Вопрос: По Указу Президента РФ от 08.12.97 N 1274 дела по возмещению вреда с ликвидируемых шахт Кизельского угольного бассейна переданы Фонду социального страхования, на который возложены обязанности по выплате средств в возмещение вреда. Средства на выплату возмещения вреда заложены и поступают из федерального бюджета. При рассмотрении дел в суде судьи не принимают объяснение, что Фонд не является работодателем и что деньги из бюджета поступают с задержкой, и в соответствии с п. 51 Правил возмещения вреда взыскивают с Фонда пени за просрочку платежей. Вправе ли суды взыскивать с Фонда пени? (Выпуск 4, февраль 2000 г.)

По Указу Президента РФ от 08.12.97 N 1274 дела по возмещению вреда с ликвидируемых шахт Кизельского угольного бассейна переданы Фонду социального страхования, на который возложены обязанности по выплате средств в возмещение вреда. Средства на выплату возмещения вреда заложены и поступают из федерального бюджета.

При рассмотрении дел в суде судьи не принимают объяснение, что Фонд не является работодателем и что деньги из бюджета поступают с задержкой, и в соответствии с п. 51 Правил возмещения вреда взыскивают с Фонда пени за просрочку платежей.

Вправе ли суды взыскивать с Фонда пени?


Вначале хотелось бы отметить, что отношения по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей, регулировались Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными Постановлением ВС РФ от 24.12.92 N 4214-1 (далее - Правила), только до 6 января 2000 г., т.е. до вступления в силу Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ). С 6 января 2000 г. указанные Правила утратили силу (см. п. 1 ст. 27, ст. 29 Закона N 125-ФЗ, ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 10-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2000 год").

В настоящее время отношения по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей, регулируются ГК РФ и Законом N 125-ФЗ.

Рассмотрим, правомерно ли было взыскание пени с Фонда социального страхования за просрочку платежей в тех случаях, когда указанная просрочка имела место до вступления в силу Закона N 125-ФЗ. Для этого необходимо обратиться к ранее действовавшему порядку, установленному Правилами.

Как следует из ст. 42 Правил, выплата сумм в возмещение вреда должна была производиться работодателем, ответственным за причинение вреда, или его правопреемником. При прекращении юридического лица без правопреемства, как, например, в случае его ликвидации (п. 1 ст. 61 ГК РФ), должна была производиться капитализация денежных средств, с тем чтобы они были внесены в страховую организацию, обязанную в будущем выплачивать возмещение вреда. Если при ликвидации предприятия капитализация платежей в возмещение вреда не производилась, иск о возмещении вреда предъявлялся органу государственного страхования (ст. 1093 ГК РФ, ст. 32 Правил). Таким образом, Правилами было предусмотрено, что в случае ликвидации предприятия без правопреемства обязанность по выплате сумм возмещения вреда возлагалась на орган государственного страхования.

Обязанность органа государственного страхования по осуществлению выплат в возмещение вреда работникам ликвидируемых предприятий наряду с Правилами предусмотрена также и Указом Президента РФ N 1274, в соответствии с которым на Фонд социального страхования РФ возложены функции по выплате средств в возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работников шахт и разрезов угольной и сланцевой промышленности, находящихся в стадии ликвидации. Как следует из Указа N 1274, выплаты в возмещение вреда указанным работникам осуществляются за счет средств федерального бюджета или средств, капитализированных для возмещения вреда ликвидируемыми шахтами и разрезами.

Независимо от того, кто производил выплаты сумм возмещения вреда (предприятие-должник, его правопреемник или орган государственного страхования), их выплата должна была осуществляться в едином порядке, установленном Правилами. Отсюда следует, что положения п. 51 Правил, согласно которым при невыплате сумм возмещения вреда в установленный срок работодатель обязан выплатить пени в размере 1% от невыплаченной суммы возмещения вреда за каждый день просрочки, распространялись и на порядок выплаты указанных сумм органом государственного страхования.

Что касается задержки бюджетного финансирования, то здесь необходимо сказать следующее.

В соответствии со ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Таким образом если в ходе судебного заседания было установлено, что ФСС несмотря на отсутствие бюджетного финансирования располагал достаточным количеством денежных средств для своевременной выплаты сумм возмещения вреда, но не сделал этого, то при таких условиях взыскание судом пени с Фонда социального страхования за несвоевременную выплату сумм возмещения вреда является обоснованным.

Взыскание пени за несвоевременную выплату сумм возмещения вреда (страховых выплат) с Фонда социального страхования будет правомерным (с учетом положений ст. 401 ГК РФ) и после 6 января 2000 г.

Данный вывод основывается на следующем. Обязанность по осуществлению страховых выплат работникам ликвидированных предприятий-работодателей возложена на Фонд социального страхования (п. 7 ст. 15 Закона N 125-ФЗ, Указ N 1274). При задержке страховых выплат в установленные сроки субъект страхования, который должен производить такие выплаты (в данном случае ФСС РФ), обязан выплатить застрахованному и лицам, имеющим право на получение страховых выплат, пеню в размере 0,5% от невыплаченной суммы страховых выплат за каждый день просрочки (п. 8 ст. 15 Закона N 125-ФЗ).


В. Мешалкин

Выпуск 4, февраль 2000 г.



Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение