Изменен порядок назначения и оформления выездных налоговых проверок (О.Ю.Каричева, "Российский налоговый курьер" N 10, октябрь 1999 г.)

Изменен порядок назначения и оформления
выездных налоговых проверок


Быстрое принятие Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 154-ФЗ) не позволило внести необходимые исправления в уже подготовленную для печати статью "Выездная налоговая проверка: новый порядок оформления результатов", вышедшую в августовском номере нашего журнала. Поэтому мы попросили прокомментировать изменения, вызванные принятием поправок к Налоговому кодексу, которые касаются выездных налоговых проверок.

Принятие Закона N 154-ФЗ существенно изменило действовавший (с 1 января 1999 г.) порядок назначения и оформления выездных налоговых проверок. Расскажем об этом.


Как часто могут проводиться налоговые проверки


Конкретизировано вызывавшее неоднозначные толкования положение ст.89 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) о проведении выездных налоговых проверок не чаще одного раза в год. Законом N 154-ФЗ установлено, что выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам. При этом указанная норма содержит запрет на проведение налоговым органом в течение одного календарного года двух и более выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период. Исключение составляют случаи, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (плательщика сбора - организации) или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Фактически это означает, что в течение одного календарного года у конкретного налогоплательщика может быть проведено несколько выездных проверок по разным видам налогов или по одним и тем же видам налогов, но за разные налоговые периоды. При этом независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) налоговые органы вправе проверять его филиалы и представительства (ст.89 Кодекса).


Сроки проведения проверок


Длительность выездной налоговой проверки, как и прежде, составляет два, а в исключительных случаях, с разрешения вышестоящего налогового органа, - три месяца. При этом в случае проведения выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц для проведения проверки каждого филиала и представительства (ст.89 Кодекса).

Впервые в практике работы налоговых органов определено, что срок проведения проверки включает время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика (ст.89 Кодекса). Исключение из этого срока составляет период между вручением налогоплательщику требования о представлении документов в соответствии со ст.93 Кодекса и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов. Из указанного следует, что проверяющим необходимо официально зафиксировать дату вручения требования о представлении документов, необходимых для проведения проверки, и дату их получения. Отражение названных дат целесообразно производить непосредственно в самом требовании о представлении документов, оформленном в письменном виде (на практике, как правило, истребование документов производится в день вручения налогоплательщику (его представителю) решения о проведении выездной налоговой проверки). При этом датой начала выездной налоговой проверки может быть дата получения (выемки) указанных документов либо дата начала иных действий по осуществлению налогового контроля, зафиксированная соответствующим протоколом (осмотр территорий и помещений налогоплательщика, инвентаризация имущества налогоплательщика и др.), в случае когда эти действия производятся до момента получения (выемки) истребованных документов.

Новое значение приобретает понятие даты окончания выездной налоговой проверки. Так, в соответствии со ст.89 Кодекса днем окончания выездной проверки считается день составления проверяющими справки о проведенной проверке (до изменений, внесенных Законом N 154-ФЗ, датой окончания выездной проверки считался день подписания акта проверяющими). В справке, помимо наименования налогоплательщика, его ИНН и основания проведения проверки (дата и номер решения на проведение проверки), подлежат отражению проверенные в ходе выездной налоговой проверки вопросы, проверенный период, а также даты начала и окончания проверки.

С указанной даты начинается отсчет двухмесячного срока, в течение которого проверяющими должен быть составлен акт выездной налоговой проверки (п.1 ст.100 Кодекса). Значительных изменений формы акта выездной налоговой проверки и требований к его оформлению, по мнению автора, не предвидится. При этом в соответствии с п.2 ст.100 Кодекса в итоговой части акта суммы налоговых санкций обязательному отражению не подлежат, достаточно указать статьи Кодекса, предусматривающие ответственность за выявленные проверкой налоговые правонарушения.


Акты и решения по результатам проверок


С введением в действие Закона N 154-ФЗ из п.4 ст.100 Кодекса исключено положение о несоставлении акта проверки, в случае если проведенной выездной проверкой нарушений законодательства о налогах и сборах не выявлено. Данный факт означает, что акт выездной налоговой проверки должен быть составлен в обязательном порядке, вне зависимости от результатов проведенной проверки.

С принятием Закона N 154-ФЗ упростился порядок вручения акта. Так, если раньше при уклонении руководителя проверяемой организации (индивидуального предпринимателя) от получения акта проверяющими составлялся соответствующий акт, дата составления которого признавалась датой вручения акта выездной налоговой проверки, то в настоящее время факт уклонения указанных лиц от получения акта подлежит отражению в акте налоговой проверки (п.1 ст.100 Кодекса).

Процедура и сроки рассмотрения представленных налогоплательщиком возражений по акту выездной налоговой проверки остались практически без изменения (пункты 5 и 6 ст.100 и п.1 ст.101 Кодекса).

Следует также отметить, что в соответствии с пп.4 п.90 Закона N 154-ФЗ исключено положение о сроке вынесения решения (10 дней) по результатам рассмотрения материалов проверки. Таким образом установлено, что в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком (п.6 ст.100 Кодекса), и по результатам рассмотрения (т.е., по мнению автора, не позднее 15-го дня), на основании п.2 ст.101 Кодекса выносит оформленное в письменном виде решение, а не постановление, как это было ранее.

Каких-либо значительных изменений в форме и содержании решения не произошло. При вынесении решения следует учитывать, что налогоплательщик освобождается от ответственности в случае, если заявление о дополнении и изменении налоговой декларации, а также уплата недостающей суммы налога и пени налогоплательщиком сделаны до момента, когда он узнал о назначении выездной налоговой проверки (п.4 ст.81 Кодекса), а не до момента вручения акта, как это было ранее.

Принципиально новым является установленный ст.101.1 Кодекса порядок производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах, совершенных лицами, не являющимися налогоплательщиками (плательщиками сбора, налоговыми агентами). По мнению автора, указанный порядок применим в отношении:

- банков, совершивших предусмотренные гл.18 Кодекса нарушения законодательства о налогах и сборах;

- свидетелей - по основаниям ст.128 Кодекса;

- экспертов, переводчиков и специалистов - по основаниям ст.129 Кодекса;

- лиц, располагающих информацией о деятельности проверяемого налогоплательщика, - по основаниям ст.126 Кодекса.

Требования ст.101.1 Кодекса к составлению акта по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах, к порядку рассмотрения представленных названными лицами возражений, а также к вынесению решения по результатам рассмотрения акта и приложенных к нему материалов в целом аналогичны требованиям, предъявляемым к производству по делу о налоговом правонарушении, совершенном налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).


Советник налоговой службы I ранга

О.Ю.Каричева


"Российский налоговый курьер" N 10, октябрь 1999 г.


Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение