 1995 года N 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" установлено, что при определении налогооблагаемого дохода физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, из валового дохода исключаются лишь фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, связанные с получением этого дохода от соответствующей деятельности, включая нематериальные активы.

В состав нематериальных активов для физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, включаются права на объекты интеллектуальной собственности, если они используются в хозяйственной деятельности предпринимателя с целью получения дохода.


О.Л.Скрябина,

кандидат экономических наук



------------------------------

* В том числе: региональное геологическое изучение, поиск, разведка и разработка минеральных ресурсов или промысел живых ресурсов; проведение буровых работ; создание искусственных островов, установок и сооружений; прокладка подводных кабелей или трубопроводов, используемых для разведки и разработки минеральных ресурсов; проведение ресурсных или морских научных исследований; захоронение отходов и других материалов.



Журнал "Аудиторские ведомости"


Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ

Международный еженедельник "Финансовая газета"

Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"

Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.

Свидетельство о регистрации N 015676

Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.