Судебная практика по рассмотрению споров о применении контрольно-кассовых машин (Г. Титова, "Финансовая газета", N 46, октябрь 1999 г.)

Судебная практика по рассмотрению споров
о применении контрольно-кассовых машин


Как известно, порядок денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации с применением контрольно-кассовых машин (ККМ), а также ответственность за нарушение указанного порядка были установлены Законом Российской Федерации от 18.06.93 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением". Однако, учитывая, что в правоприменительной практике до сих пор возникают вопросы по применению этого Закона, пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации издал постановление от 4.08.99 г. N 10 "О некоторых вопросах практики применения Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (см. Вестник Высшего арбитражного суда Российской Федерации, 1999, N 9). При применении названного постановления необходимо обратить внимание на следующее.

1. Как уже отмечалось, Закон N 5215-1 регулирует порядок расчетов с населением, т.е. с гражданами, которые выступают в качестве покупателей товаров либо заказчиков на выполнение определенных работ или услуг. На практике возникал вопрос, должен ли применяться Закон в случае, если в качестве указанных лиц выступают физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (предприниматели). В п. 3 постановления N 10 определено, что Закон подлежит применению и в тех случаях, когда денежные расчеты осуществляются с индивидуальным предпринимателем, выступающим в качестве покупателя или клиента (т.е. независимо от того, приобретаются ли товары (работы, услуги) предпринимателем для личного пользования или в связи с осуществлением предпринимательской деятельности расчеты с ним должны быть произведены с применением ККМ).

2. Статьей 7 Закона N 5215-1 установлена ответственность за нарушение порядка расчетов с применением ККМ. В частности, предусмотрено, что предприятие, ведущее денежные расчеты с населением без применения ККМ, подвергается штрафу в 350-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда (МРОТ).

Следует обратить внимание на то, что в постановлении N 10 как расчеты, осуществляемые без применения ККМ, квалифицируются следующие действия (случаи):

отсутствие пломбы на ККМ либо ее повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной (контрольной) памяти. Это влечет ответственность за осуществление расчетов без применения ККМ, а не за использование неисправной ККМ, поскольку наличие на ККМ пломбы центра технического обслуживания является обязательным условием допуска ККМ к применению (п. 4 постановления);

использование ККМ, не зарегистрированной в налоговых органах, должно рассматриваться как осуществление денежных расчетов с населением без применения ККМ, поскольку в соответствии со ст. 2 и 4 Закона N 5215-1 ККМ подлежат обязательной регистрации в налоговых органах (п. 5 постановления);

в соответствии с Законом N 5215-1 определенным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям разрешено в установленном порядке осуществлять торговлю (оказание услуг, работ) без применения ККМ, но с обязательной выдачей клиентам документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам. Как предусмотрено п. 7 постановления N 10, в случае невыдачи указанных документов строгой отчетности продавцы (исполнители работ, услуг) несут ответственность за осуществление денежных расчетов без применения ККМ.

3. В ст. 7 Закона N 5215-1 установлена ответственность за невыдачу чека лицом, обязанным выдать его покупателю (клиенту), или выдачу чека с указанием суммы менее уплаченной. Пунктом 1 постановления N 10 определено, что при рассмотрении споров, связанных с применением указанной ответственности, судам необходимо иметь в виду, что ответственным в данном случае может быть либо юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), либо физическое лицо (продавец, кассир и т.д.) в зависимости от обстоятельств совершения правонарушения (поскольку в соответствии с Законом штрафные санкции осуществляют налоговые органы, видимо, они и будут определять, к кому должна быть применена ответственность, предусмотренная абзацем шестым ст. 7 Закона).

4. Как уже говорилось, в ряде случаев возможно осуществление расчетов без применения ККМ, но с выдачей документов строгой отчетности взамен чека. Однако и в последнем случае продавец (исполнитель работ, услуг) не освобождается от обязанности вывешивать в доступном покупателю (клиенту) месте ценники на продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги). В случае несоблюдения указанной обязанности к виновным могут быть применены штрафные санкции, установленные абзацем пятым части 1 ст. 7 Закона N 5215-1 (предприятие, не вывесившее ценник на продаваемый товар (прейскурант на оказываемую услуг), подвергается штрафу в 100-кратном МРОТ).

5. Статьей 146-5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (КоАП РСФСР) также предусматривается ответственность за продажу товаров без применения ККМ. При этом в качестве субъектов указанной статьи могут быть в том числе и граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей. Таким образом, часто возникал вопрос, какую ответственность применять к предпринимателю: установленную Законом N 5215-1 или ст. 146-5 КоАП РСФСР. В связи с этим в постановлении N 10 (п. 8) установлено, что при выявлении факта продажи товаров или иных предметов без применения ККМ государственными органами, которым в соответствии с КоАП РСФСР (ст. 224-6) предоставлено право рассматривать дела по данному административному правонарушению, индивидуальный предприниматель привлекается к ответственности на основании ст. 146-5 КоАП РСФСР, и споры, возникающие в связи с наложением указанных штрафных санкций, подведомственны арбитражным судам.

6. В соответствии с постановлением N 10 нормы КоАП РСФСР применяются не только в случаях, указанных в предыдущем пункте. Так, в п. 9 постановления установлено, что поскольку Законом N 5215-1 не регламентирован порядок осуществления производства по делам о нарушении правил применения ККМ, при рассмотрении споров по этим делам судам следует руководствоваться содержащимися в КоАП РСФСР нормами о сроках наложения взыскания и сроках давности исполнения постановлений о наложении административных взысканий. Таким образом, налоговый орган должен вынести решение о наложении взыскания в срок, определенный ст. 38, а в срок, указанный в ст. 282, должно быть предъявлено в установленном порядке (в том числе судебном) требование о взыскании соответствующих санкций.

Кроме того, в соответствии со ст. 33 КоАП РСФСР "Общие правила наложения взыскания за административное правонарушение" при наложении взыскания необходимо учитывать характер совершенного правонарушения (смягчающие и отягчающие обстоятельства, личность нарушителя и др.). Суды при рассмотрении споров о применении ответственности за нарушение правил применения ККМ также должны оценивать соответствующие обстоятельства независимо от того, каким государственным органом (в том числе и налоговым) наложен штраф. По результатам оценки суд может снизить размер штрафных санкций (по сравнению с указанным в решении либо исковом заявлении государственного органа).

Требования КоАП РСФСР (ст. 235) в части составления и оформления акта, регистрирующего факт нарушения порядка денежных расчетов с применением ККМ, должны также учитываться проверяющим налоговым органом, поскольку Закон N 5215-1 не содержит специальных требований к форме и порядку составления такого документа (п. 12 постановления N 10).

В заключение хотелось бы напомнить о размерах штрафов, которые могут налагаться за нарушение порядка денежных расчетов с применением ККМ, установленных в ст. 7 Закона N 5215-1. Как известно, указанные размеры были предметом рассмотрения споров в Конституционном суде Российской Федерации. Так, постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 12.05.98 г. N 14-П было установлено, что предприятие, ведущее денежные расчеты с населением без применения ККМ (абзац второй части первой ст. 7 Закона N 5215-1), должно подвергаться штрафу в размере, предусмотренном ст. 146-5 КоАП РСФСР, т.е. от 50 до 100 МРОТ. При этом взыскание штрафов с физических лиц производится в судебном порядке, а взыскание штрафов с юридических лиц не может осуществляться в бесспорном порядке без их согласия.

Кроме того, по рассмотрении жалоб граждан в связи с наложением на них штрафов Конституционный суд Российской Федерации вынес определение от 1.04.99 г. N 29-О, в соответствии с которым штрафные санкции за совершение правонарушений, предусмотренных абзацами третьим и пятым части первой ст. 7 Закона N 5215-1 (соответственно использование неисправной ККМ и невывешивание ценника на продаваемый товар (прейскурант на оказываемую услугу), налагаются на основе содержащейся в указанной статье пропорциональной зависимости от размера штрафа за ведение денежных расчетов с населением без применения ККМ. Поскольку, как уже говорилось, штраф за указанное правонарушение налагается в размере от 50 до 100 МРОТ, то суммы штрафов, налагаемых на основании абзацев третьего и пятого части первой ст. 7 Закона N 5215-1, должны составлять соответственно от 28,5 до 57,1 МРОТ за использование неисправной ККМ и от 14,3 до 28,6 МРОТ - за невывешивание ценника.


Г. Титова,

Минфин России


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.