Применение косвенных методов оценки дохода водителей такси в США (Е.В. Новиков, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 46, ноябрь 1999 г.)

Применение косвенных методов оценки дохода
водителей такси в США


В соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (п.п. 7 п. 1 ст. 31) налоговые органы вправе "определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги". Иными словами, российские налоговые органы получили право применять так называемые косвенные методы определения налогооблагаемой базы.

В зарубежных странах, в частности в США, такие методы в практике контрольной работы федерального налогового ведомства применяются уже давно, прежде всего в отраслях хозяйства, связанных с оборотом крупных сумм наличных денег, где учет и контроль значительно затруднены. Если налогоплательщик не в состоянии представить налоговому органу требуемые отчетные данные, налоговый орган обязан оценить доходы налогоплательщика косвенным методом. Если налогоплательщик примет решение оспорить в судебном порядке результаты расчетов налогового ведомства, американский суд исходит из правомерности применения налоговым ведомством косвенных методов расчета налогооблагаемой базы.

Федеральная налоговая служба США изучает опыт применения косвенных методов определения налогооблагаемой базы при проведении проверок налогоплательщиков в разных регионах страны и систематизирует наиболее удачные разработки налоговиков на местах.

Одной из категорий налогоплательщиков, в отношении которой приходится применять косвенные методы определения налогооблагаемой базы, безусловно, являются таксомоторные компании и водители такси. В этом секторе рынка услуг движение средств на счетах налогоплательщика обычно не соответствует реальным потокам наличных денег. Большинство операторов такси оплачивают расходы на эксплуатацию и личные расходы наличными денежными средствами до сдачи выручки в банк. Как и другие налогоплательщики, бизнес которых связан с наличными, водители обычно не показывают точных записей своих расходов, что не позволяет установить размер их прибыли. В силу специфики этой отрасли косвенные методы определения налогооблагаемой базы при проведении налоговых проверок применяются здесь наиболее широко.

В конце 80-х годов американская федеральная налоговая служба вела наблюдение примерно за 650 водителями региона Лос-Анджелеса. Проект осуществлялся на протяжении 3 лет. По результатам наблюдений было подготовлено руководство для налоговых инспекторов, которые проверяют налогоплательщиков, оказывающих услуги в качестве водителей такси.

Применение косвенных методов расчета доходов водителей такси возможно только при условии использования хорошей базы данных, учитывающей время работы водителей, пробег машин, в том числе порожний и с пассажирами, тарифы на перевозки, количество пассажиров, стоимость и расход бензина и т.д. Работники налогового ведомства собрали большое количество статистических данных, весьма полно отражающих условия работы в отрасли и движение финансовых потоков в ней. Данные были получены от самих водителей такси, отдела транспорта управления округом, в чьем ведении находится город, а также от таксомоторных компаний.

Разработанная налоговым ведомством методика применения косвенных методов расчета суммы доходов была представлена на суд налогоплательщиков и затем утверждена в качестве официального документа. Проведенные в соответствии с ним расчеты позволяют получать результат, имеющий юридическую силу.

Одновременно была разработана методика расчета поправок к доходам таксомоторных компаний, предоставляющих услуги в кредит по ваучерной системе обслуживания. Клиентами при перевозках в кредит в США обычно бывают школы, детские сады, а также фирмы, нуждающиеся в автотранспорте ежедневно в определенные часы для работы на заданных маршрутах.


Как работают таксомоторные компании в Лос-Анджелесе


Некоторое время назад в соответствии с установленным в таксомоторных компаниях порядком их руководство требовало от водителей фиксировать и сообщать в конце смены данные счетчика (таксометра) и сумму выручки за день. Водители получали минимальный гарантированный оклад и комиссионные. При такой схеме учета неясной оставалась сумма полученных водителем чаевых. Позднее компании, освободившиеся от уплаты налогов на фонд оплаты труда и "мороки" с таксометрами, стали просто начислять определенную сумму, которую водители должны были уплатить компании за эксплуатацию автомобиля. В этой схеме взаимоотношений с компанией водитель выступал в качестве не наемного работника, а независимого подрядчика.

Чаще всего таксомоторные компании получают франшизу, т.е. заключают договор о предоставлении лицензии на использование определенной символики или марки обслуживания с какой-либо организацией, органом местного самоуправления, аэропортом и т.д. Договор ограничивает территорию, на которой могут работать такси. Компания гарантирует содержание автопарка в чистоте, подачу машины клиенту за обусловленное с момента получения заказа время, а также определенный уровень квалификации водителей.

