Платежи за лицензирование деятельности в области пользования природными ресурсами (Пашин В.В., "Аудиторские ведомости" N 4, апрель 1999 г.)

Платежи за лицензирование деятельности в области
пользования природными ресурсами


Основным нормативным актом, установившим порядок лицензирования различных видов деятельности в настоящее время, является Федеральный закон от 25.09.98 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции Федерального закона от 26.11.98 г. N 178-ФЗ). Однако на отдельные виды деятельности, в том числе связанные с охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов, действие указанного Закона не распространяется. При этом в постановлении Правительства Российской Федерации от 24.12.94 г. N 1418 (с последующими изменениями и дополнениями) предусмотрено лицензирование отдельных видов деятельности, не указанных в Законе N 158-ФЗ, в том числе в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

Ниже рассмотрены конкретные виды платежей (сборов), связанных с лицензированием именно этих видов деятельности, а также формы санкций (включая финансовые), применяемых за различные нарушения лицензионных требований и условий.


Виды лицензионных сборов при пользовании
природными ресурсами


При пользовании объектами животного мира взимаются следующие сборы за выдачу долгосрочной лицензии:

за рассмотрение заявки на получение лицензии - 0,1 установленного законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ);

за оформление лицензии - 3,0 МРОТ.

Отдельно взимаются сборы за выдачу разрешения (распорядительной лицензии) на оборот диких животных:

за рассмотрение заявления на получение разрешения (распорядительной лицензии) - 0,1 МРОТ;

за выдачу лицензии в пределах 3-кратного МРОТ.

Аналогичные размеры сборов за рассмотрение заявления и за выдачу лицензии предусмотрены при лицензировании спортивного и любительского лова ценных видов рыбы, водных животных и растений.

Порядок уплаты указанных выше сборов и их размеры установлены в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 27.12.96 г. N 1574 "О порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира"; от 26.09.95 г. N 968 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по организации спортивного и любительского лова ценных видов рыб, водных животных и растений", а также приказа Минприроды России от 26.03.96 г. N 109 "О мерах по обеспечению выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1996 г. N 156".

Данные сборы поступают на счет специально уполномоченного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, выдавшего лицензию, и используются на оплату расходов, связанных с выдачей лицензии.

При геологическом изучении и пользовании недрами взимаются следующие сборы:

1. Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии. Определяется исходя из стоимости прямых затрат на подготовку и проведение конкурса.

2. Сбор за выдачу лицензии на право пользования недрами.

Определяется на основании специального сметного расчета исходя из расходов на конкурсы, оплату экспертов, разработку проектов лицензионных соглашений и т.п.

Первый и второй виды сборов направляются в органы, выдающие лицензии на пользование недрами.

3. Сбор за геологическое изучение недр. Взимается за прием, регистрацию, рассмотрение документов и выдачу лицензии. Устанавливается фиксированным, кратным МРОТ и составляет в зависимости от видов деятельности в коэффициентах кратности к МРОТ 10 или 15 за каждый конкретный вид деятельности.

Если необходимы продление, перерегистрация лицензии (в случае изменения условий действия лицензии) сбор взимается как за выдачу лицензии и направляется в органы, выдающие лицензии на геологическое изучение и использование недр.

Порядок уплаты указанных выше сборов и их размеры установлены в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.92 г. N 2395-1 "О недрах" (в редакции от 10.02.99 г.), Временной инструкцией о порядке организации и проведения работы по лицензированию видов деятельности, связанных с геологическим изучением и использованием недр" (см. приказ Роскомнедра от 8.11.95 г. N 131), Временной инструкцией о порядке взимания сбора за выдачу лицензий на право пользования недрами" (см. приказ Геолкома России от 30.12.92 г. N 210).

Сборы взимаются отдельно за каждый вид деятельности, подлежащей лицензированию, а именно геолого-съемочные работы, составление и издание карт геологического содержания (в том числе цифровых и электронных карт), геофизические (в том числе гравиметрические) работы по изучению земных недр, бурение скважин на воду (кроме бурения скважин на термальные воды) и геологоразведочных скважин на твердые полезные ископаемые.

Виды лицензионных сборов при осуществлении деятельности
по охране окружающей среды


Лицензированию подлежат виды деятельности, осуществляемые юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.96 г. N 168 утверждено Положение о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, которым предусмотрено, что рассмотрение заявления о выдаче лицензии и выдача лицензии осуществляются на платной основе. Платежи взимаются в фиксированных размерах по отношению к МРОТ. Установлены следующие размеры оплаты:

а) за рассмотрение заявления о выдаче лицензии - 0,1 МРОТ;

б) за выдачу лицензии (или ее копии) - в пределах 3-кратного МРОТ.

В случае проведения дополнительной (в том числе независимой) экспертизы и экологического аудирования связанные с этим расходы не включаются в фиксированную лицензионную плату.

Плата за рассмотрение заявления и за выдачу лицензии поступает в доход бюджета, за счет средств которого содержится лицензионный орган.

Сборы взимаются отдельно за каждый вид деятельности, подлежащей лицензированию, а именно за утилизацию, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов, материалов, веществ (кроме радиоактивных); проведение экологической паспортизации, сертификации, экологического аудирования; осуществление видов деятельности, связанной с работами (услугами) природоохранного назначения.

Здесь же следует отметить и такой специфический сбор, связанный с природоохранной деятельностью, как платеж за выдачу разрешений на определенные виды перевозок опасных отходов. Так, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 1.07.96 г. N 766 "О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов" приказом Госкомэкологии России от 4.03.98 г. N 127 утвержден по согласованию с Минфином России Порядок взимания и использования платы за выдачу разрешений на указанные транзитные перевозки:

за рассмотрение заявления плата взимается в размере 0,1 МРОТ;

за выдачу разрешения на трансграничную (транзитную) перевозку опасных отходов плата взимается в пределах 3 МРОТ.

Эта плата взимается в предварительном порядке. Документ, подтверждающий плату за рассмотрение заявления, представляется с заявлением, а документ, подтверждающий оплату выдачи разрешения на трансграничную (транзитную) перевозку опасных отходов, представляется заявителем до его получения.

Данные платежи направляются в доход федерального бюджета.

Следует отметить, что при пользовании другими природными ресурсами, например лесным фондом, также предусмотрено лицензирование этой деятельности (см. ст. 81 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.97 г. N 22-ФЗ), однако это положение Кодекса в настоящее время практически не реализовано. Поэтому право на различные виды пользования лесным фондом закрепляется в настоящее время в договорах аренды участка лесного фонда, лесорубочных билетах, ордерах и лесных билетах. Взимание платы за оформление указанных документов действующими нормативными актами не предусмотрено.


Об ответственности за нарушение лицензионных
требований и условий


Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.94 г. N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности" было предусмотрено (п. 14) разработать предложения о внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации, предусматривающие ответственность за осуществление деятельности без лицензии или с нарушением условий ее действия. Такая ответственность, например, предусмотрена Законом "О недрах": при самовольном пользовании недрами лица несут предусмотренную законодательством уголовную и административную ответственность (ст. 49). Этот же Закон является одним из немногих нормативных актов, установивших, что в лицензии должны быть отражены условия, связанные с платежами за пользование недрами (ст. 12). А распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.08.98 г. N 1214-р предусмотрено при определении размеров убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами, исходить из максимальных уровней соответствующих платежей.

Во исполнение данного распоряжения в совместном письме Госналогслужбы России от 7.10.98 г. N ВП-6-04/703 и Министерства природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) от 25.09.98 г. N ВБ-61/3852 конкретизировано, что при выявлении фактов пользования недрами без лицензии территориальными органами МПР России и Госналогслужбы России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации составляется акт по факту безлицензионного пользования. В акте указываются срок безлицензионного пользования недрами, объемы извлеченных полезных ископаемых и расчетная сумма убытка бюджетов всех уровней за весь период безлицензионного пользования. Предприятию, осуществляющему недропользование без лицензии, территориальным органом МПР России выдается предписание о приостановлении незаконной деятельности до получения в установленном порядке лицензии на пользование недрами.

Материалы о нарушении законодательства о недропользовании, связанные с безлицензионным пользованием недрами, территориальными органами МПР России передаются в правоохранительные и судебные органы. А взыскание убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами, для обеспечения взносов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты производится налоговыми органами в бесспорном порядке по решению суда.

Еще ранее на основе письма от 21.05.98 г. Госналогслужбы России N ВЗ-6-04/295 и МПР России N АН-61/2158 "О взаимодействии государственных налоговых инспекций по субъектам Российской Федерации и территориальных (региональных) органов МПР России" предусматривается, что органы МПР России представляют госналогинспекциям необходимые сведения о горнодобывающих предприятиях, физических лицах, осуществляющих самовольное (безлицензионное) пользование недрами, а налоговые инспекции, в свою очередь, представляют этим органам сведения о несоответствии лицензий на право пользования недрами действующему законодательству в части налогообложения и обязательных платежей за недропользование для их последующей приостановки или аннулирования.

В Законе Российской Федерации от 30.11.95 г. N 187-ФЗ (ред. от 10.02.99 г.) "О континентальном шельфе Российской Федерации" установлено, во-первых, что основанием для отказа выдачи лицензий на промысел могут быть неуплата или несвоевременная уплата заявителем долговых обязательств и, во-вторых, что заявители, ведущие промысел, обязаны своевременно вносить установленные платежи. Основанием для прекращения промысла (по существу это означает последующий отзыв лицензии) является в том числе невнесение в установленный срок платы за пользование живыми ресурсами.

Аналогичные нормы закреплены и в Законе Российской Федерации от 17.12.98 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации": лицензиаты обязаны своевременно вносить установленные платежи. Основаниями для прекращения промысла живых ресурсов являются невнесение в установленный срок платы за пользование живыми ресурсами, штрафов и сумм в возмещение вреда; неуплата налогов, сборов и других платежей в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды по представлению соответствующего налогового органа. Эти нарушения также могут явиться причинами для аннулирования соответствующей лицензии.

В связи с этим целесообразно отметить ст. 56.1 "Незаконная выдача лицензии (разрешения), а равно произвольное изменение условий выданной лицензии (разрешения) на осуществление деятельности на континентальном шельфе Российской Федерации" Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, в которой, в частности, предусмотрено, что при произвольном изменении условий выданной лицензии (разрешения) на региональное геологическое изучение, проведение буровых работ налагается штраф на должностных лиц до 200 МРОТ.

Конкретная ответственность предусмотрена и Законом Российской Федерации от 6.05.98 г. N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами": при пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии (п. 6 ст. 4).

В постановлении Правительства Российской Федерации от 28.08.92 г. N 632 предусмотрена похожая санкция: в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения (лицензии) на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная с применением пятикратного повышающего коэффициента при расчете платы.

За незаконное добывание объектов животного мира (т.е. без лицензии) утверждены несколько видов специальных такс для исчисления размера взыскания за ущерб. Например, постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.94 г. N 515 утверждены конкретные таксы для исчисления взыскания за ущерб, причиненный гражданами, юридическими лицами и лицами без гражданства уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов. Эти таксы установлены за один экземпляр животного (рыб, морских млекопитающих, водных беспозвоночных и др.) в размере, кратном МРОТ. Кроме того, применяются и таксы, утвержденные приказом Минприроды России от 4.05.94 г. N 126 "Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением объектов животного и растительного мира". Эти таксы также установлены в размере, кратном МРОТ как по отдельным видам, так и по группам животных.

В заключение приведем отдельные нормы статей Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающие как получение соответствующих лицензий при осуществлении определенных видов деятельности, так и ответственность за ведение деятельности без их оформления. Так, ст. 49 "Правоспособность юридического лица" предусмотрено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). И право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Статьей 61 предусмотрено, что ликвидация юридического лица может быть осуществлена по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии).

В соответствии со ст. 173 "Недействительность сделки юридического лица, выходящей за пределы его правоспособности" сделка, совершенная юридическим лицом, не имеющим лицензию на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности.


В.В. Пашин,

советник налоговой службы I ранга



Журнал "Аудиторские ведомости"


Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ

Международный еженедельник "Финансовая газета"

Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"

Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.

Свидетельство о регистрации N 015676

Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.