Меры ответственности за нарушения в сфере производства и оборота алкогольной продукции (М.Н.Михайлов, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 43, октябрь 1999 г.)

Меры ответственности за нарушения в сфере
производства и оборота алкогольной продукции


Федеральным законом от 8.07.99 г. N 143-ФЗ "Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 143-ФЗ) внесены изменения в систему обеспечения правоохранительными и другими контролирующими органами легальности производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. Речь идет о кардинальном изменении порядка привлечения к ответственности организаций и индивидуальных предпринимателей, допускающих нарушения в сфере производства и оборота алкогольной продукции.

До вступления в силу данного Закона органы налоговой полиции, налоговой инспекции, внутренних дел, выявляющие значительную часть правонарушений в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, не имели права самостоятельно выносить решения по делам об административных правонарушениях в этой сфере, установленных в ходе проводимых ими рейдов и проверок. Так, по фактам реализации в торговле алкогольной продукции без маркировки акцизными или специальными марками, с поддельными марками, без надлежащим образом оформленных сопроводительных документов, по ценам ниже минимальных эти органы могли только составить протокол об административном правонарушении, который затем вместе с другими материалами проверки необходимо было направлять для принятия имеющего законную силу решения в органы народного суда или административные комиссии города, района, иного муниципального образования или в территориальные органы госкомитета по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей. Эти органы в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях были полномочны вынести постановления о привлечении к административной ответственности за перечисленные выше нарушения. Разумеется, все это резко снижало эффективность проводимых рейдов, значительно затрудняло возможность своевременного привлечения к ответственности нарушителей в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. Статья 156.2 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, установившая ответственность за необеспечение маркировки марками установленных образцов при производстве подакцизных товаров, согласно которой постановления о привлечении к административной ответственности могли выносить налоговые органы, регулировала правоотношения лишь по конкретному вопросу и только в сфере производства алкогольной продукции, не затрагивая сферу реализации подакцизной продукции.

Теперь же в соответствии со ст. 13 Закона N 143-ФЗ решения по делам об административных правонарушениях, связанных с отсутствием у продавца алкогольной продукции соответствующей лицензии либо с нарушением условий этой лицензии (ст. 2), могут принимать руководители налоговых органов; решения по делам, касающимся оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции без аккредитации или без установленных документов, - руководители органов внутренних дел и органов налоговой полиции; решения по делам о купле-продаже алкогольной продукции без маркировки - руководители налоговых органов, налоговой полиции и органов внутренних дел.

Согласно ст. 27 Закона N 143-ФЗ он вступает в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования. Закон был опубликован в "Российской газете" 13 июля 1999 г. Соответственно все правонарушения, совершенные до вступления в силу Закона, должны быть квалифицированы в порядке, действовавшем до этого, т.е. по нормам Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. В соответствии со ст. 26 Закона он утрачивает силу с момента вступления в силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Однако данный Закон не отменяет ст. 146.7 ныне действующего Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, касающуюся мер ответственности за продажу подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов, как и уже упомянутую ст.156.2, касающуюся необеспечения маркировки марками установленных образцов при производстве подакцизных товаров. Это связано главным образом с тем, что помимо алкогольной продукции обязательной маркировке подлежит и подакцизная табачная продукция, а на нее Закон N 143-ФЗ не распространяется. Вместе с тем в действующем законодательстве не сказано, что после выхода нового Закона нормы ст.146.7 и 156.2 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях могут применяться только в отношении табачной подакцизной продукции. Это создает интересную коллизию, поскольку в настоящее время действует и ст. 10 вновь принятого Закона, определяющая меру ответственности за выпуск юридическим лицом (организацией) - производителем алкогольной продукции без маркировки, если такая маркировка обязательна, а также за куплю-продажу юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем алкогольной продукции без маркировки, за хранение и перевозку такой продукции в размере административного штрафа от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной продукции, и ст.156.2 Кодекса, устанавливающая штраф в размере 100 минимальных размеров оплаты труда за необеспечение маркировки марками установленных образцов при производстве подакцизных товаров, и ст. 146.7 Кодекса, устанавливающая ответственность в виде штрафа в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда за продажу подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов.

Как видим, размеры штрафов согласно новому Закону увеличены. Возможность применения статей Закона N 143-ФЗ или статей Кодекса во многом определяется тем, будут ли материалы по конкретному правонарушению направлены налоговой инспекцией, налоговой полицией или органами внутренних дел в суд, административную комиссию и т.д. или же решение будет принято ими самостоятельно. Хотя на это могут повлиять и конкретные обстоятельства дела. Например, предприятием была выпущена алкогольная продукция, маркированная не теми марками, которые предназначены для ее маркировки, а другими (водка, расфасованная в тару емкостью 0,5 л, промаркирована специальными марками, предназначенными для маркировки крепкой алкогольной продукции в емкости 0,25-0,49 л). Здесь отсутствует правонарушение, предусмотренное ст. 10 Закона N 143-ФЗ, - выпуск производителем алкогольной продукции без маркировки, однако налицо необеспечение маркировки марками установленных образцов при производстве подакцизных товаров (ст. 156.2 Кодекса ). Водка в таре 0,5 л не была обеспечена марками установленного образца для этой емкости, т.е. марками, предназначенными для маркировки крепкой алкогольной продукции в емкости 0,5-0,69л. То же самое относится и к аналогичной продукции, выявленной в сфере оптовой и розничной торговли. В данном случае продавец водки может быть привлечен к ответственности только по ст.146.7 Кодекса за продажу подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов, а не по ст. 10 Закона N 143-ФЗ.

Законом существенно расширена характеристика правонарушений, совершаемых в сфере оборота этилового спирта и алкогольной продукции. Например, ст. 8 Закона N 143-ФЗ установлена ответственность за закупку, поставки и хранение юридическим лицом (организацией) алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции без аккредитации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Ранее в законодательстве не было нормы, предусматривающей ответственность за эти действия. В ст. 8 и 10 Закона N 143-ФЗ установлена ответственность не только для тех организаций или индивидуальных предпринимателей, которые производят реализацию алкогольной продукции без установленных документов или без ее маркировки, если такая маркировка обязательна, но и для тех организаций, которые осуществляют хранение и перевозку алкогольной продукции без документов или без марок. Ранее Кодексом об административных правонарушениях подобная ответственность была предусмотрена лишь для непосредственных продавцов данной продукции.

Законом N 143-ФЗ определен и перечень документов, без наличия которых купля-продажа, хранение или перевозка алкогольной и спиртосодержащей продукции влекут за собой согласно ст. 8 Закона административную ответственность в виде наложения штрафа в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда. Это транспортные документы, сертификат соответствия каждого наименования алкогольной и спиртосодержащей продукции или заверенной копии такого сертификата, справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации или ее копия (для импортной алкогольной продукции).

Кроме того, Законом N 143-ФЗ установлена ответственность за нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 12) в виде наложения административного штрафа в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда, если это нарушение не образует состава иного административного правонарушения, предусмотренного настоящим Законом. До этого нарушители правил розничной торговли могли быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере от 3 до 25 минимальных размеров оплаты труда только по ст. 146 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

Другой важный момент, касающийся розничной торговли, - установление ст. 7 Закона N 143-ФЗ административного штрафа в размере от 300 до 500 минимальных размеров оплаты труда за розничную продажу этилового спирта, в том числе питьевого, и виноматериалов. Розничная продажа питьевого этилового спирта разрешена только в районах Крайнего Севера. До выхода этого Закона реализация этилового спирта и виноматериалов в розничной торговле не допускалась путем запретов для организаций розничной торговли спиртом и виноматериалами со стороны предприятий-производителей и предприятий оптовой торговли. Это было одним из условий их лицензирования. Теперь ответственность установлена и для звена розничной торговли.

Статьей 7 аналогичная ответственность установлена для предприятий розничной торговли за продажу лекарственных или лечебно-профилактических средств, содержащих этиловый спирт, если у них отсутствует соответствующая лицензия и эти средства не внесены в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения или не изготовлены по индивидуальным рецептам врачей.

Данным Законом установлен ряд мер административной ответственности за нарушения, которые характерны, как правило, для предприятий, имеющих государственные лицензии на производство или оптовые поставки алкогольной продукции: за деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной продукции без лицензии или с нарушением условий лицензии (ст. 2), за использование непищевого сырья для приготовления пищевой алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 3), за производство и оборот продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам (ст. 4), за производство этилового спирта с превышением установленных квот (ст. 5), за поставки и закупку этилового спирта без соответствующих лицензий и квот (ст. 6), за поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и (или) упаковке, не соответствующих требованиям государственных стандартов (ст. 9), за искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 11).

Предприятия, не имеющие соответствующих лицензий на производство и реализацию алкогольной продукции и не ведущие безлицензионную торговлю алкоголем, могут быть подвергнуты административному штрафу в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда по ст. 11 за непредставление в установленные сроки деклараций об объемах оборота этилового спирта или спиртосодержащей продукции. Дело в том, что постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.99 г. N 564 утверждено Положение о декларировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Согласно п. 2 Положения в перечень организаций, которые обязаны представлять декларации, включены организации, использующие этиловый спирт (в том числе денатурированный) для производства спиртосодержащей продукции и в иных целях в соответствии с выданными квотами на закупку.

Таким образом, за непредставление в установленный срок деклараций об использовании этилового спирта административному штрафу согласно ст. 11 Закона N 143-ФЗ могут быть подвергнуты среди прочих и предприятия, использующие этиловый спирт (пищевой или непищевой, денатурированный или неденатурированный) для производства продукции, не содержащей этиловый спирт (например, лаки, краски и т.п.), или применяющие этиловый спирт для технических целей. Штраф может быть наложен даже в том случае, если использование этилового спирта происходит эпизодически или не связано с основной деятельностью предприятия. Хотя в формах деклараций, утвержденных постановлением Правительства N 564, и указано, что данные представляются в тысячах декалитров (дал), однако в постановлении не определяется минимальное количество этилового спирта, меньше которого декларации не представляются. Предприятие, использовавшее даже литр этилового спирта, обязано представить декларацию о его использовании.

Декларации представляются ежеквартально нарастающим итогом и в целом за год в десятидневный срок после окончания отчетного периода в территориальные налоговые органы и в орган, выделивший квоту на закупку этилового спирта, а также в зависимости от вида используемого этилового спирта и вида деятельности предприятия в некоторые другие органы.

Использование этилового спирта, закупленного без выданных предприятию квот, не освобождает его от административной ответственности. Согласно ст. 6 Закона N 143-ФЗ закупка этилового спирта юридическим лицом (организацией), не имеющим квот на его закупку, а также закупка этилового спирта в объеме, превышающем квоты, влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 1000 минимальных размеров оплаты труда. Таким образом, административной ответственности подвергаются и те предприятия, руководители которых не утруждают себя получением квот на приобретаемый этиловый спирт не только в связи с незначительным количеством используемого спирта, но и из-за нежелания ежеквартально представлять декларации о его использовании. Решения по делам об административных правонарушениях и по ст. 11, и по ст. 6 Закона N 143-ФЗ принимают руководители территориальных налоговых органов. Руководителям предприятий, для которых производство и оборот этилового спирта или алкогольной продукции не являются основным видом деятельности, но к которым могут быть применены статьи Закона, необходимо позаботиться о своевременном представлении деклараций о закупках и использовании этилового спирта (в том числе денатурированного) в упомянутые органы, чтобы не подвергать свои предприятия опасности наложения крупных административных штрафов.

Чтобы не приходилось подавать декларации об использовании этилового спирта, предприятия могут закупать и использовать в производстве, в том числе и для технических целей, не этиловый спирт, а иную спиртосодержащую или алкогольную продукцию. Конечно, это возможно только в тех случаях, когда такую замену позволяет осуществить технология производства. Организации, которые закупают не этиловый спирт, а спиртосодержащую или алкогольную продукцию и используют ее для выпуска продукции, не содержащей этилового спирта в составе готовой продукции, или на иные цели, не связанные с производством алкогольной продукции, не упомянуты в Положении о декларировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.99 г. N 564 в перечне организаций, которые должны представлять данные декларации.

В то же время нужно учитывать, что закупленную для указанных целей алкогольную продукцию нельзя перепродать, а необходимо непременно использовать в производственном процессе на самом предприятии. Перепродажа алкогольной продукции приводит к обязанности представить декларацию согласно постановлению Правительства Российской Федерации N 564, а также является безлицензионной деятельностью, что согласно ст. 2 Закона N 143-ФЗ влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 минимальных размеров оплаты труда. Реализация алкогольной продукции (оптовая или розничная, юридическим или физическим лицам) подлежит обязательному лицензированию.

Согласно ст. 1 Закона N 143-ФЗ его действие не распространяется на деятельность организаций по производству и обороту лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств, содержащих этиловый спирт, если эти средства зарегистрированы уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесены в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также на деятельность аптечных учреждений, связанную с изготовлением средств по индивидуальным рецептам, в том числе гомеопатических препаратов, препаратов ветеринарного назначения, парфюмерно-косметической продукции, прошедших государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти.

Изучение статей Закона "Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" руководителями предприятий и их юридическими службами поможет организовать работу предприятий так, чтобы избежать правонарушений, предусмотренных этим Законом.


М.Н.Михайлов,

Управление МНС России по Московской области



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение