Финансирование театров: бюджетные средства и внебюджетные источники (Е.Л.Игнатьева, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 36, сентябрь 1999 г.)

Финансирование театров:
бюджетные средства и внебюджетные источники


Содержание организаций культуры и искусства, в том числе театров, является хотя и важным, но далеко не единственным направлением расходования бюджетных ассигнований на культуру и искусство. Значительная часть средств направляется на финансирование культурных программ, проектов, выплату стипендий, предоставление грантов и т.п. Во многих регионах разработаны и реализуются соответствующие региональные программы в области культуры и искусства.

Необходимость бюджетного финансирования государственных и муниципальных театров определяется самим их правовым статусом. Все они являются некоммерческими и осуществляют свою деятельность в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 12.01.96 г. N 7-ФЗ (ред. от 8.07.99 г.) "О некоммерческих организациях".

Из всех организационно-правовых форм некоммерческих организаций, предусмотренных современным законодательством, государственным и муниципальным театрам пока наиболее адекватна форма учреждения (хотя не исключено и использование других организационно-правовых форм некоммерческих организаций). И все-таки часть театров зарегистрирована как предприятия. Но если нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О некоммерческих организациях" предусмотрено, что учреждение полностью или частично финансируется собственником (в нашем случае - государственными и муниципальными органами власти), то в отношении предприятия такой записи нет. Для государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства в последние годы защищенной была только одна статья - заработная плата работников. Для театров, зарегистрированных в форме предприятия, даже выделение средств на выплату заработной платы ничем не гарантировано, не говоря уже об оплате коммунальных услуг, затратах на новые постановки и т.п. Театр как предприятие, приносящее убытки, даже может попасть под действие законодательства о банкротстве.

Источники финансирования государственных и муниципальных театров - это бюджетные ассигнования и другие поступления от учредителя (капитальные вложения, социально-творческие заказы, текущие ассигнования) и внебюджетные средства - доходы от собственной деятельности (от основных ее видов, от предпринимательской деятельности), а также нетрадиционные внешние источники финансирования (спонсорские взносы, средства благотворительных фондов, общественных организаций и т.п.).

Основным каналом финансирования театров по-прежнему остается прямое выделение бюджетных средств. Что касается структуры бюджетных ассигнований, то капитальные вложения по существу утратили былое значение. Лишь в отдельных городах строятся и реконструируются отдельные объекты.

Так и не получили должного распространения социально-творческие (целевые) заказы учредителя. Социально-творческий заказ является формой прямого единовременного бюджетного финансирования дополнительной деятельности по проведению отдельных мероприятий (выполнению работ, оказанию услуг). Положение о социально-творческом заказе было утверждено Министерством культуры СССР еще в 1989 г. Эта форма зафиксирована и в Положении об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.95 г. N 609 (далее - Положение 1995 г.).

В Федеральном законе от 28.08.95 г. N 154-ФЗ (ред. от 17.03.97 г.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ст. 33 "Муниципальный заказ" указано, что органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком по производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории.

Классическими примерами социально-творческого закона для театров являются целевые заказы на создание драматических и музыкальных произведений, постановку спектаклей, их видеофиксацию, проведение гастролей, участие в фестивалях и смотрах и т.п.

На наш взгляд, целевое финансирование театров в виде социально-творческого заказа должно получить большее распространение. Понятие социально-творческого заказа можно трактовать более широко, имея в виду возможность его получения не только от органов управления культуры, но и непосредственно от администрации (мэрии) или других ее структурных подразделений: органов образования, социального обеспечения, комитетов по молодежной политике и др.

На практике бюджетные ассигнования представляют собой в основном текущее финансирование. В соответствии с принятыми нормативными документами (Положение 1995 г., Положение о принципах финансирования государственных и муниципальных театров в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.99 г. N 329) деятельность государственных и муниципальных театров должна финансироваться в объеме, обеспечивающем:

покрытие эксплуатационных затрат на содержание театра, включая расходы на заработную плату, а также материальные и приравненные к ним затраты;

оснащение театров техническими средствами и оборудованием;

проведение капитального ремонта, реставрацию памятников истории и культуры, переданных в пользование театров.

К сожалению, бюджетные ассигнования в ряде случаев позволяют осуществлять только выплату заработной платы и частичное возмещение расходов на оплату коммунальных услуг. Однако и те бюджетные средства, которые выделяются театрам, расходуются ими не на осуществление творческой деятельности, а на оплату материальных и трудовых ресурсов (начислений на фонд заработной платы, арендную плату, содержание вневедомственной и пожарной охраны и т.д.). Один из вариантов пусть не решения, но "смягчения" проблемы - передача помещений, занимаемых театрами, в их оперативное управление, как это предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 1.07.96 г. N 1010 "О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации". Это позволит сэкономить бюджетные средства, выделяемые на арендную плату, и направить их на заключение социально-творческих (целевых) заказов.

Целесообразно также освободить театры от расходов на содержание вневедомственной и пожарной охраны, переложив их на соответствующие ведомства.

Помимо прямого выделения существует и так называемое косвенное финансирование театров путем предоставления им налоговых льгот. Так, театры освобождены от налога на имущество, НДС и налога на прибыль от основной деятельности, не платят земельный налог и др.

Органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные льготы по федеральным налогам в пределах сумм, зачисляемых в их бюджеты, а также предоставлять льготы по региональным или местным налогам, сборам, пошлинам и другим обязательным платежам, поступающим в соответствующие бюджеты. Кроме того, органы власти на местах могут предоставлять другие финансовые льготы, такие, как ограничения на ставки арендной платы, введение льготных тарифов на электроэнергию, коммунальные услуги и т.п. Однако в большей части регионов подобные льготы не предусмотрены либо принятые решения не выполняются.

Внебюджетные источники финансирования театра подразделяются, как уже указывалось, на доходы от собственной деятельности и "внешние поступления". Доходы от собственной деятельности государственных и муниципальных театров в свою очередь делятся на доходы от основной деятельности, т.е. от платных форм творческой деятельности (прежде всего сборы от продажи билетов), и на доходы от предпринимательской деятельности.

Многие театры, особенно обладающие современной материально-технической базой, расширяют круг услуг, предоставляемых за плату. Это платные экскурсии по музею театра (там, где он существует), продажа абонементов, показ спектаклей с переводом на другие языки; некоторые театры открывают платные стоянки для автомобилей зрителей и т.д. Тем не менее доля собственных доходов театров пока несущественна. Возможности получения дополнительных сборов от продажи билетов лимитированы вместимостью зрительных залов, допустимым количеством спектаклей, уровнем цен на билеты, резкое повышение которых приведет к уменьшению числа зрителей.

Кроме того, существуют ограничения также на ведение предпринимательской деятельности, предопределяемые некоммерческим статусом театров. В соответствии с современным налоговым законодательством театры должны платить налог на прибыль, полученную от ведения предпринимательской деятельности, НДС, перечислять с выручки налоги в дорожные фонды, что не способствует развитию предпринимательской деятельности.

До недавнего времени было довольно сложно разграничить виды основной и предпринимательской деятельности театров. Только в новом Положении о театре в Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.99 г. N 329, дано четкое определение основных видов деятельности театров.

В условиях, когда внутренние источники финансирования практически исчерпаны, следует обратить внимание на расширение практики использования авторских и смежных прав в области театрального искусства. Это, например, уступка прав на постановку спектакля другим театрам, продажа права на кино-, радио и телепостановку и т.п.

Существует ряд нетрадиционных источников формирования финансовых средств театров. Основной из них - спонсорские взносы коммерческих структур, прежде всего банков. Можно выделить два вида спонсирования театрального искусства: постоянную финансовую помощь и разовые спонсорские вклады.

Государство установило льготы в налогообложении, которые должны способствовать привлечению средств от коммерческого сектора. Так, согласно Закону Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с последующими изменениями и дополнениями) доля не подлежащей налогообложению прибыли, безвозмездно перечисляемая учреждениям культуры и искусства, составляет 5%. Однако эта льгота сохранена только для юридических лиц, выделяющих средства государственным (даже не муниципальным) учреждениям культуры и искусства. Причем если налогооблагаемая прибыль организации составляет 1 млн руб., то при перечислении денежных средств государственным театрам она может быть уменьшена лишь на 50 тыс. руб.

Распространенное мнение, что основным мотивом спонсорства и благотворительности являются налоговые льготы, неверно. Пожертвования на театральное искусство дают возможность получить признание. Поддержка проектов, имеющих общественный резонанс, или престижных театральных коллективов основана на определенных стимулах. От признания фирмы, ее известности не в последнюю очередь зависят ее предпринимательский успех, прибыль. И в этом случае действительно можно говорить об опосредованной экономической выгоде.

Представляется целесообразным обратиться к новым формам привлечения спонсорских средств. Речь идет о размещении информации в глобальной компьютерной сети "Internet". Крупные театры могут иметь (а некоторые уже имеют) там свою страничку. Более мелкие театры могут для этого объединиться. Существует большая вероятность того, что среди пользователей данной системы могут оказаться организации и люди, которые заинтересуются творчеством того или иного коллектива и станут его спонсорами.

Важным звеном в системе поддержки театральной деятельности становятся благотворительные фонды и общественные организации. В настоящее время существуют несколько таких специальных целевых фондов, а также фонды поддержки отдельных театров. Однако если через систему "Internet" легко получить необходимую информацию о международных благотворительных фондах, то по России подобных баз данных нет.

Фонды, как правило, занимаются долгосрочными программами развития искусства (в том числе образования, повышения квалификации, развития нового направления в искусстве, создания информационной сети и др.). Но это не значит, что фонды полностью финансируют такие программы. Их субсидии носят одноразовый или непродолжительный характер и призваны помочь реализации программы на начальной стадии.

В целях обеспечения стабильного функционирования театров необходимо эффективно использовать уже существующие источники финансирования и создать условия для привлечения новых. Для этого следует:

1. Рационально использовать бюджетные средства, направляемые на финансирование театров:

объединять на договорной основе средства федерального, региональных и местных бюджетов для финансирования строительства, ремонта и содержания театров. Объединение бюджетных средств может быть оформлено договором о совместном использовании и финансировании этих театров с фиксацией доли каждого участника;

освободить театры от ряда затрат, не связанных с осуществлением их творческой деятельности (арендной платы, расходов на содержание вневедомственной и пожарной охраны и т.д.);

более широко использовать социально-творческий заказ как форму целевого финансирования театров.

2. Принять меры по стимулированию внебюджетных поступлений в сферу театрального искусства:

разрешить относить расходы на спонсорство на себестоимость продукции и услуг и включать их в состав затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг);

шире использовать права органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по установлению дополнительных налоговых льгот юридическим лицам, вкладывающим деньги в театральное искусство;

инициировать создание новых благотворительных фондов и общественных объединений, деятельность которых будет направлена как на содействие развитию и сохранению театрального искусства в целом, так и на поддержку отдельных театров и театральных проектов;

обеспечить сбор, обработку и распространение информации о существующих в нашей стране благотворительных фондах подобного рода, оказывать театральным коллективам методическую помощь в оформлении заявок на получение грантов от этих фондов.

3. Освободить некоммерческие театры независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от всех видов налогов и платежей в бюджеты разных уровней, дать им возможность направлять полученные доходы на расширение и совершенствование творческой деятельности.

4. Стимулировать создание таких элементов театральной инфраструктуры, как лизинговые и страховые компании.

Лизинговые компании могли бы заниматься закупкой дефицитного (дорогостоящего) оборудования, сдачей его в аренду, экспертизой состояния, капитальным ремонтом и т.д. Важно то, что лизинговые платежи входят в себестоимость продукции, на данную сумму уменьшается размер прибыли.

При лизинговых отношениях право владения арендованным имуществом полностью сохраняется за арендодателем, т.е. арендованное оборудование само является гарантией в рамках предоставления кредита. Лизинговый процент обычно существенно ниже банковского. Кроме того, твердые арендные ставки на весь срок действия договора, обычные для лизинговых отношений, дают значительные финансовые преимущества арендатору и обеспечивают стабильность его деятельности.

Использование разнообразных источников и способов привлечения средств для поддержки государственных и муниципальных театров позволит в значительной степени решить проблемы их финансирования.


Е.Л. Игнатьева,

Директор ЦНИ культуры

Министерства культуры Российской Федерации

профессор кафедры менеджмента сценических искусств РАТИ (ГИТИС)



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.