• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Что изменилось в исчислении НДС (Выпуск 2, январь 2000 г.)

Что изменилось в исчислении НДС


Начало нового года ознаменовалось принятием целого ряда нормативных документов, вступление в действие которых так или иначе оказывает влияние на производственно-хозяйственную деятельность предприятий и организаций.

Одним из таких документов является Федеральный закон от 02.01.2000 N 36-ФЗ "О внесении изменений в Закон РФ "О налоге на добавленную стоимость".

Этот Федеральный закон был официально опубликован 5 января 2000 г. ("Российская газета", 05.01.2000) и, как следует из ст. 2 Федерального закона N 36-ФЗ, должен вступить в силу, за исключением его отдельных положений, с 1 января 2000 г.

Однако необходимо учитывать, что с 1 января 2000 г. возобновил свое действие п. 1 ст. 5 НК РФ. Следовательно, действие данной нормы Налогового кодекса РФ распространяется на акты законодательства о налогах, принятые после 1 января 2000 г.

Федеральный закон считается принятым после утверждения законопроекта Государственной Думой, одобрения Советом Федерации, подписания Президентом РФ и публикации (статьи 105, 106 Конституции РФ). Таким образом, поскольку Закон N 36-ФЗ был принят уже после вступления в силу п. 1 ст. 5 НК РФ, он должен соответствовать требованиям, установленным данной статьей НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ по общему правилу акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Налоговым периодом по НДС является месяц, а для малых предприятий - квартал (п. 1 ст. 8 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость").

Таким образом, следуя требованиям НК РФ, большинство предприятий должно будет применять новый порядок расчетов по НДС с 1 марта 2000 г., а малые предприятия - с 1 апреля 2000 г.

Принятие Федерального закона N 36-ФЗ повлекло за собой вступление в действие изменений в порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Рассмотрим наиболее существенные из них.

Прежде всего произошли изменения в исчислении НДС с сумм авансов, полученных предприятиями-экспортерами.

Напомним, что до внесения Федеральным законом N 36-ФЗ дополнений в ст. 4 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" суммы авансовых платежей, поступившие в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), освобожденные от этого налога в соответствии со ст. 5 Закона, не являлись объектом для исчисления НДС, за исключением товаров (работ, услуг), перечисленных в подп. "а" п. 1 ст. 5 Закона, к которым относились экспортируемые товары (работы, услуги), а также услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых товаров и по транзиту иностранных грузов через территорию РФ.

Теперь эта льгота предоставляется и предприятиям-экспортерам, но при условии, что длительность их производственного цикла составляет свыше шести месяцев (по перечню и в порядке, которые определяются Правительством РФ). Однако на момент подготовки данного комментария указанный порядок и перечень Правительством РФ утверждены не были, а значит, предприятие пока еще не вправе воспользоваться этой льготой.

В новой редакции Закона урегулирован вопрос об исчислении НДС по сделкам, связанным с прекращением обязательств, существовавших между сторонами. Обороты по передаче товаров (работ, услуг) по соглашению о предоставлении отступного или замене первоначального обязательства, существовавшего между сторонами, другим обязательством между теми же лицами включаются в объект обложения НДС.


Еще одно важное изменение коснулось предприятий сферы розничной торговли и общественного питания. Для них облагаемый НДС оборот теперь определяется на основе стоимости реализуемых товаров исходя из применяемых цен без включения в них НДС. Этот же порядок применяется и при аукционной продаже товаров.

Ранее эти предприятия исчисляли НДС с реализованной торговой надбавки (разницы между ценами реализации товаров и ценами, по которым они оплачиваются поставщикам, включая сумму налога). То есть фактически этим изменением на предприятия розничной торговли и общественного питания распространяется общеустановленный порядок исчисления НДС, который применялся, в частности, предприятиями оптовой торговли.

В этой связи с учетом перехода на иной порядок определения объекта обложения НДС у этих предприятий возникает необходимость приведения в соответствие с новыми требованиями тех операций по учету товаров, при отражении которых образовался остаток по счету 41 "Товары" на дату вступления в силу указанных изменений, включающий в себя сумму входного НДС (при условии, что товар приобретался с НДС).

Согласно п. 1 письма Минфина РФ от 12.11.96 N 96 "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с НДС и акцизами", налог на добавленную стоимость при приобретении материальных ценностей, в том числе и товаров, отражается по дебету счета 19 "НДС по приобретенным ценностям", субсчет "НДС по приобретенным товарам", что влечет отражение в учете бухгалтерской записи по дебету счета 19 в корреспонденции с кредитом счета 41.

Внесенными изменениями установлен специальный порядок определения облагаемой базы для предприятий, осуществляющих закупку и последующую реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (результатов их переработки) у физических лиц. Облагаемый оборот для них определяется в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения продукции без НДС.

Претерпел изменения и перечень льготируемых товаров (работ, услуг) (ст. 5 Закона).

Так, существенно изменена льгота, предоставляемая предприятиям, производимым и реализуемым товары (работы, услуги) (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), в которых инвалиды составляют не менее 50% от общей численности работников.

Данная льгота может быть применима только предприятиями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, независимо от того, занимаются они cнабженческо-сбытовой, торговой или закупочной деятельностью. При этом льготируются только товары, не подпадающие под специальный нельготируемый перечень, утверждаемый Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов, не относящиеся к числу подакцизных и не являющиеся минеральным сырьем и полезными ископаемыми. В отношении работ и услуг требования остались те же, т.е. они не должны принадлежать к числу брокерских и посреднических.

Уточнены такие льготируемые объекты обложения, как квартирная плата и операции по страхованию и перестрахованию.

В новой редакции Закона от НДС освобождается квартирная плата жилищного фонда всех форм собственности, а операции по страхованию и перестрахованию льготируются, за исключением тех операций, которые связаны с получением страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя-кредитора, если страхуемые договорные обязательства предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг), облагаемых НДС.

Освобождаются от НДС операции, связанные с обращением золотых, серебряных и платиновых монет, осуществляемых в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством РФ по представлению ЦБ РФ.

Кроме того, не является объектом обложения НДС продукция, произведенная в результате хозяйственной деятельности российских предприятий на земельных участках, являющихся территорией иностранного государства, с правом землепользования РФ на основании международного договора, а также технологическое оборудование, аналоги которого не производятся в РФ, по перечню, утвержденному Правительством РФ. Указанная льгота предоставляется по технологическому оборудованию, в отношении которого ранее предоставлялась льгота по НДС, оплаченному до 1 января 1999 г.

Уточнена льгота по оказанию безвозмездной помощи. Теперь она предоставляется по товарам (работам, услугам), за исключением подакцизных, реализуемых в рамках безвозмездной помощи.

Возмещение налога на добавленную стоимость, уплаченного по материальным ресурсам (выполненным работам, оказанным услугам) производственного назначения, используемым при производстве товаров (работ, услуг), реализуемых в рамках безвозмездной помощи, в полном объеме производится за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством РФ.

Особенно важно отметить, что теперь в Законе закреплена норма, в соответствии с которой освобождение от НДС оборотов по реализации товаров (работ, услуг), перечисленных в п. 1 ст. 5 Закона, производится при наличии у предприятий соответствующих лицензий на осуществление деятельности, подпадающей под лицензирование в соответствии с законодательством РФ. Правда, МНС РФ и ранее придерживалось такой точки зрения, однако отсутствие данной нормы в законодательстве позволяло налогоплательщикам неоднократно отстаивать свои позиции в судебном порядке, о чем свидетельствует арбитражная практика. С вступлением в силу этой нормы многие налогоплательщики получат право на получение возможных льгот только с момента получения соответствующей лицензии.

Кроме изменений, затрагивающих порядок применения льгот, на законодательном уровне закреплены и другие вопросы, связанные с исчислением НДС.

Уточнен непосредственно сам порядок исчисления суммы налога на добавленную стоимость, подлежащего внесению в бюджет. С учетом внесенных изменений он определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за поступившие (принятые к учету) материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

Внесено в Закон новое положение, устанавливающее при использовании в расчетах за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) векселей производить возмещение (зачет) НДС после оплаты векселей денежными средствами. Ранее этот вопрос вызывал многочисленные споры. Однако нововведение не поставило точку в этом вопросе, а еще больше его усложнило, поскольку такой порядок, по нашему мнению (и не только!), касался лишь собственных векселей предприятий, выступающих в расчетах между сторонами сделки как долговая расписка, а новое положение по возмещению (зачету) НДС, предусмотренное в новой редакции Закона, позволяет дать таким операциям и другую трактовку. Тем не менее, думается, что законодатель вовсе не ставил своей целью изменить уже прочно сложившееся и аргументированное мнение, хотя не исключено, что после вступления в силу Федерального закона N 36-ФЗ этот вопрос снова станет предметом для дискуссий.

Федеральный закон N 36-ФЗ предусматривает также ряд изменений, которые будут введены в действие только во втором полугодии 2000 г. (с 1 июля), а некоторые - и с 1 января 2001 г.

Так, начиная с 1 июля предполагается применение ставки НДС в размере 10% по продовольственным товарам (за исключением подакцизных) и товарам для детей по перечням согласно приложениям к названному Закону.

С будущего года суммы НДС по вводимым в эксплуатацию законченным капитальным строительством объектам, уплаченные подрядным организациям или уплаченные в бюджет, при выполнении работ собственными силами будут вычитаться из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в момент ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства. На сегодняшний момент суммы этого НДС в соответствии с действующим законодательством относятся на увеличение стоимости объекта строительства с последующим списанием на себестоимость через суммы начисленного износа.


М. Бойкова,

"АКДИ Экономика и жизнь"

Выпуск 2, январь 2000 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение