Налоговое обозрение
Канада
Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) призвала правительство Канады снизить налоговую нагрузку на налогоплательщиков, прежде всего на плательщиков походного налога - физических лиц. Одновременно правительству рекомендуется сократить бюджетный дефицит, в настоящее время превышающий 572 млрд канадских долл. Государственный долг Канады составляет значительную сумму по сравнению с долгом многих стран - членов ОЭСР. Эксперты ОЭСР полагают, что меры по сокращению налогов и государственного долга являются абсолютно необходимыми для повышения уровня жизни граждан страны. Причем эксперты утверждают, что реализовать эти две цели можно одновременно.
Одним из условий выполнения этой задачи является четкая формулировка правительством его приоритетов в экономике, способная внушить доверие потенциальным инвесторам. Эксперты полагают, что Канаде следует провести ряд непопулярных реформ, позволяющих добиться профицита государственного бюджета, сокращения размеров государственного долга и снижения государственных расходов.
При этом учитывается, что в Канаде сокращение ставок подоходного налога по каждой группе доходов на 1% соответствует снижению суммы ежегодных налоговых поступлений на 3,7 млрд долл.
Эксперты ОЭСР предлагают правительству Канады снизить ставки подоходного налога с физических лиц с одновременным повышением границ налоговой шкалы. Предлагается также снизить ставки премий страхования по безработице.
В отношении налогообложения юридических лиц предлагается снизить ставки налога с корпораций и с капитала, что будет способствовать повышению конкурентоспособности канадского бизнеса в мире.
Одной из предпосылок снижения подоходного налога в Канаде является утечка квалифицированной рабочей силы из Канады в США, где ставки походного налога значительно ниже. В то же время система индексации налоговых ставок в Канаде с учетом инфляции не увязана с ростом реальной заработной платы. В результате может оказаться, что ставки подоходного налога номинально будут снижены, но из-за их инфляционного роста сумма выплат налогов для канадского рабочего на самом деле со временем возрастет. Поэтому одна из рекомендаций ОЭСР сводится к введению полноценной системы индексации налогов, учитывающей фактические изменения размера реальной заработной платы.
Китай
В Китае объявлено о новых мерах, направленных на увеличение поступлений иностранных инвестиций в национальную экономику. Имеется в виду прежде всего вложение иностранного капитала в развитие предприятий передовых технологий, а также в проекты развития инфраструктуры и депрессивных регионов страны.
В частности, предусматриваются скидка по налогу на экспорт для компаний с иностранными инвестициями, а также отмена налогов на импорт товаров, которые используются в проектах, осуществляемых по передовым технологиям. Размер совокупной скидки может составить до 15%.
Иностранные компании, инвестирующие средства в предприятия, расположенные на территории депрессивных зон в центральных районах Китая, смогут получить льготы в случае, если доля реинвестиций в эти предприятия составляет не менее 25% суммы инвестиций. В центральной и западной зонах страны проживает 60% населения, в то время как доля иностранных инвестиций составляет всего 12%.
Одновременно правительство планирует решительно пресекать проведение любых видов несанкционированных налоговых проверок, взимание необоснованных поборов, произвольное введение квот, необоснованное штрафование предприятий.
За первое полугодие 1999 г. сумма прямых иностранных инвестиций в экономику Китая упала на 10% по сравнению с тем же периодом прошлого года и составила 21,49 млрд долл. США. В 1998 г. сумма иностранных инвестиций составила 45,6 млрд долл.
Латвия
Латвийский сейм в августе 1999 г. принял ряд поправок в бюджет, принятый в феврале 1999 г. Величина доходной части бюджета была снижена на 92 млн латвийских лат и составляет 322,5 млн лат, расходной части - на 63,6 млн лат и составляет 463,4 млн лат.
Произведена корректировка ставок акцизов на алкогольные напитки. До августа 1999 г. они составляли: для напитков с содержанием спирта от 1,2 до 15% - 30 лат на 100 л напитка, для напитков с содержанием спирта от 15 до 22% - 60 лат на 100 л напитка. С 13 августа 1999 г. ставка акцизов для напитков первой группы равна 36 лат на 100 л, ставка акцизов для напитков второй группы осталась без изменений.
Ставка акциза на спирт и напитки с содержанием спирта выше 22%, повышена с 460 до 500 лат в расчете на 100 л чистого спирта.
Повышены ставки акциза на следующие табачные изделия:
сигареты с фильтром - с 4,5 до 5,1 лат за 1000 шт.;
сигареты без фильтра - с 5,5 до 6,1 лат за 1000 шт.;
курительный табак - с 5,5 до 6,1 лат за 1000 г.
