"Уже в ближайшее время МНС России издаст необходимые документы для проведения в жизнь новых статей..." (М.П.Сокол, "Российский налоговый курьер" N 10, октябрь 1999 г.)

"Уже в ближайшее время МНС России издаст необходимые документы
для проведения в жизнь новых статей..."


В странах с развитой рыночной экономикой система подоходного налога работает более 100 лет. Эта система является основой дохода бюджетов этих стран, ведь поступления подоходного налога составляют 40 - 60% бюджета. В каждом государстве стремятся к тому, чтобы пресечь уклонение от уплаты налога. При этом основным методом почти во всех странах является контроль за соответствием расходов граждан их доходам.

Законом Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. "О подоходном налоге с физических лиц" на территории Российской Федерации был введен подоходный налог с физических лиц. На протяжении всех последующих лет Российское государство решало проблему уклонения от уплаты этого налога. Основным приемом такого уклонения было и есть сокрытие и занижение гражданами полученных доходов.

В течение последних пяти лет Министерство Российской Федерации по налогам и сборам пыталось ввести государственный контроль за соответствием размера средств, направленных на потребление, полученным физическими лицами доходам. Лишь в июле 1998 г. был принят соответствующий закон. Однако на вступление его в действие был наложен мораторий до 24 января 2000 г., а в июле 1999 г. этот закон вообще был отменен Федеральным законом N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации".

В то же время Федеральным законом N 154-ФЗ в часть первую Налогового кодекса были дополнительно внесены три статьи - 86.1, 86.2 и 86.3. Этими статьями с 1 января 2000 г. введен налоговый контроль за соответствием размеров расходов физических лиц полученным ими доходам.

Если указанная норма вступит в силу (Для этого плюнем через левое плечо три раза и постучим по дереву! - Прим. автора), то тогда для налоговых органов России наступит этап цивилизованной системы налогового контроля.

Итак, в ст.86.1 перечислены виды имущества, расходы на приобретение которого физическими лицами подлежат контролю налоговыми органами. Это, в первую очередь, недвижимое имущество: жилые дома, квартиры, иные помещения, строения и сооружения и земля. Также подлежат контролю расходы на приобретение механических транспортных средств: автомобилей, тракторов, комбайнов, автобусов, самолетов, вертолетов, теплоходов и т.п. Будут контролироваться также расходы на приобретение культурных ценностей: картин, скульптур, антиквариата, ценных коллекций. Подлежат контролю расходы на приобретение акций открытых акционерных обществ, государственных и муниципальных ценных бумаг, сберегательных сертификатов, золота в слитках.

Налоговые органы будут контролировать расходы на приобретение указанного имущества путем получения информации о приобретении его физическими лицами от организаций и уполномоченных лиц, осуществляющих его регистрацию, а также регистрацию сделок с этим имуществом и регистрацию прав на него.

Статьей 86.2 устанавливаются обязанности вышеупомянутых организаций и уполномоченных лиц, связанные с порядком осуществления налогового контроля за расходами физических лиц на приобретение имущества. Они будут обязаны в 15-дневный срок после регистрации имущества направить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о приобретенном физическим лицом имуществе.

В настоящее время Министерство Российской Федерации по налогам и сборам заканчивает разработку формы упомянутого извещения о произведенной сделке по приобретению имущества физическим лицом, которая будет утверждена в соответствии с данной статьей Кодекса.

Этой же статьей установлено, что непредоставление указанной информации организацией или уполномоченным лицом квалифицируется как налоговое правонарушение и влечет ответственность, предусмотренную Кодексом.

Статьей 86.3 установлен порядок проведения налогового контроля за расходами физических лиц.

Если произведенные расходы превышают доходы, заявленные физическим лицом в его декларации, или налоговые органы не располагают информацией о его доходах за предыдущий налоговый период, налоговый орган должен составить акт об обнаруженном несоответствии и в месячный срок направить физическому лицу письменное требование о даче пояснений об источниках и размерах средств, которые были использованы на приобретение имущества.

Физическое лицо, получившее такое требование, обязано представить в налоговый орган по месту своего жительства в 60-дневный срок специальную декларацию с указанием всех источников и размеров средств, израсходованных на приобретение имущества, с приложением всех подтверждающих документов.

Невыполнение указанных обязанностей влечет ответственность, установленную Налоговым кодексом.

Таким образом, сделан еще один шаг по установлению более действенного налогового контроля, что, безусловно, приведет к более полному налогообложению физических лиц.

Уже в ближайшее время Министерство Российской Федерации по налогам и сборам издаст необходимые документы для проведения в жизнь новых статей Налогового кодекса Российской Федерации. Формы извещения о сделке и специальной декларации будут опубликованы в средствах массовой информации.


М.П.Сокол


"Российский налоговый курьер" N 10, октябрь 1999 г.


Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.