Aмериканский опыт
внутреннего аудита в банках
Проблема организации внутреннего аудита - одна из актуальных в американских банках. Известно, что в США дорога высококвалифицированная рабочая сила, особенно в юридической, аудиторской и медицинской сферах. Средняя стоимость услуг внешнего аудитора (одного человека) составляет примерно 200 долл. в час при среднем времени полной аудиторской проверки банка, находящегося в первой сотне ведущих банков США, порядка 10 - 15 тыс. часов и более в зависимости от его размеров. Для осуществления такой проверки 5 - 7 человек из внешней аудиторской компании должны работать в банке постоянно в течение года с окладом, примерно равным окладу высших руководителей банка. Такие условия для банков, естественно, неудобны, и поэтому начался поиск более дешевых форм аудита. В результате были созданы отделы внутреннего аудита, в которых работники банков по согласованию с внешним аудитором осуществляют аудиторскую проверку банка. Внешний же аудитор, с которым обычно заключается долгосрочное соглашение о ежегодной аудиторской проверке деятельности банка, проверяет результаты работы отдела внутреннего аудита на основе выборочной проверки показателей финансовой деятельности банка и заверяет консолидированную финансовую отчетность, направляемую в Государственный комитет по надзору над деятельностью кредитных учреждений (Office of Thrift Supervision). В отделе внутреннего аудита работает в среднем 7 - 10 специалистов. Обычно это выпускники университетов, не имеющие большого опыта работы, но обладающие специализированным образованием и степенью бакалавра в аудите, что является обязательным требованием. Поскольку заработная плата этих работников значительно ниже, чем у внешних аудиторов, то банк может иметь по специалисту на каждом направлении своей деятельности.
Отделы внутреннего аудита в банках являются важным звеном в системе внутреннего контроля. В эту систему входят также внутренний контроль со стороны начальников подразделений на участках деятельности и контроль со стороны высшего руководства банка: президента, совета директоров и его комитетов по направлениям деятельности. Практически любая крупная банковская корпорация в США содержит отделы внутреннего аудита. Основной целью работы внутренних аудиторов являются изучение и оценка эффективности выполнения различными подразделениями банка возложенных на них функций, а также изучение и оценка бухгалтерского и административного контроля.
Отделы внутреннего аудита, как правило, подчиняются либо аудиторскому комитету, создаваемому при совете директоров, либо президенту банка. Предпочтительнее вариант, когда отдел внутреннего аудита подчиняется аудиторскому комитету, в который входят директора, не работающие в данном банке, что обеспечивает независимость внутренних аудиторов от своих сослуживцев. Высокий статус отделов внутреннего аудита в корпоративной структуре банка и их непосредственная подотчетность аудиторскому комитету позволяют внутренним аудиторам иметь доступ во все подразделения банка, а также способствуют внимательному отношению к рекомендациям внутренних аудиторов со стороны руководителей этих подразделений. Правило независимости внутренних аудиторов от объектов их проверки требует также, чтобы отделы внутреннего аудита были выведены из-под контроля начальников отделов и главного бухгалтера банка. Однако, конечно, внутренние аудиторы не столь независимы, как внешние, главным образом потому, что они являются непосредственными служащими банка.
Внутренние аудиторы осуществляют контроль над рисками, соблюдением всех нормативно-правовых и регулирующих актов, в частности предписаний Государственного комитета по надзору над деятельностью кредитных учреждений, выполнением установок совета директоров, а также противостоят попыткам нецелевого использования средств. Как представители высшего руководства банка они также определяют, насколько деятельность того или иного филиала, отделения, отдела банка соответствует поставленным задачам, правильно ли выбран персонал, отвечает ли существующая структура банка нормативам и правилам работы, установленным советом директоров, эффективно ли она взаимодействует с другими подразделениями банка и т.д.
Отделы внутреннего аудита, как правило, не обязаны проводить полную проверку деятельности всех подразделений банка, отслеживать каждую операцию. Для определения приоритетных направлений работы внутренних аудиторов составляются рейтинги неблагополучия подразделений банка по возможным ошибкам учета и управления, хищениям, результатам деятельности, не соответствующим уровню показателей, прогнозируемому советом директоров. Если подразделение банка по итогам отчетного периода недовыполняет или перевыполняет плановые показатели, то его руководитель должен обосновать для совета директоров причину таких результатов. В соответствии с прогнозируемым объемом работ и степенью риска неблагоприятных результатов деятельности по каждому из подразделений банка распределяется количество отведенных отделу внутреннего аудита для проверки бюджетных часов. В качестве примера приведем рейтинги неблагополучия по подразделениям банка и затраты времени в процентах от общего числа отведенных на проверку бюджетных часов, по данным банковской группы Sovereign Bancorp, Inc. (см. таблицу).
Таблица 1
Направление деятельности или подразделение банка |
Рейтинг неблагополучия |
Затраты времени от общего количества бюджетных часов, % |
||
1998 г. | 1997 г. |
1998 г. | 1997 г. | |
Кредитование покупок автотранспорта |
1 | - | 6,02 | - |
Потребительское кредитование | 2 | 2 | 19,32 | 24,69 |
Коммерческое кредитование | 3 | 1 | 4,52 | 4,93 |
Прямые банковские услуги | 4 | 4 | 8,73 | 4,97 |
Кредитование жилищного строительства |
5 | 3 | 14,95 | 14,95 |
Управление фондами | 6 | 5 | 8,98 | 10,06 |
Отдел технологий | 7 | 6 | 5,02 | 5,07 |
Филиалы и отделения | 8 | 8 | 12,24 | 13,95 |
Администрация/операционный отдел |
9 | 7 | 20,22 | 21,38 |
Как видно из табл. 1, непосредственно на выполнение работы по ревизии бухгалтерских отчетов (администрация/операционный отдел) предназначается лишь около 20% всего времени, затрачиваемого отделом внутреннего аудита на проверку банка. Остальное время используется на поиск возможных ошибок, хищений, растрат, а также для контроля над соблюдением регламентации совета директоров, нормативных актов и директив государственных контролирующих органов.
Наивысшие рейтинги неблагополучия имеют различные виды кредитования. Это связано с тем, что зачастую юридические и физические лица обращаются в банк за кредитом на сумму большую, чем это обосновано в кредитной заявке, или же у них не хватает финансовых гарантий для обеспечения погашения кредитов. Кроме того, с этим направлением деятельности могут быть связаны попытки выдачи необеспеченных кредитов сотрудниками банка "по знакомству" или оформления льготных кредитов "на себя". В случае обнаружения указанных нарушений аудитор сообщает о них в службу экономической безопасности банка. Если выявленные нарушения достаточно серьезны, то внутренний аудитор пишет рапорт в совет директоров банка.
Следующий рейтинг неблагополучия у управления фондами. В последнее время на мировых финансовых рынках появилось множество ценных бумаг с низкой степенью надежности. Советом директоров обычно издается меморандум об инвестиционной политике банка на год, в соответствии с которым отдел фондового менеджмента должен оперировать на рынке с ценными бумагами не ниже определенного уровня надежности (сведения об уровне надежности ценных бумаг публикуются всемирно известными агентствами Moody's и Standard & Poor). При этом существует негласное правило, что, чем крупнее банк, тем большую степень риска он может себе позволить. Внутренний аудитор постоянно обсуждает с фондовыми менеджерами банка их мотивацию вложений средств банка в те или иные фонды или их продажи. Если аудитор считает работу менеджера слишком рискованной, то он обязан доложить об этом совету директоров.
Серьезное внимание отделы внутреннего аудита уделяют филиалам и отделениям банка. В случае обнаружения в центральном офисе недостачи денежных средств внутренний аудитор созванивается с отделением или филиалом с целью выявить ее причину. Если выявляются нарушения, то внутренний аудитор привлекает к работе службу экономической безопасности банка. Обычно нарушителю предлагается вернуть деньги без дальнейшего уголовного расследования.
Как уже указывалось, внутренние аудиторы в американских банках довольно широко взаимодействуют с независимыми аудиторами. Однако полностью однородной их деятельность назвать нельзя. Главное различие деятельности внутренних и независимых аудиторов состоит в целях, задачах и соответственно результатах. Задачей внешнего аудитора является формулировка своей оценки финансовых отчетов клиента. Цель внутреннего аудитора - не подтверждение правильности составления отчетов, а помощь управленческому персоналу в достижении наиболее эффективного управления банком.
Сходство между независимыми внешними и внутренними аудиторами заключается в методике и технике проведения проверок. И те, и другие изучают записи в бухгалтерской отчетности, процедуры их внесения и составляют рабочие отчеты. Однако причины и мотивация к изучению отчетности у внутренних и внешних аудиторов различны. Работа внутренних аудиторов также называется операционным аудитом, так как они занимаются изучением эффекта от проводимой банком политики, т.е. ее влияния на деятельность компании. Конечным результатом внутреннего операционного аудита является формирование отчета для совета директоров банка с рекомендациями по улучшению операционных показателей. Внешние же аудиторы изучают отклонения от норм ведения учета на счетах, которые им кажутся подозрительными.
