О Постановлении Правительства Российской Федерации "О мерах по реализации статьи 71 Федерального закона "О Федеральном бюджете на 1999 год" (В. Пашин, "Финансовая газета", N 45, ноябрь 1999 г.)

О Постановлении Правительства Российской Федерации "О мерах
по реализации статьи 71 Федерального закона
"О Федеральном бюджете на 1999 год"


Постановлением Правительства Российской Федерации от 9.09.99 г. N 1033 "О мерах по реализации статьи 71 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено направлять в 1999 г. 10% сумм, причитающихся к перечислению природопользователями в государственные экологические фонды, в доход Федерального экологического фонда Российской Федерации на реализацию природоохранных мероприятий федерального значения, а оставшуюся сумму перечислять согласно действующему порядку в территориальные государственные экологические фонды.

Следует, однако, отметить, что по Закону РСФСР от 19.12.91 г. N 2060-1 (в ред. от 21.02.92 г., 2.06.93 г.) "Об охране окружающей природной среды" 10% платежей организации вносят непосредственно в федеральный бюджет, а 90% - в экологические фонды. В соответствии с этим порядком в Федеральный экологический фонд отчисления направлялись уже самими экофондами, а не природопользователями.

Учитывая определенное изменение механизма перечисления платежей за загрязнение природной среды, внесенное постановлением N 1033, некоторые налогоплательщики поняли его таким образом, что при расчете с федеральным бюджетом организации направляют средства только в Федеральный экологический фонд, а направляемая ими ранее напрямую в доход федерального бюджета часть платежей теперь перечисляется в территориальные экологические фонды.

Однако этот вывод ошибочен. Во-первых, следует иметь в виду, что постановление N 1033 не изменяет существенным образом действующий порядок распределения средств между федеральным бюджетом, Федеральным экологическим фондом и территориальными экологическими фондами, установленный Законом N 2060-1.

Во-вторых, как видно из самого названия данного постановления, оно, не затрагивая других статей Федерального закона от 22.02.99 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", реализует только положение ст. 71 этого Закона о перечислении в Федеральный экологический фонд тех 10% отчислений от сумм, которые перечислялись ранее природопользователями в экологические фонды.

Соответственно другая часть средств от платы за загрязнение природной среды, перечисляемых организациями непосредственно в бюджет, также продолжает поступать в него. Статьями 11 и 19 Закона N 36-ФЗ предусмотрено, что доходы федерального бюджета на 1999 г. формируются в том числе за счет платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду в размере 10% доходов. В суммовом выражении это составляет 275,0 млн руб.

В ст. 71, где речь идет об отдельном учете формирования доходов Федерального экологического фонда, сумма составляет 137 млн руб.

Принятие постановления N 1033 связано с тем, что в Положении о Федеральном экологическом фонде Российской Федерации и экологических фондах на территории Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.92 г. N 442, не было предусмотрено консолидирование средств указанного Фонда в федеральном бюджете.

В соответствии с п. 2 постановления N 1033 исключен п. 33 графика подготовки нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.03.99 г. N 327 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год". Однако именно в п. 33 и предусматривалось внесение изменений в Положение о Федеральном экологическом фонде Российской Федерации и экологических фондах на территории Российской Федерации.

Отсутствие таких поправок означает, что в настоящее время действуют два нормативных акта Правительства Российской Федерации, по-разному регулирующие порядок поступления средств в Федеральный экологический фонд:

из территориальных экологических фондов;

непосредственно от природопользователей.

Учитывая это, по нашему мнению, необходимо вернуться к вопросу о поправках в постановление N 442, а также переработать соответствующим образом и Порядок направления предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, иностранными юридическими лицами и гражданами средств в государственные внебюджетные экологические фонды, утвержденный письмом Минфина России (22.12.92 г. N 9-5-12) и Минприроды России (21.12.92 г. N 04-04/72-6344).

Далее целесообразно отдельно рассмотреть вопрос о механизме контроля за поступлением платежей в Федеральный экономический фонд в связи с изменением порядка формирования его средств. Ранее контроль за своевременным перечислением платежей за загрязнение природной среды, поступающих во внебюджетные экологические фонды регионов, осуществляли территориальные органы Госкомэкологии России. А полное и своевременное перечисление средств в Федеральный фонд контролировала практически одна Дирекция этого Фонда.

Отметим, что в принятом еще в 1998 г. совместном приказе Госкомэкологии России и Госналогслужбы России от 4.02.98 г. N 64, от 5.02.98 г. N АП-3-04/19 "Об усилении взаимодействия государственных налоговых органов и государственных природоохранных органов" уже предусматривался контроль налоговыми органами за правильным и своевременным исчислением и поступлением платежей в экологические фонды, включая Федеральный экологический фонд Российской Федерации, консолидированные в бюджет, с привлечением в необходимых случаях территориальных природоохранных органов.

Сам же Федеральный экологический фонд был консолидирован в бюджете еще с 1997 г. (см. ст. 8 Федерального закона от 26.02.97 г. N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" в редакции от 9.01.98 г. N 12-ФЗ).

Однако, учитывая, что платежи в этот Фонд в 1997-1998 гг. поступали, как уже указывалось выше, через систему региональных экологических фондов, налоговые органы практически не контролировали эту часть поступлений. Участие этих органов в контроле за определенными поступлениями экологических платежей в бюджет предусматривалось Порядком направления 10% платы за загрязнение окружающей природной среды в доход Федерального бюджета Российской Федерации, утвержденным 3.03.93 г. Минприроды России (N 4-15/61-638), Минфином России (N 19) и Госналогслужбой России (N ВГ-6-2/10).

В настоящее же время, учитывая постановление Правительства Российской Федерации N 1033, а также нормы указанного выше совместного приказа о взаимодействии Госкомэкологии России и Госналогслужбы России, налоговые органы при проверке порядка уплаты организациями платежей за загрязнение природной среды вправе контролировать поступление этих платежей как в федеральный бюджет, так и в Федеральный экологический фонд.

В заключение отметим, что, хотя постановление N 1033 и не изменяет существенным образом процентного соотношения в распределении средств между федеральным бюджетом, Федеральным экологическим фондом и территориальными экологическими фондами, в реальном исчислении сумма поступающих в бюджет платежей должна несколько увеличиться.

Приведем условный пример.

По прежнему порядку природопользователь перечислял в бюджет 1000 руб., т.е. 10% общей суммы начисленной платы в 10000 руб., а в территориальный экологический фонд - 9000 руб. (90%). Из них в Федеральный экологический фонд поступало 900 руб. (10% от 9000 руб.). Общая сумма консолидированного бюджета составляла 1900 руб. (1000 + 900).

По новому порядку природопользователь перечисляет в бюджет также 1000 руб. (10%) из общей суммы начисленной платы в 10000 руб., плюс еще раз те же 10% уже для Федерального фонда. Итого сумма консолидированного бюджета составляет 2000 руб.

Таким образом, поступления потенциально должны увеличиться на 5%.


В.Пашин,

советник налоговой службы I ранга


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение