Вопрос: Во многих соглашениях об избежании двойного налогообложения в статьях, регулирующих налогообложение недвижимого имущества, страна налоговой юрисдикции определяется по признаку расположения недвижимого имущества. Каким образом определяется месторасположение имущества, если таковым являются воздушные суда? ("Аудиторские ведомости", N 11, ноябрь 1998 г.)

Во многих соглашениях об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, действующих между Российской Федерацией (бывшим СССР) и иностранными государствами (в частности в Конвенции между Правительством СССР и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества, применявшейся в 1997 г.), в специальных статьях, регулирующих налогообложение недвижимого имущества, страна налоговой юрисдикции определяется по признаку расположения недвижимого имущества. Каким образом определяется месторасположение имущества, если таковым являются воздушные суда?


В соответствии с Конвенцией между Правительством СССР и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества специальной статьей, регулирующей налогообложение доходов от использования имущества (в том числе от сдачи в аренду), является ст. 11 "Доходы от недвижимого имущества". Статья, однако, распространяется только на недвижимое имущество, определяемое в качестве такового в соответствии с законодательством того договаривающегося государства, в котором расположено такое имущество.

ГК РФ устанавливает, что подлежащие государственной регистрации воздушные суда относятся к недвижимому имуществу (ст. 130). Данное положение определяет гражданско-правовой статус воздушных судов как объектов гражданских прав. Вместе с тем по своей сути воздушные суда являются транспортными средствами, предназначенными для перемещения (транспортировки) грузов и пассажиров. В этой связи понимание смыслового значения термина "фактическое (физическое) местонахождение воздушного судна" достаточно затруднено, особенно если собственные или арендуемые воздушные суда используются авиакомпаниями в равной мере как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами в соответствии с составленными расписаниями и другими принятыми на себя авиакомпаниями обязательствами, вытекающими из международных договоров Российской Федерации (в частности соглашений о международном воздушном сообщении, подписанных со значительным числом государств).

В силу такой двойственной природы воздушных судов в российском гражданском законодательстве в нормах, применяющихся к воздушным судам и регулирующих связанные с ними отношения (отношения собственности, арендные отношения), понятие "место нахождения воздушного судна" не используется. Вместо этого используется понятие "место регистрации" воздушного судна или "национальная принадлежность" ("национальность") воздушного судна (ст. 33Воздушного кодекса Российской Федерации, ст. 17 Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г.). Воздушные суда, арендуемые или взятые в лизинг российскими лицами у иностранных компаний, внесены в реестры соответствующих государств. В этих же реестрах зарегистрировано и право собственности на указанные суда. Такая регистрация признается правилами Воздушного кодекса Российской Федерации.

Как установлено ст. 131 ГК РФ, в Российской Федерации государственной регистрации подлежат "право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение". В соответствии с этим правилом при аренде российскими лицами воздушных судов, право собственности на которые принадлежит иностранцам и зарегистрировано в иностранных реестрах, в Российской Федерации может быть зарегистрировано лишь право аренды таких воздушных судов российскими арендаторами. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что местом нахождения воздушных судов, в том числе и воздушных судов, арендованных российскими авиакомпаниями у иностранцев, считается место их регистрации, т.е. то государство, в реестре которого зарегистрированы воздушное судно и право собственности на него. Принцип государственной регистрации установлен законодательством в отношении недвижимого имущества вообще, а не только избирательно для воздушных и морских судов.


Ответ на вопрос подготовила

Л.В. Полежарова,

советник налоговой службы I ранга


Журнал "Аудиторские ведомости"


Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ

Международный еженедельник "Финансовая газета"

Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"

Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.

Свидетельство о регистрации N 015676

Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение