Производство и оборот алкогольной продукции (В.Л.Плаксин, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 49, декабрь 1999 г.)

Производство и оборот алкогольной продукции


Согласно абзацу 7 п. 3 ст. 20 Федерального закона от 22.11.95 г. N 171-ФЗ (в редакции от 7.01.99 г. N 18-ФЗ) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) запрещаются поставки алкогольной продукции организациями-производителями, имеющими лицензии на производство, хранение и поставки алкогольной продукции, иным юридическим лицам, не имеющим предусмотренных законом лицензий.

Неоднозначность толкования данного положения Федерального закона вызвана тем, что некоторые организации-производители, а также поставщики алкогольной продукции, руководствуясь здравым смыслом, справедливо полагают, что невозможно требовать соответствующую лицензию у организации, которая закупает алкогольную продукцию не в целях ее дальнейшей реализации, а для проведения всякого рода мероприятий, таких, как переговоры, торжества и пр. (т.е. в потребительских целях).

Во избежание разночтений следует обратить внимание на следующее. В соответствии со ст. 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Таким образом, запрет на осуществление поставок организациями - производителями алкогольной продукции согласуется и с положениями ГК РФ.

С учетом изложенного факты поставок алкогольной продукции организациями, имеющими лицензии, которые позволяют им осуществлять поставки алкогольной продукции, в адрес организаций, не имеющих предусмотренных законом лицензий, должны рассматриваться как грубое нарушение требований законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации и ведут к соответствующим негативным последствиям в отношении нарушителей.

Сказанное не означает, что юридические лица не вправе закупать алкогольную продукцию, к примеру, для представительских целей. Однако осуществлять такие закупки они вправе лишь у организаций, имеющих лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.

Как свидетельствует практика, разъяснения, должны быть также даны в отношении государственной регистрации прав на недвижимость согласно существующему законодательству в сфере лицензирования деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии с п. 2 ст. 19 Закона N 171-ФЗ для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с оборотом алкогольной продукции, за исключением розничной продажи, организация представляет в лицензирующий орган (в числе прочих документов) заключение органов внутренних дел об оснащенности организации и (или) структурных подразделений, осуществляющих хранение алкогольной продукции, средствами охранной сигнализации и охранно-пожарной сигнализации, а также положительные заключения специально уполномоченных на то государственных органов о соответствии складских помещений организации (заявителя) санитарно-эпидемиологическим, противопожарным нормам, а также требованиям техники безопасности. В целях проверки действительности сведений, содержащихся в указанных документах, организации - соискатели лицензий, а также организации-лицензиаты, представляющие документы для включения дополнительных территориально обособленных структурных подразделений в действующие лицензии, прилагают к названным документам копии правоустановительных документов на здания или сооружения, где соискатель лицензии или организация-лицензиат намереваются осуществлять лицензируемый вид деятельности.

Согласно п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав (включая аренду по смыслу положений абзаца 4 ст. 1 Федерального закона от 21.07.97 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона N 122-ФЗ право аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В случае отсутствия государственной регистрации права собственности или права аренды на здания и сооружения, использующиеся для осуществления лицензируемых видов деятельности, лицензирующие органы не могут выдать соответствующие лицензии. Данный вывод подтверждается также и положениями абзаца 2 п. 1 ст. 2 указанного Федерального закона, в соответствии с которыми государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Что касается государственной регистрации договора аренды складских помещений, заключенного на срок один год и более, то в соответствии с п. 2 ст. 651 ГК РФ договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Таким образом, лицензирующий орган также не вправе выдать соответствующие лицензии в случае отсутствия государственной регистрации договора аренды складского помещения, заключенного на срок не менее года.

Поскольку основное технологическое оборудование не отнесено федеральными законами к недвижимому имуществу, лицензирующие органы не вправе отказать в выдаче лицензии организации - соискателю лицензии в случае отсутствия государственной регистрации договора аренды указанного оборудования, если такой договор заключен до вступления в силу Федерального закона от 7.01.99 г. N 18-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции".

Одновременно следует обратить внимание на то, что в соответствии с пп. 1 и 2 ст. 6 Федерального закона N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления закона в силу, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной. Государственная регистрация возникших после введения в действие данного Федерального закона ограничения (обременения) или иной сделки с объектом недвижимого имущества требует государственной регистрации прав на данный объект, возникших до его введения в действие.

Следующая проблема, возникающая в процессе реализации положений законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции, касается применения субъектами Российской Федерации специальных защитных мер, направленных на защиту от подделок поступающих в розничную продажу спиртных напитков. При этом основным вопросом является порядок применения санкций, предусмотренных ст. 10 Федерального закона от 8.07.99 г. N 143-ФЗ "Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", согласно которой к организации или индивидуальному предпринимателю в случае выпуска организацией - производителем алкогольной продукции без маркировки или в случае купли-продажи алкогольной продукции без маркировки, если такая маркировка обязательна, а также в случаях хранения или перевозки такой продукции должны быть применены санкции, предусмотренные пп. 1 и 2 указанной статьи.

Предметом правонарушений, предусмотренных пп. 1 и 2 ст. 10 Федерального закона N 143-ФЗ, могут быть только марки акцизного сбора или специальные марки, маркировка которыми алкогольной продукции обязательна в силу положений п. 2 ст. 12 Закона N 171-ФЗ. Соответственно согласно данной статье может быть квалифицирована реализация организацией алкогольной продукции, маркированной марками акцизного сбора или специальными марками неустановленного образца.

Согласно п. 4 ст. 12 Закона N 171-ФЗ субъекты Российской Федерации в целях защиты от подделок могут вводить специальные защитные меры в отношении поступающих в розничную продажу спиртных напитков с учетом предложений органов местного самоуправления и поставщиков. Таким образом, в соответствии с указанным Федеральным законом специальные защитные меры, введение которых отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, не рассматриваются в качестве обязательной маркировки алкогольной продукции. По этой причине применение санкций, предусмотренных пп. 1 и 2 ст. 10 Федерального закона N 143-ФЗ, к организациям, осуществляющим оборот алкогольной продукции без маркировки региональными контрольными знаками (в случае соблюдения ими требований законодательства в отношении маркировки алкогольной продукции марками акцизного сбора или специальными марками), невозможно.

Немаловажный вопрос, возникающий в правоприменительной практике, - территориальные пределы действия аккредитации, которую должны проходить организации, поставляющие алкогольную продукцию для розничной торговли и общественного питания. Суть возникающих проблем сводится к следующему: вправе ли организация, имеющая федеральную лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции, прошедшая аккредитацию в одном субъекте Российской Федерации, осуществлять поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания на территории другого субъекта Российской Федерации. Ответ на этот вопрос содержится в п. 2 Правил аккредитации организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.98 г. N 1493. В соответствии с положениями данного пункта поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания на территории соответствующего субъекта Российской Федерации осуществляют организации независимо от их организационно-правовой формы, имеющие лицензии на оптовую реализацию алкогольной продукции и прошедшие соответствующую аккредитацию.

Таким образом, организация-поставщик, прошедшая аккредитацию в одном субъекте Российской Федерации, для осуществления поставок алкогольной продукции на территории другого субъекта Российской Федерации должна пройти соответствующую аккредитацию также в уполномоченных органах второго субъекта.

Рассмотрим вопрос лицензирования тех видов деятельности в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, которые не упомянуты в качестве подлежащих лицензированию в п. 2 ст. 18 Закона N 171-ФЗ. В соответствии с п. 1 ст. 18 данного Закона любая деятельность в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только на основании лицензий. Деятельность в этой области без лицензии влечет за собой наложение санкций, установленных ст. 2 Федерального закона N 143-ФЗ или ст. 171 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Виды лицензий на осуществление производства и (или) оборота в рассматриваемой сфере экономической деятельности, а следовательно, и формы, в которых такая деятельность может проводится, исходя из сравнительного анализа пп. 1 и 2 ст. 18 Закона N 171-ФЗ, строго ограничены перечнем, содержащимся в абзацах 2-10 п. 2 той же статьи. Осуществление видов деятельности, не указанных в абзацах 2-10 п. 2 ст. 18 Закона N 171-ФЗ, недопустимо.

Такая позиция основана на положениях, содержащихся в тексте указанного Федерального закона, и, несмотря на то что эти положения не всегда отвечают требованиям практики, они не подлежат расширительному толкованию. Изменения и дополнения в федеральные законы могут быть внесены, как подчеркивается в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 17.11.97 г. N 17-П, исключительно в рамках установленной Конституцией Российской Федерации законодательной процедуры путем принятия федеральных законов об изменении и дополнении федеральных законов.

В заключение хотелось бы остановиться на вопросах, касающихся действия лицензий, выданных до вступления в силу Федерального закона N 18-ФЗ, и ответственности организаций-лицензиатов за нарушения условий действия лицензий.

Поскольку Федеральный закон N 18-ФЗ не содержит прямого указания на то, что его действие распространяется на отношения, возникшие до его вступления в силу, и не предусматривает, что условия действия ранее выданных лицензий подлежат автоматически приведению в соответствие с его положениями, ранее выданные лицензии сохраняют действие до истечения срока, на который они выданы, и на тех же условиях, на которых выданы.

Если обнаружены факты реализации организацией, имеющей лицензию на закупку, хранение и оптовую реализацию алкогольной продукции отдельного вида, выданную до вступления в силу указанного Федерального закона, алкогольной продукции других видов данное деяние квалифицируется контролирующими и юрисдикционными органами согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона N 143-ФЗ как деятельность юридического лица по обороту алкогольной продукции, осуществляемая с нарушением условий соответствующей лицензии, если это действие (бездействие) не образует состава иного административного правонарушения, предусмотренного указанным Федеральным законом.

Осуществление лицензируемой деятельности с нарушением условий действия соответствующей лицензии влечет за собой наложение административных взысканий, предусмотренных частью 2 п. 2 ст. 2 Федерального закона N 143-ФЗ.


В.Л. Плаксин,

государственный налоговый инспектор I ранга



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.