Налоговый кодекс Российской Федерации: налоговые правонарушения и ответственность за их совершение (Е.В.Малашин, Л.Н.Позняков, "Аудиторские ведомости", N 7, июль 1999 г.)

Налоговый кодекс Российской Федерации:
налоговые правонарушения и ответственность за их совершение


В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Данная норма Конституции Российской Федерации нашла свое отражение в законодательных актах о налогах и сборах, и прежде всего в Налоговом кодексе Российской Федерации (часть первая) (далее - Кодекс), принятом Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 16 июля 1998 г.

В Кодексе закреплены нормы, определяющие виды налоговых правонарушений, ответственность за их совершение, а также порядок привлечения к ответственности и производства по делам о налоговых правонарушениях. Понятие налогового правонарушения ранее отсутствовало в законодательстве о налогах. Конкретизация в Кодексе понятия налогового правонарушения, видов налоговых правонарушений и ответственности участников налоговых правонарушений за их совершение, несомненно, имеет большое практическое значение.


Налоговое правонарушение и ответственность


Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое Кодексом установлена ответственность (ст.106).

Понятие налогового правонарушения включает ряд составляющих. Это прежде всего виновно совершенное деяние. Так, виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Кодекс содержит исчерпывающий перечень видов противоправных налоговых правонарушений. Закрепленное в Кодексе понятие вины не исключает применения налоговой санкции за совершение по неосторожности налогового правонарушения, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействия) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения (ст.110).

Субъектами, к которым применяются меры ответственности согласно Кодексу, являются налогоплательщики (организации и индивидуальные предприниматели, физические лица), плательщики сборов, а также налоговые агенты. Одним из условий привлечения вышеуказанных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений является невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей, установленных Кодексом (ст.23).


Обязанности налогоплательщиков


Ниже приводится таблица соотношений обязанностей налогоплательщиков по уплате налогов, предусмотренных утратившим силу Законом Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и части первой Налогового кодекса Российской Федерации, вступившей в действие с 1 января 1999 г.


Закон Российской Федерации "Об
основах налоговой системы в
Российской Федерации" (утратил
силу).
Налоговый кодекс Российской Федерации
Статья 11. Обязанности
налогоплательщика
Статья 23. Обязанности
налогоплательщиков (плательщиков
сборов)
1. Налогоплательщик обязан:
1) своевременно и в полном
размере уплачивать налоги
1. Налогоплательщики обязаны:
1) уплачивать законно установленные
налоги
2) вести бухгалтерский учет,
составлять отчеты о
финансово-хозяйственной
деятельности, обеспечивая их
сохранность не менее пяти лет
2) вести в установленном порядке учет
своих доходов (расходов) и объектов
налогообложения, если такая
обязанность предусмотрена
законодательством о налогах
3) представлять налоговым органам
необходимые для исчисления и
уплаты налогов документы и
сведения
3) представлять в налоговый орган по
месту учета налоговые декларации по
тем налогам, которые они обязаны
уплачивать
4) выполнять требования
налогового органа об устранении
выявленных нарушений
законодательства о налогах
4) выполнять законные требования
налогового органа об устранении
выявленных нарушений законодательства
о налогах и сборах, а также не
препятствовать законной деятельности
должностных лиц налоговых органов при
исполнении ими своих служебных
обязанностей
5) вносить исправления в
бухгалтерскую отчетность в
размере суммы сокрытого или
заниженного дохода (прибыли),
выявленного проверками налоговых
органов
5) представлять налоговым органам и
их должностным лицам документы,
необходимые для исчисления и уплаты
налогов в случаях, предусмотренных
настоящим Кодексом
6) в случае несогласия с фактами,
изложенными в акте проверки,
проведенной налоговыми органами,
представлять письменные пояснения
мотивов отказа от подписания
этого акта
6) предоставлять налоговому органу
необходимую информацию и документы в
случаях и порядке, предусмотренных
настоящим Кодексом
7) в случае ликвидации
(реорганизации) юридического лица
. по решению собственника
(органа, им уполномоченного) либо
по решению суда сообщать
налоговым органам в 10-дневный
срок о принятом решении по
ликвидации (реорганизации)
7) в течение трех лет обеспечивать
сохранность данных бухгалтерского
учета и других документов,
необходимых для начисления и уплаты
налогов, а также документов,
подтверждающих получение дохода (для
организаций - также и произведенные
расходы) и уплаченные (удержанные)
налоги
8) другие обязанности 8) встать на учет в органах
Государственной налоговой службы
Российской Федерации, если такая
обязанность предусмотрена настоящим
Кодексом. Согласно п.3 ст.83 Кодекса
срок подачи заявления о постановке на
учет организации или индивидуального
предпринимателя определен в 10 дней
  9) нести иные обязанности,
предусмотренные законодательством о
налогах и сборах.
Налогоплательщики-организации и
индивидуальные предприниматели также
обязаны сообщать в налоговый орган по
месту учета: в пятидневный срок об
открытии или закрытии счетов; в
десятидневный срок после принятия
решения об изменении своего места
нахождения; в срок не позднее одного
месяца обо всех случаях участия в
российских и иностранных
организациях; также в срок не позднее
одного месяца со дня создания,
реорганизации или ликвидации
обособленных подразделений; в срок не
позднее трех дней со дня принятия
решения о прекращении своей
деятельности, объявления
несостоятельности (банкротстве),
ликвидации или реорганизации. По
общим правилам срок начинается на
другой день после принятия решения
или документа, устанавливающего его
Плательщики сборов обязаны уплачивать
законно установленные сборы, а также
нести иные обязанности, установленные
законодательством о налогах и сборах

Закон предусматривал неконкретизированные "другие обязанности" налогоплательщиков. В Кодексе эти "другие обязанности" обозначены более четко, кроме того, указан конкретный отрезок времени, в течение которого эти обязанности должны быть выполнены. Это, несомненно, будет оказывать дисциплинирующее воздействие на налогоплательщика.

Понятие налогового агента ранее отсутствовало в налоговом законодательстве. Данное понятие впервые раскрыто в Кодексе и закреплено в ст.24. Так, налоговыми агентами признаются лица, на которые возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые агенты, так же как и налогоплательщики, за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей несут ответственность, предусмотренную Кодексом.

За совершение налогового правонарушения к субъектам налоговых правонарушений (организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, налоговым агентам и сборщикам налогов), а также к банкам применяются налоговые санкции. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, которая применяется в виде денежных взысканий (штрафов), в размерах, предусмотренных статьями Кодекса, устанавливающих виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.

При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой (ст.114).

Кодексом установлена давность взыскания налоговых санкций налоговыми органами. В соответствии со ст.115 налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее трех месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела. При этом привлечение налогоплательщика или налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает их от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога (п.5 ст.108).

Наряду с применением налоговых санкций за налоговые правонарушения к должностным лицам предприятий, учреждений, организаций, а также к гражданам применяются административные меры воздействия за совершения административных правонарушений, указанных в п.12 ст.7 Закона РСФСР от 21.03.91 г. N 943-1 (ред. от 16.11.97 г.) "О Государственной налоговой службе РСФСР", а также в Указе Президента Российской Федерации от 23.05.94 г. N 1006 (ред. от 6.01.98 г.) "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей".


Принципы презумпции невиновности


Впервые в Налоговом кодексе Российской Федерации закреплен принцип презумпции невиновности, что, несомненно, не только является новой нормой в законодательстве о налогах, но и имеет большое значение при рассмотрении дела о налоговом правонарушении.

Статьей 108 Кодекса установлено следующее:

никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом;

никто не может быть привлечен повторно к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения;

каждый налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда;

налогоплательщик не обязан доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика в его совершении, возлагается на налоговые органы;

неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика в совершении налогового правонарушения толкуются в пользу налогоплательщика, при этом налогоплательщик вправе самостоятельно исправить ошибки, допущенные им при учете объекта налогообложения, исчисления и уплаты налога.

Особенно важными являются закрепленные в Кодексе обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения. Ранее при привлечении налогоплательщика к ответственности указанные обстоятельства не учитывались налоговыми органами для применения финансовых санкций. В связи с введением с 1 января 1999 г. Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган при рассмотрении вопроса о применении налоговой санкции к налогоплательщику за те или иные составы совершенных налоговых правонарушений обязан учитывать обстоятельства, указанные в ст.109 и 111.

Необходимо отметить, что выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных указаний и разъяснений, данных уполномоченным органом или их должностным лицом в пределах их компетенции, является одним из обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения (ст.111).

Кодексом установлены обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст.109) и обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения (ст.111).

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при:

отсутствии события налогового правонарушения;

отсутствии вины лица в совершении налогового правонарушения;

совершении деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния 16-летнего возраста;

истечении сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, принимаются:

совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;

совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;

выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных указаний и разъяснений, данных налоговым органом или их должностными лицами в пределах их компетенции;

наличие обстоятельств, указанных в п.1 ст.111.

В ст.112 закреплены обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения:

совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

иные обстоятельства, которые налоговым органом или судом могут быть признаны смягчающими ответственность. Необходимо отметить, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Кодекса за совершение налогового правонарушения (ст.114).

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

Статьей 112 установлено, что лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции.

Несомненно, одним из важных условий, закрепленных в Кодексе, является давность привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Так, лицо не может быть привлечено за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).


Ответственность за нарушение срока постановки на учет


Круг обязанностей и прав налогоплательщиков в Кодексе значительно расширен по сравнению с предусмотренными в Законе N 2118-1. Общим положением для применения налоговых санкций, предусмотренных в Кодексе, является невыполнение обязанностей налогоплательщиками либо участниками налоговых правонарушений. В соответствии со ст.23 Кодекса налогоплательщик обязан встать на учет в органах Госналогслужбы России (ныне МНС России) в сроки, установленные в ст.83 Кодекса. Ответственность налогоплательщиков за нарушение срока постановки на учет в налоговых органах предусмотрена ст.116 Кодекса.

За уклонение от постановки на учет в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя (т.е. осуществление указанными субъектами деятельности без постановки на учет в налоговом органе в течение более 90 дней со дня истечения установленного ст.83 Кодекса срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе) к хозяйствующим субъектам согласно ст.117 Кодекса применяются налоговые санкции в виде штрафа в размере 10% доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 000 руб.


О представлении сведений об открытии и закрытии счета в банке


Каждый налогоплательщик (организация или индивидуальный предприниматель) обязан сообщать в налоговый орган по месту постановки на учет об открытии или закрытии счетов в пятидневный срок (ст.23). Если указанными субъектами данная обязанность не выполнена, т.е. нарушен срок о представлении в налоговый орган информации об открытии и закрытии ими счета в банке (если это не повлекло за собой недоплат налогов), а также если данные действия повлекли за собой неуплату налогов, к налогоплательщикам применяются налоговые санкции в виде штрафа в размере 5000 руб. и 10% от общей суммы денежных средств, поступивших на счет за период задержки представления или непредставления сведений об открытии этого счета.


Представление налоговой декларации или иных документов


Значительное количество документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, представляются в налоговые органы налогоплательщиками с нарушением установленных законодательством сроков. Имеет место уклонение от их представления. В статьях 119 и 121 Кодекса предусмотрена ответственность за нарушение срока представления налоговой декларации или иных документов, а также за нарушение правил ее составления. Так, налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках дохода, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика на бланке установленной формы.

Ответственность согласно п.3 ст.119 в виде взыскания в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ наступает за действие со стороны налогоплательщика или обязанного лица за нарушение установленного срока представления в налоговые органы предусмотренных Кодексом и иными законодательными актами о налогах и сборах документов и (или) иных сведений.

Другими основаниями для применения налоговой санкции являются:

заявление налогоплательщика или иного обязанного лица об отказе должностному лицу налогового органа, проводящему налоговую проверку, представить имеющиеся у налогоплательщика или иного обязанного лица документы и (или) иные сведения, необходимые для проведения в установленном порядке такой проверки;

уклонение от представления указанных документов и (или) иных сведений.

Нарушение правил составления налоговой декларации, как отмечалось ранее, влечет ответственность, предусмотренную ст.121, - взыскание штрафа в размере 5000 руб.

Вместе с тем при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполного отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию. При этом если заявление о дополнении и изменении налоговой декларации производится до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи заявления.

Налогоплательщик может быть также освобожден от ответственности, предусмотренной ст.121, на основании его заявления о дополнении и изменении налоговой декларации, если оно сделано им по истечении срока подачи декларации, но до истечения срока уплаты налога, а также если указанное заявление было сделано до момента вручения акта налоговой проверки, выявившей следующие обстоятельства: неотражение или неполное отражение сведений, а также ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате.

Кроме того, если заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается по истечении срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, но до момента вручения налогоплательщику акта налоговой проверки, выявившей вышеуказанные обстоятельства, и если он уплатил недостающую сумму налога и пени, то налогоплательщик освобождается от ответственности.


Учет доходов (расходов) и объектов налогообложения


В соответствии со ст.23 налогоплательщик обязан вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения. В случае невыполнения данной обязанности налогоплательщик несет ответственность по ст.120. Квалифицирующим признаком данной статьи является грубое нарушение организацией правил учета доходов (расходов) и объектов налогообложения, если указанные деяния совершены в течение одного или более одного налогового периода и если указанные действия повлекли занижение дохода.

Под грубым нарушением правил учета доходов (расходов) и объектов налогообложения следует понимать отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

В соответствии со ст.55 под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. При ликвидации (реорганизации) организации до конца календарного года последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации). Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого года, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации). В отношении организаций, созданных в день, попадающий в период времени с 1 по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидированных (реорганизованных) раньше следующего календарного года, следующего за годом создания, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации.


Непредоставление налоговому органу сведений о налогоплательщике


В пределах компетенции, предоставленной налоговым органам, должностными лицами этих органов осуществляется налоговый контроль в форме: проведения проверок, получения объяснений от налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах. Так, налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или иного обязанного лица документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основанием для начисления и уплаты налогов (ст.31).

За непредоставление налоговому органу сведений о налогоплательщике в ходе проведения налогового контроля к организациям применяются налоговые санкции (ст.126). За отказ предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, проводящего налоговую проверку, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями налагается штраф в размере 5000 руб.

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика (иного обязанного лица) необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о предоставлении документов, обязано их направить или выдать налоговому органу в 5-дневный срок. За отказ налогоплательщика (иного обязанного лица) от предоставления документов и предметов по запросу налогового органа, а равно непредоставление их в установленный Кодексом срок влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб. (ст.117).


Неуплата или неполная уплата сумм налога


Еще одним видом налогового правонарушения является неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налогооблагаемой базы или неправильного исчисления налога по итогам налогового периода, выявленные при выездной налоговой проверке налоговым органом, а также совершение тех же действий умышленно (ст.122).

Ответственность по данной статье в виде штрафа в размере 20% неуплаченной суммы налога наступает в случае, если вышеуказанные нарушения были выявлены в ходе выездной налоговой проверки. Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя) налогового органа не чаще одного раза в год и не может продолжаться более двух месяцев. Так, в соответствии со ст.122 в случае неуплаты или неполной уплаты суммы налога в результате занижения налогооблагаемой базы или неправомерного исчисления налога по итогам налогового периода, выявленных при выездной налоговой проверке налоговыми органами, с налогоплательщика взыскивается штраф в размере 20% неуплаченной суммы налога, а в случае совершения налогоплательщиком тех же действий умышленно - штраф в размере 40% неуплаченной суммы налога.


Кодексом предусмотрена ответственность налогового агента за невыполнение возложенных на него обязанностей. Налоговыми агентами признаются лица, на которые в соответствии с Кодексом возложена обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Невыполнение налоговым агентом возложенных на него законодательством о налогах и сборах обязанностей по удержанию с налогоплательщика и (или) перечислению в бюджет удержанных сумм налога влечет взыскание штрафа в размере 20% суммы, подлежащей удержанию и перечислению (ст.123).


Доступ должностного лица на территорию или в помещение


В соответствии со ст.31 Кодекса налоговым органам предоставлено право осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для увеличения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Доступ на территорию или в помещение налогоплательщика должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и постановления руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика.

При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на указанные территории или в помещения (кроме жилых помещений) руководителем проверяющей группы (бригады) составляется акт, подписывается им и налогоплательщиком, на основании которого налоговый орган вправе самостоятельно определять суммы налогов, подлежащих уплате в соответствии с оценкой имеющихся у него данных о налогоплательщике. При отказе налогоплательщика подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись. За незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение налогоплательщика или иного обязанного лица (кроме жилых помещений) взыскивается штраф в размере 5000 руб. (ст.124).


Порядок владения, пользования и (или) распоряжения
при аресте имущества


Согласно ст.72 Кодекса одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов является арест имущества налогоплательщика. Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком в установленные сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налоговых и таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика принимается руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа в форме соответствующего постановления. Арест имущества производится с санкции прокурора, с участием понятых, с составлением протокола об аресте имущества.

Отчуждение (за исключением произведенного под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускаются.

Несоблюдение налогоплательщиком или налоговым агентом установленного порядка владения, пользования и/или распоряжения имуществом, на которое наложен арест, влечет взыскание с указанных лиц штрафа в размере 10 000 руб. (ст.12).


Отказ от участия в проведении налоговой проверки


Впервые в Кодексе закреплены нормы о праве налоговых органов вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля, а также на основании письменного уведомления вызывать в налоговые органы налогоплательщиков и иных обязанных лиц для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими налогов. Порядок вызова свидетелей, а также перечень лиц, которые не подлежат вызову в качестве свидетеля, регламентируется ст.90. Так, в случае неявки либо уклонения от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, а также от дачи показаний, а равно дачи заведомо ложных показаний применяются налоговые санкции, предусмотренные ст.128 Кодекса.

Для участия в налоговых проверках (выездных налоговых проверках) в необходимых случаях налоговым органам предоставлено право привлекать экспертов, переводчиков или специалистов. Полномочия указанных лиц, порядок их привлечения к проведению проверки регламентируются ст.95, 96, 97 Кодекса. За отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, а также за дачу экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода к указанным лицам применяются налоговые санкции.

С дальнейшим развитием налогового законодательства ряд положений Кодекса об ответственности за совершение налоговых правонарушений будет изменен либо дополнен, но, бесспорно, останутся положения о выполнении обязанностей налогоплательщиками. Их добросовестное выполнение исключает применение налоговых санкций.


Е.В.Малашин,

инспектор налоговой службы I ранга


Л.Н.Позняков,

инспектор налоговой службы I ранга


Журнал "Аудиторские ведомости"


Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ

Международный еженедельник "Финансовая газета"

Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"

Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.

Свидетельство о регистрации N 015676

Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.