Обучение персонала при переходе
к новым информационным технологиям
Сегодня информационная система компании - столь же равноправная и необходимая часть производственной инфраструктуры, как и технологическое оборудование, ресурсы и персонал.
До сих пор при создании и внедрении корпоративной информационной системы (КИС) акцент делался на технические аспекты. Ценность программы зависит от наличия специалистов, умеющих из этой программы извлекать пользу. Для этого сотрудники предприятия должны пройти соответствующий курс обучения.
Таким образом вопросы, которые надо решать при внедрении информационных технологий (ИТ) и, в частности, программного обеспечения уровня предприятия, - имеют не только технический, но и гуманитарный (социальный) характер.
Один из главных путей успешного внедрения ИТ - обучение. Можно сказать, что успех внедрения корпоративной информационной системы во многом зависит от эффективного обучения. Проблемы обучения ИТ шире простого ознакомления с некоторыми теоретическими принципами экономики и их воплощением в конкретной программе. Обучение может восприниматься как технология. Рассмотрим основные этапы этого процесса: создание сферы обучения; анкетирование, тестирование; создание мотиваций; определение групп; формирование программ; проведение курсов; подведение итогов.
Создание среды обучения. Необходимо создать некую среду обучения, отличную от обыденной.
Анкетирование (тестирование). Чтобы обучение было результативным, надо предварительно выявить в коллективе (группе) людей, хорошо обучаемых и плохо обучаемых. Не секрет, что люди обладают разными способностями к восприятию ИТ, и потому достаточно бессмысленно учить всех без разбора. На основании этапа тестирования определяется очень многое (например, какова и насколько стабильна мотивация для обучения, по какой программе следует проводить обучение и т.д.).
Напомним, что предприятие - социально-технологическая система, поэтому здесь разворачиваются и формальные процессы (в рамках технологии и должностных инструкций) и гуманитарные (взаимоотношения). Вполне детерминированные производственные причинно-следственные связи соседствуют с неуправляемостью человеческих взаимоотношений. Возможно, наиболее стабильно свои функции будут выполнять относительно независимые люди, минимально втянутые во "взаимоотношения". Выделение таких индивидумов из общей массы (на основе анкетирования и собеседования) и дальнейшее их обучение - вот целесообразная линия поведения при обучении.
Создание мотиваций надо начинать с объяснения, чем система может помочь каждому сотруднику. Если мы убедим слушателей, что владеющие системой повысят свой социальный статус, то у них появится заинтересованность. Поэтому перед обучением надо распознать цели, которые ставит перед собой человек (пусть и на бытовом уровне). Например, существует определенная категория людей, которые интуитивно ищут чувство защищенности. Поэтому если у них новые технологии будут ассоциироваться с защитой, то это будет их мотивацией.
Для других система - это шанс выделиться. Им надо дать этот шанс, и они будут учиться с большим рвением.
Таким образом, при формировании групп желательно использовать результаты анкетирования.
Проведение курсов (занятий). Можно выделить следующие виды обучения: обучение принципам рыночной экономики, приемам нового хозяйствования; обучение конкретной программе, реализующей эти принципы; обучение части функций, возлагаемых на конкретного человека.
Программа для индивидуального обучения - это, если говорить математически, функция от анкеты (текущего положения обучаемого) и требований задачи, выраженных в должностной инструкции. В программе предусматривается формирование навыка решения задачи с помощью диагностированных предрасположенностей обучаемого. Закрепление связей между свойствами обучаемого и требуемыми внешними ситуациями проводится на основе специальных упражнений. Процесс обучения устроен так, что дает возможность проявить некоторое желательное для задачи свойство и невозможность проявления нежелательного.
В процессе обучения необходимо воздействовать на сознание и подсознание обучаемых.
Технология группового и индивидуального обучения, конечно, различна. Предметы группового обучения - это принципы организации производственного процесса и его учета (MRP, MRP II), архитектура системы, инвариантные для групп пользователей задачи (например, работа с платежными документами). Предметы индивидуального обучения - должностная инструкция (ДИ) сотрудника, которая разрабатывается как набор необходимых навыков для выполнения данной задачи. В процессе обучения специалисты овладевают требуемыми навыками с различным успехом - это зависит от предрасположенности к решению предлагаемых задач.
Наконец, при подведении промежуточных итогов обучения важно понять, каким образом обучаемый воспринимает информацию: рационально прагматически, формально логически или чувственно эмоционально (невербальным путем). Варианты восприятия можно также называть "способом понимания", который также необходимо учитывать в процессе обучения.
Д. Л. Казанский,
руководитель департамента корпоративных систем
(Информ Контакт)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71
http://fingazeta.ru/