Налоговое консультирование при налоговых органах (Д.Иванов, Ю. Матюшенкова, А.Подвязников, "Финансовая газета", N 50, декабрь 1999 г.)

Налоговое консультирование при налоговых органах


Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) практически впервые урегулировал многие аспекты правоотношений налоговых органов и налогоплательщиков. Нормальные взаимоотношения между налоговиками и налогоплательщиками предполагают, в частности, хорошую информированность налогоплательщика, достаточную сумму знаний в области налогообложения. Для достижения этой цели необходимы определенные условия: возможность получить интересующую информацию в самых разных источниках - в налоговых органах, СМИ, у специалистов. Отмечая необходимость и полезность сведений, полученных из СМИ, нельзя не признать, что их часто недостаточно. Сведения, которые можно получить у налоговых органов и у специалистов, могут и должны быть более углубленными, специализированными.

Наилучшим первоисточником налоговых сведений представляются налоговые органы. НК РФ предусмотрел, что налогоплательщики имеют право получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц. Кроме того, налогоплательщикам дано право получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах. Реально, однако, это положение закона обязывает налоговые органы не отказывать налогоплательщику в информации, если она ему потребуется. На практике же стало очевидным, что названная норма не создает условий для полного удовлетворения потребностей налогоплательщиков, связанных с их участием в налоговых правоотношениях.

Очевидно и то, что налогоплательщику зачастую мало той информации, которую он по закону может потребовать от налоговых органов. Налогоплательщикам чаще требуются не абстрактная информация, а конкретные советы, как ему поступить в той или иной ситуации, чтобы при этом соблюсти и требования закона, и свои интересы. Но это уже предмет консультации, причем консультации комплексной, которая включает вопросы юридические, бухгалтерские и собственно налоговые.

Налоговый инспектор объективно не в состоянии дать такую консультацию и не обязан этого делать. Нормы НК РФ не предусматривают консультирования в налоговых органах (они предусматривают информирование и разъяснение, но это иные понятия). Более того, совместить контрольные и консультативные функции объективно невозможно. Налоговый инспектор должен либо проводить налоговые проверки с целью выявления нарушений налогового законодательства, либо давать рекомендации и советы. А как ему быть, если в ходе проверки он выявляет нарушение? Какая из функций - контрольная или консультативная - окажется для него важнее? Для того чтобы не ставить сотрудников налоговых органов перед трудным выбором и не вводить в искушение получать незаконные вознаграждения, требуется дать налогоплательщикам реальную возможность получать квалифицированные и исчерпывающие консультации у иных специалистов.

Удовлетворить потребности налогоплательщиков могли бы налоговые консультанты. На первый взгляд сегодня это несложно. Налоговые консультации дают очень многие специалисты и организации - аудиторы, адвокаты, российские и зарубежные юридические фирмы. К сожалению, количество этих структур не означает возможности каждого налогоплательщика получить консультацию. Причин тому несколько. Большинство таких структур ориентированы прежде всего на юридических лиц. Аудиторская деятельность, например, рассчитана только на экономических субъектов - организации и индивидуальных предпринимателей. Возможно, в связи с этим стоимость налоговых консультаций столь высока, что они оказываются не по карману большинству граждан (а иногда и мелким юридическим лицам). Не всегда вызывает доверие и надежность консультирующих структур с точки зрения качества консультаций. Безусловно, к давно существующим фирмам с солидной репутацией это не относится, но таких немного. Есть множество фирм-консультантов, которые не берут на себя никакой ответственности. Последнее обстоятельство вызывает особую озабоченность, поскольку невнятные, а иногда просто неправильные рекомендации приводят налогоплательщика к совершению действий, за которые к нему налоговыми органами применяются санкции, что, в свою очередь, приводит к конфликтам, дискредитирует налоговое законодательство.

Заметим, что налоговое консультирование - консультирование комплексное. Налоги не существуют изолированно, в отрыве от всей деятельности налогоплательщика, в частности от тех обстоятельств, с которыми законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога. Поэтому очевидно, что рекомендации по налогообложению неотделимы от рекомендаций по юридическому обеспечению деятельности, по ее бухгалтерскому оформлению, по экономическим, финансовым последствиям и т.д. Следовательно, специалист, берущий на себя консультирование, должен, во-первых, обладать достаточной суммой знаний во всех этих областях, а во-вторых, иметь практический опыт работы.

Создание для каждого налогоплательщика - для юридических и физических лиц - возможности получать ответственные и квалифицированные налоговые консультации требует достаточного количества специалистов необходимого уровня, а также широкой сети организаций, объединяющих этих специалистов. Решение этой задачи возможно путем системы консультационных пунктов при налоговых органах, в которых налогоплательщики могли бы получать квалифицированные консультации по налоговым вопросам. Это должна быть ведомственная система в том смысле, что налоговые органы должны принимать активное участие в ее формировании и контролировать уровень ее работы. Кроме того, сеть налоговых инспекций по всей стране дает возможность развернуть столь же обширную сеть консультационных пунктов. Это не будет ведомственная система в смысле защиты и представления интересов ведомства или работы от лица налоговых органов. Основная задача такой системы - обеспечить налогоплательщикам возможность консультироваться по налоговым вопросам, чтобы их налогообложение и отношения с налоговыми органами были оптимальными и основанными на законе.

Работу по обеспечению качества консультирования следует начинать с подбора квалифицированного и добросовестного персонала. Налоговые консультанты должны иметь высшее образование и опыт работы в налоговой сфере или смежных областях (экономической, юридической, финансовой, бухгалтерской). Предполагается, что лучшими налоговыми консультантами могут стать бывшие налоговые инспектора, аудиторы, бухгалтеры, юристы, специализирующиеся в области налогового права.

Но подготовка специалистов на этом не может быть закончена. Налоговое консультирование предполагает постоянное повышение квалификации, как самостоятельное, так и в учебных заведениях, в связи с чем остро встает проблема наличия и пригодности таких учебных заведений, а также учебных программ и преподавателей. Сегодня наблюдается недостаток учебных заведений, в которых можно получить качественную подготовку, а уж таких, которые готовы целевым образом учить налоговых консультантов, - совсем мало.

В учебные программы для налоговых консультантов должны быть включены вопросы из области налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности, аудита, правового регулирования предпринимательской деятельности. Программы должны быть разнообразными, предназначенными для людей с разным уровнем и разной направленностью имеющегося опыта. Вероятно, юристу не нужен подробный курс права, бухгалтеру, знакомому с основами бухучета, потребуется осветить лишь спорные, проблемные аспекты и т.д.

Налоговый консультант должен будет пройти обучение в специализированном налоговом учебном центре, включающее предварительное и последующее тестирование (экзамен). Предварительное тестирование даст возможность выявить пробелы в навыках консультанта и восполнить их при обучении. Последующее тестирование (экзамен) не позволит формально относиться к обучению.

В качестве специализированных налоговых учебных центров предполагается прежде всего использовать учебно-информационные центры, давно и успешно функционирующие при ряде управлений МНС России по субъектам Российской Федерации.

Формальное подтверждение соответствия специалиста требованиям, предъявляемым к налоговым консультантам, требует введения определенной процедуры. Предлагаемая процедура - аттестация налоговых консультантов, которая осуществляется МНС России. Сами консультационные пункты, объединяющие налоговых консультантов, будут подлежать аккредитации при налоговом органе.

Смысл введения этих процедур заключается в том, что они дают возможность, во-первых, допускать к налоговому консультированию только тех, кто способен консультировать квалифицированно, добросовестно и ответственно, и, во-вторых, контролировать качество налогового консультирования. Именно качество, а не содержание, поскольку у консультационных пунктов при налоговых органах есть будущее только в том случае, если они будут давать объективные, независимые, основанные на законе консультации.

Аттестация и аккредитация будут обязательными только для тех консультантов, которые собираются работать при налоговых органах. Многочисленные структуры, действующие сегодня на этом рынке, невозможно принудить получать аттестаты или проходить аккредитацию. Никто и не собирается этого делать. Они будут продолжать работать так же, как и сегодня, практически без условий и ограничений.

Что касается аттестованных консультантов, работающих в аккредитованных консультационных пунктах при налоговых инспекциях, то их статус будет иным. Качество и полнота консультирования должны отличаться от тех, которые предлагают аналогичные структуры. В случае же ненадлежащего консультирования, обоснованных жалоб клиентов или нареканий со стороны налогового органа положение консультанта при налоговом органе может быть утрачено.

Мировая практика показала, что налоговое консультирование необходимо. Это самостоятельный вид деятельности, не совпадающий ни с одним из существующих: ни с аудитом, ни с юридическим или иным консультированием. Возможность получать независимые и ответственные консультации способствует повышению налоговой грамотности и правосознания налогоплательщиков, а в конечном счете приводит к улучшению взаимоотношений с налоговыми органами и повышению собираемости налогов. Выигрывают от этого все. А вот способы организации налогового консультирования и обеспечения его высокого уровня в разных государствах различаются. Но практически везде существует правило: налоговым консультированием не имеют права заниматься случайные люди. В Германии, например, консультировать по налогам вправе налоговые консультанты, ревизоры, адвокаты, аудиторы. Каждая из этих профессий предполагает серьезную подготовку и серьезный отбор прежде, чем человек получит право практиковать. Похожая ситуация и во Франции, где в роли налоговых консультантов выступают адвокаты. В Нидерландах налоговые консультанты объединены в профессиональные самоуправляемые сообщества, осуществляющие серьезный контроль за деятельностью своих членов. Таким образом, ничего нового, отличного от мирового опыта нет в попытке упорядочить деятельность по налоговому консультированию.

Подчеркнем также, что в тех странах, где налоговое консультирование завоевало прочное положение, оно регулируется специальным законодательством, в России же сейчас действуют в основном подзаконные нормативные акты.

Сомнения в необходимости создания сети налоговых консультационных пунктов высказываются так часто, что следует остановиться на некоторых из них.

Сомневающиеся говорят: наличие при налоговых органах консультационных пунктов приведет к тому, что налоговые инспектора сделают все возможное, чтобы не отвечать на вопросы налогоплательщиков, направляя их к консультантам. Это опасение вызвано, скорее, привычным скептическим отношением к чиновникам, чем реальным положением вещей. Налоговые органы не могут прекратить выполнять те обязанности, которые возложены на них законом, - информировать и разъяснять. Они не будут консультировать, это верно. Но провести основанное на законе разграничение между информированием и разъяснением, входящими в обязанности налоговых органов, и консультированием, не относящимся к их обязанностям, достаточно просто. Для этого налогоплательщику надо внимательно изучить Налоговый кодекс и понять, какой результат он сам хочет получить - сведения, которые позволят прояснить неясную ситуацию, или совет, рекомендацию, анализ.

На данную ситуацию можно взглянуть и с другой стороны. Налоговый консультант может оказать налогоплательщику также и те услуги, которые не вправе оказывать налоговый инспектор. Так, в силу закона должностное лицо налогового органа не вправе быть представителем налогоплательщика в налоговых правоотношениях, а налоговый консультант может стать представителем, чтобы не только давать квалифицированные рекомендации, но и вести дела налогоплательщика в налоговой инспекции.

Еще говорят о том, что налоговое законодательство в силу своей сложности зачастую толкуется и применяется по-разному даже в рамках одной области. Налоговые консультанты якобы могут еще сильнее раздробить имеющуюся практику. Нам представляется обратное: работа сети налоговых консультационных пунктов будет способствовать изучению практики и выработки на этой основе единого подхода к решению спорных вопросов. Их в самом деле много - и вызванных пробелами в законодательстве, и возникших вследствие неправильного применения законов. Качественное налоговое право и единый способ его применения могут стать результатом правильно организованного налогового консультирования.

Имеющийся сегодня опыт работы консультационных пунктов при управлениях МНС России по Ярославской, Смоленской, Челябинской областям, Хабаровскому краю, ряду других субъектов Российской Федерации показывает, что названные проблемы даже не возникают. Налоговые органы совершают положенную по закону деятельность, а консультационные пункты помогают им и дополняют их, удовлетворяя потребности налогоплательщиков и вырабатывая возможные пути решения проблемных практических вопросов.

Создавая ведомственную систему налоговых консультационных пунктов, МНС России ставит своей целью создание системы наиболее информированной, компетентной, профессиональной среди тех структур, которые занимаются консультированием.


Д. Иванов,

государственный советник налоговой службы III ранга

Ю. Матюшенкова,

советник налоговой службы I ранга

А. Подвязников,

советник налоговой службы I ранга


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение