• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Налоговые льготы при оказании безвозмездной помощи (Выпуск 21, ноябрь 1999 г.)

Налоговые льготы при оказании безвозмездной помощи


Принятие Федерального закона от 04.05.99 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" повлекло за собой изменение в ряде законодательных актов, таких как: Закон РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (абз. 2 п. 6 ст. 2); Закон РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (подп. "щ" и "я.4" п. 1 ст. 5, абз.2 и абз.4 п. 3 ст. 7); Закон РФ от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (п. "к" части первой ст. 5); Закон РФ от 07.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (подп. "я.14" п. 1 ст. 3); Закон РФ от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах Российской Федерации" (п. 3 ст. 5, п. 4 ст. 6, п. 4 ст. 7); Закон РФ от 21.05.93 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (п. "ж" ст. 35).


Понятие безвозмездной помощи


В соответствии с положениями Закона N 95-ФЗ претендовать на отнесение к безвозмездной помощи (содействию) (далее БПС) могут средства, товары, работы, услуги, отвечающие следующим обязательным требованиям:

1) источники предоставления только иностранные государства, их федеральные или муниципальные образования, международные и иностранные учреждения (или некоммерческие организации) (далее доноры);

2) получатели только Россия, субъекты Федерации, органы государственной власти и местного самоуправления, юридические и физические лица (далее получатели);

3) предоставление только на безвозмездной основе.

БПС может быть двух видов: техническая (далее ТПС) и гуманитарная (далее ГПС). Они различаются по целевому назначению помощи:

первая для целей оказании поддержки в проведении экономических, социальных реформ и разоружения;

вторая для целей медицинской и социальной помощи (исключительно в отношении малообеспеченных, социально незащищенных и пострадавших от чрезвычайных происшествий); для целей ликвидации последствий чрезвычайных происшествий; для целей транспортировки, сопровождения и хранения ГПС.


Порядок регистрации программ и получение удостоверений


Для того, чтобы на средства (товары, работы, услуги), отвечающие вышеперечисленным требованиям и направляемые на вышеперечисленные цели, могли распространяться льготы по налогам, необходимо их официальное признание. А для этого требуется получить удостоверение (документ), подтверждающее (ий), что данные средства (товары, работы, услуги) принадлежат к технической или гуманитарной помощи. В отношении ТПС перед получением удостоверения также необходима регистрация проекта или программы, в рамках которой она предоставляется.

Во исполнение Закона о безвозмездной помощи было принято постановление Правительства РФ от 17.09.99 N 1046 "Об утверждении порядка регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), а также осуществления контроля за ее целевым использованием". Следует сразу обратить внимание, что данный документ распространяется только на один вид БПС техническую помощь. Порядок выдачи удостоверений и контроля за целевым использованием ГПС будет определен Правительством РФ позже.

В соответствии с постановлением N 1046 для оформления ТПС необходимо пройти два этапа:

1) зарегистрировать саму программу (проект) такой помощи. С этой целью лицо, предоставляющее помощь (донор), или сам получатель подают соответствующее заявление в Комиссию по вопросам технической помощи при Правительстве РФ. Представляется также копия договора между сторонами, который положен в основу предоставления ТПС;

2) если на первом этапе регистрируется в целом вся программа, то второй этап предусматривает уже регистрацию и получение удостоверений на конкретные средства (товары, работы, услуги), получаемые в рамках этой программы. Для этого в ту же комиссию, но уже только получателем подается соответствующие заявление с приложением документов, поименованных в постановлении N 1046. Комиссия рассматривает документы и принимает решение о выдаче удостоверения. Все налоговые льготы предоставляются только при наличии удостоверения.


Налоговые льготы


Освобождаются:

от налога на прибыль плательщики в части средств, полученных в качестве БПС (не включаются в состав доходов от внереализационных операций). Обратите внимание, что льгота касается только средств, соответственно товары (работы, услуги) льготироваться не будут. В этом случае следует руководствоваться абз. 3 п. 6 ст. 2 Закона N 2116-1, согласно которому по предприятиям, получившим безвозмездно имущество, налогооблагаемая прибыль увеличивается на стоимость этого имущества, указанного в акте передачи, но не ниже балансовой передающего предприятия (за исключением некоторых льгот, поименованных в п. 6). Введенная льгота заменила ранее существовавшую относительно средств, полученных в рамках БПC, оказанной иностранными государствами в соответствии с межправительственными соглашениями.

от налога на добавленную стоимость товары (за исключением подакцизных), ввозимые в качестве БПС. Например, ввезенное на территорию РФ оборудование, которое затем передается в качестве БПС получателю российскому предприятию;

товары (за исключением подакцизных) (работы, услуги), приобретенные (выполненные, оказанные) на территории России для осуществления БПС. Например, при покупке донором оборудования на территории РФ с последующей его передачей в качестве БПС получателю.

Если плательщиком, получающим льготу, в первом случае может быть как донор, так и получатель, то во втором случае льгота предоставляется только донору. Что касается получателя, то следует обратить внимание, что товары (работы, услуги), приобретаемые за счет средств БПС, от налога не освобождаются. Например, оборудование, приобретаемое получателем на средства, выделенные в качестве БПС донором.

Введенные в закон льготы заменили существовавшее до этого льготирование товаров, ввозимых в качестве гуманитарной помощи и безвозмездной технической помощи.

от налога на имущество предприятий в первые два года имущество, полученное за счет БПС (налогоплательщик, использующий льготу получатель БПС);

имущество, используемое для непосредственного осуществления БПС на срок его использования в данных целях (в данном случае налогоплательщиком, получающим льготу, является донор БПС).

от подоходного налога доход физического лица, полученный в виде ГПС (не включается в совокупный налогооблагаемый доход).

от налога на пользователей автомобильных дорог плательщики в части выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг) в процессе оказания БПС. Не совсем понятно, как в процессе безвозмездного предоставления товаров (работ, услуг) можно получить выручку? Можно предположить, что имеется в виду выручка, которая станет предметом БПС после реализации каких-либо товаров (работ, услуг). Например, выручка, полученная на благотворительном аукционе, которая должна быть направлена на БПС.

от налога с владельцев транспортных средств плательщики владельцы транспортных средств, использующие их исключительно для непосредственного осуществления БПС. Плательщиками, использующими льготу, являются доноры БПС. То есть имеются в виду те транспортные средства, которые находятся в собственности у международных и иностранных организаций. В этом случае транспортные средства только используются для оказания БПС, а сами не выступают как безвозмездная помощь. Например автотранспорт, использующийся для доставки гуманитарных грузов в отдаленные районы.

от налога на приобретение автотранспортных средств плательщики, приобретающие автотранспортные средства исключительно для непосредственного осуществления БПС. Льгота применима в отношении иностранных организаций, предоставляющих помощь. В отношении и налога на владельцев транспортных средств и налога на приобретение не совсем понятно, как будет доказываться, что транспорт используется (приобретается) "исключительно для БПС". Скорее всего, единой "формулы" не существует и все должно определяться применительно к каждому конкретному случаю.

от таможенной пошлины товары, ввозимые в Россию в качестве БПС;

товары, ввозимые в Россию и (или) вывозимые из России в благотворительных целях по линии государств, международных организаций, правительств, в том числе в целях оказания ТПС.

Не совсем понятно, чем товары, ввозимые в качестве БПС, отличаются от товаров, ввозимых в благотворительных целях. Вероятно данное положение не совсем корректно сформулировано. Льгота, освобождающая от вывозных таможенных пошлин товары, направляемые уже нашим правительством для других государств, не связана с остальными положениями Закона N 95-ФЗ.

от взносов во внебюджетные фонды фонд оплаты труда иностранных физических лиц, привлекаемых на период реализации проектов и программ БПС, в части оплаты труда, осуществляемой за счет средств такой помощи. В данном случае законодатель оперирует понятием "фонд оплаты труда", содержание которого не раскрывается в правовых актах. Под фондом оплаты труда, вероятно, понимаются все выплаты, на которые начисляются взносы.

Еще раз обратим внимание: для того, чтобы воспользоваться всеми вышеперечисленными льготами, все льготируемые средства (товары, работы, услуги) необходимо зарегистрировать и получить удостоверение, дающее право на льготы. А в случае предоставления ТПС необходимо зарегистрировать также программы или проекты такой помощи. Следует также учитывать следующие моменты: льготы не распространяются на подакцизные товары; продажа БПС запрещена; для всех льготируемых средств предусмотрено только целевое использование.

Федеральный закон N 95-ФЗ вступил в силу с 12 мая 1999 г. Однако порядок регистрации программ ТПС, форм и порядок выдачи удостоверений на ТПС были утверждены Правительством РФ только в сентябре, а порядок оказания ГПС не определен и по сей день. В Законе о БПС сказано, что все льготы предоставляются только при наличии специальных удостоверений. То есть с момента вступления в силу Закона и до принятия постановления Правительства РФ, утвердившего порядок выдачи удостоверений, поименованные льготы не должны были предоставляться. Однако МНС РФ в своем Письме от 27.07.99 N ВГ-6-06/597, опережая события, поручило своим управлениям приостановить взыскание ранее начисленных сумм налоговых платежей и не производить в настоящее время начисление налогов, ранее подлежащих уплате в связи с получением РФ БПС. Таким образом закон практически начал действовать еще до определения процедуры. МНС РФ, видимо, посчитало, что будет легче впоследствии довзыскать налог с плательщика, чем возвращать уплаченные суммы обратно (нетрадиционное для него решение вопроса).


М. Масленников

Выпуск 21, ноябрь 1999 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение