Возможно ли использование льгот, предусмотренных Федеральным законом от 30.11.95 N 188-ФЗ, при распространении продукции СМИ по договору комиссии?
Согласно статье 990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.
В договоре комиссии стороны определяют стоимость, по которой должен быть продан товар, размер комиссионного вознаграждения, порядок его определения и уплаты, а также расходы, которые несет комиссионер за счет комитента и другие условия.
Важной особенностью договора комиссии, как и других посреднических договоров, является то, что товары, поступившие комиссионеру от комитента для реализации покупателям, не являются собственностью комиссионера.
При осуществлении распространения продукции СМИ на основе договора комиссии необходимо учитывать следующее.
В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не подлежит налогообложению прибыль, полученная редакциями средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами, телерадиовещательными компаниями, организациями по распространению периодических печатных изданий и книжной продукции, передающими центрами от производства и распространения продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, в части, зачисляемой в федеральный бюджет.
Таким образом, если издательство (комитент) заключило договор комиссии на реализацию принадлежащего ему тиража периодического печатного издания, не являющегося в соответствии с законодательством рекламным или эротическим, то организация-распространитель (комиссионер) имеет право на сохранение льготы по налогу на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет, при обложении этим налогом суммы комиссионного вознаграждения, полученной за оказание услуги по реализации продукции СМИ.
Однако следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 2.9. Инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37 деятельность организации, выступающей в роли комиссионера или поверенного в договоре комиссии или поручения, относится к посредническим операциям и сделкам.
Учитывая это обстоятельство, в соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок (в рассматриваемом случае - комиссионное вознаграждение), организация-распространитель обязана исчислить и уплатить налог на прибыль по ставке, установленной законодательным (представительным) органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, но не свыше 27 процентов (статья 5 Федерального закона от 31.03.99 N 62-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "э" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", а также подпунктом "а" пункта 1 письма Госналогслужбы России от 21.03.96 N ВГ-4-03/22н от НДС освобождаются, в частности, обороты по реализации продукции СМИ, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, всем потребителям, в том числе через оптовую и розничную сеть (льготы по НДС не распространяются на продукцию средств массовой информации рекламного и эротического характера и издания рекламного и эротического характера).
Однако согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 3 и пункту 3 статьи 4 вышеуказанного Закона, доходы, получаемые организациями от оказания посреднических услуг на основании договора поручения (комиссии) по распространению продукции СМИ и т.п., подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке, т.к. деятельность посредников по оказанию соответствующих услуг к льготируемой не относится.
В соответствии со статьей 39 Налогового Кодекса Российской Федерации реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Таким образом, реализация товаров возникает у собственника этих товаров (комитента). У комиссионера формируется выручка от реализации услуги.
Законом Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" установлено, что налог на пользователей автомобильных дорог уплачивается от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), и от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
Таким образом, в рамках договора комиссии налог на пользователей автомобильных дорог при реализации товаров уплачивает комитент.
У комитента выручка от реализации товаров определяется на основании документов, оформленных с покупателем товаров, и из нее при расчете налога на пользователей автодорог не исключается сумма вознаграждения, причитающегося комиссионеру.
Комиссионер, являющийся в данном случае посредником между комитентом и третьими лицами, согласно пункту 21.4 Инструкции Госналогслужбы России от 15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" должен уплатить налог на пользователей автомобильных дорог от выручки, полученной от реализации посреднических услуг (т.е. сумм комиссионного вознаграждения).
Советник налоговой службы III ранга | О.Б.Жукова |
25 октября 1999 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.