Взыскание налогов, сборов и пени со счетов налогоплательщиков в кредитных организациях (Пчелинцев В.Е., "Аудиторские ведомости" N 4, апрель 1999 г. )

Взыскание налогов, сборов и пени со счетов налогоплательщиков
в кредитных организациях


С 1 января 1999 г. Федеральным законом от 31.07.98 г. N 146-ФЗ, за исключением отдельных положений, введен в действие Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая, далее по тексту - Кодекс). В соответствии с п. 2 ст. 44 Кодекса обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора (далее - налогоплательщика) с момента возникновения установленных законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога или сбора. Неисполнение обязанности по уплате налога (сбора) является основанием для применения мер принудительного исполнения этой обязанности, предусмотренных Кодексом. В случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком налога в установленный срок налоговый орган вправе произвести взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в кредитных организациях (банках). Следует отметить, что взыскание налога с юридических лиц (организаций) может производиться как в бесспорном, так и в судебном порядке, а с физических лиц - только в судебном.

Порядок взыскания налогов, сборов, а также пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика-организации или налогового агента - организации в банках установлен в ст. 46 Кодекса. Так, в случае неуплаты или неполной уплаты налога, сбора, пени (далее налога) в установленный законодательными актами срок взыскание производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании). Однако до вынесения такого решения налоговый орган обязан направить налогоплательщику требование о его уплате.

Форма требования должна утверждаться Госналогслужбой России (в настоящее время - Министерством Российской Федерации по налогам и сборам) согласно Указу Президента Российской Федерации от 23.12.98 г. N 1635 и до настоящего времени не утверждена.

Согласно ст. 69 Кодекса требование об уплате налога представляет собой документ, адресованный налогоплательщику или иному обязанному лицу, содержащий письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить эту неуплаченную сумму и соответствующие пени в установленный налоговым органом срок. Требование также должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, ссылку на положения соответствующего закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика или иного обязанного лица уплатить налог, а также меры обеспечения, которые могут быть применены к налогоплательщикам или иным обязанным лицам в случае его неисполнения.

Требование об уплате налога направляется налоговым органом только по месту учета налогоплательщика. При этом оно должно быть передано налогоплательщику таким способом, который позволяет подтвердить факт и дату его получения. Требование об уплате налога может быть направлено налогоплательщику (иному обязанному лицу) независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Если обязанность налогоплательщика по уплате налогов и сборов изменилась после направления требования, налоговый орган обязан направить налогоплательщику или плательщику сборов уточненное требование.

Поскольку форма требования до сих пор не утверждена, налоговые органы в настоящее время лишены возможности выносить решение о взыскании недоимок с должников, т.е. для рассмотрения налоговых споров возможен только судебный порядок.

Решение о взыскании может быть принято налоговым органом только после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате конкретного налога и не позднее 10 дней после истечения срока исполнения требования о его уплате. Оно должно быть доведено до сведения налогоплательщика налоговым органом в срок не позднее 5 дней после его вынесения. Решение о взыскании, принятое после истечения 10 дней, следующих за установленным сроком уплаты в требовании налогового органа, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.

Если налогоплательщик-должник не погасил свою задолженность перед бюджетом после направления ему требования налогового органа и доведения до него решения о взыскании, то налоговый орган вправе обратить взыскание на денежные средства налогоплательщика-должника, находящиеся на его счетах в кредитных организациях. Обращение взыскания на денежные средства налогоплательщика осуществляется путем направления в кредитные организации, в которых открыты счета последнего или налогового агента инкассовых поручений (распоряжений), на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.

Инкассовое поручение на перечисление налога, направляемое налоговым органом, должно содержать указание на те счета налогоплательщика или налогового агента, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению. При этом взыскание может обращаться на средства, находящиеся как на рублевых расчетных (текущих), так и (или) на валютных счетах.

Инкассовое поручение налогового органа на перечисление налога с рублевых счетов должно исполняться банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения поручения.

Следует отметить, что оформление упомянутых инкассовых поручений должно отвечать требованиям, содержащимся в Указаниях Банка России от 3.12.97 г. N 51-у "О введении новых форматов расчетных документов". В случае если их формат или заполнение будут отличаться от требований, содержащихся в вышеназванных Указаниях, они не должны приниматься кредитной организацией к исполнению.

Неясность в порядке применения вызывает содержание абз. 3 п. 5 ст. 46 Кодекса, согласно которому "взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика или налогового агента производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях".

Если ранее действовавшее законодательство допускало уплату налогов как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте, то начиная с 1999 г. согласно п. 3 ст. 45 Кодекса обязанность по уплате налога должна исполняться только в валюте Российской Федерации.

В письме Госналогслужбы России от 19.11.98 г. N ВК-6-09/843@ указано, что положение Кодекса об уплате налога в валюте Российской Федерации (рублях) распространяется на все категории налогоплательщиков, в том числе и на нерезидентов Российской Федерации. Иностранные юридические лица должны осуществлять уплату налогов в общеустановленном порядке, т.е. в рублях через уполномоченные банки Российской Федерации.

Можно предположить, что из содержания абз. 3 п. 5 ст. 46 Кодекса вытекает следующий порядок обращения взыскания на средства, находящиеся на валютных счетах налогоплательщика или налогового агента. Для взыскания задолженности в валюте, отличной от валюты Российской Федерации, руководитель или заместитель руководителя налогового органа должен направить банку поручение на продажу валюты, находящейся на счете налогоплательщика-должника, на сумму, эквивалентную сумме платежа в рублях, и одновременно выставить на соответствующий рублевый счет налогоплательщика-должника инкассовое поручение на сумму в рублях.

Банк, в котором находится валютный счет налогоплательщика-должника, должен самостоятельно рассчитать количество валюты, необходимое для продажи и погашения имеющейся у последнего задолженности, осуществить продажу валюты и перечислить вырученные денежные средства на рублевый счет налогоплательщика, на который выставлено инкассовое распоряжение налогового органа. При этом эти операции должны быть проведены банком не позднее двух операционных дней с момента поступления к нему упомянутых документов.

Хотелось бы отметить, что ранее действовавшие порядки взимания в бюджет недоимок по налогам и другим обязательным платежам, предусмотренные письмом Банка России от 5.04.94 г. N 83, Минфина России от 4.04.94 г. N 1-35 и Госналогслужбы России от 4.04.94 г. N НИ-4-13/44н и совместным письмом Госналогслужбы России от 13.08.94 г. N ВГ-4-13/94н, Минфина России от 13.08.94 г. N 104 и Банка России от 16.08.94 г. N 104 "Порядок применения положений Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей", содержали исчерпывающий и детализированный порядок обращения взыскания на валютные счета юридических лиц.

Пунктом 5 ст. 46 Кодекса установлено, что в период действия депозитного договора взыскание налогов с депозитных счетов налогоплательщика осуществляться не может. В это время налоговый орган вправе дать банку поручение (распоряжение) на перечисление по истечении срока действия договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика-должника, если к моменту истечения срока депозитного договора последним не будет исполнено направленное на его счет в банке поручение (распоряжение) на перечисление налога.

Упомянутое положение вызывает ряд вопросов. Во-первых, депозитные договоры при определенных условиях могут предусматривать их пролонгацию. В этом случае или в случае пролонгации депозитного договора путем заключения дополнительного соглашения банком и его клиентом нет никакой уверенности, что это не будет расценено налоговыми органами и арбитражными судами как уклонение от уплаты налогов. Аналогичная ситуация возникает в случаях вексельных схем и платежей за третьих лиц. Во-вторых, на банк возлагается не свойственная ему функция контроля за уплатой налогов и сборов третьими лицами. При недостаточности средств у налогоплательщика или налогового агента для исполнения обязательств по уплате налога в полном объеме, а также при отсутствии средств на его счетах поступившее в банк поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога должно исполняться банком по мере поступления денежных средств на эти счета.

Такое исполнение поручений должно осуществляться банком не позднее одного операционного дня со дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней со дня, следующего за днем каждого такого поступления на валютные счета. Исполнение такого поручения налогового органа не должно нарушать очередности платежей, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Следует иметь в виду, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента, а также при взыскании сбора, по уплате которого была предоставлена отсрочка или рассрочка, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или иного обязанного лица в порядке, предусмотренном Кодексом.

Статьей 31 Кодекса налоговым органам предоставлено право осуществлять контроль за исполнением кредитными организациями их поручений по списанию налогов. Налоговые органы вправе требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и иных обязанных лиц и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков и иных обязанных лиц сумм налогов и санкций за налоговые правонарушения, а также приостанавливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков и иных обязанных в порядке, предусмотренном Кодексом.

Согласно ст. 76 Кодекса приостановление операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в кредитных организациях применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора. Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, за исключением платежей, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

Решение о приостановлении операций по счетам в банке принимается руководителем или заместителем руководителя налогового органа, направившим требование об уплате налога, одновременно с вынесением решения о взыскании налога только в случае не исполнения налогоплательщиком в установленные сроки обязанности по уплате налога. Это решение должно быть направлено налоговым органом банку с одновременным уведомлением налогоплательщика способом, позволяющим подтвердить дату получения этого решения. Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке подлежит безусловному исполнению последним, при этом банк не несет ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком в результате приостановления его операций по решению налогового органа.

Следует отметить, что границы срока действия решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке четко установлены в Кодексе: с момента получения банком соответствующего решения налогового органа и до его отмены, но не более трех месяцев в календарном году.

Налоговый орган обязан отменить свое решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления ему документов, подтверждающих выполнение решения о взыскании налога.


В.Е. Пчелинцев,

начальник юридического отдела

АКБ "Лесбанк"



Журнал "Аудиторские ведомости"


Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ

Международный еженедельник "Финансовая газета"

Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"

Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.

Свидетельство о регистрации N 015676

Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.