Вопрос: Предприятие занимается тремя видами деятельности: туризм (льгота по НДС), посредническая, аренда помещений. Согласно учетной политике предприятия, все затраты собираются на счете 20 "Основное производство", НДС по полученным материалам, работам и услугам собирается на счете 19. Правомерны ли действия предприятия? Как правильно исчислить себестоимость и возместить НДС по каждому виду деятельности? (Выпуск 2, январь 2000 г.)

Предприятие занимается тремя видами деятельности: туризм (льгота по НДС), посредническая, аренда помещений. Согласно учетной политике предприятия, все затраты собираются на счете 20 "Основное производство", НДС по полученным материалам, работам и услугам собирается на счете 19. По итогу месяца списание расходов определяется пропорционально выручке по каждому виду деятельности (Дебет 46/1 Кредит 20 - туризм, Дебет 46/2 Кредит 20 - посредническая, Дебет 46/3 Кредит 20 - аренда). Пропорционально выручке определяется также НДС, относящийся к каждому виду деятельности. Оплаченный НДС по поступившим материалам, работам и услугам возмещается по посреднической деятельности и по аренде, а в доле, относящейся к туризму, относится на себестоимость.

Правомерны ли действия предприятия?

Как правильно исчислить себестоимость и возместить НДС по каждому виду деятельности?


Поскольку предприятие осуществляет несколько видов деятельности, у него возникает необходимость ведения раздельного учета по разным видам деятельности. При этом отдельно необходимо учитывать не только выручку, но и затраты.

В рассматриваемом случае раздельный учет необходим и потому, что предприятие осуществляет льготируемый вид деятельности - согласно подп. "у" п. 1 ст. 5 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон о НДС) от налога на добавленную стоимость освобождаются туристские и экскурсионные путевки (за исключением комиссионного и агентского вознаграждений, полученных турагентом от продажи туристских и экскурсионных путевок). При этом п. 2 ст. 5 вышеназванного Закона о НДС предусмотрено, что льгота предоставляется только при наличии раздельного учета затрат по производству и реализации таких товаров (работ, услуг).

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56 (с последующими изменениями и дополнениями), по дебету счета 20 "Основное производство" отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выполнением работ и оказанием услуг.

Таким образом, для правильного учета затрат по каждому виду деятельности прямые расходы по туристической деятельности и деятельности по сдаче имущества в аренду должны учитываться на отдельно открываемых субсчетах к счету 20, т.е. 20/субсчет "Туристическая деятельность" и 20/субсчет "Деятельность по сдаче имущества в аренду".

Учет расходов от осуществления посреднических операций должен вестись на счете 44 "Издержки обращения".

Косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства, накапливаются на счетах 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы", а затем по истечении месяца распределяются между всеми видами деятельности. Общехозяйственные расходы могут списываться также и непосредственно в дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" при условии, что этот момент отражен в учетной политике предприятия.

Распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов между различными видами деятельности (списание в дебет счета 44 и в дебет субсчетов счета 20) может производиться либо пропорционально выручке, относящейся к каждому виду деятельности, либо пропорционально прямым затратам по каждому виду деятельности, либо иным методом, разработанным предприятием самостоятельно. При этом метод, разработанный предприятием, должен быть закреплен в приказе об учетной политике, утвержденном руководителем организации (см. п. 8 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия" ПБУ 1/98, утвержденного Приказом Минфина РФ от 09.12.98 N 60н).

Суммы произведенных расходов по различным видам деятельности, накопленные по дебету субсчетов счета 20 и дебету счета 44, затем списываются в дебет соответствующих субсчетов счета 46. Суммы выручки по разным видам деятельности отражаются по кредиту соответствующих субсчетов счета 46.

Возмещение (зачет) НДС, уплаченного поставщикам по материальным ресурсам (работам, услугам), использованным при производстве облагаемых услуг (посреднические и аренда), можно определить путем умножения общей суммы НДС, уплаченной поставщикам, на удельный вес выручки, полученной от реализации облагаемых услуг в общей сумме выручки за отчетный период. Определяя удельный вес выручки, полученной от реализации облагаемых товаров (работ, услуг) в общей сумме выручки, по нашему мнению, следует учитывать общую сумму выручки и выручку, приходящуюся на облагаемые услуги без учета НДС, поскольку при расчете должны использоваться сопоставимые показатели.

Соответственно разница между общей суммой НДС, оплаченной поставщикам, и суммой НДС, отнесенной на расчеты с бюджетом по специально разработанной методике, и будет являться суммой НДС, приходящейся на льготируемую продукцию (туризм) и подлежащей отнесению на издержки производства и обращения в соответствии с порядком, изложенным в ст. 7 Закона о НДС.

При этом обращаем внимание, что разработанная предприятием методика списания НДС на расчеты с бюджетом и на затраты обязательно должна быть закреплена в приказе об учетной политике предприятия. Аналогичное мнение было высказано в ответах Минфина РФ на частные запросы предприятий (см. письма Минфина РФ от 22.10.99 N 04-03-11, от 15.10.99 N 04-03-11).


Е. Шаронова

Выпуск 2, январь 2000 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.