Вопрос: Предприятие, зарегистрированное как коммерческая организация, по- лучает целевое финансирование на развитие и реконструкцию производственной базы в соответствии со ст. 2 Закона г. Москвы от 18.06.97 N 19 "О ставках и льготах по налогу на прибыль". Следует ли платить налог на прибыль в федеральный бюджет с целевого финансирования? (Выпуск 1, январь 2000 г.)

Предприятие, зарегистрированное как коммерческая организация, получает целевое финансирование на развитие и реконструкцию производственной базы в соответствии со ст. 2 Закона г. Москвы от 18.06.97 N 19 "О ставках и льготах по налогу на прибыль". В настоящее время других источников финансирования не имеется, так как осуществляется реконструкция здания спорткомплекса. Согласно письму ГНИ г. Москвы от 29.01.99 N 311-13/2464 "О налоговых льготах", предприятие представляет отчет в ГНИ N 33 г. Москвы по формам, приложенным к вышеуказанному письму.

Следует ли платить налог на прибыль в федеральный бюджет с целевого финансирования?

Правомерно ли требование ГНИ к предприятию отражать получение вышеуказанных средств как внереализационные доходы, указав по строке 120 формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках"?


Прежде всего необходимо заметить, что ст. 2 Закона г. Москвы от 18.06.97 N 19 "О ставках и льготах по налогу на прибыль" (далее - Закон г. Москвы N 19) для предприятий и организаций, расположенных на территории г. Москвы, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности при исчислении налога на прибыль, зачисляемого в городской бюджет, установлены дополнительные льготы.

Порядок применения вышеназванного Закона г. Москвы N 19 изложен в письме ГНИ по г. Москве от 13.04.99 N 11-13/10232 "О порядке применения Закона города Москвы от 18.06.97 N 19 "О ставках и льготах по налогу на прибыль" (редакция от 19.07.99), в связи с изданием которого утратило силу письмо ГНИ от 29.01.99 N 11-13/2464. Льгота, предоставляемая в данном случае на реконструкцию здания спорткомплекса, может быть предоставлена как инвесторам, так и получателям средств.

Предприятия, получившие средства на указанные цели, не включают их в состав налогооблагаемой базы при исчислении налога на прибыль в бюджет города Москвы при условии целевого использования. Ответственность за целевое использование средств несет получатель средств. При этом следует иметь в виду, что неизрасходованные средства не рассматриваются как использованные не по целевому назначению. В целях правильного применения указанной льготы организации, получающие средства, должны обеспечить раздельный учет их использования. При нецелевом использовании льготируемых средств они подлежат изъятию в городской бюджет. Организации, получающие целевые средства, одновременно с квартальной отчетностью представляют в налоговый орган отчет о получении и использовании этих средств по форме согласно приложению 1 к письму ГНИ по г. Москве от 13.04.99 N 11-13/10232 (см. подп. 1 п. 1 разд. III письма ГНИ по г. Москве N 11-13/10232).

Порядок определения налогооблагаемой прибыли установлен Законом РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (редакция от 04.05.99). При этом льготирование средств, полученных от других предприятий и организаций в виде целевого финансирования, данным Законом не установлено.

Таким образом, организации, получающие от других предприятий средства в виде целевого финансирования, должны включать их в налогооблагаемую прибыль как доходы от внереализационных операций (см. п. 6 ст. 2 указанного Закона) и соответственно отражать их по строке 120 формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках" (см. п. 3.9 Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной Приказом Минфина РФ от 12.11.96 N 97 (в редакции от 20.10.98).

В то же время в разд. V вышеуказанного письма ГНИ N 11-13/10232 со ссылкой на письма Госналогслужбы РФ разъяснено, что если получателем средств является коммерческая организация (см. ст. 50 ГК РФ), то она имеет право не учитывать средства, получаемые на целевые мероприятия в порядке действия налоговых льгот, установленных ст. 2 Закона г. Москвы N 19, в составе налогооблагаемой прибыли при определении суммы налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в пределах льготируемой суммы взноса у инвестора.

Таким образом, у получателя целевыми будут считаться средства в той сумме, на которую инвестор получил льготу по специальному расчету к строке 10"б" Расчета налога от фактической прибыли. В этом случае полученные средства отражаются на счете 96 "Целевые финансирования и поступления" (проводка Дебет 51 - Кредит 96), не включаются в состав налогооблагаемой прибыли (см. приложение 2 к письму ГНИ N 11-13/10232) и не подлежат отражению в форме N 2 "Отчет о прибылях и убытках" по строке 120 как внереализационные доходы. При этом если в ходе документальной проверки налоговыми органами будут выявлены отклонения в размере предоставленной налоговой льготы, то на их величину начисляется налог в федеральный бюджет, а также в общеустановленном порядке - пени.

Если инвестору льгота в городской бюджет предоставлена на сумму меньшую, чем он фактически перечислил получателю, то в этом случае разница между фактически перечисленными средствами получателю и предоставленной льготой будет рассматриваться как безвозмездное перечисление средств получателю (см. п. 6 ст. 2 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в редакции от 04.05.99). В этом случае указанную разницу следует отнести на счет 80 "Прибыли и убытки" (см. проводки в приложении 2 к письму ГНИ N 11-13/10232) как не заявленную инвесторами в качестве налоговой льготы, отразить по строке 120 формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках" как внереализационные доходы (см. п. 3.9 Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной Приказом Минфина РФ от 12.11.97 N 97 (в редакции от 20.10.98) и начислить налог на прибыль в федеральный бюджет в общеустановленном порядке.

При этом следует заметить, что письма Госналогслужбы РФ и ГНИ по г. Москве не являются нормативными документами, они носят лишь разъяснительный характер и не вправе устанавливать льготы по налогу на прибыль, зачисляемую в федеральный бюджет.


Е. Шаронова

Выпуск 1, январь 2000 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение