Вопрос: Предприятием в 1999 г. оплачены услуги ГУП "Рекламное агентство ЮЗАО" по ежегодному оформлению технической документации на информационные вывески, а именно: заявки, согласование паспортов, перерегистрация. Кроме того, предприятие внесло плату за право на размещение средств наружной информации. Срок действия этого права - один год. Можно ли отнести на себестоимость произведенные затраты и возместить из бюджета НДС? (Выпуск 4, февраль 2000 г.)

Предприятием в 1999 г. оплачены услуги ГУП "Рекламное агентство ЮЗАО" по ежегодному оформлению технической документации на информационные вывески, а именно:

- заявки;

- согласование паспортов;

- перерегистрация.

Кроме того, предприятие внесло плату за право на размещение средств наружной информации. Срок действия этого права - один год.

Можно ли отнести на себестоимость произведенные затраты и возместить из бюджета НДС?


Наименование является формальным и неотъемлемым признаком юридического лица (статьи 52, 54 ГК РФ). Размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение (здание, территорию) является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории РФ обычаям делового оборота.

Установление вывески имеет целью известить неопределенный круг лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначение места входа (п. 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.98 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе"). Таким образом, вывеска позволяет потенциальному контрагенту идентифицировать помещение (здание, сооружение) с соответствующим лицом, разместившим эту вывеску, поэтому затраты на установление вывески непосредственно связаны с осуществлением предприятием производственной деятельности.

В соответствии с Правилами размещения средств наружной рекламы и информации в г. Москве, утвержденными Постановлением Правительства Москвы от 18.05.99 N 442 (далее - Правила) средства наружной информации подлежат регистрации в уполномоченных предприятиях при наличии согласования с перечисленными в Правилах городскими организациями. По просьбе заявителя прохождение экспертиз в городских согласующих организациях и оформление всех необходимых документов может проводить на договорной основе уполномоченное предприятие. За оказанные заявителю услуги взимается плата (п. 6.7 Правил).

Кроме того, заявитель вносит плату за право размещения средств наружной информации в размере, установленном Правительством Москвы (пункты 6.12, 6.13 Правил).

Затраты предприятия, связанные с оплатой услуг специализированной организации по подготовке документов, связанных с установлением информационной вывески, могут быть отнесены на себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с п. 1 Положения о составе затрат..., утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552.

НДС, уплаченный услугодателю при оплате стоимости услуг, может быть принят к зачету или возмещен из бюджета (п. 2 ст. 7 Закона о НДС).

Услуги ГУП "Рекламное агентство ЮЗАО" носят единовременный характер, поэтому затраты на их оплату могут быть включены в себестоимость продукции (работ, услуг) в полном объеме в том отчетном периоде, когда они были оказаны.

Что касается включения в себестоимость затрат на оплату права на размещение наружной информации, то они списываются в состав затрат равными долями в течение всего срока использования этого права (в рассматриваемом случае - один год). В таком же порядке будет относится на расчеты с бюджетом уплаченный предприятием НДС (п. 19 инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость"). По нашему мнению, в данном случае НДС не может быть принят к зачету единовременно по следующим причинам. В соответствии с п. 19 названной Инструкции N 39 зачету в счет предстоящих платежей либо возмещению из бюджета подлежит фактически уплаченный НДС при условии, что приобретенные материальные ресурсы, выполненные работы, оказанные услуги приняты покупателем к учету*. В рассматриваемой ситуации оплаченное предприятием право на размещение наружной рекламы будет оприходовано (принято к учету) налогоплательщиком постепенно в течение года по мере использования этого права. Следовательно, с этой же периодичностью должен подлежать зачету и уплаченный НДС.


* Обращаем внимание читателей на то, что в настоящее время аналогичная норма содержится в п. 2 ст. 7 Закона о НДС.


Е. Тимохина

Выпуск 4, февраль 2000 г.



Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.