Банки, занимающиеся увеличением своих активов путем покупки более мелких финансовых институтов, используют внутренних аудиторов для изучения деятельности этих институтов. В подобных случаях внутренние аудиторы банка-покупателя по отношению к приобретаемому финансовому институту играют роль независимых внешних аудиторов, однако с более высокой мотивацией, так как они являются непосредственными работниками банка и заинтересованы в его процветании. Тенденция к укрупнению банков путем скупки более мелких участников рынка четко прослеживается на американском рынке банковских услуг. Мелкие банки объединяются в банковские группы для выживания или же скупаются более крупными банковскими корпорациями. В целом, как показывает практика, чем крупнее банк, тем больше он уделяет внимания организации отделов внутреннего аудита.
Независимые аудиторы в сфере банковского аудита в России пока не так тесно взаимодействуют с отделами внутреннего аудита в банках. Однако нормативно-правовая база для данного взаимодействия имеется. В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности", одобренным Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 15.07.98 г., "аудиторская организация может ... оценить работу отдела внутреннего аудита экономического субъекта (если он существует) и при возможности использовать результаты работы отдела внутреннего аудита". Отделы внутреннего аудита в российских банках могли бы помочь устранить ошибки в управлении и отчетности, которые в условиях финансового кризиса могут привести к незамедлительному банкротству. В российских условиях отделы внутреннего аудита в целях независимости необходимо подчинять аудиторскому комитету, создаваемому из членов совета директоров, не являющихся служащими банка. Отделы внутреннего аудита, как нам представляется, должны давать рекомендации аудиторскому комитету, решения которого обязательны к исполнению высшим и линейным руководством банка.
Изучение американского опыта функционирования отделов внутреннего аудита в банках дает нам основание рекомендовать некоторые принципы организации работы внутренних аудиторов в банках, возможные для применения в России.
Так, советам директоров банков рекомендуется:
создавать в банке отделы внутреннего аудита и на начальном этапе обеспечивать их взаимодействие с другими участниками системы внутреннего контроля;
для разработки методических указаний по организации работы отделов внутреннего аудита в банке привлекать опытных специалистов из внешних аудиторских компаний;
из числа членов совета директоров, не являющихся непосредственными работниками банка, создавать аудиторский комитет, который будет курировать работу отдела внутреннего аудита;
санкционировать проверку внутренними аудиторами всех подразделений банка с целью представления полного отчета совету директоров;
обеспечивать независимость деятельности внутренних аудиторов от руководителей банка на всех уровнях;
при заключении договоров на аудиторскую проверку проводить переговоры с внешней аудиторской компанией на предмет использования результатов работы отдела внутреннего аудита в ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности банка.
Методика работы отделов внутреннего аудита должна разрабатываться непосредственно руководством банка с учетом специфики его деятельности. Руководство банка также должно определять и приоритеты работы внутренних аудиторов.
Отделам внутреннего аудита рекомендуется:
проводить на постоянной основе проверку деятельности всех подразделений банка на предмет выявления в ней умышленных и неумышленных нарушений;
проводить на постоянной основе проверку законности совершаемых операций, а также правильности оформления документов и их отражения в бухгалтерском учете;
при проведении проверок обращать внимание на согласованность деятельности подразделений банка с политикой, устанавливаемой советом директоров, а также регулирующими положениями контролирующих органов;
при проведении проверок строго руководствоваться методическими указаниями совета директоров о деятельности отделов внутреннего аудита;
при обнаружении нарушений обращаться к возможным нарушителям и давать им возможность обосновать свои действия. Если нарушение является неумышленным, то внутренним аудиторам следует всячески содействовать его устранению. Если же нарушение умышленное, то внутреннему аудитору следует обратиться в службу экономической безопасности банка. В любом случае внутреннему аудитору необходимо составить рапорт в совет директоров;
по результатам отчетного периода давать внутренние аудиторские заключения о деятельности подразделений банка и представлять их совету директоров;
взаимодействовать с назначенной внешней аудиторской компанией, проводить с ней согласования по поводу формы представления заключений для использования их внешним аудитором в своей работе.
К.С.Саенко, И.В.Козлов
Ярославский государственный университет
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудиторские ведомости"
Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ
Международный еженедельник "Финансовая газета"
Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.
Свидетельство о регистрации N 015676
Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а