Лизинговый бизнес в некоторых промышленно развитых странах (В.Д.Газман, "Аудиторские ведомости", N 12, декабрь 1999 г.)

Лизинговый бизнес в некоторых промышленно развитых странах


Зарубежный опыт развития лизингового бизнеса, практика совершения лизинговых операций, требования, предъявляемые к организации лизинговых сделок законодательными и нормативно-правовыми актами в различных странах прежде всего в области налогообложения, учета, могут представлять большой интерес для российских аудиторов. Обобщение этого опыта, обычаев делового оборота, на наш взгляд, должно способствовать повышению обоснованности аудиторских заключений по результатам хозяйственной деятельности российских лизинговых компаний, лизингополучателей, банков, страховых компаний, участвующих в международных лизинговых сделках. Интерес к практике зарубежных лизингодателей обусловлен еще и тем, что ряд ведущих лизинговых компаний, упомянутых нами в этой статье, получили лицензии на право осуществления лизинговой деятельности в России. Это означает, что их клиенты - многие сотни российских лизингополучателей - возможно обратятся в аудиторские компании за консультациями по вопросам адаптации западных требований к российским условиям лизинга.

В связи с этим, как нам представляется, статья может быть полезна тем, кто занимается лизинговым бизнесом в нашей стране.


Лизинг становится одной из важнейших составляющих инвестиционной политики во многих государствах. Темпы роста лизинговых операций, как правило, опережают темпы роста основных макроэкономических показателей. Это не случайно. Насыщенность и разветвленность лизинговых операций являются своеобразным определителем развитости всей экономики страны.

На Западе лизинг был востребован ввиду резко возросших инвестиционных потребностей экономики, в силу сложившихся темпов технического прогресса, которые уже не могли удовлетворяться за счет исключительно традиционных каналов финансирования. В условиях обостряющейся конкуренции лизинг стал дополнительным и достаточно эффективным каналом сбыта произведенной продукции, он позволил добиваться расширения круга потребителей и завоевывать новые рынки.

В США на долю лизинга приходится более 30% инвестиций в оборудование. Годовой объем лизинговых операций составлял здесь, по данным "World Leasing Yearbook 1999", 179,8 млрд долл.

Первоначально банкам запрещалось участвовать в сделках в качестве лизингодателя. Однако банки не дистанцировались от новой формы финансового бизнеса, а, наоборот, охотно участвовали в операциях в качестве кредиторов лизинговых компаний. Лизинг позволял применять гибкие схемы платежей, осуществлять забалансовый метод учета имущества. Имела место и государственная поддержка лизинга. Она предусматривала предоставление налоговых, инвестиционных, амортизационных льгот. Эти обстоятельства существенно способствовали быстрому развитию лизинга.

В стране сложились три укрупненных вида лизинговых компаний (независимые, дочерние фирмы производителей и филиалы банков). Непосредственные производители оборудования, такие известные компании, как General Electric, IBM, General Motors, AT&T Capital Corp., Rank Xerox, Caterpillar, Hewlett Packard и др., хорошо осознав преимущества лизинга, начали создавать дочерние (кэптивные) лизинговые предприятия. Некоторые из этих компаний стали операторами российского лизингового рынка, учредив соответствующие дочерние фирмы, либо присутствуют на российском лизинговом рынке в качестве поставщиков оборудования.

Развивающийся бизнес брал свое. К лизинговой деятельности допустили банки, был принят закон о банковской холдинговой компании, который определял объем операций на национальном уровне, что придало лизингу дополнительную привлекательность. Сегодня многие банковские холдинговые компании управляют лизинговыми фирмами и владеют банками с отделениями по лизингу. Сохранение обоих видов объясняется налоговыми льготами и требованиями к капиталу и обеспечению. Кроме того, банковской холдинговой компании разрешено выступать в качестве агента-брокера или консультанта по лизинговым операциям. Расширение сферы деятельности дочерних компаний произошло и за счет сдачи в аренду недвижимости. Таким образом, банковские холдинговые компании имеют право осуществлять лизинг движимого и недвижимого имущества; национальные банки - только лизинг движимого имущества.

Следующим шагом стали указание в законе о реформе системы налогообложения критериев отнесения сделок к лизинговым, а также либерализация системы использования налоговых льгот по лизингу. В частности, были разрешены сделки по передаче партнеру налоговых льгот. В законе о налогообложении появился термин "финансовый лизинг", определяющий сделку, при которой лизингополучателю передается в пользование оборудование на полный срок или на большую часть жизненного цикла имущества; лизинговые платежи полностью переводятся лизингодателю (а не кредитору); на лизингополучателе лежит ответственность за техническое обслуживание, уплату налогов и страхование оборудования; совокупные лизинговые платежи, получаемые лизингодателем за весь жизненный цикл оборудования, полностью покрывают первоначальную стоимость оборудования и обеспечивают доход на инвестированный капитал.

В дальнейшем налоговый климат для лизинга изменился, так как правительство США увидело в нем субсидию на благо другого государства (так называемый экспорт налоговых льгот), и большая часть налоговых льгот была сокращена через механизм амортизации. Однако развитие лизинга не остановилось. Лизинговые сделки продолжают оставаться более гибкими по сравнению с обычными кредитными. Часть рисков принимали на себя лизинговые компании. Остались и некоторые налоговые льготы.

Закон о равной конкуренции в банковском деле предусматривает право национальных банков инвестировать до 10% активов в лизинговые договоры на чисто лизинговой основе без ограничения на величину остаточной стоимости.

В настоящее время, для того чтобы сделка удовлетворяла условиям финансового лизинга, она должна обладать следующими характеристиками:

минимальные инвестиции в арендованное имущество со стороны лизингодателя должны быть не менее 20% его стоимости;

лизингополучатель не имеет права (опциона) на выкуп оборудования по цене ниже его рыночной стоимости, определенной на момент применения этого права;

лизингополучатель не может инвестировать в арендованное им оборудование, кроме так называемых отделимых усовершенствований;

период лизинга не превышает 80% срока службы оборудования;

в конце срока лизинга оборудование должно иметь оцененную остаточную стоимость не менее 20% его первоначальной стоимости;

лизингодатель должен ожидать получение положительной величины денежного потока, как и общей прибыли, по договору лизинга вне зависимости от налоговых льгот.

В случаях когда лизинг по соглашению сторон не подпадает строго под эти стандарты, при определении финансового лизинга исходят из его различных интерпретаций судами США. Они применяют критерий "выгод и бремени права собственности", чтобы определить, владеет ли лизингополучатель оборудованием в экономическом смысле. В частности, для судов особенно важными моментами считаются следующие:

формой соглашения является лизинг;

лизингом преследуется коммерческая цель (помимо налоговых выгод);

лизингополучатель обладает некоторыми значительными атрибутами права собственности, такими, как риск потерь и возможность определенных экономических выгод.

Наиболее популярным в США является лизинг автотранспортных средств. Этот вид лизинга чаще используется банками, когда они выступают в качестве лизингодателей. Существуют два основных вида лизинга транспортных средств - открытый и закрытый. Открытый лизинг предусматривает срок от 24 до 36 месяцев. При этом лизингополучатель принимает на себя риск утраты или повреждения имущества. Перед получением во владение лизингополучатель должен застраховать автомобиль, указав в качестве выгодоприобретателя лизингодателя. Лизингополучатель принимает на себя всю ответственность в связи с ремонтом и поддержанием состояния имущества, обязуется производить предусмотренные ежемесячные платежи в течение срока лизинга и выплатить остаточную стоимость при окончании действия договора лизинга, но не имеет преимущественного права на приобретение транспортного средства по окончании лизинга.

После окончания срока открытого лизинга возможно наступление одного из трех событий. Лизингополучатель, хотя не имеет преимущественного права на покупку автомобиля, может выкупить имущество. В этом случае автомобиль передается ему или указанному им лицу. В ином случае автомобиль предлагается франшизному дилеру, у которого он приобретается. Если франшизный дилер не покупает автомобиль, банк обычно продает его по оптовой цене другому дилеру.

Закрытый лизинг отличается от открытого одной важной деталью: лизингополучатель не гарантирует остаточную стоимость арендованного транспортного средства в конце срока лизинга; лизингодатель допускает этот риск. Во многих случаях лизинг дорогостоящего оборудования является закрытым, хотя часто сроки лизинга рассчитываются таким образом, чтобы прекратить срок эксплуатации нанимаемых товаров, не оставляя остаточной стоимости сверх стоимости вознаграждения.

Банковские холдинговые компании могут заниматься лизингом в той степени, в какой лизинг является функциональным эквивалентом предоставления кредита. Лизинг должен иметь неуправленческую основу (т.е. без оказания услуг). Например, при лизинге автомобилей филиал банковской холдинговой компании не может предлагать услуги, ремонт или поддержание состояния транспортного средства. Банковская холдинговая компания должна вести лизинговую деятельность на основе полной выплаты. До начала срока лизинга она должна возместить расходы по инвестициям в имущество и финансированию.

Максимальный срок лизинга не может превышать 40 лет, а время, в течение которого банковская холдинговая компания может владеть имуществом после окончания лизинга, ограничено двумя годами.

Иногда полагают, что в США, в некоторых европейских странах лизинг оборудования, в том числе автотранспорта, является в большинстве своем не финансовым, а оперативным. Это суждение не подтверждается практикой. Так, в США из 20 обследованных членов ассоциации компаний, занимающихся лизингом оборудования, 13 занимались финансовым лизингом автомобилей. Суммарный объем их сделок в течение года достигал почти 1,5 млрд долл. В то же время только 7 компаний занимались оперативным лизингом автомобилей. При этом общий объем их операций за год составил около 0,3 млрд долл.

Япония занимает второе место в мире по объему лизинговых операций (60,1 млрд долл.). Этот показатель мог быть и выше, однако финансовый кризис, поразивший страну, внес коррективы в результаты лизинговой деятельности. Дело в том, что у многих лизинговых компаний сократились возможности привлечения недорогих кредитных ресурсов в японских банках на долгосрочный период, чем последние всегда отличались, например для операций лизинга судов, самолетов.

В Японии финансовый лизинг определяется как сделка, удовлетворяющая следующим двум основным требованиям:

срок лизинга строго фиксируется, и общая сумма лизинговых платежей определяется так, чтобы примерно равняться совокупным затратам на приобретение оборудования, сданного в лизинг;

запрещено аннулирование договора лизинга в течение периода его действия.

Если в Японии финансовый лизинг трактуется как сделка по реализации, то лизингополучатель наделяется правом на налоговую амортизацию. В противном случае подобным правом будет обладать лизингодатель.

Финансовый лизинг рассматривается в качестве сделки по реализации продукции, если удовлетворяется один из следующих критериев:

по истечении периода лизинга лизинговое имущество будет передано лизингополучателю на нулевое или номинальное денежное вознаграждение;

в лизинг передается оборудование, вмонтированное в здание и поэтому не перемещаемое с места на место;

в лизинг передаются машины, завод или оборудование, произведенные для специальных целей, указанных лизингополучателем, так что в результате лизинговое имущество трудно использовать в каких-либо других целях;

срок лизинга короче, чем 70% законодательно оговоренного срока службы лизингового имущества (60%, если этот срок службы 10 лет и более), и лизингополучатель имеет право покупки.

Ряд японских лизинговых компаний относится к крупнейшим в мире. Так, второй по величине общей стоимости портфеля лизинговых контрактов (более 25 млрд долл.) является Orix Corporation. По показателю ежегодного объема нового лизингового бизнеса в число ведущих в мире входили Tokio Leasing, Centure Leasing System, Sanwa Business Credit.

Некоторые важные выводы для проектирования лизинговых компаний в России можно сделать при анализе деятельности Century Leasing System. Эта лизинговая компания была основана одной из первых в Японии четырьмя крупными акционерами, которым принадлежали 81,1% акций, в том числе: знаменитой торговой фирме Itochu Corporation и крупнейшему коммерческому банку Японии Dai-Ichi Kangyo Bank - по 23,5%; двум крупнейшим в Японии компаниям по страхованию жизни Nippon Life Insurance Company - 23,5% и Asahi Mutual Life Insurance Company - 10,6%. Кроме того, в состав акционеров входят служащие компании с пакетом акций 4,8% и др.

При годовом операционном обороте почти в 3,5 млрд долл. чистый доход компании составил всего 3 млн долл., т.е. менее одной тысячной процента от оборота. По-видимому, чистый доход не является главной побудительной силой развития этой лизинговой компании. Куда важнее для акционеров то, что через лизинговую компанию и обслуживающие ее банки-учредители проходят многомиллиардные обороты, а также то, что деятельность лизинговой компании обеспечивает существенное ускорение товарооборота торговой компании-учредителя и способствует развитию страхового бизнеса.

Германия - одна из ведущих в Европе стран по развитию рынка лизинговых услуг. Так, по данным Leaseurope, в 1998 г. объем заключенных договоров лизинга составил здесь 32653 млн EURO. Лизинг существенно воздействует на размеры инвестиционных процессов в стране (доля лизинга в инвестициях в 1998 г. составляла 19,7%).

Иногда на Западе лизинг называют альтернативной формой по отношению к продажам. В Германии хорошо понимают, что лизинг является не столько альтернативной, сколько одной из наиболее эффективных форм реализации оборудования. В течение последних нескольких лет среднегодовые темпы роста передаваемого в лизинг имущества составляли 6%.

Опыт шестилетнего взаимодействия консультационно-внедренческой компании "Гарантинвест" с многими российскими предприятиями и организациями по вопросам лизинга показывает, что приблизительно половина из них испытывает потребность в германском оборудовании, технике. В Германии 4/5 лизингового бизнеса реализуется 1/5 общего числа компаний. Проведенный нами анализ показал, что более чем у половины компаний уставный капитал составляет от 1 млн до 10 млн марок и более чем у трети - свыше 10 млн марок. Такой капитал позволяет привлечь для лизинговых операций кредитные средства в размере сотен миллионов марок. Первоначальный уставный капитал компании "Альгемайн лизинг" равнялся 40 млн марок. Теперь объем портфеля ее лизинговых контрактов составляет 33,6 млрд марок.

Однако высокую результативность имеют не только крупные предприятия. Каждая шестая лизинговая компания создавалась с уставным капиталом от 50 тыс. до 1 млн марок. Более 90% лизинговых компаний зарегистрировано в форме обществ с ограниченной ответственностью (Gesellschaft mit beschraenkter Haftung - ГмбХ). Эта форма наиболее распространена и удобна для малых и средних предприятий. Процедура учреждения такого общества значительно проще, чем процедура учреждения акционерного общества, и в то же время в ГмбХ сохранены основные достоинства акционерного общества. Так же как и акционерное общество, ГмбХ признается юридическим лицом, несущим исключительно имущественную ответственность по своим обязательствам. За долги ГмбХ его участник (пайщик) другим своим имуществом, кроме доли участия в обществе, ответственности не несет.

Наиболее развитым является лизинг автотранспортных средств. Около трех десятков лизинговых компаний непосредственно специализируются на лизинге автомобилей и грузовиков. Их учредителями выступают крупнейшие автомобильные концерны всего мира. Эти лизинговые компании входят в состав холдингов, занимающихся финансированием, производством и реализацией автомобилей различных моделей с большим спектром направлений и условий эксплуатации. Доля лизинга легковых автомобилей в общем объеме лизинга всех видов оборудования в Германии составляла 50,2%, а с учетом грузовиков - 59,7%.

Лизинг позволяет товаропроизводителям значительно расширить рынок сбыта. Как правило, лизинг автомобилей представляет собой так называемую форму лизинга с полным набором сервисных услуг. При этом предусматривается наличие комплексной системы технического обслуживания, гарантийного обслуживания, ремонта, страхования. Для этого лизинговые компании создают в своей структуре специализированные ремонтные службы либо привлекают для обслуживания клиентов специализированные сервисные организации. Выбор конкретной фирмы организации сервисного обслуживания определяется договором между лизингодателем и лизингополучателем.

Почти все лизинговые компании, специализирующиеся на легковых автомобилях и грузовиках, зарегистрированы в форме обществ с ограниченной ответственностью. У каждой второй автомобильной лизинговой компании уставный капитал составляет от 20 млн до 100 млн марок.

Крупнейшие германские автомобилестроители - самостоятельно или с участием крупных банков - создали целую сеть лизинговых компаний в различных европейских странах, а также в Америке. Их бизнес чутко реагирует на особенности той страны, в которой они действуют. Так, компания БМВ предусматривает четырехлетний срок лизинга в Мексике. С целью заинтересовать как можно больше клиентов в своих услугах и сделать их на долгие годы своими лизингополучателями действует схема, по которой по истечении срока лизинга старый автомобиль принимался в зачет первого платежа по новому договору лизинга уже на новую машину. Это означает, что в течение четырех лет происходила почти вся амортизация автомобиля и он выкупался у лизингополучателя по остаточной стоимости в размере чуть более 2%. Старая машина утилизировалась. Эта мера позволила резко расширить рынок продаж на условиях лизинга, что является основной целью товаропроизводителей.

Конкуренция среди лизингодателей Германии в течение последних нескольких лет была очень динамичная, в результате произошло некоторое сокращение прибылей компаний. Вместе с тем конкуренция способствовала расширению различных видов сервиса, предоставляемого лизинговыми компаниями.

Все правовые условия лизинговой деятельности в Германии создаются судебной практикой и постановлением налоговых служб. Так, согласно п.1 параграфа 39 Общего налогового кодекса активы приписываются юридическому собственнику (для налоговых целей). Однако, если третье лицо владеет активом таким образом, что может в течение всего срока полезного использования актива исключить всякое экономическое влияние юридического собственника на актив, он может быть приписан к этому третьему лицу как к экономическому собственнику. Постановление об аренде с полной выплатой определяет экономического собственника в сделках, касающихся движимости.

Определение финансового лизинга для налоговых целей действует, когда:

контракт заключен на определенный период, в течение которого он не может быть прекращен одной из сторон до тех пор, пока обе стороны не выполнят своих контрактных обязательств (основной период лизинга);

лизинговые платежи, уплачиваемые лизингополучателем в течение основного периода лизинга, покрывают стоимость приобретения или производства объекта лизингодателем, а также все побочные расходы, включая стоимость финансирования.

Если эти предварительные ограничения соблюдены, то экономическим собственником является лизингодатель при условии, что основной период лизинга составляет от 40 до 90% срока полезного использования объекта. Иначе, экономическим собственником является лизингополучатель. Срок полезного использования определяется из официальных таблиц амортизации.

Лизинговые компании в Германии уплачивают следующие налоги:

налог на капитал (1% величины уставного капитала при создании общества или при увеличении уставного капитала от суммы разницы);

налог на прибыль (36% распределенной между акционерами прибыли и 50% нераспределенной прибыли);

местный промысловый налог (на капитал и доход по базовой ставке в 5% нераспределенной прибыли плюс примерно 0,2% капитала);

налог на добавленную стоимость (текущая ставка - 14%); независимо от того, кто является экономическим собственником арендованного объекта, аренда облагается НДС, уплачиваемым лизингодателем; последний взимает соответствующую сумму с лизингополучателя, который может вычесть такой НДС как входящий НДС (и потребовать его выплаты обратно, если это возможно);

поимущественный налог (0,45 - 0,6% величины чистых активов фирмы, т.е. за вычетом ее задолженности); если экономическим собственником является лизингополучатель, то лизингодатель может не включать объект в свои активы, а оценить только свои требования по лизинговым платежам; лизингополучатель может вычесть дисконтированную сумму лизинговых платежей как обязательства;

торговый налог взимается с прибыли и с чистой стоимости используемого капитала по ставкам: 15 - 20% для налога на прибыль и 0,5 - 1% для налога на капитал.

В германском законодательстве существуют нормы, согласно которым после требования процедуры признания неплатежеспособности лизингополучателя он может решать, будет ли контракт завершен. Определенное воздействие на деятельность германских лизинговых компаний оказывают региональные нормативные акты по лизингу, которые приняты, к примеру, в землях Саксонии, Гессен. С 1999 г. применяется норма, в соответствии с которой, в случае если лизингополучатель оказывается несостоятельным, лизингодатель имеет преимущественное право перед другими кредиторами как собственник сдаваемых в лизинг активов.

При анализе деятельности лизинговых компаний необходимо принять во внимание, что система бухгалтерского учета в Германии отличается от системы бухгалтерского учета в США. Так, у германской компании "Даймлер Бенц", которая учредила в ряде стран мира лизинговые компании, размер прибыли, зафиксированный в течение одного года по германским правилам, составил 327 млн долл. США, в то время как по американским учетным стандартам у этой компании должен быть убыток в 1,1 млрд долл.

Потенциальным российским лизингополучателям германского оборудования небезынтересно, какие требования по гарантийному обеспечению предъявят им германские лизинговые компании. Эти требования могут быть следующими.

1. Российское предприятие должно заключить нерасторжимые контракты по экспорту произведенной им продукции с западными покупателями на период, сопоставимый с продолжительностью лизингового соглашения. Это означает, что при проектировании лизинговой сделки предпочтение отдается российскому лизингополучателю с определенным экспортным потенциалом.

2. В случае если эти контракты гарантируют лизингополучателю поступление фиксированных объемов платежей (предпочтительно в марках), следует:

переуступить свои соответствующие платежные требования по этим контрактам лизинговой компании;

позаботиться, чтобы покупатели продукции лизингополучателя перечисляли средства на счет в западном банке, где минимальное предварительное количество средств должно оставаться постоянно;

давать указания банку выплачивать лизинговые платежи лизинговой компании, когда наступает срок;

до начала действия лизингового соглашения внести на счет в распоряжение лизинговой компании равную двум лизинговым платежам сумму, которая будет служить обеспечением. Зачет этой суммы в качестве лизингового платежа от лизингополучателя может быть осуществлен не ранее чем одновременно с последними двумя выплатами по лизинговому соглашению (при условии, что выплата предыдущих платежей была осуществлена надлежащим образом).

В Великобритании более тридцати лет действует закон об аренде - продаже. Бухгалтерский стандарт SSAP 21 "Бухгалтерский учет и отчетность арендных соглашений" предписывает, как следует трактовать все вопросы, связанные с бухгалтерской стороной аренды. В нем проводится различие между двумя видами таких операций. Так, под "финансовой арендой" понимается "сделка, при которой в основном все риски и вознаграждения от владения и пользования арендованным средством переходят на арендатора". Обычно это происходит, "если в начале действия арендного соглашения текущая стоимость минимально установленных арендных выплат, включая первичный взнос арендатора, покрывает почти всю (обычно не менее 90%) стоимость арендованного средства". Под "краткосрочной арендой" понимается любая другая аренда, не подпадающая под категорию "финансовой аренды".

Финансовая аренда должна учитываться арендатором как актив и пассив для выплаты арендных платежей в будущем. Этот актив подлежит амортизации. Денежные платежи для покрытия арендного обязательства распределяются на весь период действия арендного соглашения. Арендодатель должен показывать средства, полученные от арендатора, как финансовые активы. И, наоборот, при краткосрочной аренде арендодатель учитывает сдаваемое им в аренду средство как основной капитал, на который распространяются нормы амортизации, а платежи, уплаченные за него, поступают на счета прибылей и убытков соответственно арендодателя и арендатора.

Определение финансовой аренды, применяемое в Великобритании, достаточно широкое. Однако многие компании предпочитают учитывать активы, передаваемые в аренду, отдельно от балансового отчета. Поэтому арендные соглашения часто формулируются таким образом, чтобы они подпадали под категорию краткосрочной аренды, даже если они по своей сути относятся к другому виду - финансовой аренде.

Стандарт SSAP 21 также требует, чтобы будущие обязательства как при финансовой, так и при краткосрочной аренде отражались в комментарии к бухгалтерскому отчету. Это позволяет аналитикам объективнее оценить истинное положение дел в компании и крупные краткосрочные обязательства в течение предстоящих нескольких лет считать за финансовые.

В материалах ассоциации финансов и лизинга, отражаемых в отчетах Leaseurope, отмечалось, что лизингодатели Великобритании испытывают экономическую дискриминацию в международных лизинговых сделках через штрафное налоговое обложение. Обычно лизингодатель имеет право делать скидку на 25% на капитал (по остаточной стоимости), но при использовании международных операций право на скидку снижается до ставки 10%. Лизинговые компании постоянно обращаются в правительство для устранения или изменения этих ограничений.

Последние пять лет представляются очень удачными для английского лизингового бизнеса. Это был период резкого подъема. Среднегодовые темпы роста по заключаемым договорам лизинга оборудования составляли 11% и превысили в 1998 г. 31 млрд EURO. Лизинг стал серьезным системообразующим фактором в инвестиционной макрополитике, так как через лизинг финансируется третья часть инвестиций в стране.

С лизинговых компаний в Великобритании взимаются следующие основные налоги:

налог на прибыль корпораций (прогрессивный, максимальный - в размере 35% с прибыли 500 тыс. ф. ст. и выше и минимальный - в размере 25% с прибыли в 100 тыс. ф. ст. и ниже), который распространяется на прибыль с прироста капитала;

налог на капитал (обычно в размере 1%, взыскивается с суммы, вырученной компаниями с ограниченной ответственностью от выпуска акций);

НДС (его стандартная ставка равна 15%);

местные налоги (преимущественно на недвижимость).

Английские компании являются объектом подоходного налога с юридических лиц в отношении их чистого дохода и полученного прироста капитала. Компании имеют право самостоятельно определять отчетный период (он не может превышать 12 месяцев), заканчивающийся в любое время в течение года, а подоходный налог уплачивается в течение 9 месяцев после окончания отчетного периода. Лизинговые компании могут иногда вести учет на наличной основе, а не по принципу наращивания (начисления).

Правила налогообложения требуют выполнения следующих условий (если иное не предусмотрено в контракте):

международные лизинговые операции осуществляются компанией (группой компаний, образующих товарищество) и подпадают под налогообложение Великобритании, а не другой страны - участника лизинговой сделки;

компания осуществляет "торговлю" лизингом, т.е. компания, предоставляющая оборудование в аренду на постоянной основе, похожа на торговую компанию.

Налогообложение при лизинговой сделке (контрактный наем) без права покупки предусматривает, что:

лизингодатель имеет право на налоговые скидки на стоимость актива и принимает во внимание при подсчете налогооблагаемой прибыли полную стоимость лизинговых платежей в качестве торговых поступлений в том отчетном периоде, к которому они относятся (или в некоторых случаях, когда они получены);

лизингополучатель имеет право вычесть из налогооблагаемой базы полную стоимость арендных платежей.

При налогообложении операций лизинга с правом покупки предусмотрено, что лизингополучатель имеет право покупки объекта по номинальной сумме в конце оговоренного периода. Платежи лизингополучателя состоят из 2 элементов: капитального (плата за право приобретения объекта, равная цене, уплаченной лизингодателем) и финансового (представляет собой сумму процентов, но, строго говоря, это лизинговые платежи за наем объекта до осуществления права покупки).

Лизингодатель не имеет права на налоговые скидки в отношении арендованного объекта, а также принимает во внимание при определении налогооблагаемой прибыли финансовый элемент платежей лизингополучателя в качестве торговых поступлений в том отчетном периоде, к которому они относятся. Капитальный элемент будет облагаться налогами в том случае, если он превосходит затраты лизингодателя. Лизингополучатель имеет право на налоговые скидки в отношении капитального элемента платежей (даже будущих), а также имеет право на вычет финансового элемента при подсчете налогооблагаемой прибыли за весь период действия соглашения. При прямом лизинге право на налоговые скидки имеет лизингодатель, а при лизинге с правом покупки объекта право на налоговые скидки имеет лизингополучатель.

При лизинге машин и оборудования предусмотрены определенные налоговые скидки - до 25% стоимости оборудования, которые списываются ежегодно на амортизацию на основе метода снижающегося остатка. Основное правило заключается в следующем: лицо может списать скидки на машины и оборудование там, где он ведет торговлю (или другие виды деятельности) и понес расходы капитального характера для приобретения машин и оборудования для целей торговли, и в соответствии с этим данное оборудование принадлежит ему.

В течение первого года лизинговые платежи не облагаются налогом. Особенно это выгодно для лизинга в электронной промышленности. Компания может воспользоваться налоговыми льготами только в конце отчетного года. Поэтому если она производит инвестиции в начале года, то ей приходится ждать некоторое время до получения выгод от этих льгот. Но если компания продает оборудование лизинговой компании и затем берет его в аренду (возвратный лизинг), то косвенные льготы получают быстрее, так как можно указывать разное окончание года. Для этого лизинговые компании открывают филиалы с разным окончанием финансового года.

Удельный вес заключенных договоров с различными сроками предоставления оборудования в лизинг составляет: до 2 лет - 19,6% в общем объеме всех лизинговых сделок; до 5 лет - 57,8%; до 10 лет - 8,8%; свыше 10 лет - 13,9%.

Законодательный акт о лизинге во Франции был принят 33 года назад. Этот закон определяет и регулирует лизинг движимого и недвижимого имущества. Лизинг недвижимости очень популярен во Франции. Почти две трети лизинговых компаний представлены в этом секторе рынка. Закон предоставил режим налоговой открытости "компаниям по недвижимости в торговле и промышленности", исключительным объектом деятельности которых являлась аренда помещений для производственных нужд.

Во Франции различают лизинг движимого имущества без права выкупа и лизинг движимого имущества с правом выкупа (так называемый креди-бай, или финансовый лизинг).

В соответствии с законодательством финансовый лизинг имеет место только в том случае, если:

лизингодатель покупает оборудование до его последующей сдачи в аренду;

лизингодатель предоставляет лизингополучателю право выкупа имущества по заранее оговоренной цене, учитывающей размер предварительно сделанных лизинговых платежей;

лизингополучатель использует оборудование для производства или в коммерческой деятельности.

Соглашение признается как креди-бай, если оборудование лизингодателем куплено у третьей стороны. Производитель оборудования не может сдать его в лизинг по креди-бай-договору, т.е. не допускается прямой лизинг. Если пользователь не имеет возможности выкупа имущества, но взамен обладает правом на покупку оборудования, то соглашение будет классифицироваться как продажа в рассрочку, а не как лизинг.

Согласно французскому налоговому кодексу в отношениях лизингодателя и лизингополучателя только первый может амортизировать сдаваемые в аренду активы. Амортизация может осуществляться по прямому методу или (в некоторых случаях) по методу сокращающегося остатка. Суммы, уплачиваемые лизингополучателем за осуществление права покупки, рассматриваются как капитальные затраты. При получении актива лизингополучатель может амортизировать эти суммы.

Основными налогами, уплачиваемыми лизинговыми компаниями, являются подоходный налог и косвенные налоги. Ставка подоходного налога с юридических лиц составляет 42% для чистой прибыли. НДС (основной косвенный налог) взимается со всех лизинговых сделок, связанных с оборудованием, по ставке 18,6%. Лизингодатели оборудования - нерезиденты могут получать предусмотренные договором лизинговые платежи от французских лизингополучателей без НДС (за исключением лизингодателей транспортных средств).

Очень развит лизинговый бизнес в знаменитом французском банке Societe Generale. Здесь была создана одна из наиболее разветвленных в мире лизинговых структур Sogelease, включающая 27 фирм, расположенных по всему миру. По суммарным объемам это третий лизингодатель в мире по величине лизингового портфеля (10,5 млрд долл. США) и крупнейший в Европе. Финансирование лизинга осуществляется по следующим пяти основным группам имущества: транспортное (корабли, самолеты, контейнеры, трайлеры); нефтяное (платформы, баржи и суда, заводы); городские здания и оборудование для общественных работ; крупные инвестиционные программы в области информационных технологий, создания и модернизации промышленных и строительных предприятий; медицинский сектор.

Сроки лизинга в Sogelease варьируются от 3 до 18 лет в зависимости от срока жизни имущества. Операции международного лизинга с Россией проводятся через австрийскую дочернюю компанию банка Sogelease.


В.Д.Газман,

генеральный директор компании "Гарантинвест"


Журнал "Аудиторские ведомости"


Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ

Международный еженедельник "Финансовая газета"

Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"

Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.

Свидетельство о регистрации N 015676

Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.