Кэптивное страхование (С.Ю.Перевозчиков, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 49, декабрь 1999 г.)

Кэптивное страхование


На современном этапе развития мировой экономической системы как никогда актуальными становятся вопросы обеспечения устойчивости операций и стабилизации денежных потоков компаний за счет правильной организации финансирования рисков. В зарубежной практике для этого используется немало традиционных и новых механизмов, в частности страховых. Страховые механизмы традиционно включали прямое страхование, сострахование и взаимное страхование. Однако с 50-х годов большое распространение получило также использование кэптивных страховых компаний в программах риск-менеджмента материнских структур.

Существует много аргументов "за" и "против" кэптивного страхования (т.е. страхования рисков через дочернюю страховую компанию). Против использования кэптивов чаще всего приводились следующие аргументы:

1. Кэптивные страховые компании не так надежны, как свободные страховщики (поскольку их риски не столь диверсифицированы), и не обеспечивают достаточно высокой рентабельности капитала.

2. Использование кэптивов приводит к закрытию для свободных страховщиков значительных сегментов страхового рынка, его монополизации.

3. Страховые кэптивы нередко используются для ухода от налогообложения.

Однако подобные доводы несложно опровергнуть.

Опираясь на данные, опубликованные американским рейтинговым агентством А.М. Best, можно отметить, что на современном этапе:

доходность операций кэптивных страховщиков начинает превосходить доходность свободных страховых компаний;

кэптивные компании начинают оставлять на собственном удержании больше рисков, чем свободные страховщики;

краткосрочный показатель ликвидности кэптивов начинает превышать аналогичный показатель свободных страховых компаний.

Развитие таких тенденций можно объяснить наличием объективных предпосылок. Предпосылки повышения доходности кэптивных компаний:

более тесные взаимоотношения кэптивных компаний со страхователями и более достоверная оценка страхуемых рисков;

использование кэптивами ретроспективных полисов, позволяющих при необходимости корректировать цену страховой услуги;

осуществление прямой подписки рисков, благодаря чему экономятся суммы, затрачиваемые свободными страховщиками на комиссионные вознаграждения посредникам, что позволяет кэптивным компаниям выплачивать дивиденды или предоставлять пониженные тарифы материнской компании и акционерам;

государственное регулирование страховых рынков западных стран, в частности США, разрешает кэптивным компаниям размещать в обычные акции почти в 4 раза больше активов, чем свободным страховщикам (дивиденды, выплачиваемые в благоприятные годы по обычным акциям, как правило, превосходят дивиденды по другим видам акций).

Предпосылки повышения собственного удержания:

достаточный размер уставного капитала и стабильность величины страховых резервов;

детальная информация о рисках, позволяющая менеджерам страховых кэптивов использовать их стратегическое финансирование, оценивая возможность рисков на протяжении долгосрочных периодов (5 лет и более) с учетом сценариев возникновения убытков и установленных способов их возмещения.

Основной предпосылкой высокой ликвидности балансов страховых кэптивов является их инвестиционная политика: главные направления инвестиций - облигации, акции (на долю высоколиквидных обычных акций приходится около 30% активов) и краткосрочные вложения.

Развитию положительных тенденций в работе страховых кэптивов за рубежом способствуют экономическая и политическая стабильность юрисдикций материнской компании и ее кэптивов, а также сложившаяся практика страхования.

Процесс сокращения доли страхового рынка, доступной свободным страховщикам, бесспорно, имеет место, однако он не является только результатом расширения кэптивного страхования. Если проанализировать характер операций, в результате которых страховые премии, направлявшиеся ранее в свободные страховые компании, попадают в кэптив, то становится ясно: сокращается не доля рынка, занимаемая свободными страховщиками, а сам рынок страхования. Предприятия отказываются от традиционных методов финансирования передачи рисков в пользу альтернативных технологий - условного капитала, страховых деривативов, кэптивного страхования. Последнее, по сути, является формой реализации механизма самострахования материнской компании. Необходимо отметить, что сокращение рынка прямого страхования не означает автоматического сокращения рынка перестрахования, поскольку кэптивные страховщики используют механизмы перестрахования рисков не менее активно, чем свободные страховые компании. Таким образом, в конечном итоге использование кэптивов по прямому страхованию всего лишь меняет состав участников первого этапа перераспределения рисков, практически не затрагивая второго этапа - перестрахование. Конечно, есть немало примеров использования перестраховочных кэптивов, но это делается, как правило, либо для обеспечения доступа к более дешевому перестрахованию, либо в целях налогового планирования.

Необходимо четко определить разницу между терминами "уход от налогов" и "налоговое планирование". В то время как первый термин означает действия, входящие в противоречие с нормами действующего законодательства, второй термин определяет мероприятия, направленные на уменьшение в рамках закона налогооблагаемой базы, создание не облагаемых налогами резервов. Налоговое планирование широко распространено за рубежом и признается необходимым не только фирмами, но и государственными органами (последние регистрируют компании, основным видом деятельности которых является предоставление консультаций в сфере налогообложения).

Создание кэптивной страховой компании обеспечивает материнской структуре следующие преимущества:

1. В отличие от свободных страховщиков страховой кэптив может предоставить ей именно те услуги, в которых она нуждается и на максимально выгодных для нее условиях (цена, наличие необходимого покрытия, дополнительные услуги).

2. Учреждение страхового кэптива дает материнской компании возможность создать эффективный механизм планового финансирования рисков за счет не облагаемых налогами средств.

3. Страховой кэптив дает возможность использовать менее дорогие услуги перестраховочного рынка.

Услуги, предоставляемые кэптивом материнской компании, имеют относительные преимущества перед предложениями свободных страховщиков в следующих областях:

страховые тарифы. Тарифы кэптивных компаний объективно могут быть ниже, чем тарифы свободных страховщиков, так как в кэптивной страховой компании лучше знают реальную историю возникновения убытков на материнском предприятии (в том случае, если показатель убыточности страховой суммы ниже среднеотраслевого), у нее ниже аквизиционные расходы, минимальная норма прибыли, заложенная в нагрузку к тарифу;

предоставляемое покрытие. Благодаря тесному сотрудничеству с материнской компанией кэптивные страховщики имеют возможность составлять договоры страхования таким образом, чтобы в состав страхового покрытия входили лишь те риски, защиту от которых наиболее эффективно осуществлять именно путем страхования. Кроме того, если в силу количественных или качественных ограничений страхование некоторых специфических рисков материнской структуры может быть недоступно на рынке свободного страхования, страховой кэптив может предоставить страховую защиту с последующей передачей рисков в перестрахование;

уровень предоставляемых дополнительных услуг. Как показывает мировая практика, страховой кэптив может рассматриваться материнской структурой как специализированный центр управления ее рисками с предоставлением высококачественных сопутствующих услуг. Как центр управления рисками страховой кэптив организует разработку комплексных программ управления и финансирования рисков материнской компании, обеспечивает контроль за осуществлением превентивных мероприятий. Кроме того, дочерняя страховая компания в своей деятельности может ориентироваться на предоставление высококачественных услуг именно в тех областях, которые желательны материнской компании. Последнее находит косвенное подтверждение в наблюдаемой на рынке тенденции разграничения собственно страхового продукта и сопутствующих услуг (технические услуги и услуги, оказываемые в процессе урегулирования убытков).

Страховой кэптив может выполнять функции фонда самострахования. Преимущества для материнской компании здесь заключаются в следующем: если в случае создания фонда самострахования на предприятии отчисления в него возможны лишь за счет прибыли, оставшейся после налогообложения, то при использовании страхового кэптива такие отчисления юридически оформляются в виде страховой премии, которая может быть отнесена на себестоимость (т.е. оплачиваются за счет доходов до их налогообложения).

Учреждение страхового кэптива облегчает материнской компании возможность передавать свои риски на рынок перестрахования и рынок капитала (при использовании метода секьюритизации).

Таким образом деятельность кэптивных страховщиков представляет определенную угрозу лишь для свободных страховых компаний как их конкурентов. Материнские компании, учреждая дочерние страховые структуры, получают значительные преимущества по сравнению с использованием свободных страховщиков.

Давая оценку страховым кэптивам как явлению, следует учитывать и интересы государства. Основным критерием оценки здесь выступает разница между сбором налогов в случае использования предприятиями услуг свободных страховщиков и страховых кэптивов. Чтобы оценить эту разницу, необходимо рассмотреть изменения сумм налогов, уплачиваемых тремя субъектами операций: материнскими компаниями, свободными страховщиками и страховыми кэптивами:

1. Налоговые платежи материнского предприятия не изменятся с отказом от услуг свободных страховщиков. Исключением будут случаи использования кэптивов в псевдостраховых схемах ухода от налогообложения, однако такие схемы возможны и с участием свободных страховых компаний.

2. Вслед за сокращением страховых премий, полученных свободными страховыми компаниями, снизятся и суммы налогов, уплачиваемых ими.

3. Должен возрасти поток налоговых поступлений от кэптивов, чья норма прибыли, как уже отмечалось, часто превышает аналогичные показатели свободных страховщиков.

Притока налоговых поступлений в страну - юрисдикцию материнской компании от ее кэптива, размещенного за рубежом, невозможно. С учетом этого во многих странах введено специальное законодательство, регулирующее деятельность кэптивных страховых и перестраховочных компаний. Такое законодательство, как правило, устанавливает более низкие требования к уставному капиталу кэптивных страховщиков, менее строгие требования к нормативам ликвидности и объему предоставляемой отчетности, более низкие ставки налогообложения. Следствием этого стал рост "on-shore" - кэптивов, размещаемых в стране - юрисдикции материнской компании, поскольку это выгодно не только государству, но и материнским структурам (достигается оперативность работы, снижаются управленческие издержки). Но даже если страховой кэптив размещен в зоне льготного налогообложения, его использование более выгодно для государства, чем простая передача рисков иностранным компаниям, работающим на местном рынке, поскольку в конечном итоге аккумулированные в кэптиве средства распределяются в соответствии с целями и задачами материнской компании, повышая ее доходность, и, следовательно, косвенно увеличивая размер налоговых поступлений в бюджет.

Таким образом, можно сделать вывод, что страховой кэптив - эффективный инструмент финансирования рисков предприятий. Его использование не окажет отрицательного воздействия на объем поступлений в бюджет при условии создания кэптивного законодательства, учитывающего специфику кэптивных компаний и стимулирующего процесс их регистрации.


С.Ю. Перевозчиков,

Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.