Акциз на нефть последовательно повышается с 2 до 10 лат за 1 т по следующему графику:
с 1 января 2000 г. - до 4 лат;
с 1 января 2001 г. - до 6 лат;
с 1 января 2002 г. - до 8 лат;
с 1 января 2003 г. - до 10 лат.
С 1 октября 1999 г. ставка налога на игорный бизнес повышается с 10 до 15 тыс. лат в год в расчете на один стол для игры в рулетку и с 2 до 3 тыс. лат в год - на один стол для игры в карты и кости. Одновременно ставка налога на игровые автоматы повышается с 360 до 420 лат в год в расчете на один автомат.
С 1 октября 1999 г. размер ежегодного лицензионного сбора с организаторов национальных лотерей повышается с 5 до 10 тыс. лат при проведении обычных лотерей и с 3 до 6 тыс. лат - лотерей с мгновенным определением выигрыша. Одновременно ставка налога на проведение обычных лотерей повышена с 6 до 8%, мгновенных - с 8 до 10%.
Малайзия
С 1 сентября 1999 г. в Малайзии отменен налог на вывоз основного капитала (т.е. капитала без учета процентов). Налог на вывоз доходов с капитала продолжает действовать. Налоги на вывоз капитала были введены в феврале 1999 г.
Летом 1999 г. был отменен введенный в сентябре прошлого года 12-месячный мораторий на репатриацию зарубежных инвестиций. Мораторий стал одной из антикризисных мер, направленных на защиту страны от вывоза капитала в период азиатского экономического кризиса.
В связи с оживлением экономики правительство Малайзии планирует снять ряд ограничений, не отменяя их, однако, полностью. Валютные резервы центрального банка страны составляют примерно 30 млрд долл. США, объем иностранных инвестиций оценивается в сумме 7 млрд долл.
Мексика
В Мексике действует система, в соответствии с которой лица, занимающиеся художественным творчеством, имеют право уплачивать свои налоги в натуральной форме. А именно, по закону они могут использовать для уплаты налогов созданные ими же произведения скульптуры, живописи, графики. Это дало возможность мексиканскому государству с момента введения новой формы уплаты налога в 1957 г. собрать и выставить на обозрение общественности около 3000 произведений искусства.
Стоимость каждого представленного в качестве средства уплаты налога произведения искусства оценивается специальной комиссией экспертов. Ежегодно комиссия бракует от 60 до 75% представленных работ. Самые лучшие из принятых работ выставляются в крупнейших музеях и галереях столицы Мексики. Менее ценные работы идут для пополнения коллекций небольших галерей и музеев в других городах страны.
Уплата налогов в такой форме становится все более популярной: только за последние 5 лет комиссия приняла 1522 работы, т.е. примерно столько же, сколько было передано государству за предшествующие 36 лет.
* * *
Правительство страны планирует в 2000 г. снизить налоги на предпринимательскую деятельность. В частности, ставку налога на прибыль от реинвестиций предполагается снизить с 34 до 32%.
Согласно прогнозам правительства рост объемов ВВП Мексики в 2000 г. может составить 5% при росте инфляции не более 10% и дефиците государственного бюджета 1% ВВП.
Непал
Правительство Непала предпринимает ряд мер по реформированию налоговой системы. В частности, оно объявило, что отказывается от политики бесконечного внесения поправок в закон о налоге с доходов, принятый в 1974 г., и о необходимости начала разработки "совершенно нового" закона о налоге с доходов.
Кроме того, ожидается, что правительство примет меры, направленные на упорядочение процедур отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок.
В августе 1999 г. в Непале было завершено введение налога на добавленную стоимость. В настоящее время правительство предполагает смягчить наказание за нарушения законодательства по НДС, предусматривающего штраф в размере до 200% от неуплаченной суммы. Срок добровольной регистрации плательщиков НДС продлен на один месяц.
Одновременно увеличено количество плательщиков НДС, поскольку величина нижнего уровня облагаемого оборота снижена с 4,5 млн до 2 млн непальских рупий.
Турция
С 1 сентября 1999 г. ставка налога с физических лиц на отчисления за право пользования авторскими правами (роялти) на художественные произведения и научные разработки составляет 16,5%. По этой же ставке взимаются:
налог на прибыли филиалов, начисляемый после вычета налога с корпораций;
налог на доходы корпораций, освобожденных от уплаты налога с корпораций;
дивиденды по акциям частных предприятий.
Налог на дивиденды по акциям государственных предприятий начисляется по ставке 5,5%.
Ставка налога на проценты по депозитным вкладам, открытым не ранее 1 сентября 1999 г., составляет 14,3%.
Финляндия
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала обзор экономики Финляндии. В нем отмечаются успехи правительства страны на пути выхода из глубокого кризиса, поразившего экономику Финляндии в начале 90-х годов. В период с 1994 г. по 1999 г. уровень безработицы в стране упал с 18 до 11%. Если в 1993 г. бюджетный дефицит в Финляндии составил 7% ВВП, то в 1998 г. был отмечен профицит в размере 1,5%. Профицит бюджета в 1999 г. прогнозируется на уровне около 3,1% ВВП.
В последние годы наибольшие поступления в госбюджет были получены от взимания налогов на прибыль корпораций и косвенных налогов.
По мнению авторов обзора, в стране действуют слишком высокие ставки налогообложения. Эксперты полагают, что последовательный экономический рост в стране невозможен без реформы налоговой системы и пересмотра системы отношений на рынке труда. Высокий уровень безработицы в стране частично объясняется чрезмерной налоговой нагрузкой: треть финских рабочих уплачивает налоги в размере более 50% своих доходов.
В начале 1999 г. Финляндия на 0,5% снизила ставки подоходного налога на все группы доходов, кроме группы максимальных доходов. Одновременно на 2% были повышены значения предельных величин в каждой группе доходов.
На протяжении 1999 - 2003 гг. правительство планирует провести налоговые сокращения в размере 1,5% ВВП, одновременно удерживая в жестких рамках рост государственных расходов. Авторы обзора полагают, что дополнительные резервы снижения налоговой нагрузки на финских налогоплательщиков могут быть найдены в сокращении размеров государственной поддержки сельского хозяйства и снижении объемов социальных выплат.
Франция
Размер ставки пресловутого "телевизионного" налога во Франции будет возрастать в соответствии с ростом инфляции. Ожидается, что в 2000 г. ставка налога составит 470 французских франков для черно-белых телевизоров и 751 франк - для цветных. Это примерно на 1% превышает ставку 1999 г.
Объектом обложения "телевизионным" налогом являются телевизоры, находящиеся в пользовании одной семьи независимо от их количества. С 1998 г. в части "телевизионного" налога действует ряд льгот для пенсионеров определенных категорий, а также тяжело больных и инвалидов.
Государственным бюджетом на 1999 г. ставки налога были установлены в размере 475 франков для черно-белых телевизоров и 744 - для цветных. По сравнению с предшествующим 1998 г. они были повышены на 5%, что примерно соответствует росту инфляции в стране. Поступления по этому виду налогов идут, в частности, на финансирование государственных телевизионных сетей и радиостанций. В 1998 г. было собрано 12,2 млрд франков "телевизионного" налога и 5 млрд франков в счет платежей по штрафным санкциям за нарушения в его уплате.
* * *
Совет министров страны одобрил проект бюджета на 2000 г., величина которого составит около 40 млрд французских франков. В нем предусматривается снижение налогов на физических и юридических лиц.
Предусмотрена также отмена добавочного налога с доходов корпораций, введенного в 1997 г. В момент введения ставка добавочного налога составляла 15%, в 1999 г. она была снижена до 10%. В результате отмены добавочного налога максимальная ставка совокупного налога с корпораций с 1 января 2000 г. понизится до 36,6%.
Кроме того, отменяются налоги на открытие новых предприятий, снижается ставка налога на передачу имущества в виде акций, повышается с 2,5% в 1999 г. до 5% в 2000 г. ставка налога с дивидендов, получаемых холдинговыми компаниями по акциям дочерних фирм.
Намечены меры по целевому снижению НДС, арендной пошлины и налогов на передачу имущества.
Ставка НДС на услуги по ремонту и обслуживанию жилья, а также на приобретение необходимых для этих целей материалов снижается с 20,6 до 5,5% со сроком действия с 15 сентября 1999 г. по 31 декабря 2002 г.
С 15 сентября 1999 г. ставка налога на передачу имущества, относящегося к категории находящейся в частной собственности старой недвижимости, снижается с 6 до 4,8%.
С 2000 г. отменяется арендная пошлина, которая уплачивалась арендаторами по ставке 2,5% от ежегодной арендной платы (в среднем 600 французских франков в год). Новый порядок распространяется на налогоплательщиков, уплачивающих месячную арендную плату в размере не более 2500 французских франков. Для прочих лиц арендная пошлина отменяется с 2001 г.
Отмена арендной пошлины в 2000 г. обойдется бюджету в сумму 7 млрд франков.
Е.М. Воловик,
государственный советник налоговой службы III ранга
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71
http://fingazeta.ru/