Вопрос: В середине августа 1998 года наша организация перечислила через банк, с которым состояло в договорных отношениях, платежи в бюджет и внебюджетные фонды. В конце августа у банка была отозвана лицензия. Суммы налогов, списанные с нас банком в августе 1998 года, в бюджет не поступили. Налоговые органы считают, что обязательства нами не выполнены, за нами считается недоимка, так как платежи были произведены до 12.10.98 - даты принятия Постановления Конституционного суда РФ N 24-П. Можно ли применить постановление Конституционного суда в нашем случае?


В середине августа 1998 года наша организация перечислила через банк, с которым состояло в договорных отношениях, платежи в бюджет и внебюджетные фонды. В конце августа у банка была отозвана лицензия. Суммы налогов, списанные с нас банком в августе 1998 года, в бюджет не поступили. Налоговые органы считают, что обязательства нами не выполнены, за нами считается недоимка, так как платежи были произведены до 12.10.98 - даты принятия Постановления Конституционного суда РФ N 24-П. Свой ответ налоговые органы обосновывают письмом МНС РФ N АС-6-18/422@ от 24.05.99, которое в Минюсте не зарегистрировано. Имеет ли право МНС РФ толковать Постановления Конституционного суда РФ? Можно ли применить постановление Конституционного суда в нашем случае?


В своем Постановлении от 12 октября 1998 г. N 24-П Конституционный Суда РФ отметил, что налоговое и бюджетное законодательство различают понятия уплаты налога и зачисления налога. Конституционная обязанность каждого налогоплательщика по уплате налогов должна считаться исполненной в тот момент, когда изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога, фактически произошло. Такое изъятие происходит в момент списания банком с расчетного счета налогоплательщика соответствующих средств в уплату налога. После списания с расчетного счета имущество налогоплательщика уже изъято, т.е. налог уплачен. Поэтому положение об уплате налога, содержащееся в статье 57 Конституции Российской Федерации, должно пониматься как фактическое изъятие налога у налогоплательщиков.

Аналогичное определение момента исполнения налогового обязательства содержится в п.2. ст.45 Налогового Кодекса РФ, который вступил в силу с 1 января 1999 года.

К сожалению, Постановление Конституционного Суда N 24-П от 12 октября 1998 года не содержит порядка его применения. Однако в связи с тем, что постановление Конституционного Суда РФ не содержит новых норм права, а лишь дает их толкование, то положения данного постановления могут применяться и к правоотношениям, возникшим до его принятия.

Подтверждение этому содержится в определении Конституционного Суда N 4-О от 14.01.99, в котором сказано, что ст. 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" не содержит препятствий для пересмотра решений правоприменительных органов в отношении лиц, не являвшихся заявителями по делу, рассмотренному Конституционным Судом Российской Федерации, если эти решения были основаны на акте, признанном в результате рассмотрения данного дела неконституционным.

Свои претензии налоговые органы не могут основывать на письмах МНС РФ, т.к., во-первых, письма не являются нормативно-правовыми актами в соответствии с п.2 постановления Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", а, во-вторых, согласно Указу Президента РФ от 23.05.96 N 763 (п. 10) "нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров". МНС РФ может давать разъяснения по порядку применения того или иного нормативного акта. В частности, в своем письме N АС-6-18/422@ от 24.05.99 они изложили свою точку зрения на ситуацию, но не более того. В случае если эти разумные доводы не подействуют на налоговые органы, Ваша организация может передать дело на рассмотрение суда. Суд должен разрешить спор в Вашу пользу.


Юрист НПП "Гарант-Сервис"

Шевченко Виктория


"Российская газета", 10 сентября 1999 г.



Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение