Учет и документальное оформление затрат обслуживающих производств, находящихся на балансе производственных предприятий (О.А.Миронова, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 50, 51, декабрь 1999 г.)

Учет и документальное оформление затрат обслуживающих производств,
находящихся на балансе производственных предприятий


Производственные предприятия представляют собой сложный комплекс, состоящий не только из основных, вспомогательных подразделений и служб управления, но и из обслуживающих производств и хозяйств. Под обслуживающими производствами и хозяйствами понимаются структурные подразделения, деятельность которых не связана с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, которые относятся к основной деятельности предприятия и являются целью его создания.

К обслуживающим производствам и хозяйствам относят жилищно-коммунальное хозяйство (эксплуатация жилых домов, общежитий, гостиниц, прачечных, бань и др.); пошивочные мастерские и другие цехи или мастерские бытового обслуживания; столовые и буфеты; детские сады и ясли; дома отдыха, санатории, пансионаты, другие учреждения оздоровительного и культурно-просветительного назначения; научно-исследовательские и конструкторские подразделения; подсобные сельские хозяйства и др.

Общие особенности учета финансово-хозяйственной деятельности обслуживающих производств и хозяйств связаны с отражением затрат на счете 29 "Обслуживающие производства и хозяйства". Счет этот активный, калькуляционный. По дебету счета отражают прямые расходы, связанные непосредственно с выполнением работ, оказанием услуг или выпуском продукции обслуживающими производствами и хозяйствами. Сюда же относят расходы вспомогательных производств, если их услугами пользовались обслуживающие производства и хозяйства. Затраты по обслуживающим производствам и хозяйствам могут учитываться по аналогии с учетом затрат по основному виду деятельности либо в соответствии с отраслевыми инструкциями.

Поскольку обслуживающие производства и хозяйства выпускают продукцию, оказывают услуги на сторону, то полученная предприятием выручка отражается на одном из субсчетов счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)". В дебет счета с кредита счета 29 списывается фактическая себестоимость выпущенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг обслуживающими производствами и хозяйствами. Счет 29 может иметь остаток на конец месяца, отражающий стоимость незавершенного производства.

Разница между суммой выручки и себестоимостью от реализации продукции и услуг обслуживающих производств и хозяйств подлежит списанию на счет 80 "Прибыли и убытки" (если выручка превышает затраты) либо на счета 81 "Использование прибыли", 88-1 "Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного года", 88-4 "Фонд социальной сферы" и др.

Каждое из обслуживающих производств и хозяйств имеет свою специфику, отраслевую направленность: торговля, общественное питание, сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство и др. Поэтому нередко у бухгалтеров возникают вопросы, связанные, с одной стороны, с требованиями отраслевых инструкций, а с другой - с практикой учета обслуживающих производств и хозяйств.

Мы рассмотрим методику учета деятельности столовых и входящих в них буфетов, находящихся на балансе производственного предприятия.


Особенности учета затрат столовой


Предприятие, имеющее на балансе столовую и буфеты, как правило, осуществляет учет так же, как предприятие общественного питания. Действительно, у них имеется много общего в порядке образования цен, учете товаров, сырья, продуктов питания в кладовых столовой, в учете производства и реализации продукции, учете товаров в буфетах.

Однако производственные предприятия при организации столовых и буфетов первоочередной целью считают обслуживание трудовых коллективов. Многие предприятия выделяют столовые как структурные подразделения на самостоятельный баланс и взаиморасчеты с ними ведут на счете 79 "Внутрихозяйственные расчеты". При этом затраты по столовой бухгалтерия учитывает на отдельном субсчете счета 20 "Основное производство". Некоторые предприятия считают, что правильнее для учета затрат использовать счет 29 "Обслуживающие производства и хозяйства".

Выбор учетной схемы бухгалтерия предприятия вправе определить самостоятельно, отразив в учетной политике принятую методику.

Надеемся, что некоторые наши методические рекомендации помогут бухгалтерам рациональнее организовать учет затрат столовой и буфетов. Напомним основные критерии для выбора учетной схемы:

1. Столовая, как правило, является структурным подразделением предприятия. Содержание помещения столовой (освещение, отопление, электро- и водоснабжение, ремонт и т.д.) осуществляется самим предприятием.

2. Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрено для отражения затрат состоящих на балансе предприятия столовых и буфетов ведение счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" (счет 20 "Основное производство" для таких затрат больше подходит организациям общественного питания, имеющим статус самостоятельных юридических лиц).

3. Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" (далее - Положение о составе затрат) разрешено включать в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия "затраты, связанные с содержанием помещений, предоставляемых бесплатно организациям общественного питания (как состоящим, так и не состоящим на балансе предприятия), обслуживающим трудовые коллективы (включая амортизационные отчисления, затраты на проведение всех видов ремонта помещения, расходы на освещение, водоснабжение, электроснабжение, а также на топливо для приготовления пищи) (п.п. "ф" п. 2 Положения о составе затрат). Поэтому все затраты целесообразно учитывать на отдельном субсчете счета 29 "Расходы по столовой", а в аналитическом учете они должны быть разделены на две группы:

затраты по содержанию столовой, относимые на себестоимость продукции в соответствии с п.п. "ф" п. 2 Положения о составе затрат;

затраты, связанные непосредственно с производством по приготовлению пищи, выпечкой хлебобулочных изделий и их реализацией в столовой и буфетах.

В таблице 1 приведена номенклатура статей затрат, учитываемых на счете 29, субсчет "Расходы по столовой".


Наименование статей Включаются в
себестоимость
продукции
(работ, услуг)
Относятся за
счет
специальных
фондов
(нераспределен-
ной прибыли)
1.Амортизация основных средств + -
2. Затраты на текущий и капитальный
ремонт основных средств
+ -
3. Расходы на аренду и содержание
помещений, в том числе:
   
освещение + -
водоснабжение и отопление + -
электро- и газоснабжение (или топливо для
приготовления пищи)
+ -
другие расходы по содержанию помещений - +
4. Износ санитарной и специальной одежды,
столового белья, посуды, приборов, других
МБП
- +
5. Транспортные расходы - +
6. Расходы на оплату труда - +
7. Отчисления на социальные нужды - +
8. Стоимость продуктов для приготовления
пищи, товаров для реализации через буфеты
- +
9. Прочие расходы - +

Первая группа затрат, непроизводственных по назначению, но включаемых в себестоимость продукции согласно Положению о составе затрат и принимаемых для целей налогообложения наряду с производственными, ежемесячно списывается со счета 29 в дебет счета 26 "Общехозяйственные расходы". В аналитическом учете к счету 29 для этих целей может быть выделена отдельная аналитическая позиция - "Расходы по содержанию столовой" в статье "Прочие расходы". Закрытие счета 26 по общепринятой методике позволит нужную часть затрат по содержанию столовой отнести на себестоимость продукции в соответствии с Положением о составе затрат.

Вторая часть затрат по приготовлению пищи, выпечке хлебобулочных изделий, буфетному обслуживанию, накопленная также на счете 29, в конце месяца списывается на уменьшение источников финансирования: фонда социального развития либо нераспределенной прибыли. В этом заключается основная особенность учета затрат столовой, находящейся на балансе производственного предприятия. Учет выручки традиционно осуществляется на счете 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" с открытием отдельного субсчета "Реализация продукции столовой и товаров в буфетах" (см. схему).


Учет продуктов и товаров в кладовых столовой


Продукты и товары поступают в столовую (в кладовые) со складов предприятия (полученные в результате бартерного обмена, в качестве натуральной оплаты за продукцию предприятия, работы, услуги) либо от поставщиков, а также в порядке собственных закупок на колхозных рынках и в магазинах. При закупке материальных ценностей на рынке или у населения составляется акт, в котором приводят хозяйственную операцию с указанием даты, места покупки, количества и цены, а также данных паспорта продавца товара.

Из кладовой отпуск продуктов и товаров в производство (на кухню) осуществляется на основании требований и оформляется накладными.

Учет в кладовой столовой ведет материально ответственное лицо по наименованию, сорту, количеству и цене на карточках количественно-суммового учета или в товарных книгах в соответствии с Основными положениями по бухгалтерскому учету сырья (продуктов), товаров и производства в предприятиях общественного питания, утвержденными приказом Минторга СССР от 13.11.86 г. N 260. По окончании месяца, а также на дату инвентаризации составляется ведомость остатков продуктов, товаров в кладовой для сверки с данными бухгалтерского учета. Ежемесячно (или с периодичностью, установленной графиком документооборота предприятия) материально ответственные лица кладовых сдают в бухгалтерию товарный отчет с приложенными к нему документами на поступление и расход (выбытие) продуктов и товаров.

Бухгалтерский учет наличия и движения товаров, сырья и продуктов питания ведут на счете 41 "Товары", к которому предприятие открывает субсчета:

41-1 "Товары на складе предприятия";

41-2 "Товары в кладовой (на складе) столовой";

41-3 "Товары в буфете";

41-4 "Товары, полученные от подсобного сельского хозяйства".

В таблице 2 приведены операции по движению продуктов и товаров в кладовой столовой.


Таблица 2

Содержание операции Дебет Кредит
1. Поступление продуктов и товаров:
от поставщиков, включая НДС
со склада предприятия
по закупочным актам через подот-
четных лиц
от подсобного сельского хозяйства

41-2
41-2
41-2
41-2

60, 76
41-1
71
41-4
2. Оприходование продукции, изго-
товленной на собственном производ-
стве (консервированные продукты,
различные заготовки) или возврат
неиспользованных продуктов из кухни



41-2



29
3. Отражены торговые наценки по
оприходованным товарам и продуктам

41-2

42
4. Отпуск продуктов и товаров:
в собственное производство (на
кухню)
для реализации в буфеты


29
41-3


41-2
41-2
5. Отражение недостачи продуктов и
товаров, обнаруженной при инвента-
ризации кладовой

84

41-2

Учет производства и реализации продукции столовой


Методика учета отражает одновременно процессы производства (приготовление пищи) и торговли (реализация приготовленных блюд, выпеченных хлебобулочных изделий). Продукция, изготовляемая в столовых, реализуется предприятием по ценам, которые складываются из стоимости расходуемого сырья и торговой наценки.

Цены на готовую продукцию столовой принято калькулировать. Порядок определения цен на предприятиях общественного питания регламентируется Методическими рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденными письмом Министерства экономики Российской Федерации от 6.12.95 г. N СИ-484/7-982. Размеры наценок определяются с учетом возмещения издержек обращения и реализации, налога на добавленную стоимость, перечисляемого в бюджет, и обеспечения рентабельности работы.

Расчет цен на готовую продукцию столовой осуществляется в калькуляционной карточке, форма которой приведена в таблице 3.


Таблица 3


     Организация________________
     Утверждаю
                                                    Директор ____________

     Калькуляционная карточка N ___
     Наименование блюда ________________
     Номер по сборнику раскладок _________

Порядковый N
калькуляции
N 1
"__"___ 1999 г.
N 2
"__"___ 1999 г.
N 3
"__"___ 1999
г.

:
По
р.
N
Наименование
продуктов
нор-
ма
це-
на
сум-
ма
нор-
ма

цена
сум-
ма
нор-
ма

цена
сум-
ма
 
                       
                       
  Общая
стоимость
набора
                   
  Продажная
цена блюда
                   
  Наценка                    
  Выход в
готовом виде
                   

     Зав. производством ________________
     Калькуляцию составил _____________

Калькулирование при определении цен на готовую продукцию осуществляется для расчета продажной стоимости блюд и изделий кухни. Нормы вложения сырья приведены в Сборнике рецептур блюд в граммах. В этом же Сборнике даны нормы выхода готовых изделий с указанием массы отдельных готовых компонентов в граммах (фарша, полуфабрикатов и др.) и всего блюда в целом. Калькуляция должна быть подписана заведующим производством и лицом, составившим ее. Утверждает калькуляцию руководитель структурного подразделения (предприятия) общественного питания.

Ежедневный план-меню на выпуск продукции столовой составляет заведующий производством с учетом спроса покупателей, наличия продуктов на складе и т.д. С учетом остатка продуктов (сырья) на производстве (кухне) на основании плана-меню выписывается требование на отпуск продукции со склада. План-меню и требование, составленные в одном экземпляре, подписанные заведующим производством и утвержденные директором, передаются в бухгалтерию, где устанавливаются розничные (продажные) цены на блюда и изделия кухни. Одновременно составляется меню для посетителей.

Отклонения от норм в расходовании сырья не допускаются. Списание реализованных готовых изделий производится по учетным ценам. Учетные цены берутся из калькуляционных карточек, что обеспечивает списание стоимости израсходованного сырья по тем же ценам, по которым оно было отпущено в производство.

Операции, связанные с производством и реализацией готовой продукции в столовой, находящейся на балансе производственного предприятия, которые отражаются на счетах бухгалтерского учета, приведены в таблице 4.


Таблица 4

Содержание операции Дебет Кредит
1. Поступило сырье (продукты) в производство
(на кухню) из кладовой от подсобного
сельского хозяйства

29

41-2,
41-4
2. Расходы, связанные с содержанием столовой
(включаемые в себестоимость продукции пред-
приятия):
   
на отопление, освещение, тепло-, водо-, га-
зоснабжение (без НДС)

29

23, 60
износ основных средств и нематериальных ак-
тивов, находящихся в пользовании столовой
и буфетов

29

02, 05
затраты на текущий и капитальный ремонт
помещений и оборудования столовой

29

23, 60
3. Отнесена доля общехозяйственных расходов,
связанных с реализацией продукции столовой и
буфетов на сторону

29

26
4. Заработная плата с отчислениями работни-
ков столовой и буфетов

29

70, 69,
67
5. Списаны расходы по содержанию столовой на
себестоимость продукции предприятия (в сумме
расходов, отраженных в п.2)


26


29
6. Списана стоимость продукции (столовой),
переданной для реализации в буфет

41-3

29
7. Получена выручка столовой и буфетов 50 46
8. Списана стоимость отпущенной продукции
столовой и буфетов покупателям

46

29
9а. Списана стоимость выпеченного хлеба,
хлебобулочных и других изделий, переданных
для реализации в торговые точки на сторону


40


29
9б. Оприходована выручка от продажи
хлебобулочных и других изделий, переданных
для реализации на сторону

50, 51

46
Одновременно    
списана стоимость реализованных изделий 46 40
выделен НДС с наценки 46 68
10. Отражена стоимость питания работников
предприятия в счет заработной платы:
   
по ведомостям, переданным из столовой в
бухгалтерию по талонам:

70

46
стоимость выданных талонов в счет заработной
платы
70 88
стоимость использованных талонов на питание 88 46
11. Сторно реализованной наценки по
использованным сырью и товарам

(46)

(42)
12. Сформирован финансовый результат от
деятельности столовой и буфетов:
   
сумма превышения выручки над затратами
(прибыль)
46 80
сумма превышения затрат над выручкой
(убытки)
88 46

Таким образом, в столовых, числящихся на балансе производственных предприятий, в отличие от общеустановленного отраслевого порядка в системе общественного питания себестоимость реализованных изделий кухни формируется на счете 29, субсчет "Расходы по столовой". Полученную себестоимость предприятия могут доводить до продажной цены путем соответствующей наценки. В соответствии с выбранной предприятием методикой наценку можно отражать по дебету счета 29 либо определять как разницу между ценой продажи и фактической себестоимостью расчетным путем.


О.А. Миронова,

д.э.н. Марийский государственный технический университет


"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 50, 51, 1999 г.



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение