Внутренний аудит в организации (В.В.Бурцев, "Аудиторские ведомости", N 7, июль 1999 г.)

Внутренний аудит в организации


Этические нормы и профессиональные стандарты
в сфере внутреннего аудита


В экономически развитых государствах внутреннему аудиту уделяется такое же пристальное внимание, как и внешнему аудиту. Но если можно сказать, что становление внешнего аудита в России уже состоялось, то отечественный внутренний аудит и в профессиональном, и в законодательном, и в институциональном аспектах сегодня находится еще в "зачаточном" состоянии. В настоящее время усиливается взаимодействие внешнего и внутреннего аудита. В связи с этим возникает необходимость разработки системы критериев оценки последнего. В данной статье мы хотели бы кратко осветить вопросы эффективности отечественного внутреннего аудита, решать которые сейчас приходится как ученым, так и специалистам-практикам.

Международный институт внутренних аудиторов (Institute of Internal Auditors, США) определяет внутренний аудит как независимую деятельность по проверке и оценке работы организации в ее интересах*(1). В Перечне терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности*(2), одобренных Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, внутренний аудит трактуется как организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. В целях взаимодополнения вышеуказанных определений (отражающих американскую и российскую учетные школы) целесообразно их логически совместить. В результате получим, что внутренний аудит - это регламентированная внутренними документами организации деятельность по контролю звеньев управления и различных аспектов функционирования организации, осуществляемая представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации (общему собранию участников хозяйственного товарищества или общества или членов производственного кооператива, наблюдательному совету, совету директоров, исполнительному органу). Цель внутреннего аудита - помощь органам управления организации в осуществлении эффективного контроля над различными звеньями (элементами) системы внутреннего контроля. Под главной задачей внутренних аудиторов следует понимать обеспечение удовлетворения потребностей органов управления в части предоставления контрольной информации по различным интересующим их вопросам. Под общей же функцией внутренних аудиторов следует понимать:

оценку адекватности систем контроля, т.е. осуществление проверок звеньев управления (контроля), предоставление обоснованных предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления;

оценку эффективности деятельности, т.е. осуществление экспертных оценок различных сторон функционирования организации и предоставление обоснованных предложений по их совершенствованию. Деятельность внутренних аудиторов для органов управления организацией имеет информационное и консультационное значение.

Администрация разрабатывает политику и процедуры контроля организации. Однако персонал может не всегда их понимать или не всегда их выполнять. Менеджеры не имеют достаточного времени проверить уровень этого выполнения и своевременно обнаружить недостатки. Помощь внутренних аудиторов состоит в обеспечении защиты от ошибок и злоупотреблений, определении "зон риска" и возможностей устранения будущих недостатков. Другими словами, внутренние аудиторы помогают идентифицировать и устранить слабые места в системах управления, а также найти нарушенные принципы управления. Все эти действия дополняются обсуждениями с высшими органами управления организацией, с тем чтобы определить процедуры внутреннего аудита. Таким образом, органы управления организацией пользуются услугами внутренних аудиторов как дополнительными ресурсами, помогающими им осуществлять свои функции.

Зарубежные специалисты используют различные термины для обозначения отдельных направлений внутреннего аудита. Наибольшее распространение получило выделение трех видов внутреннего (а также внешнего) аудита: операционный аудит (управленческий аудит), аудит на соответствие, аудит финансовой отчетности. При этом аудит финансовой отчетности, как правило, проводится внешними аудиторами, тем не менее финансовая отчетность может проверяться и внутренними аудиторами по заказу администрации.

Приведенная классификация довольно упрощена. Если же рассматривать внутренний аудит более детально, можно выделить следующие его виды:

функциональный (межфункциональный) аудит систем управления;

организационно-технологический аудит систем управления;

всесторонний аудит системы управления организацией;

аудит видов деятельности;

аудит на соответствие.

В рамках последнего могут быть выделены аудит на предмет соответствия каким-либо конкретным требованиям или предписаниям и аудит на предмет соответствия общей целесообразности.

Итак, функциональный аудит систем управления проводится для оценки производительности и эффективности в любом функциональном разрезе. К нему относятся, например, аудиторские проверки каких-либо операций, проводимых подразделением (должностным лицом) в разрезе своих функций. При межфункциональном внутреннем аудите качество исполнения различных функций (например, функций производства и реализации продукции) оценивается в их взаимосвязи и взаимодействии. Организационно-технологический аудит систем управления выражает проводимый органом внутреннего аудита контроль разнообразных звеньев управления на предмет их организационной и/или технологической (т.е. в плане оценки совокупности применяемых способов, приемов, технологий управления, осуществляемых процедур) целесообразности (рациональности). Аудит видов деятельности предполагает объективное обследование и всесторонний анализ определенных видов деятельности, областей бизнеса или бизнес-проектов с целью выявления возможностей улучшения хозяйственной деятельности. Кроме того, внутренними аудиторами может проводиться более глубокий контроль организации, который выражается в совокупности организационно-технологического и функционального аудита систем управления, аудита видов деятельности, а также аудита элементов и процессов, связывающих организацию с внешней средой, например системы внешних профессиональных связей, имиджа, общественных связей и др. Здесь определяются все сильные и слабые стороны деятельности организации, оцениваются устойчивость ее положения в социальных системах более высокого порядка, а также перспективы ее развития. Такие контрольные мероприятия, осуществляемые внутренними аудиторами, относятся к всестороннему аудиту системы управления организацией.

Аудит на соответствие предписаниям выражает процедуры аудиторского контроля на предмет соблюдения:

установленных внешними полномочными органами законов, подзаконных актов, стандартов (правил, методик);

предписанных органами управления формальных правил, заданий и т.п.

Аудит на соответствие целесообразности выражает процедуры аудиторского контроля деятельности должностных лиц (субъектов управления) на предмет целесообразности (рациональности, разумности, обоснованности, полезности) ее продуктов (принятых решений).

Координация деятельности и взаимное сотрудничество органов внутреннего и внешнего аудита, а также государственного контроля позволяют исключить дублирование в контроле хозяйствующих субъектов. Например, от эффективности внутреннего аудита зависят объем работ, а следовательно, и стоимость внешнего аудита. Перед составлением плана проведения проверки внешние аудиторы выясняют степень влияния работы внутренних аудиторов на объем и структуру внешней проверки. Для этого, оценив положение о подразделении внутреннего аудита, а также соответствующие внутрифирменные кодекс этики и стандарты профессиональной деятельности с позиции целесообразности (т.е. насколько они могут обеспечить гарантии результатов деятельности внутренних аудиторов при их соблюдении), внешние аудиторы определяют степень соответствия им фактической деятельности внутренних аудиторов, воздействие результатов внутреннего аудита на совершенствование внутрифирменного управления, оценивают качество и эффективность работы внутренних аудиторов. Последнее, в частности, предполагает:

проведение обзора планов и программ внутреннего аудита;

ознакомление с распоряжениями по внутреннему аудиту;

изучение рабочих документов и отчетов внутреннего аудита;

проверку мероприятий по устранению выявленных в процессе внутреннего аудита ошибок и злоупотреблений (существенным аргументом в пользу качественной работы внутренних аудиторов является принятие действий по результатам их отчетов со стороны органа управления организацией);

оценку системы контроля качества внутреннего аудита;

оценку кадровой политики в отношении внутренних аудиторов (ознакомление с их личными делами, квалификационными аттестатами, программами профессиональной подготовки).

В связи с расширением практики привлечения рабочих документов внутреннего аудита, а также самих внутренних аудиторов для оказания непосредственной помощи внешнему аудиту возникает необходимость в определении критериев оценки внутреннего аудита*(3). Среди таких критериев, на наш взгляд, должны быть этические нормы и профессиональные стандарты внутреннего аудита, так как их соблюдение гарантирует высокое качество внутреннего аудита.

Кодекс этического поведения дает соответствующие рекомендации, устанавливает критерии поведения, специфические для данной профессии. С точки зрения определенной профессии этический кодекс является декларацией твердых норм поведения и содействует выполнению этих норм. Без этого стала бы невозможна профессиональная дисциплина. Стоит отметить, что многие зарубежные профессиональные организации также предписывают своим членам в конце года предоставлять устный или письменный отчет о соблюдении норм профессионального поведения. Доверие же высокому качеству оказываемых профессиональных услуг возникает тогда, когда в рамках данной профессии существуют стандарты профессиональной деятельности.

Стандарты внутреннего аудита формулируют единые базовые установки, определяющие нормативные требования к качеству и надежности внутреннего аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов деятельности внутренних аудиторов при их соблюдении. Кодекс этики и стандарты внутреннего аудита, естественно, должны приниматься высшим органом управления деятельностью внутренних аудиторов. За рубежом таким органом управления является созданный в 1941 г. в США и в настоящее время имеющий более 180 отделений по всему миру Международный институт внутренних аудиторов. В России же на данном этапе развития российских коммерческих структур в условиях системного кризиса экономики формируются лишь предпосылки для создания такого рода организации. Стоит отметить, что на начальном этапе становления внутреннего аудита в России и кодекс профессиональной этики, и стандарты профессиональной деятельности внутреннего аудита должны разрабатываться локально, т.е. на каждом отдельном предприятии при наличии службы внутреннего аудита. В дальнейшем, при организации в России аналога Международного института внутренних аудиторов (например, им может быть российский институт внутренних аудиторов со статусом общественной организации, созданной для управления деятельностью внутренних аудиторов), эти положения будут разрабатываться в централизованном порядке.

Безусловно, при разработке кодекса этики и стандартов внутреннего аудита можно опираться на опыт зарубежных коллег, но, как нам представляется, их положения в полной мере не могут являться "идеальным образцом", а должны быть критически оценены и переработаны. Ниже предлагаются положения, которые могут являться основой для разработки кодекса этики и профессиональных стандартов внутреннего аудита. Любой этический кодекс должен состоять из общих формулировок, описывающих идеальные формы поведения (к которым должны стремиться профессионалы), и конкретных правил поведения (которые должны выполняться каждым профессионалом). Кодекс профессиональной этики внутренних аудиторов должен включать этические принципы внутреннего аудита и основные правила поведения внутренних аудиторов.


Этические принципы внутреннего аудита


К таким принципам относятся независимость, объективность, лояльность, ответственность, конфиденциальность.

Независимость помогает внутренним аудиторам исполнять аудит беспристрастно и выражать объективные суждения. Каждый внутренний аудитор в своих суждениях должен быть независим как от своих коллег, включая главного внутреннего аудитора, так и от других работников организации, включая управленческий персонал. Нелишне отметить, что внутренние аудиторы не должны получать от работников или клиентов (партнеров по бизнесу) организации что-либо ценное (подарки и т.п.), которое может ослабить степень их независимости.

Принцип объективности напрямую вытекает из принципа независимости. Объективность требует, чтобы внутренние аудиторы выполняли свою работу независимо, квалифицированно и честно. При составлении отчетов о результатах проверок внутренний аудитор должен четко отделять факты от домыслов. Внутренний аудитор должен отказываться от проведения проверок в случае нахождения на руководящих должностях проверяемого подразделения организации лиц, состоящих с ним в родственных отношениях. Внутренний аудитор не должен ставить самого себя или быть поставлен управляющими в ситуации, в которых он не будет в состоянии дать объективное заключение.

Лояльность внутренних аудиторов означает, что они не должны быть сознательно вовлечены в нелегальную или ненадлежащую деятельность, участвовать в действиях или деятельности, которые могут дискредитировать профессию внутреннего аудитора или же их организацию, вызвать конфликт интересов, нанести ущерб (прямой или косвенный) организации или же ущерб их способности быть объективными. Отдел (подразделение) внутреннего аудита должен быть самостоятелен, независим и нейтрален по отношению к уровням управления, на которых принимаются решения. Это позволяет предотвратить возможность его участия в борьбе за распределение власти в организации.

Ответственность предполагает готовность внутреннего аудитора выполнять работу лишь в пределах своих возможностей и профессиональной компетенции, а также нести ответственность не только за свои действия, но и в целом за неадекватную деятельность подразделения внутреннего аудита, даже если его личная провинность отсутствует. Внутренние аудиторы должны стараться постоянно повышать свой профессиональный уровень, эффективность и качество своих услуг.

Конфиденциальность означает, что внутренние аудиторы должны быть осторожны в вопросах применения информации, приобретенной в процессе выполнения своих функций. Они не должны использовать конфиденциальную информацию ни в своих личных, ни в каких-либо иных целях. Кроме того, они не должны использовать служебные отношения в своих личных целях. Здесь следует отметить, что, передавая все документы, связанные с проведением проверок, лицу, уполномоченному принимать решения, внутренние аудиторы не должны хранить вне специально отведенных мест ни копий, ни черновых записей, ни какой-либо информации на любых носителях.

Этические принципы внутреннего аудита должны быть дополнены правилами поведения внутреннего аудитора в конкретных ситуациях. Эти правила должны быть достаточно обоснованны и четко описаны, чтобы исключить возможность их двоякого толкования.


Профессиональные стандарты внутреннего аудита


Основой внутреннего аудита, руководящим правилом в работе внутренних аудиторов являются стандарты профессиональной деятельности. По нашему мнению, если не соблюдены эти стандарты, то функционирование отдела внутреннего аудита не будет соответствовать своей главной цели, а следовательно, будет не эффективным и нецелесообразным.

В соответствии с системным подходом стандарты, как нам представляется, должны содержать следующие разделы: "Независимость", "Профессионализм", "Осуществление внутреннего аудита", "Управление внутренним аудитом". В каждом из разделов есть подразделы.

Независимость означает, что внутренние аудиторы независимы, когда они могут выполнять свою работу свободно (беспристрастно) и объективно. Независимость внутреннего аудитора определяется оргстатусом (т.е. функциями и подчинением) отдела внутреннего аудита, правами и обязанностями внутреннего аудитора, в том числе доступом к высшему руководству. Следовательно, в раздел "Независимость" должны быть включены следующие стандарты*(4).

1. Организационный статус отдела внутреннего аудита. Орган внутреннего аудита не должен быть подотчетен исполнительным органам управления. В противном случае нарушается объективность внутреннего аудитора при проверке деятельности лиц, если он находится в их подчинении. Организационный статус должен быть достаточным для гарантии широкого поля действия внутренних аудиторов, адекватного обсуждения и эффективных действий по результатам и рекомендациям аудита.

2. Права и обязанности внутреннего аудитора*(5). Внутренний аудитор должен быть независим от тех лиц, чью работу он проверяет.

Например, результаты проверки, проведенной внутренним аудитором, должны оцениваться как менее объективные, если оплата его труда каким-то образом зависит от итогов деятельности, которую осуществляют объекты проверки. Внутренний аудитор не должен обладать правом требовать исполнения своих рекомендаций (предложений), а также не должен быть ответственным за организацию их внедрения и последствия этого внедрения. Кроме того, внутренний аудитор не должен принимать участие в корректировке обнаруженных им отклонений и нести ответственность за исполнение этой корректировки. В противном случае последующий контроль этих объектов потеряет свою объективность, так как аудитору придется проверять результаты своего же труда либо осуществления своих же рекомендаций (предложений). Кстати, снижение уровня объективности неизбежно, если внутренние аудиторы выполняют аудит деятельности, в которой они имеют (или имели) функции не только аудиторского характера. Поэтому при планировании аудита данная ситуация должна быть обсуждена с соответствующим руководством, с тем чтобы специалисты, задействованные в подразделении внутреннего аудита, не назначались бы на проверку того объекта, в котором они работают или работали.

Внутренние аудиторы должны опираться на поддержку органов управления организацией, чтобы иметь возможность действовать вне поля столкновений интересов. Главный внутренний аудитор (начальник отдела) должен иметь прямую связь с советом директоров (органом управления) для решения всех необходимых вопросов. Для формирования и представления органам управления контрольной информации внутреннему аудитору в свою очередь требуется качественная информация о реальном состоянии или действии аудируемого объекта (информационное обеспечение системы внутреннего контроля). Степень весомости данных должна определяться самим внутренним аудитором. В особых случаях, например в случаях строгой конфиденциальности (секретности) информации, внутренний аудитор должен обосновать перед органом управления необходимость ее для работы. Кроме того, следует получить официальное разрешение на то, чтобы требовать ее у ответственных лиц. Внутренний аудитор должен иметь формальное право доступа к требуемой для контроля информации независимо от носителя, стадии формирования или прохождения, в том числе к проектам документов, черновым и беловым схемам, справкам, расчетам и т.п. Ему должно предоставляться также право беспрепятственного вхождения во все служебные помещения, кассы, склады, кладовые, цехи, участки и т.п., предназначенные для хранения ценностей, а также право их опечатывать, требовать проведения инвентаризаций. Внутренний аудитор вправе требовать у сотрудников письменных и устных объяснений по любым интересующим его вопросам, которые имеют отношение к его непосредственной работе. Порядок действий внутреннего аудитора при получении информации у сотрудников других отделов должен быть регламентирован, с тем чтобы внутренний аудитор не препятствовал и не мешал исполнению этими сотрудниками своих должностных обязанностей. Аналогично внутренний аудитор должен работать с внешними источниками.

Профессионализм предполагает, что внутренний аудитор имеет определенный уровень подготовки, опыта и квалификации, умеет распознать и оценить отклонения, исполнять свои обязанности в соответствии с этическим кодексом. Следующие основные стандарты внутреннего аудита могут относиться к разделу "Профессионализм".

1. Компетентность внутреннего аудитора. Внутренний аудитор должен обладать необходимыми знаниями, мастерством (умением, опытом) и дисциплиной для надлежащего выполнения своих функций. Главный внутренний аудитор (начальник отдела) при согласовании с руководством организации должен установить критерии образования и практических навыков, необходимых для каждой должности, связанной с внутренним аудитом. Внутренний аудитор должен своевременно распознать и достаточно точно оценить отклонения (в том числе потенциальные проблемы), уметь успешно применить знания в кризисных ситуациях (столкновение интересов и т.п.) и стремиться выйти из них без привлечения дополнительной помощи. Когда внутренний аудитор подозревает неправильные действия, соответствующие должностные лица организации должны быть своевременно проинформированы. Внутренний аудитор должен также соблюдать профессиональную осторожность, т.е. избегать неправильных действий, ошибок, упущений, неэффективности, расточительства и конфликта интересов.

Очевидно, что начальник отдела внутреннего аудита - это наиболее квалифицированный специалист, обладающий разносторонними знаниями и навыками. Для оптимального решения своих задач главный внутренний аудитор (кроме владения аудиторскими стандартами, методами, приемами) должен обладать знаниями в области бухгалтерского учета, налогового права, экономики, финансового менеджмента. Он должен быть в определенной мере юристом, маркетологом, управленцем, персоналоведом. Он также должен разбираться в компьютерной технике и технологии. Компетенция главного внутреннего аудитора должна охватывать понимание задач, поставленных высшим руководством перед организацией, возможностей и потребностей коллектива.

2. Соответствие кодексу этики. Индивидуальные решения, суждения, мнения внутреннего аудитора должны соответствовать этическому кодексу, так как иначе его профессионализм, честность и правдивость могут быть подвергнуты сомнению.

3. Взаимоотношения с пользователями услуг. Внутренние аудиторы должны поддерживать нормальные деловые отношения как между собой, так и с проверяемым персоналом, руководством организации, а также с внешними контролерами (внешними и государственными аудиторами). Следует использовать эффективные средства коммуникации, уметь общаться и в устной, и в письменной форме на уровне, позволяющем четко выражать свои мнения. Все формулировки должны быть ясными, точными и лаконичными, логически правильно построенными и не допускать двоякого их толкования. Внутренние аудиторы должны быть хорошо знакомы с прикладными отраслями психологии, такими, как мотивация проверяемого персонала, бихевиоральные аспекты системы внутреннего контроля (влияние контроля на поведение индивидуумов) и др.

4. Непрерывное обучение. В целях поддержания своего профессионализма внутренние аудиторы должны вести непрерывную профессиональную подготовку, постоянно поддерживать необходимый уровень знаний путем прохождения различных профессиональных семинаров, курсов, участия в конференциях, научно-практической работе, ознакомления с новейшей литературой, обучения по домашним программам. В отделе внутреннего аудита необходимо наладить систему обсуждения новых законодательных и нормативных актов, свежих новостей и актуальных вопросов, имеющих отношение к деятельности организации. Уровень знаний аудитора подтверждается сдачей соответствующих квалификационных экзаменов.

Осуществление внутреннего аудита включает стандарты, регулирующие конкретные направления и отдельные стадии внутреннего аудита. Направления аудита зависят от целей создания отдела, размеров, оргструктуры, масштабов и видов деятельности организации, количества и региональной неоднородности месторасположения ее обособленных подразделений или дочерних компаний и т.д. В стандартах, регулирующих осуществление внутреннего аудита по конкретным направлениям, должны быть освещены соответствующие методики с указанием целей и задач различных видов проверок (например, проверка качества управленческой информации; проверка соответствия политике, планам и процедурам, нормативным актам; проверка сохранности и эффективного использования ресурсов; проверка соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и др.), объектов и предметов данных проверок, методов проверок, рабочих и отчетных документов внутреннего аудита, возможных видов ошибок и нарушений, последовательности работ и порядка действий внутренних аудиторов (в том числе при возникновении нестандартных и конфликтных ситуаций).

Стандартами, связанными со стадиями осуществления внутреннего аудита, могут быть "планирование внутреннего аудита", "проведение процедур сбора, систематизации, документирования, анализа и оценки информации о состоянии объекта внутреннего аудита", "отчет по результатам внутреннего аудита", "доведение результатов внутреннего аудита до заинтересованных лиц и последующие действия".

1. В стандарте "планирование внутреннего аудита" указываются наиболее общие требования к составлению планов и программ внутреннего аудита. Главный внутренний аудитор (начальник отдела) руководит составлением генеральных (или годовых) планов деятельности отдела внутреннего аудита и аудиторских программ. Генеральные планы деятельности должны включать, как минимум, направления, сроки и объемы работ внутреннего аудита, необходимые кадровые, финансовые и иные ресурсы. Программа внутреннего аудита представляет собой документально оформленный план реализации определенных контрольных мероприятий, в котором указаны цели, задачи и объекты контроля, источники информации, последовательность и сроки осуществления работ, требуемые ресурсы, состав исполнителей, порядок действий. При планировании внутреннего аудита важно ориентироваться на минимум затрат и максимум эффекта, учитывать упущенную выгоду от альтернативного вложения средств. Необходимо также отметить, что программы должны носить конфиденциальный характер во избежание подтасовок фактов со стороны лиц, деятельность которых намечено проверять.

2. Стандарт "проведение процедур сбора, систематизации, документирования, анализа и оценки информации о состоянии объекта внутреннего аудита" обеспечивает надежные гарантии того, что аудиторская объективность поддерживается и цели аудита выполняются. Информация должна быть собрана по всем вопросам, касающимся предмета, задач и объема внутреннего аудита, и быть достоверной, необходимой, достаточной, своевременной, аналитичной и организованной в целях обеспечения прочной основы для аудиторского заключения и рекомендаций.

3. Стандарт "отчет по результатам внутреннего аудита" регламентирует порядок составления и представления отчетности внутренних аудиторов. В отличие от отчетности внешнего аудита для внутренних аудиторов не существует стандартной формы отчетов, они составляются по форме, разработанной непосредственно в самой организации. Основные требования к отчетам - объективность, ясность, лаконичность, конструктивность и своевременность. В наиболее общем случае такие отчеты кроме необходимых реквизитов должны включать:

перечень выявленных отклонений, превышающих допустимые;

перечень обстоятельств, при которых эти отклонения были выявлены;

оценку влияния выявленных отклонений на организацию;

рекомендации по возможному устранению выявленных отклонений;

оценку возможного влияния сформулированных рекомендаций на организацию;

конструктивные предложения по совершенствованию различных аспектов функционирования организации.

Следует также напомнить, что вопросы, поставленные в отчете внутренних аудиторов, рассматриваются как "открытые" до тех пор, пока от управляющего (заказчика) не придет письменный ответ на замечания и рекомендации. В конце отчетного периода внутренние аудиторы должны представлять органам управления итоговые отчеты о своей деятельности. В этих отчетах выполненная работа по видам и участкам внутреннего аудита сопоставляется с запланированной, фактические расходы - с бюджетом финансирования, а также указываются имевшие место недостатки в работе отдела, их причины и меры, принятые для их устранения.

4. Стандарт "доведение результатов внутреннего аудита до заинтересованных лиц и последующие действия" регламентирует порядок и формы доведения результатов проверок до заказчиков внутреннего аудита. В большинстве случаев главному внутреннему аудитору приходится обсуждать с администрацией те или иные стороны своих рекомендаций и предложений. При этом нередко возникают разногласия, дискуссии и т.п. Умение отстоять свою позицию зависит от профессионализма и личных качеств главного внутреннего аудитора. Но он всегда должен сохранять свою независимость и объективность в суждениях и руководствоваться кодексом этики внутреннего аудитора (или внутрифирменным кодексом поведения), а также внутрифирменными стандартами внутреннего аудита. Кроме того, в стандарте должно быть указано, что внутренние аудиторы в дальнейшем должны проверить, все ли необходимые действия (корректировки, совершенствование систем управления и т.д.) по результатам аудита выполнены и достигнуты ли намеченные результаты.

Управление внутренним аудитом включает такие стандарты, как "управление подразделением внутреннего аудита", "регламентация внутреннего аудита", "контроль качества работы внутренних аудиторов", "управление персоналом отдела внутреннего аудита", "координация действий с внешними аудиторами", "аудиторские комитеты". Кратко охарактеризуем некоторые из них.

1. Стандарт "управление подразделением внутреннего аудита" устанавливает примерную форму положения об отделе внутреннего аудита, а также определяет основные требования к управлению отделом, в том числе многочисленные аспекты взаимоотношений отдела с другими подразделениями организации. При этом формирование штата отдела и распределение обязанностей между работниками должны быть такими, чтобы потенциальные конфликты интересов и влияний были сведены к минимуму. Внутренние аудиторы должны представлять начальнику отдела докладные записки о реальных и потенциальных конфликтах в целях их своевременного предотвращения или кадровой перестановки.

2. Стандарт "регламентация внутреннего аудита" детально регламентирует деятельность внутренних аудиторов, с тем чтобы исключить необъективность и опасность узкого видения проблем на каждом из соподчиненных уровне объектов, вовлеченных в систему аудирования. Главному внутреннему аудитору (начальнику отдела) необходимо разрабатывать (либо руководить разработкой) базовые методики проверок различных объектов аудиторского контроля с приведением в них целей и задач аудита, источников информации, классификации возможных нарушений и типовых ошибок, последовательности работ (в том числе перечней действий внутреннего аудитора в тех или иных ситуациях), типовых рабочих и отчетных документов. Каждая такая методика позволит заметно сократить время осуществления аудиторской проверки. Разработанные методики необходимо совершенствовать для их соответствия меняющимся условиям.

3. Стандарт "контроль качества работы внутренних аудиторов" может быть предварительным (на стадии планирования проверки при разъяснении внутренним аудиторам их обязанностей), текущим (со стороны старших внутренних аудиторов), последующим (со стороны главного внутреннего аудитора при утверждении заключения по проверке). Главный внутренний аудитор (начальник отдела) ответствен за обеспечение контроля качества работы внутренних аудиторов. Он устанавливает объективность выводов внутренних аудиторов, адекватность их рабочих документов полученным в ходе аудита результатам, достаточность аудиторских доказательств, рассматривает претензии к их работе. Контроль качества включает также надзор за соблюдением внутренними аудиторами своих должностных обязанностей, кодекса этики и стандартов внутреннего аудита.

В заключение необходимо отметить, что наличие в коммерческой организации стандартов и кодекса этики внутреннего аудита делает возможной адекватную оценку внутреннего аудита со стороны как руководителей организации, так и внешних аудиторов и государственных ревизоров. Конечно, стандарты внутреннего аудита должны пересматриваться при изменении внешней среды. Соблюдение вышеуказанных правил повышает доверие к качеству оказываемых внутренними аудиторами услуг.


В.В.Бурцев,

кандидат экономический наук,

аудитор ЗАО "Ин-Аудит"


------------------------------

*(1) Робертсон Дж. Аудит. Пер. с англ. М.: KPMG, Аудиторская фирма "Контакт", 1993, с. 6.

*(2) См. "Аудиторские ведомости", N 6, 1997 г., с. 70.

*(3) Подробнее см. в одобренном 27 апреля 1999 г. Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации правиле (стандарте) "изучение и использование работы внутреннего аудита", опубликованном в журнале "Аудиторские ведомости", N 6 за 1999 г. на с. 3-7.

*(4) Рамки данной статьи ограничивают возможность подробного описания всех разделов предлагаемых стандартов в соответствии с общепринятыми схемами построения стандартов, поэтому здесь мы дадим лишь краткую их характеристику.

*(5) Здесь не перечисляются все возможные обязанности внутреннего аудитора, они рассматриваются лишь в аспекте его независимости.


Журнал "Аудиторские ведомости"


Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ

Международный еженедельник "Финансовая газета"

Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"

Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.

Свидетельство о регистрации N 015676

Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.