Вопрос: При определении предельных размеров расходов на рекламу наша организация в 1998-1999 гг. использовала показатель выручки от реализации товаров, а не валовой доход. Налоговая инспекция при документальной проверке указала нам на неправомерность использования показателя "выручка от реализации" и настаивает на использовании показателя валового дохода. Правомерна ли позиция налоговой инспекции? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", N 49, декабрь 1999 г.)

В соответствии с письмом Минфина России от 6.10.92 г. N 94 "Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения" (в редакции письма Минфина России от 29.04.94 г. N 56) при определении предельных размеров расходов на рекламу наша организация в 1998-1999 гг. использовала показатель выручки от реализации товаров, а не валовой доход. Налоговая инспекция при документальной проверке указала нам на неправомерность использования показателя "выручка от реализации" и настаивает на использовании показателя валового дохода. Правомерна ли позиция налоговой инспекции?


В соответствии с письмом Минфина России от 6.10.92 г. N 94 "Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения" (в редакции письма Минфина России от 29.04.94 г. N 56 и приказа Минфина России от 19.10.95 г. N 115) организации при расчете предельных размеров представительских расходов и расходов на рекламу в год используют для целей налогообложения показатель объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) или иной показатель для определения финансового результата.

Госналогслужба России в письме от 16.07.96 г. N ПВ-4-13/52н разъяснила, что торгующие, снабженческие и сбытовые организации при расчете предельных размеров представительских расходов и расходов на рекламу в год используют для целей налогообложения показатель валового дохода от реализации товаров.

Такой подход обусловлен тем, что в отношении торговой деятельности определение объема реализованной продукции (работ, услуг) имеет несколько иное значение, чем тот же показатель для предприятия - изготовителя продукции, и при определении расходов на рекламу в качестве объема реализуемой продукции (работ, услуг) по торговым организациям следует применять валовой доход. Применение для указанных целей показателя объема товарооборота приведет к необоснованному завышению расходов на рекламу, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), поскольку в объем товарооборота включается стоимость приобретенных для продажи товаров, и как следствие, к созданию для торговых организаций более льготных условий по сравнению с остальными организациями.

Кроме того, такой подход нашел свое отражение при определении объекта налогообложения предприятий торговли по налогу на пользователей автомобильных дорог и налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, где в качестве объекта налогообложения используется показатель валового дохода, определяемый как сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

При определении валового дохода торговых организаций следует руководствоваться Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденными Комитетом Российской Федерации по торговле и Минфином России 20.04.95 г. N 1-550/32-2, доведенными до налоговых органов письмом Госналогслужбы России от 10.05.95 г. N ЮБ-6-17/256.

Таким образом, позиция налоговой инспекции полностью соответствует действующему налоговому законодательству, и для целей налогообложения торговым организациям при расчете предельных размеров представительских расходов и расходов на рекламу в год необходимо использовать показатель валового дохода (определенный как разница между продажной и покупной стоимостью товара) с учетом налога на добавленную стоимость. Этот показатель используется и при оптовой, и при розничной торговле.


А.А. Меньков,

советник налоговой службы II ранга



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.