Контроля за крупными расходами физических лиц бояться не следует. Комментарий к статьям 86.1, 86.2, 86.3 Налогового Кодекса РФ (Выпуск 1, январь 2000 г.)

Контроля за крупными расходами физических лиц бояться не следует.
Комментарий к статьям 86.1, 86.2, 86.3 Налогового Кодекса РФ


Принятие Федерального закона от 20.06.98 N 116-ФЗ "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам" (далее - Закон N 116-ФЗ) вызвало в свое время большой резонанс в обществе. В литературе стали появляться многочисленные публикации с комментариями к данному документу, содержащие рекомендации для налогоплательщиков о том, как уйти из-под налогового контроля.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте документа допущена опечатка. Вместо указанной даты 20 июня 1998 г. следует читать 20 июля 1998 г.


Больше всего удивлял сам факт принятия подобного нормативного правового акта, поскольку его положения затрагивали интересы очень многих лиц из высших эшелонов власти.

Но вскоре все встало на свои места. Сначала Закон N 116-ФЗ предполагалось ввести в действие с 24.01.99. Потом - с 24.01.2000. А в результате он был отменен, так и не вступив в силу (ст. 2 Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации").

Формально законодатель все же не отказался от идеи контроля за крупными расходами. Утративший силу Закон N 116-ФЗ был заменен тремя новыми статьями Налогового кодекса (далее - НК РФ): 86.1 "Налоговый контроль за расходами физического лица", 86.2 "Обязанность организаций или уполномоченных лиц, связанных с проведением налогового контроля за расходами физического лица" и 86.3 "Проведение налогового контроля за расходами физического лица", которые вступают в силу с 1 января 2000 г. (ст. 2 Закона N 154-ФЗ).

Следует признать, что утративший силу Закон N 116-ФЗ обладал целым рядом недостатков: возникали сомнения относительно соответствия его положений Конституции РФ и НК РФ; для налогоплательщиков сохранялся целый ряд способов ухода из-под налогового контроля; существовала некоторая громоздкость самого механизма контроля.

Однако несмотря на все свои минусы (при условии некоторой дальнейшей доработки) Закон N 116-ФЗ все же отчасти мог достигнуть поставленной цели: "установить контроль за соответствием крупных расходов полученным доходам". Новые же положения НК РФ вообще не позволяют говорить всерьез о контроле за соответствием... Этот вывод прослеживается даже из названий статей НК РФ, где речь идет просто о контроле за крупными расходами.

Таким образом, положения НК РФ о контроле за расходами физических лиц в лучшем случае позволят налоговым органам лишь оперативно получать информацию об отдельных сделках физического лица и при этом без каких-либо налоговых последствий для плательщиков.

Итак, контролю подлежат расходы физического лица (налогового резидента РФ), направленные на приобретение в собственность (независимо от способа) следующего имущества:

1) недвижимости, за исключением многолетних насаждений (сведения о совершении данных сделок в налоговые органы обязаны представлять органы, осуществляющие государственную регистрацию сделок с недвижимостью);

2) механических транспортных средств, не относящихся к недвижимому имуществу (сведения представляет орган, осуществляющий государственную регистрацию транспортных средств);

3) акций открытых акционерных обществ, государственных ценных бумаг, сберегательных сертификатов (информация о сделках представляется в налоговые органы лицами, регистрирующими сделки с указанными ценными бумагами).

Контроль за расходами не осуществляется при приобретении физическими лицами акций ЗАО, долей в уставном капитале других хозяйственных товариществ и обществ (как это было предусмотрено в Законе N 116-ФЗ), а также иных ценных бумаг (векселей, облигаций и т.д., за исключением государственных и муниципальных);

4) культурных ценностей (информация представляется нотариусами, удостоверяющими сделку).

Следует заметить, что нотариальное заверение сделок купли-продажи культурных ценностей не является обязательным. Таким образом, чтобы уйти из-под контроля при покупке данного вида имущества, достаточно не заверять сделку у нотариуса.

Под культурными ценностям понимают имущество, имеющее историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятое под охрану государством как памятник истории и культуры. Это определение не позволяет с уверенностью относить те или иные предметы к культурным ценностям без соответствующей экспертизы.

Для целей регулирования ввоза и вывоза ценностей на территории РФ используются примерный перечень, содержащийся в ст. 7 Закона РФ от 15.04.93 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", и более подробный перечень, утвержденный Приказом Минкультуры РФ от 21.07.99 N 528.

Для целей контроля за расходами физических лиц перечень предметов, относящихся к культурным ценностям, пока отсутствует.

Следовательно, нотариусы будут поставлены в затруднительное положение при определении того, относится тот или иной предмет сделки к культурным ценностям или нет. Это обстоятельство может послужить для правомерного отказа нотариуса от представления сведений налоговым органам, поскольку возложение на лицо тех или иных обязанностей одновременно подразумевает создание возможности для их надлежащего выполнения;

5) золота в слитках (информацию налоговым органам представляет организация, регистрирующая сделки с золотом).

Следует обратить внимание, что никакие иные расходы физических лиц, например на покупку валюты, драгоценностей, серебра, платины и т.д., контролю не подлежат.

Информация в налоговые органы должна быть представлена не позднее 15 дней с момента регистрации (удостоверения) сделки.

За непредставление информации уполномоченные органы или лица несут ответственность по ст. 126 "Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля" НК РФ (по нашему мнению, более логично было бы квалифицировать данное правонарушение по ст. 129.1 "Неправомерное несообщение сведений налоговому органу" НК РФ, однако законодатель решил иначе). Кодекс не отсылает нас к конкретному пункту указанной статьи. Судя по всему, ответственность применяется в соответствии с пунктами 2 и 3 ст. 126 НК РФ: с организаций - штраф в размере 5000 руб., с физических лиц - 500 руб.

Получив информацию об указанных расходах, налоговый орган сравнивает их с задекларированным доходом физического лица за предыдущий налоговый период. И в случае превышения расходов над доходами, а также в случае отсутствия в налоговых органах информации о каких-либо доходах за предыдущий год физическому лицу в месячный срок направляется письменное требование о даче соответствующих разъяснений о размерах и источниках получения израсходованных средств.

Налогоплательщик обязан в течение 60 дней представить так называемую специальную декларацию с указанием таких источников.

Возникает неопределенность в вопросе применения санкций к налогоплательщикам за непредставление в установленный срок специальной декларации.

Пункт 1 ст. 126 НК РФ предусматривает за непредставление налогоплательщиком в установленный срок документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, штраф 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Однако существует и ст. 129.1 НК РФ, которая в свою очередь за неправомерное несообщение сведений предусматривает ответственность в размере 1000 руб., а при повторном нарушении - 5000 руб.

По нашему мнению, ответственность должна применяться в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ. Это объясняется тем, что норма ст. 129.1 НК РФ действует только в том случае, когда отсутствуют признаки налогового правонарушения, предусмотренные ст. 126 НК РФ. В то же время нет никаких препятствий к тому, чтобы квалифицировать непредставление специальной декларации по п. 1 ст. 126 НК РФ.

Тем не менее есть ряд доводов и в пользу применения ответственности по ст. 129.1 НК РФ. Не будем на них останавливаться, достаточно сказать, что символический штраф, предусмотренный п. 1 ст. 126 НК РФ, может парализовать весь налоговый контроль. Однако окончательно эффективность применения той или иной санкции покажет судебная практика.

Следует обратить внимание на следующий момент. Представление специальной декларации по требованию налогового органа является обязанностью физического лица. В то же время представление вместе с декларацией документов, подтверждающих указанные в ней сведения, - не обязанность, а право. Поэтому декларация может быть представлена без каких-либо оправдательных документов.

Объяснить произведенные расходы лучше всего одним из следующих способов.

Налоговые органы сравнивают произведенные расходы только с доходами, полученными за предыдущий налоговый период. Поэтому для объяснения источников получения израсходованных средств можно сослаться на сбережения, сделанные за счет доходов, полученных в позапрошлом году и ранее. Если, конечно, с них был уплачен налог и они смогут покрыть произведенные расходы.

Как источник средств можно указать подарок любого лица, так как имущество, переходящее в порядке дарения, не надо указывать в декларации о доходах. При этом дарение денежных средств не облагается налогом на дарение. Поскольку контролю подлежат только расходы на приобретение строго определенного имущества, то лицо, названное в качестве дарителя, не может быть призвано для дачи объяснений об источниках средств. Соответственно в качестве дарителя можно указать даже супруга. Идеальным вариантом будет ссылка на то, что денежные средства вам были подарены неподконтрольным лицом, например умершим человеком.

Что же происходит после представления налогоплательщиком объяснений? Ничего. На этом контроль заканчивается. При обнаружении расхождения у налогового органа появляется возможность задать налогоплательщику лишь вопросы об источниках происхождения средств, при этом трудно рассчитывать получить ответ, соответствующий действительности. Единственным последствием для налогоплательщика может быть проведение налоговыми органами дополнительной проверки не более чем за три года, либо передача материалов в налоговую полицию для осуществления в отношении налогоплательщика оперативно-розыскных мероприятий с целью выяснения, насколько добросовестно налогоплательщик выполнил свои обязанности.

Таким образом, новый институт налогового права - контроль за расходами физических лиц - дает возможность налоговым органам отслеживать сделки физических лиц с определенными видами имущества. Возможность контроля за соответствием этих расходов полученным доходам можно поставить под сомнение.


М. Масленников

Выпуск 1, январь 2000 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.