Водители уплачивают компании особый франшизный сбор. Если машина не удовлетворяет требованиям договора, ее объявляют "пиратской" и за нее уплачивается штраф.

Водители работают 10-12 часов в сутки 6 дней в неделю. Для сохранения лицензии они должны ответить на радиовызов диспетчера в течение не более 2 минут после поступления заказа от клиента.

Арендная плата, которую водитель уплачивает за эксплуатацию машины (если автомобилем такси владеет компания), начисляется еженедельно и может включать отчисления на страховку от повреждения имущества компании. Водители, машины которых находятся в их собственности, оплачивают только услуги диспетчера и страховку. В конце 80-х годов водитель в Лос-Анджелесе зарабатывал в среднем около 200 долл. США за день работы. Некоторые водители работают сверхурочно, чтобы заработать средства на франшизу и получить машину в собственность, становясь владельцем или оператором такси.

Работу таксистов в городе контролирует городской департамент транспорта. Периодически проверяются счетчики и журналы регистрации перевозок пассажиров. В соответствии с требованиями полиции водитель обязан фиксировать места посадки и высадки пассажиров и хранить эти записи в течение 2 недель. Владелец такси также обязан регулярно направлять в департамент транспорта города отчеты о своих доходах, которые являются своеобразной формой контроля властей за правильностью использования лицензий и прибыльностью таксомоторного бизнеса. Следует иметь в виду, что подаваемые в городское управление отчеты о доходах не проверяются и поэтому обычно не соответствуют действительности. Они служат исключительно лишь для фиксирования факта оказания услуг водителями такси.

Городское управление регулирует численность работников таксомоторных компаний путем контроля за количеством выдаваемых лицензий на осуществление деятельности по предоставлению услуг такси.

В 80-е годы таксомоторные компании Лос-Анджелеса не страховали себя от ущерба вследствие дорожно-транспортных происшествий, хотя в городе и пригородах они случались сравнительно часто. Владельцы такси обычно приобретали в собственность старые и большие машины, которые расходовали много топлива и нуждались в частом ремонте. Это вынудило власти города потребовать, чтобы в качестве такси использовались машины со сроком эксплуатации не более пяти лет.


Как проверяют таксомоторные компании


При проведении налоговых проверок налогоплательщик (таксомоторная компания) предоставляет инспектору месячные сводки по транспортным накладным, которые подлежат хранению в течение 1,5 лет. Кроме того, налогоплательщик обязан предоставить инспектору перечень машин, составляющих автопарк компании, анкетные данные водителей, бюджет личных расходов. В транспортной накладной фиксируются данные о ежедневном пробеге машины и сумма выручки, которую водители передают администрации компании, которая принимает их без проверки.

При налоговой проверке инспектору рекомендуется прежде всего сличить перечень машин, входящих в автопарк таксомоторной компании, с реестром машин, имеющимся в департаменте автотранспорта, где указывается также информация о дорожно-транспортных происшествиях.

Данные о водительском составе рекомендуется сличить со списком городского лицензионного департамента, где указаны фамилия, местожительство и место работы каждого водителя.

Общим недостатком в деятельности таксомоторных компаний Лос-Анджелеса является произвольная форма ведения записей по начислению налогов. Нередки случаи, когда некоторые записи вообще отсутствуют. Согласно существующей практике водители вычитают из выручки сумму своих расходов, оплаченных наличными и подтвержденных чеками.

Стандартная методика оценки величины фактического дохода включает 3 этапа:

анализ банковских счетов налогоплательщика;

оценка доходов налогоплательщика косвенным методом;

оценка доходов налогоплательщика по его личным расходам.

Налоговые проверки рекомендуется начинать с установления источников наличности, имеющейся у налогоплательщика, поскольку обычно он утверждает, что наличные были накоплены в период, предшествующий проверяемому. Важно установить, использует ли налогоплательщик наличные деньги, полученные от клиентов, для оплаты личных расходов или расходов на эксплуатацию до оприходования выручки. Большинство операторов такси оплачивают свои производственные и личные расходы наличными до помещения денег в банк. В том случае, если компания была недавно создана иммигрантами, налоговому инспектору рекомендуется ознакомиться с анкетой налогоплательщика, поданной в иммиграционную службу, где можно узнать о суммах средств, ввезенных в страну из-за границы. Рекомендуется проанализировать прежние источники доходов налогоплательщика, в частности полученных по местам прежней работы, в виде наследства, подарков, займов и т.д.

Основным показателем работы водителя такси является величина пробега машины за определенный период. Зная ее, сравнительно несложно оценить все другие показатели эксплуатации машины и затем оценить размер полученной водителем выручки.

Для проверки правильности отражения в отчетах величины пробега автотранспорта рекомендуется проанализировать счета по оплате ремонтов с указанием данных спидометра, оплате покупок смазочных масел, покрышек, расчетов за проведение регулировочных операций и т.д. Однако это не всегда возможно. В ходе осуществления проекта в Лос-Анджелесе информация о проверке быстро распространилась по городу и вскоре водители начали предъявлять инспекторам счета по оплате ремонтных работ без указания в них данных спидометра, что не позволяло использовать эти счета для оценки величины пробега машины. Тогда инспекторы решили оценивать величину пробега машины по счетам оплаты смазочных масел.

Приведем пример расчета величины пробега машины косвенным методом. Пять счетов на покупку масла соответствуют 15-кратной смене масла в двигателе. Величина пробега между двумя сменами масла составляет 3 тыс. миль. Отсюда общая величина пробега автомобиля за анализируемый период составляет 45 тыс. миль.

Величину пробега автомобиля можно также определить с помощью информации об оплате за бензин. Однако, при этом надо иметь в виду, что налогоплательщики часто завышают расходы по оплате бензина. В Лос-Анджелесе и его окрестностях в годы осуществления описываемого проекта в качестве такси в основном эксплуатировались автомобили 1977-1980 гг. выпуска. По оценкам налогового ведомства, таким машинам одного галлона бензина хватало на 12 миль пробега. Однако большинство водителей настаивали на том, что на одном галлоне бензина они могут проехать не более 8 миль. Поэтому величину по оплате расходов бензина налоговые инспекторы сопоставляют с данными спидометра, отчетными данными, направляемыми компанией в местный департамент транспорта, а также данными других источников.

Установив величину пробега машины, инспектор переходит к оценке дохода налогоплательщика. При этом учитываются тарифы на оплату посадки пассажира (плата за включение счетчика), оплату проезда и простоев во время ожидания пассажира; расходы из-за задержек в пути и т.п.

Зная среднее количество посадок пассажиров за день, можно оценить сумму выручки, полученную от включения счетчика, поскольку единый тариф за включение счетчика устанавливается городскими властями, выдающими франшизу.

Размер оплаты проезда на такси зависит от дальности поездки с пассажиром. При оценке суммы общего дохода обычно считают, что величина пробега с пассажирами составляет не менее 50% общей величины пробега автомобиля. Оплата осуществляется по счетчику. Поэтому, если налоговому инспектору удается определить дальность поездки, он может рассчитать сумму выручки. Инспектору приходится во всех деталях разбираться с системой работы такси, поскольку каждый водитель работает по-своему. Одни водители забирают клиентов около вокзалов, другие объезжает улицы в надежде на случайного клиента. Все водители независимо от личных пристрастий оплачивают услуги диспетчера и обязаны отвечать на его вызовы.

Многие водители утверждают, что у диспетчеров есть любимчики, которым направляются "выгодные" заказы. Поэтому налоговым инспекторам рекомендуется выяснить необходимые детали в ходе первой беседы с налогоплательщиком. Например, если водитель работает около аэропорта, он выезжает на стоянку такси и встает в очередь за клиентом. Когда подходит его очередь, водитель платит за стоянку (в Лос-Анджелесе во время реализации проекта - 2,5 долл.), забирает пассажира, доставляет его по назначению и возвращается на стоянку. Однако на практике водитель, взявший пассажира возле аэропорта, доставляет его в одну из центральных гостиниц, около которой забирает следующего клиента. После доставки второго клиента по назначению диспетчер передает водителю следующий заказ, поступивший из места, расположенного поблизости от места высадки последнего пассажира. Так что на самом деле 50% порожнего пробега - это завышенная оценка.

Администрация аэропорта устанавливает дополнительные ограничения для водителя такси: он может появляться в аэропорте только через день. Если номер такси четный, то водитель может приезжать на стоянку аэропорта только по четным дням и наоборот.


Когда водителя такси можно считать наемным работником


При налоговых проверках возникают вопросы, связанные с определением отношений "работодатель - наемный работник". Порядок налогообложения в структурах таксомоторного обслуживания зависит от того, к какой категории относится проверяемый налогоплательщик. В частности, от категории налогоплательщика зависит, должен ли работодатель платить налог с фонда оплаты труда работника или нет.

С одной стороны, если водитель такси в Лос-Анджелесе согласно законодательству арендует автомобиль у таксомоторной компании за определенный процент от выручки, то такой водитель считается наемным работником. С другой стороны, владельцы машин и операторы, пользующиеся услугами таксомоторной компании, либо водители, которые одновременно арендуют автомобиль и пользуются услугами компании регулярно за фиксированную плату, не являются ее наемными работниками. В целях налогообложения их относят к категории индивидуальных предпринимателей.

К другим универсальным критериям классификации отношений "работодатель - наемный работник" с точки зрения налогообложения в США можно отнести следующие:

степень свободы действий лица;

уровень собственных инвестиций в средства производства;

факт извлечения прибыли или несения убытков;

характер выполняемой работы с точки зрения возможности отнесения ее к систематической хозяйственной деятельности;

право компании уволить работника;

постоянство отношений "работодатель - наемный работник".

Помимо критерия свободы действий лица особо важно право компании контролировать: порядок оказания услуг; используемых для этого средства; результаты деятельности.

В Лос-Анджелесе водителей такси, как правило, следовало относить к категории наемных работников. Аргументировалось это следующим образом. Независимо от того, арендуют ли водители машину или являются операторами, они обязаны выполнять определенные требования франшизы. Хотя водитель в принципе может отказаться от заказа, предлагаемого диспетчером, последствия этого зависят от продолжительности работы водителя в компании и не зависят от того, владеет водитель своим автомобилем или нет. Компания не делает различий между водителями разных категорий ни по условиям приема на работу, ни по количеству рабочих часов и тарифам перевозки пассажиров. Компания может уволить любого водителя в случае, если последний нарушает требования франчайзингового договора. Автомобиль должен быть соответствующим образом покрашен, внесен в список машин, составляющих автопарк компании, и застрахован компанией от ущерба вследствие ДТП.

Постоянные клиенты ряда таксомоторных компаний пользуются кредитом, расплачиваясь за проезд ваучерами. Компания принимает от водителей ваучеры, выписывает счета своим клиентам и получает от них плату за обслуживание. Например, водитель такси может быть закреплен за какой-то школой. По утрам в определенное время он разъезжает по домам и забирает детей-инвалидов, которых отвозит в школу, а после окончания уроков развозит по домам. Естественно, такой водитель жестко ограничен в своих действиях и считается наемным работником, а работодатель в этом случае обязан уплачивать налог с фонда оплаты труда.


Проверка учета работы арендованных машин


Определенные проблемы при налоговой проверке возникают с водителями арендованных машин. Большинство владельцев такси и компаний обычно сдают в аренду несколько своих автомобилей. Однако они практически никогда не отчитываются перед налоговым органом по доходам, полученным от взимания арендной платы, которая может составлять несколько десятков долларов в день с одной машины. Водители, взявшие автомобили в аренду, не фиксируют (или заявляют налоговому инспектору, что не фиксируют) момент получения машины в аренду. Это затрудняет работу налогового инспектора, которому приходится искать другие источники информации.

Одним из признаков сдачи автомобиля в аренду является отсутствие сведений об уплате водителям заработной платы.

Обследование, проведенное в Лос-Анджелесе, показало, что налоговые декларации представляют менее 40% водителей такси, взявших машины в аренду. Водители арендованных машин обычно работают лишь время от времени, не отчитываются по своим доходам и не платят соответствующий налог. Количество таких водителей и величину доходов от сдачи машин в аренду можно установить по счетам прибылей и убытков, подаваемым в муниципалитет. Периодические платежи за аренду (200 - 400 долл. в месяц) можно выявить по выпискам из банковского счета. Таксомоторные компании подлежат страхованию и поэтому должны фиксировать водителей, арендующих машины. Наконец, прежде чем водитель получает разрешение на аренду, он обязан представить свой послужной список. Все эти документы могут служить источниками ценной информации для налогового инспектора.


Е.В. Новиков,

государственный советник

налоговой службы III ранга



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.