Признаны не соответствующими Конституции РФ некоторые положения тарифного регулирования страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Выпуск 4, февраль 2000 г.)

Признаны не соответствующими Конституции РФ
некоторые положения тарифного регулирования страховых взносов
в государственные социальные внебюджетные фонды


Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 23.12.99 N 18-П (далее - Постановление)* не соответствующими Конституции РФ признаны:

- правовое регулирование страховых взносов в Пенсионный фонд РФ для индивидуальных предпринимателей, частнопрактикующих нотариусов, адвокатов и глав крестьянских (фермерских) хозяйств;

- придание обратной силы абзацам третьему и шестому п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.03.99 N 59-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О тарифах... на 1998 год";

- порядок определения облагаемой базы по взносам в фонды обязательного медицинского страхования для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, частнопрактикующих нотариусов и глав крестьянских (фермерских) хозяйств;

- п. "б" ст. 6 Федерального закона от 04.01.99 N 1-ФЗ "О тарифах... на 1999 год" (далее - Закон о тарифах на 1999 г.) в той части, в которой данная норма не освобождает от взносов во внебюджетные фонды общественные организации инвалидов;

- п. "в" ст. 6 Закона о тарифах на 1999 г. в той части, в какой он не освобождает от взносов во внебюджетные фонды работающих инвалидов, получающих пенсии по старости;

- положения Федерального закона от 20.11.99 N 197-ФЗ "О тарифах... на 2000 год" (далее - Закон о тарифах на 2000 г.) как воспроизводящие неконституционные положения Закона о тарифах на 1999 г.

В результате для плательщиков страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды наступают следующие правовые последствия.

Адвокаты, частнопрактикующие нотариусы и индивидуальные предприниматели за период с 25 августа по 31 декабря 1998 г. страховые взносы в ПФР уплачивать вообще не должны. Все суммы, взысканные или уплаченные добровольно за этот период, уже в настоящий момент подлежат зачету в счет будущих платежей (абзац пятый п. 6 Постановления).

Адвокаты, частнопрактикующие нотариусы, индивидуальные предприниматели, главы крестьянских (фермерских) хозяйств за период с 1 января 1999 г. и до введения законодателем нового тарифного регулирования взносы в Пенсионный фонд РФ и в фонды обязательного медицинского страхования уплачивают в прежних размерах (20,6% и 3,6% соответственно). После введения на законодательном уровне нового правового регулирования будет произведен перерасчет уплаченных взносов. Излишне внесенные суммы будут зачтены в счет будущих платежей (п. 4 резолютивной части Постановления).

Не совсем понятно, начиная с какого момента должен быть впоследствии произведен перерасчет. Есть три возможных варианта:

а) за период начиная с момента принятия Постановления, т.е. с 23 декабря 1999 г.;

б) начиная с момента вступления в силу Закона о тарифах на 1999 г.;

в) за период, включающий и 1998 г.

В пользу каждого из предложенных вариантов есть свои аргументы. Однако рассматривать этот вопрос в настоящий момент нет никакого смысла в связи с тем, что новое тарифное регулирование законодателем будет введено еще очень не скоро, следовательно, и вопросы, связанные с перерасчетом, обсуждать еще рано. Более интересны правовые последствия выводов Конституционного Суда РФ относительно некоторых льгот, предусмотренных Законом о тарифах на 1999 г. и Законом о тарифах на 2000 г.

Начиная с 23 декабря 1999 г. от взносов во внебюджетные фонды освобождаются:

- индивидуальные предприниматели (в том числе и главы крестьянских (фермерских) хозяйств), частнопрактикующие нотариусы, детективы и адвокаты, являющиеся инвалидами и получающие пенсии по инвалидности или по старости (до 23 декабря 1999 г. от взносов во внебюджетные фонды, уплачиваемых с доходов, освобождались только те, кто получал пенсии по инвалидности), - абзац первый п. 9 резолютивной части Постановления;

- работники, являющиеся инвалидами и получающие пенсии по инвалидности или по старости (до 23 декабря 1999 г. на них сохранялась обязанность уплачивать 1% в ПФР), - абзац второй п. 9 резолютивной части Постановления.

Следует обратить внимание на следующий момент. Согласно п. "а" ст. 6 Закона о тарифах на 1999 г. от взносов во внебюджетные фонды освобождаются организации в части выплат в пользу работников, являющихся инвалидами и получающих пенсии по инвалидности. Данная норма не была предметом рассмотрения в КС РФ. Соответственно как до, так и после 23 декабря 1999 г. организации-работодатели продолжают начислять взносы на выплаты в пользу инвалидов, не получающих пенсии по инвалидности. Действие данной нормы никоим образом не приводит к дискриминации инвалидов в зависимости от получаемых ими пенсий, поскольку льгота в данном случае предоставляется не самим инвалидам, а организациям-работодателям. Однако здесь следует рассмотреть и другой момент. Как видно из положений ст. 6 Закона о тарифах на 1999 г. и ст. 6 Закона о тарифах на 2000 г., от начисления взносов с выплат в пользу инвалидов, получающих пенсии по инвалидности, освобождаются только работодатели-организации. При этом в неравное с ними положение поставлены работодатели-граждане, для которых данная льгота не предусмотрена. Несмотря на то что этот вопрос не был предметом рассмотрения в КС РФ, у работодателей-граждан есть все шансы отстоять в суде свое право не уплачивать взносы с выплат в пользу инвалидов, получающих пенсии по инвалидности;

- общественные организации инвалидов и их объединения при условии, что инвалиды и их законные представители составляют не менее 80% среди их членов - п. 8 резолютивной части Постановления (до 23 декабря 1999 г. полностью от взносов освобождались только общероссийские общественные организации инвалидов).

Следует отметить, что п. "б" ст. 6 Закона о тарифах на 1999 г. предусматривает еще две льготы: от страховых взносов освобождаются также организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, при условии, что численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%, а также организации, единственным собственником которых являются общероссийские общественные организации инвалидов. Вопрос о льготах в отношении данных организаций КС РФ не рассматривался, соответственно от взносов освобождаются те из них, единственным собственником которых являются именно общероссийские общественные организации инвалидов, а также те, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов именно общероссийских общественных организаций инвалидов.

Возникает вопрос, с какой даты указанные выше работодатели, начисляющие выплаты инвалидам, инвалиды и общественные организации инвалидов, которые получили льготы в связи с Постановлением, могут ими воспользоваться: с даты принятия Постановления или они вправе вернуть из внебюджетных фондов взносы, уплаченные за весь 1999 г.?

Бесспорно только одно - если взносы за период до 23 декабря 1999 г. на этот день еще не были уплачены, то уплачивать их после 23 декабря 1999 г. не требуется. Неисполненные на 23 декабря 1999 г. инкассовые поручения о списании сумм взносов подлежат отзыву. Относительно периода до 23 декабря 1999 г. однозначного ответа пока нет.

Дело в том, что признание нормативного акта неконституционным может иметь различные правовые формы. Он может быть объявлен Конституционным Судом ничтожным, т.е. положения акта, признанные не соответствующими Конституции РФ, не должны применяться с момента его издания. Либо нормативный акт может быть признан неконституционным с прекращением его действия на будущее с момента принятия Постановления Конституционного Суда РФ или с определенной (указанной КС РФ) даты.

В ситуации, когда правовые последствия прямо определены в самом Постановлении, все ясно, однако вопрос заключается в том, как определить правовые последствия, если Конституционный Суд РФ однозначно на них не указал.

Этот вопрос долгое время остается дискуссионным. Конституционный Суд РФ так и не смог достаточно ясно сформулировать свою позицию по данной проблеме, и на настоящий момент из разных актов высшего судебного органа можно сделать взаимоисключающие выводы. Об этом будет сказано ниже.

Большинство юристов считает, что акты, признанные неконституционными, утрачивают силу с момента их издания (либо с момента принятия Конституции РФ, если сам правовой акт был принят до декабря 1993 г.). В связи с этим все решения, принятые судами и иными органами на основании неконституционного закона, являются незаконными. И, следовательно, все лица, чьи права в период действия неконституционного закона были нарушены, могут теперь восстановить свои права, обратившись в суд или иной орган. Применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что лица, которые уплачивали во внебюджетные фонды взносы, на основании положений о льготах, которые были признаны неконституционными, вправе обратиться в суд или в орган внебюджетного фонда с требованием о возврате или зачете излишне уплаченных сумм за 1999 г. в счет будущих платежей. В пользу такой точки зрения говорит определение Конституционного Суда от 14.01.99 N 4-О, в котором указано на возможность пересмотра решений правоприменительных органов в отношении и тех лиц, которые не являлись непосредственными заявителями по делу, рассмотренному Конституционным Судом РФ, если эти решения были основаны на акте, признанном в результате рассмотрения данного дела неконституционным.

Если признать данную позицию правильной, то указанным выше работодателям, начисляющим выплаты инвалидам, и общественным организациям инвалидов, которые получили льготы в связи с Постановлением, можно дать следующие рекомендации.

В отношении страховых взносов, которые были уплачены добровольно, на основании норм, признанных впоследствии неконституционными, следует подать заявление в соответствующий внебюджетный фонд о возврате или зачете в счет будущих платежей данных сумм страховых взносов. В случае получения отказа необходимо подать иск в арбитражный суд (суд общей юрисдикции) о признании данного решения недействительным (о его обжаловании). В этом случае предприятие или гражданин заплатят государственную пошлину в меньшем размере, чем если бы они подавали иск о возврате излишне уплаченных сумм.

В отношении тех сумм страховых взносов и штрафных санкций, которые были взысканы с плательщиков до 23 декабря 1999 г. на основании судебного решения и в соответствии с нормами которые были признаны неконституционными, ситуация несколько иная. В данном случае возможен лишь пересмотр решений суда в порядке надзора (если эту инстанцию дело еще не проходило) или пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам (следует отметить, что заявление о пересмотре должно быть подано в соответствии с АПК РФ в течение месяца со дня, когда такие обстоятельства стали известны заявителю - этот срок истек уже 23 января 2000 г.; в соответствии с ГПК РФ срок более продолжительный - три месяца, соответственно он истекает только 23 марта 2000 г., поэтому физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, могут еще подать иск о рассмотрении дела по вновь открывшимся обстоятельствам).

В отношении сумм страховых взносов, которые были списаны в безакцептном порядке, на основании решения органов внебюджетных фондов, следует подать в суд иск об обжаловании данного решения.

Однако существует и иная точка зрения, в соответствии с которой необходимо исходить из принципа презумпции недействительности закона на будущее. Подтверждение этому можно получить в судебной практике, в том числе и в практике КС РФ. В частности, в Определении Конституционного Суда РФ от 26.11.98 N 144-О, в котором разъясняется Постановление Конституционного Суда РФ от 24.02.98 N 7-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Закона о тарифах на 1997 г., указано, что если суммы страховых взносов за 1997 г. были внесены или взысканы до 24 февраля 1998 г., то они не подлежат перерасчету. Подтверждение этой точки зрения находим и в информационном письме ВАС РФ от 29.07.98 N 36 "О некоторых вопросах применения Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением". Косвенно в пользу этой позиции свидетельствуют также разъяснения, содержащиеся в абзаце третьем п. 6 мотивировочной части Постановления, в соответствии с которыми по смыслу части третьей ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" утрата силы актом или его отдельными положениями, признанными неконституционными, означает, что именно с момента начала действия решения Конституционного Суда РФ данный акт или его положение не должны применяться. Другими словами, признание закона неконституционным влечет правовые последствия только для тех правоотношений, которые еще не прекратились на момент принятия Постановления КС РФ.

Применительно к нашей ситуации это означает, что если плательщик уплатил налог в соответствии с нормой, которая была признана неконституционной, для него не возникает правовых последствий в виде возврата данных денежных средств, если иное не будет указано в самом Постановлении КС РФ. В результате этого указанные выше работодатели, начисляющие выплаты инвалидам, инвалиды и общественные организации инвалидов, которые получили льготы в связи с Постановлением, вправе воспользоваться льготами именно с этой даты. Уплаченные до 23 декабря 1999 г. суммы возврату либо зачету не подлежат, однако если взносы за период до 23 декабря 1999 г. на этот день еще не были уплачены, то уплачивать их после 23 декабря 1999 г. не требуется. Неисполненные на 23 декабря 1999 г. инкассовые поручения о списании сумм взносов подлежат отзыву.

Необходимо отметить, что, скорее всего, к столь объемному документу Конституционный Суд РФ даст дополнительное определение, разъясняющее ряд неоднозначных моментов. Вполне вероятно, что выводы КС РФ, которые будут представлены в определении, в какой-то мере не совпадут с мнением, высказанным в настоящей статье, однако об этом мы сразу проинформируем наших читателей.

В заключение следует сказать, что в рассматриваемой ситуации читателям целесообразно занять первую из изложенных нами позиций. При соблюдении вышеназванных условий расходы на государственную пошлину будут минимальны, но зато есть реальный шанс вернуть свои деньги.


* С основными моментами Постановления читатели могут ознакомиться в газете "Экономика и жизнь" N 1, 2000 г. (приложение "Ваш партнер-консультант"). В настоящей же статье акцент сделан на анализе тех правовых последствий, которые наступили для плательщиков взносов в связи с принятием указанного Постановления.


М. Масленников,

АКДИ "Экономика и жизнь"

Выпуск 4, февраль 2000 г.



Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.