Газета, специализирующаяся на размещении объявлений рекламного характера, опубликовала объявления частных лиц, в которых сообщалось об оказании ими медицинских услуг с указанием телефона, по которому можно обратиться. При этом не сообщались номера лицензий, на основании которых данные лица работают, и наименование органа, эти лицензии выдавшего. Несообщение газетой этих данных обуславливалось тем, что, по ее мнению, указанные объявления являются авторскими текстами, ответственность за которые должны нести сами авторы, и не имеют указаний на предпринимательский характер услуг. Несет ли в данном случае газета ответственность за распространение ненадлежащей по содержанию рекламы и могут ли быть к ней применены меры административного воздействия?
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, в рекламе должны быть указаны номер лицензии, а также наименование органа, выдавшего ему эту лицензию. Не распространяется этот закон на основании пункта 5 статьи 1 только на объявления физических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
В данном случае речь идет о сообщениях, имеющих информационный характер, которые на основании статьи 8 Закона Российской Федерации от 09.07.93 N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" не относятся к объектам авторского права, поэтому назвать данные объявления авторскими текстами нельзя.
Что касается предпринимательского характера рекламируемых услуг, то следует отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 423 Гражданского кодекса Российской Федерации договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное. Оказание медицинских услуг в виде статьи 779 этого же Кодекса является разновидностью договора возмездного оказания услуг. Кроме того, данные тексты предназначены для неопределенного круга лиц, по своему смыслу и характеру разовым предложением не исчерпывались и сведений об оказании услуг в благотворительных целях не содержали. Согласно пункту 2 статьи 22 этого закона, если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, то рекламодатель обязан предоставлять, а рекламораспространитель обязан требовать предъявления соответствующей лицензии или ее надлежаще заверенной копии. При таких условиях у газеты не было оснований считать, что объявления об оказании медицинских услуг не связаны с предпринимательской деятельностью, на которую Федеральный закон "О рекламе" не распространяется. Таким образом, раз указанный характер рекламируемых услуг для газеты был очевиден, то публикация ненадлежащей по содержанию рекламы произошло по ее вине, и она как рекламораспространитель на основании статьи 30 Закона "О рекламе" несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе в части ее содержания. При таких условиях антимонопольный орган вправе применить меры административного воздействия как к рекламораспространителю, так и к рекламодателю.
Советник налоговой службы II ранга | М.Е.Федоринова |
10 сентября 1999 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.