• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Если предприятие проверяет налоговая полиция (Выпуск 4, февраль 2000 г.)

Если предприятие проверяет налоговая полиция


С вступлением в силу первой части Налогового кодекса РФ разгорелись споры по поводу полномочий органов налоговой полиции. Главным предметом полемики стало право налоговой полиции проводить проверки налогоплательщиков. Преобладало мнение, что налоговые полицейские не могут появляться на предприятии без сопровождения налоговых органов.

Законодатель поставил точку в данной дискуссии. С 6 февраля 1999 г. вступил в силу Федеральный закон от 02.01.99 N 13-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации". Данным нормативным актом п. 2 ст. 36 НК РФ "Полномочия органов Федеральной службы налоговой полиции" дополнен новым подпунктом. Новелла предоставляет органам налоговой полиции право при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, производить проверки в соответствии с законодательством РФ.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте статьи допущена опечатка. Вместо "с 6 февраля 1999 г. вступил в силу Федеральный закон от 2 января 1999 г. N 13-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" следует читать "с 6 февраля 2000 г. вступил в силу Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 13-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"


Возникает вопрос, в каких случаях налоговая полиция вправе проводить проверки налогоплательщиков, каков порядок их проведения и объем?

Для ответа необходимо уяснить, что в подп. 5 п. 2 ст. 36 НК РФ (редакция от 02.01.2000) понимается под "наличием достаточных данных" и каковы источники этих данных.

Источники "данных, указывающих на признаки преступления", могут быть весьма разнообразны. Это и информация, поступающая из государственных органов, и заявления граждан, и результаты оперативно-розыскных действий, и агентурные сообщения, и т.п. Степень достаточности данных оценивают непосредственно сами органы налоговой полиции. При этом в целях сохранения государственной тайны информация об источниках сведений, послуживших причиной проверки, и их содержании должностным лицам предприятия может не предоставляться, если это раскроет сведения о силах, средствах, методах, планах оперативно-розыскных мероприятий, о лицах, сотрудничающих на конфиденциальной основе и т.д. (пункты 80 - 82 указа Президента РФ от 30.11.95 N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне"). Следует однако отметить, что поводом для проверки должна служить информация именно о налоговых преступлениях (ст. 198 УК РФ - уклонение физических лиц от уплаты налогов или страховых взносов, если сумма неуплаченных налогов и взносов более 200 МРОТ, и ст. 199 УК РФ - уклонение от уплаты налогов или страховых взносов с организаций при сумме неуплаченных налогов и взносов более 1000 МРОТ), а также о коррупции в налоговых органах (абзац третий ст. 2 Закона РФ от 24.06.93 N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции"; далее - Закон о налоговой полиции). Например, если в налоговой полиции есть сведения, что при проведении налоговой проверки должностное лицо налогового органа получило взятку за сокрытие налоговых правонарушений, совершенных проверяемой организацией, то данное обстоятельство может быть положено в основу проверки этого предприятия.

В случае получения информации о иных преступлениях и правонарушениях, не содержащих указанные признаки, полиция самостоятельно проводить проверку не вправе. Все материалы она должна передать в соответствующие органы.

Объем проверки должен соответствовать ее целям (выявлению налоговых преступлений), что подразумевает полную проверку всех документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, обследование с соблюдением установленных правил любых помещений налогоплательщиков, связанных с получением прибыли (доходов) или с содержанием иных объектов обложения налогами и другими платежами в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Если проверяемый считает, что у органов налоговой полиции не было оснований для проведения проверки, то он имеет право, согласно части второй ст. 20 Закона о налоговой полиции, обжаловать действия сотрудников в вышестоящий орган налоговой полиции, прокуратуру или суд. В этом случае оценивать степень "достаточности данных" будет уже орган, рассматривающий жалобу. Следует однако отметить, что налоговой полиции не составит особого труда представить доказательства обоснованности проверки. Поэтому обжалование факта проверки по этой причине в большинстве случаев не имеет смысла.

Интерес вызывает вопрос о порядке проведения проверки. Как следует из ст. 36 НК РФ, проверки должны проводиться в соответствии с законодательством РФ. Это означает, что должны быть соблюдены все требования, предъявляемые к такой проверке законом и иными правовыми актами. Однако на сегодняшний день законодательство не содержит четкой регламентации порядка проведения проверок налоговой полицией. В Законе о налоговой полиции говорится лишь о том, что проверка производится в полном объеме с составлением акта. Федеральный закон от 12.08.95 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" также не раскрывает порядок проведения таких оперативно-розыскных мероприятий, как исследование предметов и документов и обследование помещений.

Некоторые специалисты считают, что порядок должен соответствовать установленному положениями НК РФ для налоговых проверок, осуществляемых налоговыми органами. Данное мнение спорно, во-первых, потому, что в этом случае в НК РФ было бы прямо указано, что налоговая полиция вправе проводить проверки именно в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. Во-вторых, проверки, проводимые налоговой полицией, вообще не имеют никакого отношения к процедуре налогового контроля.

Порядок выездной проверки, осуществляемой налоговым органом, возможно распространить на действия налоговой полиции только в том случае, если применить аналогию закона, что в рамках административных и налоговых правоотношений является, по нашему мнению, недопустимым.

Таким образом, если проводимая налоговой полицией проверка не соответствует требованиям, предъявляемым для выездной налоговой проверки, то это еще не свидетельствует о нарушении правоохранительным органом законодательства или прав и законных интересов проверяемого лица.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что в отличие от налоговых органов полиция не ограничена законом в длительности проверки и продолжительности периода, за который она производится. Однако проверка должна проводиться таким образом, чтобы не нарушались конституционные права и законные интересы граждан. В частности, ее проведение не должно препятствовать нормальной работе предприятия (если это не требуется для пресечения преступления). При соблюдении этого правила сам факт проверки в течение длительного времени не влечет нарушения законных прав и интересов граждан и, следовательно, не является объектом обжалования.

По результатам проверки органами налоговой полиции составляется акт, на основании которого принимается одно из следующих решений: о возбуждении уголовного дела; об отказе в возбуждении уголовного дела и о направлении материалов в соответствующий налоговый орган; об отказе в возбуждении уголовного дела.

По нашему мнению, можно добавить еще два вида решений - о возбуждении уголовного дела и направлении материалов в соответствующий налоговый орган, поскольку в соответствии с п. 4 ст. 108 НК РФ привлечение организации к ответственности за налоговое правонарушение не освобождает ее должностных лиц от уголовной ответственности, и об отказе в возбуждении уголовного дела и привлечении должностных лиц к административной ответственности.

Предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся административными правонарушениями (п. 1 ст. 36 НК РФ), - одна из функций органов налоговой полиции. В данном случае под административными правонарушениями следует понимать не налоговую ответственность, предусмотренную НК РФ, а составы, содержащиеся в ст. 11 Закона о налоговой полиции (невыполнение законных требований налоговой полиции). Таким образом, органы налоговой полиции могут привлекать исключительно физических лиц и исключительно к административной или уголовной ответственности.

Следует отметить, что законодательство не содержит каких-либо требований к срокам и порядку составления акта по результатам проверки органами налоговой полиции. При этом нет никаких оснований полагать, что должны применяться соответствующие положения НК РФ о налоговом контроле.

Акт о выявленных правонарушениях обжаловать нельзя, поскольку он лишь фиксирует факт проведения проверки и обстоятельства, которые были в результате выявлены. Предметом оспаривания может быть только само решение, которое будет вынесено на основании данного акта.

Решение о возбуждении уголовного дела может быть обжаловано только прокурору в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством (ст. 218 УПК РФ).

В случае передачи материалов в налоговые органы налогоплательщик вправе обжаловать решение о наложении санкций, если таковое будет принято уже непосредственно самими налоговыми органами на основании полученных материалов.

При обжаловании действий и решений органов налоговой полиции следует помнить, что данный орган исполнительной власти обладает достаточно широкими правами. Это и права по осуществлению предварительного следствия, дознания, оперативно-розыскной деятельности, и иные полномочия, предусмотренные Законом о налоговой полиции. Сюда же можно отнести права должностных лиц налоговых органов и агентов валютного контроля.

Обжаловать решения и действия органов налоговой полиции можно тремя способами: а) подать жалобу в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу органа налоговой полиции; б) подать жалобу прокурору; в) обратиться с исковым заявлением в суд. Вполне допустимо использовать три варианта одновременно.

Следует помнить, что налоговая полиция несет ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам в результате неправомерных действий (бездействия) или решений.


М. Масленников,

АКДИ "Экономика и жизнь"

Выпуск 4, февраль 2000 г.



Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение