Организация бухгалтерского учета (С.К. Егорова, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 46, ноябрь 1999 г.)

Организация бухгалтерского учета


В N 20 "Финансовой газеты. Региональный выпуск" были опубликованы материалы под рубрикой "Бухгалтеру предприятия бытового обслуживания". По просьбам читателей газеты предлагаем публикации на эту тему.

Основным документом, определяющим особенности организации работы предприятий в сфере бытового обслуживания, являются Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.97 г. N 1025, которые регулируют отношения между потребителями при оказании бытовых услуг. Правила определяют порядок информирования потребителей об оказываемых услугах; обязанности, ответственность исполнителя и права заказчиков; особенности оказания отдельных видов услуг и порядок их оплаты.

В соответствии с Правилами бытового обслуживания предприятие обязано довести до сведения потребителя свое фирменное наименование, данные о местонахождении и режиме работы. Если вид деятельности, осуществляемый предприятием, подлежит лицензированию, то потребителю должна быть представлена информация о номере, сроке действия лицензии, а также об органе, выдавшем ее.

Организация обязана своевременно представлять заказчику необходимую и достоверную информацию об услугах (работах), которая в обязательном порядке должна содержать:

перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их представления;

обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги (работы);

сроки оказания услуг (выполнения работ);

гарантийные сроки, если они установлены федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации или договором либо предусмотрены обычаем делового оборота;

цены на оказываемые услуги (выполняемые работы), а также на используемые при этом материалы, запасные части и фурнитуру исполнителя (обозначенные на их образцах) и сведения о порядке и форме оплаты;

сведения о сертификации услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации (номер сертификата, срок его действия, орган, выдавший его).


Перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации.
Наименование работ (услуг)
Ремонт и техническое обслуживание бытовой
радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов


Ремонт и техническое обслуживание радиовещательных и телевизионных приемников; ремонт и техническое обслуживание бытовой аппаратуры записи и воспроизведение информации; установка и подключение к радиотелевизионной аппаратуре вспомогательных радиоэлектронных устройств; ремонт бытовых машин; ремонт бытовых приборов.


Химическая чистка и крашение изделий
Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств


Техническое обслуживание легковых автомобилей; ремонт легковых автомобилей; ремонт, зарядка и приемка не пригодных к эксплуатации аккумуляторных батарей; установка дополнительного оборудования.


Услуги парикмахерских
Жилищно-коммунальные услуги


Услуги гостиниц и прочих мест проживания.

Правила бытового обслуживания распространяются на отношения, вытекающие из договора бытового подряда и договора возмездного оказания услуг.

В соответствии с Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением заказчик бытовых услуг обязан получить за оказанную услугу чек с контрольно-кассового аппарата, если ему не выдается квитанция установленного образца. При наличии такой квитанции для соответствующего вида бытовых услуг не требуется контрольно-кассового аппарата. Однако наличие контрольно-кассового аппарата не освобождает производителя услуги от оформления договора (квитанции) в соответствии с п. 7 Правил бытового обслуживания населения Российской Федерации, если указанные там реквизиты не печатаются на чеке контрольно-кассового аппарата. Лишь некоторые виды бытовых услуг, оказываемых в присутствии заказчика, могут оформляться чеком с контрольно-кассовой машины, где указаны только дата и сумма, полученная за заказ, без заполнения договора (квитанции) установленного образца. Для этих видов бытовых услуг взамен чека с контрольно-кассовой машины может использоваться специальный талон. При его использовании контрольно-кассовый аппарат данному предприятию не требуется.


Применение форм бланков строгой отчетности


Для оказания бытовых услуг применяются формы бланков строгой отчетности от БО-1 до БО-11.

БО-1 "Наряд-заказ", "Квитанция", "Копия квитанции";

БО-2 "Наряд-заказ", "Квитанция", "Копия квитанции";

БО-3 "Наряд-заказ", "Квитанция", "Копия квитанции";

БО-4 "Наряд-заказ", "Квитанция";

БО-5 "Наряд-заказ", "Квитанция", "Копия квитанции";

БО-6 "Обязательство-квитанция", "Копия обязательства-квитанции";

БО-7 "Залоговый билет", "Копия залогового билета", "Опись вещей";

БО-8 "Сохранная квитанция", "Копия сохранной квитанции", "Опись вещей";

БО-9 "Кассовая ведомость приема выручки", "Копия кассовой ведомости приема выручки";

БО-10 ДМ "Наряд-заказ", "Квитанция", "Копия квитанции";

БО-11 "Листок учета выработки", "Талон".

В соответствии с ОКУН и технологическими особенностями все виды бытовых услуг распределены по группам, применяющим однотипные формы бланков строгой отчетности*.


Форма БО-1


Применяется для оформления заказов как при предварительной, так и при последующих формах расчета с населением за услуги и работы по ремонту радиотелевизионной аппаратуры, бытовых машин и приборов, часов, ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, ремонту и строительству жилищ, услуг по газификации, изготовлению и ремонту мебели и т.п. при наличии материальных затрат. Выписывается в трех экземплярах.

Особенность применения данной формы - оформление работ по ремонту бытовой техники и автомобилей (далее - аппаратов), осуществляемых в условиях стационара. При приеме аппарата определяется ориентировочная стоимость ремонта. Затем первый экземпляр (наряд-заказ) частично заполненной формы со справочными данными изделия и заказчика и второй экземпляр (квитанция) направляются в производство и в дальнейшем первый экземпляр используется для учета выручки и начисления заработной платы исполнителям работ, а второй - для списания материальных ценностей, израсходованных на ремонт, и для оценки качества; третий экземпляр (копия квитанции) с частично заполненными реквизитами передается заказчику для подтверждения сдачи изделия в ремонт.

При выполнении заказа (оказании услуги) первый и второй экземпляры заполняются под копирку и после окончания ремонта передаются приемщику. Данные из первого и второго экземпляров вносятся в третий экземпляр, по которому заказчик получает заказ из ремонта. Заполненный экземпляр вручается заказчику для подтверждения выполнения ремонта и использования материалов (деталей).

Кроме того, на втором экземпляре имеются специальные отрывные талоны, которые прикрепляются на аппарат и шасси (компрессор, агрегат, электродвигатель, кузов и т.п., заводские номера которых указываются в основной форме бланка в правой верхней части на двух нижних строках).

На первом экземпляре имеется отрывной талон, который используется для оценки качества, т.е. в случае неудовлетворительного выполнения заказа его можно оторвать.

На третьем экземпляре находится гарантийный талон, который выдается заказчику на определенный срок в соответствии с Правилами бытового обслуживания населения.

При выполнении ремонтных работ на дому все три экземпляра формы БО-1 заполняются под копирку. Использование и назначение экземпляров такие же, как и при ремонте в условиях стационара.


Форма БО-2


Применяется при оформлении заказов по изготовлению, крупному и среднему ремонту обуви. Выписывается приемщиком в трех экземплярах под копирку.

Первый экземпляр (наряд-заказ) сопровождает заказ в производстве и используется для начисления заработной платы. На этом же экземпляре имеются специальные талоны, которые приклеиваются к обуви для обеспечения сохранности. Второй экземпляр (квитанция) выдается заказчику. После оказания услуги заказчик возвращает квитанцию и в случае неудовлетворительного выполнения заказа отрывает от нее специальный талон. Экземпляр используется для учета качества работы. Третий экземпляр (копия квитанции) используется для учета выручки.

Мелкий ремонт обуви в присутствии заказчика оформляется по форме БО-9 "Кассовая ведомость приема выручки", а заказчику выдается отрывная часть формы БО-11 (02) или чек контрольно-кассовой машины.


Форма БО-3


Применяется при оформлении заказов в фотографиях, на стирку белья, выдачу напрокат предметов почасового пользования, а также все виды ремонтных работ, не требующих затрат материалов. Выписывается приемщиком в трех экземплярах под копирку.

Первый экземпляр (наряд-заказ) сопровождает заказ в производстве и используется для начисления заработной платы. Второй экземпляр (квитанция) выдается заказчику. После оказания услуги заказчик возвращает квитанцию и в случае неудовлетворительного выполнения заказа отрывает от него специальный талон. Третий экземпляр (копия квитанции) используется для учета денежной выручки.


Форма БО-4


Применяется при оформлении заказов на услуги и работы при предварительной и последующей формах оплаты по индивидуальному пошиву, обновлению и ремонту одежды, вязке трикотажных изделий, изготовлению головных уборов, меховых изделий, гранитных памятников, ремонту и строительству жилья и т.д. Выписывается приемщиком в двух экземплярах под копирку.

Первый экземпляр (наряд-заказ) состоит из трех частей - наряда-заказа, первого корешка квитанции и паспорта к заказу. Второй экземпляр (квитанция) состоит из четырех частей - квитанции, второго корешка квитанции, гарантийного талона, материального требования к заказу.

Паспорт к заказу отделяется от наряда-заказа и заполняется закройщиком (проектировщиком). На лицевой стороне паспорта даны общие измерения (размеры), а также определено место для рисунка (силуэта, схемы) изделия. На оборотной стороне указывается, какие изменения внесены по просьбе заказчика, дано полное описание изделия с перечислением количества усложняющих элементов, сгруппированных по стоимости.

Паспорт к заказу выполняет функции технологического документа и обеспечивает контроль за движением заказов в производстве. На основании паспорта к заказу приемщик под копирку заполняет наряд-заказ и квитанцию. На оборотной стороне наряда-заказа производится расчет заработной платы исполнителя за выполнение работы.

После заполнения наряда-заказа и квитанции приемщик приступает к оформлению корешков квитанций, которые заполняются по строкам 1, 2, 5 под копирку при приеме заказа. Оформленный первый экземпляр корешка-квитанции отрывается от наряда-заказа, передается в кассу для регистрации в ведомости учета движения денежных средств и реализованных услуг.

После оформления платежей необходимо на основании наряда-заказа заполнить отрывной талон "Требование к заказу", который вместе с нарядом-заказом передается в производство и служит основанием для списания товарно-материальных ценностей со склада.

Получая готовые изделия, заказчик возвращает приемщику квитанцию, в которую вносятся изменения по заказу и стоимости. После этого приемщик заполняет второй корешок квитанции по строкам 3, 4, 6, отрывает его и передает в кассу для заполнения формы "Ведомость учета движения денежных средств и реализованных услуг" в момент реализации.

Заказчику вместе с готовым изделием передается гарантийный талон и предлагается оценить качество оказанной услуги.


Форма БО-5


Применяется при оформлении заказов на услуги химической чистки, крашение и ремонтные работы, выполняемые предприятиями химчистки, как при предварительной, так и при последующей формах оплаты. Форма БО-5 выписывается приемщиком в трех экземплярах под копирку.

Первый экземпляр (наряд-заказ) сопровождает заказ в производство и является основанием для списания материальных ценностей и начисления заработной платы. Второй экземпляр (квитанция) передается заказчику для подтверждения заказа и его стоимости (при предварительной форме оплаты). При получении заказа заказчик возвращает квитанцию приемщику. Квитанция служит основанием для оценки качества оказания услуги (при неудовлетворительном выполнении заказа заказчик отрывает от квитанции специальный талон). Третий экземпляр (копия квитанции) используется для учета выручки. При последующей форме оплаты данные об оплате заказа вносятся под копирку во все три экземпляра при оплате заказа. Затем копия квитанции передается в бухгалтерию предприятия по реестру и служит контрольным документом по учету как квитанций, так и заказов.


Форма БО-6


Применяется при оформлении выдачи напрокат предметов, а также получении денег за продление срока проката, ремонт, порчу предметов проката и т.д.

Первый экземпляр (обязательство-квитанция) направляется в картотеку салона, где хранится до возвращения предметов проката. Второй экземпляр (копия обязательства-квитанции) передается нанимателем для подтверждения передачи напрокат предметов, стоимости проката, а также для контроля доплат и возвращается им в момент возврата предметов проката.

В случае повторной и последующей доплат выписывается приходный кассовый ордер, номер которого проставляется в правой верхней части оборотной стороны формы.

Отрывной корешок обязательства-квитанции регистрируется в накопительной ведомости приема и сдачи выручки и вместе с ней передается в бухгалтерию. Выдача напрокат предметов почасового пользования оформляется в кассовой ведомости по форме БО-9 с выдачей заказчику чека контрольно-кассовой машины или отрывной части формы БО-11 (02). Возможно также использование формы БО-3 в зависимости от вида массовой услуги и места нахождения прокатного пункта.


Форма БО-7


Применяется для оформления услуг ломбардов при выдаче ссуды под залог вещей и драгоценностей, выписывается контролером в трех экземплярах под копирку.

Первый экземпляр (залоговый билет) вручается залогодателю при сдаче вещей (драгоценностей) в залог и получении ссуды, возвращается им при погашении полученной ссуды в обмен на вещи (драгоценности).

При погашении ссуды от залогового билета отделяются талон в кладовую, расчетный талон и ордер в кассу. Талон в кладовую передается кладовщику для снятия вещей (драгоценностей) с ответственного хранения, расчетный талон служит контролеру основанием для составления отчетности по произведенным за день выкупам, передача ордера в кассу является основанием для кассира на получение денег с залогодателя. На всех трех талонах кассир делает отметку об оплате и дате выкупа.

Второй экземпляр (копия залогового билета) после заполнения в нем ордера в кассу, который служит основанием для кассира на выдачу ссуды залогодателю, используется для составления регистров аналитического бухгалтерского учета.

Третий экземпляр (опись вещей) хранится вместе с вещами (драгоценностями) в кладовой до момента их выкупа залогодателем. При поступлении талона в кладовую кладовщик находит вещи (драгоценности), выносит их контролеру на выдаче, который расписывается на контрольном талоне в получении вещей. Контрольный талон возвращается кладовщику и хранится у него в течение трех лет.


Форма БО-8


Применяется в ломбардах при приеме вещей и драгоценностей на хранение. Выписывается контролером в трех экземплярах под копирку.

Первый экземпляр (сохранная квитанция) выдается сдатчику при приеме вещей (драгоценностей) на хранение, внизу сохранной квитанции делается расчет платы за хранение, вносимой сдатчиком в кассу в момент оформления хранения. Сохранная квитанция возвращается сдатчиком ломбарду при выкупе вещей (драгоценностей) с хранения.

При выдаче вещей (драгоценностей) с хранения от сохранной квитанции отделяются талон в кладовую, расчетный талон и ордер в кассу. Талон в кладовую служит кладовщику основанием для выдачи вещей (драгоценностей) с ответственного хранения, расчетный талон является основанием контролеру для составления отчетности по произведенным за день выдачам. Ордер в кассу - основание для кассира на выдачу (или получение) денег сдатчику. На всех талонах кассир делает отметку об оплате хранения.

Второй экземпляр (копия сохранной квитанции) после заполнения в нем ордера, который является основанием для получения от сдатчика платы за хранение в момент приема вещей, используется бухгалтерией для составления регистров аналитического учета.

Третий экземпляр (опись вещей) хранится вместе с вещами (драгоценностями) в кладовой до момента выдачи с соответственного хранения. При поступлении талона в кладовую кладовщик находит вещи и выносит их контролеру на выдаче. Контролер расписывается на контрольном талоне в получении вещей, а сам талон возвращается кладовщику. Контрольный талон хранится у кладовщика в течение трех лет.


Форма БО-9


Форма БО-9 "Кассовая ведомость приема выручки" применяется для оформления срочного и мелкого ремонта в присутствии заказчика, а также при выполнении фоторабот при договорной форме организации и стимулирования труда. При использовании формы БО-9 заказчику должен быть выдан чек контрольно-кассовой машины или отрывная часть формы БО-11 (02). При этом в графе формы БО-9 "номер жетона" проставляется номер кассового чека или номер формы БО-11 (02).

Ведомость служит основанием для составления материального отчета на списание реализованных изделий, израсходованных материалов и начисления заработной платы.


Форма БО-10 ДМ


Применяется при оформлении индивидуальных заказов на ремонт и изготовление ювелирных изделий из драгоценных металлов и камней. Форма заполняется приемщиком в трех экземплярах под копирку.

Первый экземпляр (наряд-заказ) сопровождает заказ в производстве и является основанием для начисления заработной платы и списания материалов. В разделе "Наименование работ и доплат" в случае необходимости отражаются доплаты за проставление пробы, почтовые расходы и т.п. На экземпляре имеется специальное место для зарисовки эскиза. Второй экземпляр (квитанция) выдается на руки заказчику и служит основанием для получения готового изделия и оценки качества работы. Третий экземпляр (копия квитанции) прилагается к кассовому отчету для учета выручки. Кроме того, на этом экземпляре имеется гарантийный талон, который вручается заказчику.


Форма БО-11


Форма БО-11 (01) применяется для учета услуг парикмахерских по каждому мастеру мужского и женского залов, косметических, маникюрных и педикюрных кабинетов.

Листки учета выработки заполняются ежедневно мастером и используются для контроля за поступлением выручки, начисления заработной платы и списания израсходованных материалов. Кассир проверяет достоверность записи стоимости услуг и расписывается в соответствующей графе. Листки учета выработки ежедневно регистрируются в отчете кассира.

При работе без кассового аппарата обязательно применение талона БО-11 (02). Мастер заполняет талон после оказания услуг клиенту. Отрывную часть талона отдают клиенту, а данные всех использованных за смену талонов записывают в листок учета выработки мастера БО-11 (01) в графу "Номер позиции по прейскуранту". В эту же графу заносится номер кассового чека; при применении контрольно-кассовой машины форма БО-11 (02) не требуется.

Талон БО-11 (02) применяется для всех видов бытовых услуг, где используется форма БО-9 при отсутствии контрольно-кассовой машины. Исполнитель услуги заносит в форму БО-9 все необходимые реквизиты оказываемой услуги, причем в графе "номер жетона" проставляется номер талона БО-11 (02), отрывную часть которого отдают клиенту.

При реализации на предприятиях бытового обслуживания сопутствующих товаров можно использовать талон БО-11 (02) совместно с формой БО-9 взамен кассового аппарата. Порядок заполнения указанных форм аналогичен применяемому при оказании услуг.


Порядок оплаты бытовых услуг


Заказчик обязан оплатить оказанную услугу в сроки и в порядке, которые указаны в договоре, после ее окончательной сдачи. С согласия заказчика работа может быть оплачена им при заключении договора полностью или путем выдачи аванса. Цена услуги в договоре определяется соглашением сторон. Она не может быть выше устанавливаемой или регулируемой соответствующими государственными органами.

Материалы организации-исполнителя оплачиваются заказчиком при заключении договора полностью или частично, как указано в договоре, с окончательным расчетом при получении выполненной работы. В соответствии с договором материал может быть предоставлен заказчику в кредит, в том числе с условием оплаты в рассрочку.


Порядок оказания бытовых услуг


Организация обязана оказать услугу, качество которой должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии или неполноте условий договора - требованиям, обычно предъявляемым к услугам (работам) соответствующего рода в сроки, предусмотренные договором. В договоре делается отметка о фактической дате оказания услуги. При оказании услуг на дому у заказчика предприятие обеспечивает явку своего работника в согласованное с заказчиком время, а заказчик обязан создать необходимые условия для оказания услуги.

Если услуга оказывается полностью или частично из материала (с вещью) заказчика, организация отвечает за сохранность этого материала (вещи) и правильное его использование.

После окончания работы исполнитель обязан представить заказчику отчет о расходовании материала и возвратить его остаток либо с согласия заказчика уменьшить цену работы с учетом стоимости остающегося у исполнителя неиспользованного материала.

Заказчик вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов.

Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором, с участием исполнителя осмотреть и принять выполненную работу (ее результат). При обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков заказчик должен немедленно заявить об этом исполнителю. Указанные недостатки должны быть описаны в акте либо в ином документе, удостоверяющем факт приемки.

В случае неявки заказчика за получением результата выполненной работы или иного уклонения от его приемки исполнитель вправе, письменно предупредив потребителя, по истечении двух месяцев со дня такого предупреждения продать результат работы за разумную цену, а вырученную сумму за вычетом всех причитающихся исполнителю платежей внести в депозит в порядке, предусмотренном ст. 327 Гражданского кодекса Российской Федерации.


Учет реализации платных бытовых услуг


К платным услугам населению относятся услуги, предоставляемые предприятиями (организациями) независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности гражданам по индивидуальным заказам для удовлетворения их социально-бытовых, культурных, лечебно-оздоровительных, правовых и других потребностей.

Учет платных услуг осуществляется строго за отчетный период на основании данных первичного учета предприятия. Общий объем реализации платных услуг представляет собой как сумму платежей, полученных предприятиями, которые оказали услуги своими силами, от населения, так и доплаты за счет средств предприятия, включенные в цену услуги.

Оплата услуг может быть произведена как непосредственно в кассу предприятия, так и через банковские учреждения.

В учете предусматривается распределение платных услуг на следующие основные виды: бытовые, пассажирского транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, по содержанию детей в дошкольных учреждениях, культуры, туристско-экскурсионные, физической культуры и спорта, здравоохранения, санаторно-курортные и оздоровительные, правового характера, банковских учреждений. Прочие виды платных услуг отражаются в учете и отчетности по группе "другие услуги".

В объем бытовых услуг включается стоимость всех выполненных по индивидуальным заказам граждан бытовых услуг. Здесь учитывается выручка за следующие виды работ, выполненных по индивидуальным заказам граждан: ремонт обуви, пошив обуви (в том числе пошив ортопедической обуви, за исключением изготовления валяной и резиновой обуви); ремонт одежды и трикотажных изделий; пошив одежды (включая изготовление изделий текстильной галантереи, головных уборов; демонстрацию и показ моделей); пошив и вязка трикотажных изделий; ремонт радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий; ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, принадлежащих гражданам (включая технический осмотр, мойку машин); ремонт мебели; изготовление мебели; химическая чистка и крашение; услуги прачечных (включая сопутствующие услуги - мелкий ремонт сдаваемых в обработку вещей); ремонт и строительство жилищ (квартир); услуги фотографий и фотокинолабораторий (включая услуги салонов звукозаписи); услуги бань и душей; услуги парикмахерских (включая изготовление париков, шиньонов); услуги прокатных пунктов (включая предоставление помещений для проведения торжественных мероприятий - день рождения, свадьба и т.п. - по заявкам граждан); транспортные услуги (перевозка грузов населению, включая доставку пассажирских билетов на дом); ритуальные услуги (в том числе продажа похоронных принадлежностей через специализированные магазины), прочие виды бытовых услуг (включая газификацию домов индивидуального сектора, переработку сельскохозяйственной продукции по заказам граждан).

В объеме бытовых услуг учитывается также стоимость:

изготовленных без предварительных заказов изделий, реализованных гражданам за наличный расчет непосредственно через сеть приемных пунктов;

материалов, узлов, деталей, запасных частей (по розничным ценам предприятий), используемых при оказании бытовых услуг;

услуг по строительству и ремонту кооперативных гаражей и стоянок для транспортных средств, принадлежащих гражданам, благоустройству садовых участков (товариществ) и ремонту мест общего пользования кооперативных жилых домов за счет средств членов кооперативов (товариществ) независимо от формы оплаты;

услуг по ремонту радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, индивидуальных транспортных средств в период гарантийного срока их эксплуатации (кроме гарантийного ремонта, выполняемого предприятием-изготовителем);

услуг по ремонту обуви, одежды, трикотажных изделий, мебели, радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонту и изготовлению металлоизделий, прачечных, химической чистки и крашения, транспортных услуг, выполненных по заказам лечебно-профилактических, оздоровительных учреждений, социально-бытовых организаций, а также ритуальных услуг, выполненных по заказам предприятий, услуг прачечных, химической чистки и крашения, выполненных по заказам общежитий учебных заведений, предприятий гостиничного хозяйства, туризма, железных дорог, аэропортов, пароходств и воинских подразделений (кроме прачечных, состоящих на балансе заказчика), услуг бань и душей, оказанных контингенту воинских подразделений;

ремонта и технического обслуживания принадлежащей инвалидам автомототехники по их заказам за счет средств социального обеспечения;

работ по новому строительству, оплаченных заказчиком на основании актов сдачи работ, выполненных в отчетном периоде, или полностью законченному строительству (объекту);

услуг по ремонту радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, транспортных средств в период гарантийного срока их эксплуатации, выполненных, сданных заказчику и оплаченных предприятием-изготовителем. При этом предприятие-изготовитель, осуществляющее фирменное техническое обслуживание и ремонт указанных изделий в период гарантийного срока их эксплуатации, затраты на эти работы в отчет о бытовом обслуживании включать не должно.

Бытовые услуги, оплаченные населением, включаются в отчет по реализации по моменту их выполнения. При этом стоимость услуг по изготовлению одежды, обуви, трикотажных изделий, мебели, ремонту индивидуальных транспортных средств, ремонту жилищ (квартир) и других построек включается в отчет по моменту выдачи заказа.

В объем реализации бытовых услуг не включается стоимость:

материалов, изделий, запасных частей и деталей, предоставленных заказчиком (давальческое сырье); материалов, изделий, запасных частей и деталей, приобретенных предприятием в розничной торговле; сжиженного газа при заправке и доставке населению газовых баллонов (учитываемая в составе коммунальных услуг (газоснабжение);

работ (услуг) выполненных, но не оплаченных заказчиком;

гарантийного ремонта радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, транспортных средств, осуществляемого непосредственно предприятием-изготовителем указанной техники или его подразделениями;

предпродажного и предторгового ремонта радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, транспортных средств.


Особенности деятельности организаций сферы
бытового обслуживания


Деятельность предприятий сферы услуг имеет ряд особенностей, которые отличают ее от других сфер и отраслей хозяйства и оказывают определенное влияние как на организацию и экономику предприятия, так и на ведение и построение бухгалтерского учета. К ним относятся: многоотраслевой характер оказываемых услуг; непосредственный контакт с потребителями услуг; разнообразие и многочисленность выполняемых индивидуальных заказов; большая разбросанность и территориальная разобщенность производства, складского и кассового хозяйства.

Рассмотрим, какие факторы влияют на организацию учета в сфере услуг.

Предприятия по обслуживанию населения кроме платных услуг как основного вида деятельности оказывают также отдельные услуги предприятиям и организациям, а также осуществляют торговлю предметами широкого потребления через торговые киоски или непосредственно в салонах или ателье.

Осуществление указанных видов деятельности в масштабах одного предприятия и даже производственного подразделения вызывает необходимость дифференциации в учете по данным видам деятельности. Это находит отражение в организации как синтетического, так и аналитического учета.

Услуги, оказываемые населению предприятиями сферы услуг, очень многообразны. Это выражается в характере оказываемых услуг, в различии объектов услуг и их форм (только для бытовых услуг существуют 9 отраслевых групп). Выполняются услуги по ремонту бытовых вещей, приборов и изготовлению новой продукции; услуги сельскохозяйственного, гигиенического и ритуального характера; транспортные, торговые, информационные, прокатные услуги; услуги по строительству и ремонту жилья и др.

Важным с точки зрения организации учета является сложившееся деление всех услуг на две группы - производственные и непроизводственные (материальные и нематериальные). Критерием деления является наличие или отсутствие производства при оказании тех или иных услуг.

По целевому назначению услуги принято подразделять на следующие группы: услуги по ремонту и уходу за вещами населения, имеющие целью восстановление потребительских свойств предметов бытового назначения (ремонт одежды, обуви, химическая чистка и крашение изделий и т.д.); услуги по изготовлению новых изделий по заказам населения (пошив одежды, вязка трикотажных изделий, изготовление мебели, строительство жилья и т.д.); услуги по созданию удобств в быту, удовлетворению потребностей человека как физического лица, а также связанные с ведением домашнего хозяйства (парикмахерские, санитарно-гигиенические услуги, прокат предметов культурно-бытового назначения и т.д.); справочно-информационные и посреднические, туристические услуги и др.

По формам оказания услуги систематизируются по следующим признакам: обслуживание в условиях стационарных ателье, салонов; выездное обслуживание посредством передвижных салонов, приемных пунктов, на дому у заказчика, по месту работы и т.п.; самообслуживание, т.е. силами самих заказчиков на оборудовании предприятия (химическая чистка, прачечные); обслуживание посредством особых условий - абонементное обслуживание, выполнение заказов из заранее изготовленных полуфабрикатов, при посредничестве бюро "добрых услуг" и т.п.; выполнение заказов в сроки, установленные правилами, срочное исполнение заказов, выполнение их в присутствии заказчиков и т.п.

По способу оплаты услуги можно сгруппировать следующим образом: оплачиваемые в порядке предварительного частичного авансирования при приеме заказов с последующим окончательным расчетом при сдаче заказов; услуги, оказываемые населению бесплатно (гарантийный ремонт машин и аппаратов бытового назначения).

Услуги состоят из трех взаимосвязанных элементов:

1) прием заказов на услуги от населения;

2) производство (выполнение) услуг;

3) реализация услуг.

Начальной стадией услуги является прием заказов от населения. Он включает определение содержания (состава) услуги. На данной стадии выполняется ряд операций технологического характера, которые в значительной степени влияют на все дальнейшее производство. Это операции по обмеру фигуры заказчика, выявлению дефектов в принесенных в ремонт вещах, определению характера загрязнения поступивших в обработку вещей и т.п. Прием заказов от населения на услуги сопровождается, как уже отмечалось, документальным оформлением, как правило, в виде выписки квитанции установленного образца. Все принятые заказы регистрируются в журнале учета движения заказов, который является регистром оперативного учета. В журнале приводятся следующие данные: номер заказа, сведения о заказчике, содержание услуги, ее стоимость, сведения о движении заказов в производстве, сроки выполнения заказов и др. Журнал открывается на год и ведется в хронологическом порядке. При этом приемщик отмечает передачу принятых заказов в производство, их поступление в приемный салон на примерку и возврат в производство, получение готовых заказов и выдачу их заказчику. Принятые и выданные заказы регистрируются приемщиком на основании соответствующего экземпляра квитанции ежедневно по мере поступления или реализации заказов.

Все принятые заказы приемщик передает в производство для выполнения. Обеспечивается контроль за движением и сохранностью заказов на каждой стадии технологического процесса. Как правило, к заказу прикрепляются отрывной талон квитанций, наряд-заказ, паспорт к заказу и т.п. На каждую партию заказов, передаваемую в производство, составляется группировочный сопроводительный документ (наряд-задание, маршрутный лист, дневное задание, сопроводительная ведомость или реестр и т.п.), в котором приводятся необходимые сведения о заказах и исполнителях по всему технологическому маршруту изготовления заказа.


Оформление услуг, оказываемых в присутствии заказчика


Для оформления услуг по мелкому и срочному ремонту изделий, выполняемому в присутствии заказчика или в течение дня, используются кассовые чеки, билеты. Ведомость составляется ежедневно приемщиком или непосредственно мастером. Она заменяет квитанции и является основанием для учета денежных средств, полученных от заказчиков, списания израсходованных материалов, начисления заработной платы исполнителям заказов.


Оформление заказов на гарантийный ремонт


Особый порядок учета принятых заказов применяется при приеме заказа на ремонтные услуги в период гарантийного срока эксплуатации бытовой техники, а также при абонементном обслуживании.

Ремонт бытовой техники и радиотелевизионной аппаратуры в период гарантийного срока эксплуатации осуществляется за счет завода-изготовителя. Все работы, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом радиотелевизионной аппаратуры и бытовой техники в период гарантийного срока их эксплуатации, оформляются квитанциями (форма БО-1). Сведения об изделии (аппарате) в период гарантийного срока фиксируются в учетно-технической карте приемщиком заказов или другим уполномоченным на это работником. Все данные выписываются на основе технического паспорта изделия и нарядов-заказов на техническое обслуживание и ремонт. Для учета поступивших на гарантийное обслуживание изделий ремонтные подразделения (мастерские, телеателье и т.п.) ведут журнал учета изделий, принятых по гарантии, а также составляют ведомости и справки о принятых на гарантийное обслуживание изделиях, работах по техническому обслуживанию и ремонту, которые вместе с отрывными гарантийными талонами передаются в бухгалтерию предприятия и служат основанием для расчетов с заводами-изготовителями.


Оформление заказов на абонементное обслуживание


Для выполнения профилактического обслуживания и ремонта радиотелевизионной аппаратуры и другой бытовой техники по абонементам с владельцами аппаратов заключаются договоры. Договор составляется в двух экземплярах: один передается владельцу аппарата для последующих отметок о производимой работе, второй находится у мастера и используется для составления учетно-технических карт.

При заключении договора первый взнос абонент вносит в кассу предприятия. При этом ему выдаются квитанция и абонементная книжка для последующих расчетов за абонементное обслуживание.

При расчетах с заказчиками за абонементное обслуживание услуги оформляются квитанцией (форма БО-1), в которой дополнительно приводятся данные с указанием номера абонента. Сведения о выполненных работах переносятся в учетно-технические карты. При выездном обслуживании населения работникам цехов, мастерских, ателье (приемщику заказов, мастеру и т.д.), выезжающим к заказчикам, выдаются под отчет квитанционные книжки. За выездное обслуживание с заказчиков может взиматься дополнительная плата в установленных размерах. Суммы, взысканные с заказчиков за выездное обслуживание, указываются в квитанции особой строкой. В день возвращения работники, выезжающие к заказчикам, отчитываются перед приемщиком или кассиром об использовании квитанций и получении выручки. При этом составляется реестр на принятые заказы и полученную выручку в двух экземплярах. Принятые заказы вместе с нарядами-заказами передаются в производство.


Оформление заказов в кредит


Документальное оформление принятых заказов на условиях оплаты стоимости заказа (или материала) в кредит осуществляется только при представлении заказчиком справки установленной формы (для покупки товаров в кредит) и паспорта. При наличии указанных документов приемщик оформляет квитанцию установленной формы и поручение-обязательство о погашении кредита установленной формы в двух экземплярах, один из которых пересылается по месту работы заказчика, а другой вместе со справкой для покупки товаров в кредит сдается в бухгалтерию для расчетов. В квитанции указывается сумма частичной оплаты стоимости материалов и платы за кредит в установленном порядке.


Оформление заказов предприятий и организаций


При оказании бытовых услуг предприятиям и организациям все работы производятся на основании договора, гарантийного письма, заявки предприятия-заказчика. При приеме таких заказов составляется твердая или приблизительная смета на заказ и выписывается счет. В смете (калькуляции) рассчитывается расход необходимых материалов и других затрат и определяется стоимость заказа. Смета составляется в двух экземплярах, один из которых передается в производство.


Оформление выдачи заказа


Заключительным этапом услуги является выдача заказа, которая осуществляется после предъявления заказчиком выданного ему экземпляра квитанции. В случае утери заказ выдается по письменному заявлению заказчика с предъявлением паспорта, а при утере квитанции на ремонтируемые транспортные средства предъявляется также технический паспорт этих средств. При этом приемщик на оборотной стороне заявления делает расчет общей стоимости заказа: сумм, полученных за материалы, за работу по прейскурантам, которые подтверждаются подписью заказчика.

Заказы по желанию заказчика аннулируются только по письменному заявлению заказчика. При этом ему возвращаются материал, изделия, сданные в ремонт, сумма, полученная от него при оформлении заказа, за вычетом убытков и потерь, причиненных предприятию расторжением договора.


Организация производства услуг


По типу организации и масштабам производства предприятия сферы бытового обслуживания следует относить к индивидуальным, единичным производствам, в некоторых случаях - к мелкосерийным. Характерным для организации производства в сфере обслуживания является, как уже указывалось, его децентрализация по мелким предприятиям (малые предприятия или хозяйства), каждое из которых имеет законченный производственный цикл; между ними нет межцеховых кооперированных связей. Вследствие этого техническая оснащенность данных предприятий значительно слабее, чем на крупных предприятиях соответствующих отраслей производства.


Типы предприятий бытового обслуживания


В настоящее время существуют следующие основные типы производственных предприятий по оказанию услуг населению: ателье, мастерские, салоны, дома быта, специализированные комплексные приемные пункты, бюро, фотографии, парикмахерские и др. По характеру деятельности все они имеют определенные различия.

Ателье, мастерские, салоны - преимущественный тип производственного звена в сфере бытового обслуживания. Указанные предприятия осуществляют одновременно с производством работ прием и выдачу заказов, т.е. совмещают производственный цех и приемный пункт. При этом характерной особенностью ателье и салонов является предметно-замкнутая организация технологического процесса.

С углублением и расширением сферы обслуживания на предприятиях бытового обслуживания увеличивается количество цехов, которые выполняют чисто производственное функции и не имеют непосредственных контактов с заказчиками. Заказы поступают в производство в данном случае через сеть территориально обособленных приемных пунктов.

Приемные пункты, бюро, представительства - это специфические подразделения предприятий сферы сервиса, осуществляющие операции по приему, оформлению и выдаче заказов. Они бывают стационарными, передвижными, специализированными, комплексными.

Значительное распространение получили так называемые дома быта, представляющие собой комплексное предприятие, которое оказывает населению одновременно нескольких видов бытовых, а также торговых услуг.

Характерная особенность предприятий сферы услуг в том, что в подавляющем большинстве производственные подразделения (ателье, мастерские, салоны и т.д.), входящие в состав домов быта, не имеют технологической общности и межцеховых кооперированных связей, т.е. единого производственного комплекса, так как каждое ателье, мастерская имеет законченный производственный цикл, а по своему статусу является малым предприятием.

Платные услуги населению в современных условиях оказывают государственные, частные предприятия и индивидуальные предприниматели.


Учет кассовых операций


Денежные расчеты с населением при оказании услуг в кассах приемных пунктов, ателье, салонов и других обособленных подразделений осуществляются с обязательным применением контрольно-кассовых машин (ККМ), которые подлежат обязательной регистрации в налоговых органах.


Ведение кассовых операций


Ведение кассовых операций возлагается на приемщиков заказов или кассиров, с которыми заключаются договоры о полной материальной ответственности за сохранность принятых ими денежных средств, бланков строгой отчетности и за любой ущерб, причиненный ими как в результате умышленных действий, так и вследствие небрежного или недобросовестного выполнения своих обязанностей, к которым относится, в частности, и правильное оформление денежных документов. При этом предприятие должно обеспечить хранение денежных средств и документов.

Наличные денежные средства, денежные документы и бланки строгой отчетности в подразделениях бытового обслуживания должны храниться в несгораемых шкафах (сейфах). В течение рабочего дня допускается хранение денег в несгораемых шкафах, которые должны быть надежно прикреплены к стене или перекрытию, причем рабочее место приемщика-кассира должно быть оборудовано охранной сигнализацией.

На оформленный заказ заказчику выдаются чек ККМ и квитанция. На чеке должны отражаться следующие реквизиты:

наименование организации;

идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

заводской номер ККМ;

порядковый номер чека;

дата оказания услуги;

стоимость услуги;

признак фискального режима.

Выдаваемые заказчикам квитанции не освобождают предприятие от применения ККМ, за исключением случаев оказания услуг с выездом к заказчику.

На всех ККМ в обязательном порядке применяются контрольно-кассовые ленты, а по каждой ККМ ведется книга кассира-операциониста, заверенная в налоговом органе. Книга кассира-операциониста ведется в хронологическом порядке. Контрольно-кассовая лента оформляется на начало и на конец дня и сверяется с книгой кассира-операциониста.

Контрольные ленты, книга кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие проведение денежных расчетов с заказчиком, хранятся в течение 5 лет.

По окончании работы кассир обязан составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру в кассу предприятия или инкассатору.

Для учета денежных средств приемщики заказов и кассиры ведут Ведомость учета движения денежных средств и реализации услуг (форма N 4), которая составляется ежедневно в двух экземплярах. В ней отражаются сведения об остатках денег, о поступлении выручки и расходе наличных денежных средств. Поэтому ведомость является одновременно кассовым отчетом и отчетом о реализации услуг, оказанных населению производственным подразделением. Один экземпляр ведомости вместе с приходными и расходными документами передается в бухгалтерию предприятия, другой остается в приемном пункте.


(Продолжение следует)


С. К. Егорова,

профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета и аудита

Московского государственного университета сервиса



-------------------------------------------------------------------------

* В N 20 нашей газеты была приведена таблица, в которой показано, как бланки строгой отчетности используются по видам услуг.



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.