• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Зачем нам нужен Бюджетный кодекс (Выпуск 23, декабрь 1999 г.)

Зачем нам нужен Бюджетный кодекс


С 1 января 2000 г. вводится в действие Бюджетный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 09.07.99 N 159-ФЗ "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации"). Указанный нормативно-правовой акт устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений; определяет основы бюджетного процесса в РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

В настоящей статье остановимся на тех вопросах, урегулированных Бюджетным кодексом, которые представляют интерес для наших читателей в их практической деятельности.


1. Предоставление бюджетного кредита юридическим лицам


Бюджетный кредит это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах (ст. 6 БК РФ). Из данного определения следует, что бюджетный кредит это, по сути, коммерческий кредит, предоставляемый за счет средств бюджета, за пользование которым уплачиваются проценты, и подлежащий возврату заемщиком по истечении срока, на который он был выдан.

Бюджетный кредит предоставляется на основе договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством РФ (ст.76 БК РФ). В качестве получателя такого кредита может выступать практически любое юридическое лицо (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, бюджетных учреждений, для которых установлен иной порядок) при соблюдении обязательных условий, перечисленных в Кодексе:

- проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом. Уполномоченные органы вправе проводить проверку получателя бюджетного кредита в любое время действия кредита и его целевое использование;

- обеспечение возврата бюджетного кредита. В качестве обеспечения могут быть предоставлены: банковская гарантия, поручительство, залог имущества, в том числе в виде ценных бумаг в размере не менее 100% предоставляемого кредита;

- отсутствие у юридического лица, которому предоставляется кредит, просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе.

Существенным моментом является то обстоятельство, что бюджетные кредиты могут быть предоставлены юридическим лицам только в случае, если расходы на эти цели предусмотрены в бюджете на соответствующий финансовый год. При утверждении бюджета указываются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок их предоставления, лимиты предоставления бюджетных кредитов на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года, а также ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов (п.9 ст.76 БК РФ).

Налоговый кодекс РФ устанавливает, что одним из правомочий налогоплательщика является получение налогового и инвестиционного налогового кредита, и определяет условия их предоставления (статьи 65-68 НК РФ). Остановимся на этом подробнее, так как вопросы, связанные с предоставлением налогового кредита, помимо Налогового кодекса РФ, нашли отражение и в нормах Бюджетного кодекса РФ (п.6 ст.76 БК РФ).

Налоговый и инвестиционный налоговый кредиты представляют собой изменение срока уплаты налога. Налоговый кредит изменение срока уплаты налога на срок от одного месяца до одного года может быть предоставлен налогоплательщику в случаях: причинения ему ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; задержки ему финансирования из бюджета или оплаты выполненного им госзаказа; угрозы банкротства в случае единовременной выплаты им налога. Причем при наличии двух первых оснований налоговый кредит предоставляется безвозмездно.

Бюджетный кодекс устанавливает, что налоговые кредиты могут предоставляться юридическому лицу только в форме бюджетного кредита в порядке, определенном ст.76 БК РФ. Анализ названной статьи позволяет сделать вывод о том, что в случае, если в бюджете на соответствующий финансовый год не предусмотрены расходы на предоставление бюджетных кредитов, то налогоплательщикам не могут быть предоставлены налоговый и инвестиционный налоговый кредиты. Налогоплательщикам, имеющим основания для получения налогового кредита, в такой ситуации, видимо, может быть предоставлена отсрочка по уплате налога на срок от одного до шести месяцев (ст. 64 НК РФ).


2. Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам


Бюджетный кодекс предусматривает возможность предоставления юридическим лицам бюджетных инвестиций для финансирования целевых программ (ст.80 БК РФ). Включение бюджетных инвестиций в проект бюджета осуществляется только при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений и проекта договора между Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления и юридическим лицом об участии РФ, субъекта РФ или муниципального образования в собственности проекта инвестиций.

Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством РФ. Это означает, что в случае предоставления юридическому лицу бюджетных инвестиций изменится состав участников данного юридического лица. В состав участников будут включены Российская Федерации, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Созданные с привлечением бюджетных средств объекты производственного и непроизводственного назначения в эквивалентной части уставных (складочных) капиталов и имущества передаются в управление соответствующим органам управления государственным или муниципальным имуществом (п.4 ст.80 БК РФ). Нечеткость формулировки данной нормы вызывает вопросы о ее практическом применении. В случае если возведенный объект в силу своего функционального назначения может быть разделен (например, квартиры в многоквартирном доме), то часть имущества можно передать в управление органу управления государственным или муниципальным имуществом. В случае если объект в силу своего функционального назначения не может быть разделен (например, единый производственный комплекс), то возникает вопрос: каким образом его часть может быть передана в управление органу управления государственным или муниципальным имуществом? В данном случае корректнее было бы говорить об участии представителей государственных или муниципальных органов в органах управления юридического лица.


3. Вопросы, связанные с деятельностью бюджетных учреждений


Как показывает практика арбитражных судов, много споров возникает в связи с неисполнением бюджетными учреждениями своих обязательств по заключаемым гражданско-правовым договорам. Общие положения правоспособности учреждений установлены Гражданским кодексом РФ. Бюджетный кодекс РФ установил некоторые особенности в правовом статусе бюджетных учреждений, на которых необходимо остановиться подробнее, чтобы избежать трудностей в ситуации, когда контрагентом по договору выступает такое юридическое лицо.

Гражданский кодекс РФ, определяя правовой статус учреждений, указывает, что закрепленное за учреждением имущество принадлежит им на праве оперативного управления (статьи 120, 296, 298, 299 ГК РФ). Денежные средства выделяются собственником учреждения на основании сметы. Напомним, что нормы гражданского законодательства предусматривают, что если учреждению в соответствии с его учредительными документами предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе (п.2 ст.208 ГК РФ).

Бюджетное учреждение это организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (п.1 ст.161 БК РФ). Бюджетный кодекс устанавливает, что в смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности. Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. При этом Бюджетный кодекс, так же как и Гражданский кодекс, предусматривает, что бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников (п.6 ст.161 БК РФ).

Бюджетный кодекс устанавливает ограниченную ответственность бюджетных учреждений по договорам, исполнение которых финансируется из соответствующего бюджета, в случае уменьшения целевого финансирования. При возникновении такой ситуации бюджетное учреждение и его контрагент по договору должны согласовать новые сроки и новые условия договора. При этом бюджетное учреждение несет ответственность только в пределах реального ущерба, причиненного изменением условий договора (п.4 ст.161 БК РФ).

Необходимо учитывать, что бюджетные учреждения не имеют право получать кредиты у кредитных организаций и других юридических и физических лиц, за исключением случаев задержки финансирования из бюджета более чем на два месяца или при финансировании не более 75% объема бюджетных ассигнований (п.1 ст.118 БК РФ). Данное положение означает, что при заключении договоров займа в нарушение п.1 ст.118 БК РФ такие договоры будут признаны недействительными в силу ст. 168 Гражданского кодекса РФ.


4. Порядок обращения взыскания на бюджетные средства


Статья 239 Бюджетного кодекса РФ содержит понятие "иммунитет бюджетов". Иммунитет бюджетов представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта, который предусматривает:

- возмещение в размере недофинансирования в случае, если взыскиваемые средства были утверждены в законодательном порядке в составе расходов бюджета;

- возмещения убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти или органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Последнее из названных положений соответствует ст. 1069 ГК РФ, согласно которой вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежат возмещению за счет казны соответственно Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования.

От имени казны Российской Федерации выступает главный распорядитель бюджетных средств (п.10 ст.158 БК РФ), в качестве которого выступает орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета. Приведенное положение означает, что в качестве главных распорядителей бюджетных средств в разрезе ведомственной классификации выступают соответствующие министерства РФ.

Гражданский кодекс РФ предусматривает, что учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества (п.2 ст.120 ГК РФ). Бюджетный кодекс затруднит порядок реализации этой нормы на практике, так как приведенная выше статья 239 БК РФ не устанавливает возможность обращения взыскания на бюджетные средства в случае, если денежных средств у бюджетного учреждения недостаточно для расчетов с кредиторами. Пункт 10 ст.158 БК РФ определяет, что главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени казны Российской Федерации по искам подведомственных предприятий и учреждений, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности. Возможность предъявления исков от кредиторов бюджетных учреждений и порядок привлечения к субсидиарной ответственности по ним казны РФ в лице главного распорядителя бюджетных средств Бюджетный кодекс не предусматривает.


5. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ


Статьи 283 306 Бюджетного кодекса РФ устанавливают основания применения ответственности за нарушения бюджетного законодательства РФ. В частности, основанием для применения мер принуждения являются: нецелевое использование бюджетных средств; невозврат или несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе; неперечисление или несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе; несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению в бюджеты.

Меры ответственности за нарушения бюджетного законодательства вправе применять руководители органов Федерального казначейства и их заместители. Вышеперечисленные лица имеют право:

1) в бесспорном порядке списывать с юридических лиц:

- суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению;

- суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек;

- суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами при наступлении срока их уплаты;

2) взыскивать в бесспорном порядке пени:

- за несвоевременный возврат бюджетных средств, просрочку уплаты по ним процентов в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки;

- с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки;

3) составлять протоколы о нарушении бюджетного законодательства, которые являются основанием для наложения штрафов;

4) приостанавливать операции юридических лиц по их счетам в кредитных учреждениях на срок до одного месяца.

Руководители юридических лиц за нарушения бюджетного законодательства могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности. Действия органов и должностных лиц органов Федерального казначейства могут быть обжалованы в судебном порядке.


О. Старостина

Выпуск 23, декабрь 1999 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.