Вопрос: На каких правовых основаниях предприятия и организации могут осуществлять социальное страхование своих работников? ("Российский налоговый курьер", N 9, сентябрь 1999 г.)

Вопрос: На каких правовых основаниях предприятия и организации могут осуществлять социальное страхование своих работников?


В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 07.08.92 N 822 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" и от 28.09.93 N 1503 "Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.93 N 1094 "Вопросы Фонда социального страхования Российской Федерации" (далее - Постановление N 1094) и Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.92 N 101, управление средствами государственного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации с участием общероссийских объединений профессиональных союзов через органы Фонда социального страхования Российской Федерации.

Федеральные законы о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды закрепляют обязанность предприятий, учреждений и организаций уплачивать страховые взносы в размере 5,4% к начисленной оплате труда по всем основаниям только в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Платежи по государственному социальному страхованию согласно п.4 Постановления N 1094 производятся предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности на текущий счет Фонда социального страхования Российской Федерации.

Учитывая изложенное и в соответствии с разъяснениями Главного государственно-правового управления Президента Российской Федерации от 17.09.97 N Аб-1-1810, другие организации, в том числе принадлежащие профессиональным союзам и объединениям, которые не являются исполнительными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, не вправе осуществлять сбор и использование обязательных взносов работодателей на государственное социальное страхование.

Вместе с тем профессиональные союзы согласно действующему законодательству, в том числе ст.15 Федерального закона от 12.01.96 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", имеют право только на участие в управлении государственным социальным страхованием. Данное право реализуется посредством включения представителей профессиональных союзов в состав правления Фонда социального страхования Российской Федерации.

Следует иметь в виду, что ст.226 Кодекса законов о труде Российской Федерации, закрепляющая право профессиональных союзов на самостоятельное управление средствами государственного социального страхования, в указанной части не действует, так как противоречит ст.114 Конституции Российской Федерации, где установлено что федеральной собственностью, к которой относятся и средства Фонда социального страхования Российской Федерации, управляет Правительство Российской Федерации.

В целях однозначной трактовки вышеназванных законодательных актов постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.97 N 1471 "О некоторых мерах по упорядочению выплат за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации", Федеральными законами от 04.01.99 N 2-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 1997 год" и от 30.04.99 N 83-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 1999 год" закреплено перечисление работодателями взносов на государственное социальное страхование исключительно на единый текущий счет Фонда и его исполнительных органов, Если взносы, начисленные по тарифу, установленному законодательством для уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, перечислены организациям, не являющимся исполнительными органами Фонда социального, страхования Российской Федерации, то такие взносы не считаются взносами на государственное социальное страхование, а перечислившая их организация имеет задолженность по уплате страховых взносов за минусом средств использованных на цели по социальному страхованию (выплаты пособия по временной нетрудоспособности, пособия при рождении ребенка, пособия по уходу за ребенком и т.д.).

При этом сообщаем, что предприятия и организации могут осуществлять социальное страхование своих работников в организациях, не входящих в систему Фонда социального страхования Российской Федерации, производя перечисление страховых взносов из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.


Заместитель руководителя

Департамента методологии

налогообложения фонда оплаты

труда МНС России государственный

советник налоговой службы II ранга

Л.В.Милославская


"Российский налоговый курьер", N 9, сентябрь 1999 г.

ГАРАНТ:

См. также письмо МНС РФ от 17 июня 1999 г. N 08-6-10/603



Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение